Конституционные реформы в государствах Восточной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2010 в 21:08, Не определен

Описание работы

Курсовая работа

Файлы: 1 файл

КПЗС.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

         Понятие статуса (от лат. status- состояние, положение) в науке конституционное право, связывают с определенным правовым состоянием, характеризующимся комплексом прав и обязанностей (применительно к физическим лицам) или полномочий (когда речь идет о юридическом лице).

      Как член гражданского общества каждый человек  обладает правами и равноправен  в их осуществлении с другими  членами гражданского общества. Как  член политического общества он может  обладать большими или меньшими правами, максимум прав предоставляется гражданину. Итак, человек в данном случае рассматривается как составная часть гражданского общества, а гражданин политического.  Отсюда права человека принадлежат всем лицам, находящимся на территории данного государства, право гражданина – только гражданам. Отнесение тех или иных прав и свобод к правам человека или правам гражданина определяется рядом факторов (традицией, конкретными обстоятельствами принятия конституции, позицией законодателя и т. д.), и поэтому перечни прав человека и перечни прав гражданина не совпадают полностью в конституциях разных стран. Например, в большинстве конституций право на благоприятную окружающую среду – право человека, по Конституции Болгарии – право гражданина7.

         Конституция и акты текущего законодательства исходят из формального равенства всех граждан (подданных), действует запрет на дискриминацию по отношению к религии, по признакам пола, места жительства, социального положения, расовой, национальной и кастовой принадлежности. Как правило, в конституционных нормах установлено, что женщины пользуются равными с мужчинами политическими, гражданскими и социально-экономическими правами, хотя в действительности это не всегда соблюдается.

         Основные права  и свободы ограничиваются не только по законным основаниям в интересах защиты закона, общественной морали и правопорядка, но и по мотивам политической целесообразности. Действует запрет на применение пыток в ходе следствия, судопроизводства, не допускаются наказания, унижающие достоинство человека. Действуют запреты на применение детского труда в промышленности и сельском хозяйстве, на принудительный труд, на торговлю людьми. Но эти запреты на практике недостаточно эффективны.

   Политические  права и свободы, принадлежащие  в основном только гражданам, освобождены от идеологических ограничений, сводивших их ранее на нет.

          К типичным политическим правам относятся:

    1. избирательные;
    2. на участие в общественно-политической жизни;
    3. на свободу слова, убеждений, выражения мнений;
    4. на свободу ассоциаций;
    5. на петиции.8

         В постсоциалистических странах на конституционный уровень поднят ряд социально-экономических прав и свобод – это право «свободно выбирать место работы» (ст. 29 Конституции Эстонии 1992 г.); право «на справедливые и удовлетворяющие условия труда» (ст. 36 Конституция Словакии 1992 г.); право «трудящегося на такой доход, который соответствует количеству и качеству выполненного им труда» (параграф 70 Б Конституции Венгрии 1949 г. в редакции от 1989 г.); право на «охрану против произвола при увольнении с работы и против дискриминации на работе» (пункт “б” ст.36 Конституции Словакии 1992г.) и т. д.9

         В социальных правах заинтересованы прежде всего те слои населения, уровень доходов которых  относительно не велик.

         Современные конституции  почти всегда декларируют, что государство борется с бедностью и отсталостью, болезнями, содействует занятости, принимает меры по сокращению безработицы. В этих целях принимаются целевые государственные программы.

          На  первое место выдвигаются гражданские (личные) права:

    1. на личную неприкосновенность и безопасность;
    2. на неприкосновенность жилища;
    3. на тайну переписки, телефонно-телеграфных сообщений;
    4. на свободу передвижения.

          Помимо  прав, закрепляются и обязанности:

    1. соблюдать Конституцию и законы;
    2. охранять суверенитет и территориальную целостность государства;
    3. защищать государство в случае внешней агрессии;
    4. беречь природу и общественную (государственную) собственность;
    5. платить законно установленные налоги и сборы10.

    В ряде государств действует воинская повинность.

      Перечень  конституционных прав и свобод в новых конституционных актах расширен, формулировки стали более точными, а главное – усилены конституционные гарантии провозглашаемых прав и свобод. Причем вопрос о необходимых и допустимых ограничениях прав и свобод конституции теперь обычно не оставляют на полное усмотрение законодателя, а устанавливают условия и пределы их применения.

      При разработке соответствующих разделов новых конституционных актов  обычно широко использовались авторитетные международно-правовые документы –  Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международные пакты о правах человека 1966 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и протоколы к ней, а также конституционный опыт зарубежных демократических государств.

         Принцип равенства  выражается в равном участии в правотворческом  процессе, а также в праве на равное отношение со стороны публичной власти и равенстве перед законом. Таким образом, каждый может обратиться к государству и его чиновникам не как субъект, а как равный11.

         Для иллюстрации  сравним социалистическое конституционное  регулирование прав и свобод с  современным на примере одной  из стран региона, а именно Венгрии. В Венгрии формально продолжает действовать Конституция 1949 года, в  которой почти ничего не осталость  не только от первоначального текста, но и от демократизированной в 1972 году редакции.

   (См. приложение)

   Прочитав  и сопоставив оба перечня, легко  можно убедиться в том, что  в действующей редакции венгерской Конституции получили отражение  все отмеченные выше либеральные и демократические тенденции. Вместе с тем, некоторые социалистические «пятна» здесь еще остались. Надо также иметь ввиду, что венгерская Конституция в редакции от 1972 года принадлежала к наименее тоталитарным социалистическим конституциям, а коммунистический режим в Венгрии был более либерален, чем в большинстве социалистических стран. 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Основные  направления конституционных реформ 

   Политические  права и свободы конституции  провозглашались «в интересах строительства социализма и коммунизма». Ни о каком политическом плюрализме не было и речи. Законодательно конкретизировались обычно лишь избирательные права, причем большей частью таким образом, чтобы исключить на практике конкуренцию кандидатов, даже стоящих на единой коммунистической платформе. Выборы представляли собой хорошо отрепетированный спектакль. Реализация иных политических свобод регулировалась обычно закрытыми инструкциями спецслужб.

