Коллизии в праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 15:24, Не определен

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение коллизий в праве, их понятие причины их возникновения, развития, виды, а также способы устранения

Файлы: 1 файл

коллизии в праве.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

     Но  существует и третье вето (предварительное) - это когда Правительство в  своем заключении накладывает табу на тот или иной проект закона из-за отсутствия средств для его реализации. А поскольку практически любой закон требует определенных затрат для своего осуществления, то при желании исполнительная власть всегда может остановить любой неугодный закон. Однако главное - это все же коллизии между законами и указами.

     Экс-председатель Государственной Думы Г.Н. Селезнев в своей книге «Вся власть - закону»4 пишет о негодной практике подмены законов указами, о параллелизме между этими актами, подчеркивает, что «россиянам, в том числе высокопоставленным, необходимо пересмотреть свое отношение к закону и преодолеть правовой нигилизм»5. Действительно, власть закона должна быть превыше всего.

     Законы, как известно, отклоняет не только Президент, но и Совет Федерации. В спорных случаях, как правило, создаются согласительные комиссии, призванные сглаживать противоречия и находить компромисс. Это в принципе нормальный путь разрешения коллизий, но он превращается в систему. Б.Н. Ельцин отклонял законы свыше 50 раз, а некоторые из них, вопреки Конституции, возвращал в Государственную Думу без рассмотрения, по поводу чего законодатель обращались даже в Конституционный Суд. Последний, как ни странно, нашел эту практику вполне приемлемой. Снова коллизия!

     Согласно  Конституции Российской Федерации, указы подзаконны, на практике же, как уже отмечалось, они; все чаще возвышаются над законом. И требуется величайшая осторожность, чтобы это «опережающее указотворчество» не нарушало прав граждан, не вносило сумятицу в нормальной право созидательный процесс, не дестабилизировало общую правовую ситуацию. «Бодание» законов и указов особенно заметно по социальным вопросам - зарплате, пенсиям, пособиям, компенсациям и другим выплатам.

     Глубинная коллизия состоит уже в том, что  бывший Президент в России фактически «законодательствовал», хотя юридически такой прерогатив не располагал. Он издавал акты, являющиеся по своей природе законами, и принимались они нередко по тем позициям, которые относились к компетенции Государственной Думы. Законодательный орган становился как бы излишним.

     Конечно, законодатель очень часто запаздывают с принятием тех или иных законов, в то время как обстоятельства требуют оперативного реагирования. Поэтому вопрос этот в действительности непростой. Тем не менее, в целом указанную практику оправдать нельзя. Недостаточная мобильность - свойство всех парламентов, однако это не дает оснований для подмены их традиционных функций.

     К тому же многие основополагающие (базовые) законопроекты особенно экономического характера, разрабатываются не самой  Думой, а Правительством, и от него, в конечном счете, зависит своевременность их принятия. Но при всех сложностях и трудностях Думой за все время своего существования принято свыше 3 тысяч законов.

     Но  юридическая война идет не только между законами и указами, но и  между актами, издаваемыми повсеместно всей президентской вертикалью, и актами, исходящими от представительных органов власти. Серьезные трения и конфликты связаны также с определением статуса и компетенции различных должностных лиц (коллизии полномочий), немотивированными смещениями и перемещениями ключевых фигур в управленческом аппарате. Многие руководители узнают о своем снятии с занимаемых постов из печати.

     Примером  противоречий статусов и полномочий может служить деятельность президентской  администрации и ее подразделений. Данная структура была создана самим Президентом и действует она на основании подписанного им же Положения. Законодательной основы не имеет. В печати, литературе, депутатском корпусе не раз обращалось внимание на то, что администрация главы государства из сугубо вспомогательной службы, какой она должна быть по логике вещей, на деле превратилась в некий надправительственный орган с властными полномочиями.

     Фактически  она взяла на себя значительную часть  функций Президента и стала играть самостоятельную роль. Государственная Дума по этому поводу даже обращалась в Конституционный суд.