         Формулировки личных прав и свобод звучали в конституциях, особенно последнего времени, более или менее демократично, однако их правовые гарантии были явно недостаточны. Далеко не все административные решения подлежали контролю. Что касается государственной организации,  была выдвинута идея единства власти, которая всегда принадлежит определенному классу – буржуазии или рабочим. Власть осуществляется через систему представительных органов типа советов или непосредственно. Все иные государственные органы находятся под контролем советов и ответственны перед ним. Советы соединяют в своих руках законодательную и исполнительную власть.

   Ответственность перед верховными советами несла  и централизованная прокуратура. Суды, «избиравшиеся» советами, были ответственны перед советом своего уровня либо подотчетны ему. Такова общая модель организации государственной власти. В разных странах она имела свои особенности, не затрагивавшие, впрочем, основных принципов.

   Действительными же органами власти на всех уровнях  были коммунистические партийные комитеты, точнее их бюро во главе с первыми секретарями, которые на своей территории фактически являлись феодалами.

Любые выборы в государственные органы и на государственные должности  были фикцией: партийная олигархия  или первый секретарь решали, кто  в каком органе будет состоять, и кто чем будет руководить.

      Когда коммунистические режимы пали, в социалистических странах сразу ощутилась потребность  в глубоких конституционных реформах. Коренным образом изменилось и конституционное  регулирование организации и  функционирования публичной власти. Основная тенденция заключается в стремлении обеспечить демократическое правление на основе права, гарантирующее соблюдение властью провозглашенных в конституции прав и свобод. На место принципа единства власти, формального полновластия советов, прикрывавшего полновластие коммунистических партий, приходит принцип разделения властей, который часто прямо закрепляется в конституциях. Правда, реализация этого принципа в конкретных конституционных нормах и институтах, а особенно в практике их функционирования, иногда не отличается последовательностью. Не всегда соблюдается необходимый баланс между законодательной и исполнительной властями. Нередко слишком слабой оказывается судебная власть. а между тем взаимное уравновешивание властей составляет принцип разделения властей, препятствующего монополизации власти каким-либо одним органом или лицом.12

        Недостатки эти объяснимы: на  новой демократической идеологии  власти должны еще вырасти  новые поколения носителей публично-властных  полномочий. А пока приходится  считаться с определенной социальной инерцией. Настоящая демократия не может сложиться с сегодня на завтра, должны сложиться демократические привычки и традиции. Во всех странах региона сохраняется республиканская форма правления. Ни в одном из тех государств, где коммунистический режим смел существовавшие монархии или не допустил их реставрации после второй мировой войны (Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия), промонархические силы серьезного влияния не имеют.

      В Венгрии, Латвии, Словакии, Чехии утвердилась  парламентарная республика. В этих странах глава государства – президент избирается парламентом. При осуществлении своих полномочий президент обычно связан позицией правительства, опирающегося на поддержку большинства депутатов нижней (или единственной) палаты парламента. Эту палату президент может распустить в установленных конституцией случаях и назначить новые выборы.13 Президентской республики в чистом виде в рассматриваемых странах нет. Однако смешанные республики, сочетающие признаки и парламентарной, и президентской, довольно разнообразны. Часть из них функционируют в основном по парламентарному типу (например, в Болгарии и Словении): президент самостоятельно осуществляет главным образом функции главы государства, в текущее управление не вмешивается и поручает формирование правительства лидеру партии (коалиции) парламентского большинства, которая далеко не всегда придерживается той же политической ориентации, что и президент.14 В других смешанных республиках (например, Польша и Румыния) президенты, мало вмешиваясь в дела текущей администрации, оказывают решающее влияние на правительственную политику. Многое здесь зависит от личности и авторитета президента, а также от политической и правовой культуры общества, его готовности следовать «правилам игры», установленным Конституцией. Избираемый именно гражданами Президент имеет большое влияние на принятие важных государственных решений.

      Политическая  роль главы государства в восточноевропейском  регионе оказалась очень значительной благодаря тому, что должность  главы государства в начале данного периода в основном заняли лидеры, находившиеся в оппозиции существовавшему прежде режиму правления коммунистической партии.

      Однако  как показал опыт политического  развития, не все из них справились с задачей управления государством наилучшим образом, и в результате приобретенная ими на первом этапе реформ харизма подчас резко ослабевала или вообще исчезала. Это оказало существенное влияние на конституционный статус главы государства.15

      Парламенты  в большинстве стран Восточной Европы однопалатные. В социалистический период господствовала концепция, исходившая из того, что двухпалатный орган народного представительства уместен только в федеративных государствах. После падения коммунистического режима двухпалатная система была восстановлена в Польше и Румынии (польская Конституция, впрочем, говорит о Сейме и Сенате как о самостоятельных органах, которые только для решения определенных в Конституции вопросов собираются вместе и образуют Национальное собрание). Двухпалатная структура парламента хотя и усложняет законодательный процесс, но способствует более тщательной проработке текстов законопроектов, учету разнообразных социальных интересов, препятствует принятию скоропалительных государственных решений.

Информация о работе Конституционные реформы в государствах Восточной Европы