     Определенные  противоречия возникают и в связи  с различными концепциями правопонимания, которые имеют место в современной  российской юридической науке. Эти  коллизии носят не только теоретический, но и практический характер, непосредственно отражаются на состоянии законности и правопорядка в стране, эффективности механизма правового регулирования. Б.С. Эбзеев - судья Конституционного Суда РФ - отмечает, что, «с одной стороны, в судебной и иной правоприменительной практике широкое признание получил некритичный позитивизм, поддерживаемый и многими юристами - теоретиками; с другой - предпринимаются активные усилия по преодолению позитивизма с позиции «общих принципов» и ценностей естественно-правовой доктрины. И в этом, и в другом случаях доминирует ценносто-иерархический подход, который неизбежно отличается однородностью и способен оправдать произвол и беззаконие под предлогом соблюдения законности и законов. В действительности он является формой своеволия или отказа от законности под флагом борьбы за естественные права»6.

     Другие  ученые также обращают внимание на то, что в последние годы «коллизия  правопонимания» стала трансформироваться в коллизию правосознания   общества,    в   правовые   установки   и   действия   граждан, должностных лиц, политических деятелей. «Неписаное право», надзаконные «демократические ценности», «общие принципы» открывают широкий простор для свободного усмотрения, как властей, так и всех иных участников общественных отношений, субъектов рынка, криминальных элементов, политических элит и т.д.»7 Это значит, что теоретические коллизии не менее опасны, чем практические, ибо правоприменение прямо и непосредственно зависит от правопонимания.

          2 КОЛЛИЗИИ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

       

          2.1 Коллизии в праве

     Юридические коллизии и конфликты порождаются, как правило, теми или иными правовыми  актами. В столкновении этих актов  юридические противоречия находят  многообразные проявления. Примечательно, что именно с принятием и реализацией законов, указов, постановлений и иных актов связано преодоление различных конфликтов, в т.ч. юридических. И здесь роль этих актов столь же значительна, хотя не меньшее значение приобретает устранение противоречий между ними. Сбалансирование между собой правовые акты как бы «гасят» одну из причин юридических коллизий и тем самым вносят свой нормативный вклад в процесс устранения коллизий и их последствий8.

     Исследователи допускают разрешение коллизии и конфликтах как самими участниками, так и путем вмешательства третьей стороны, делая акцент на достижение согласия между его участниками в виде совпадения мнений, предопределенности законодательной воли внешней средой, или навязанным извне соглашением. Поддерживая эту классификацию, добавим к ней своего рода нормативное упорядочение как проявление частной и/или общей гармонизации правовых актов. Гармонизация есть процесс обеспечения их согласованности, соразмерности объему полномочий принявших их субъектов, достижения целей, заданных государственными институтами. Причем это не гладкий эволюционный путь, а движение со своими этапами, «приливами» и «отливами», со своими противоречиями.

     На  передний план выдвигается стратегическая задача гармонизации правовых актов, которая  может требовать динамичных способов разрешения. Дело в том, что правовые акты лишь внешне выступают как обезличенные явления. За ними всегда стоят политические силы, социальные слои, лидеры, государственные  органы.  Акты  служат  как  бы  «нормативными  куклами», появляющимися и действующими по воле и в интересах тех, кто стоит, как за кулисами, под их прикрытием. И в то же время акты обладают громадным созидательным потенциалом, выражая меру согласованности социальных интересов и общепризнанный нормативный стандарт, и одновременно программу поведения.

     Гармонизация  правовых актов служит упорядочению нормативно-правовых массивов и поддерживанию  правовой системы в состоянии  функционального равновесия. Она  позволяет добиться функционального  равновесия правовых актов, обеспечить ту ступень их сбалансированности между собой, которая в конечном итоге позволяет правовой системе функционировать и развиваться в заданных направлениях. А, следовательно, гарантируется устойчивый статус всех субъектов права, преодолеваются отклонения в их действиях от нормативной модели. Государственные институты и институты гражданского общества действуют в конституционном русле. Именно поэтому в Договоре об общественном согласии, в различных целевых программах большое место уделяется принятию законов, их устойчивости и последовательной реализации.

     Объектом  гармонизации могут быть отдельные  правовые акты или даже их части, суммы  актов одного или нескольких органов, конфликтующих между собой, наконец, правовые институты и даже отрасли  законодательства. Гармонизация позволяет устранить юридические противоречия и обеспечить то соотношение правовых актов, которое произведено от статуса принявших их органов и предопределяется конституционными основами правовой системы. Точнее говоря, может быть восстановлено прежнее, ранее нарушенное соглашение актов между собой, легальной статус органа, если были допущены отступления от него и вмешательство в сферу другого органа.

     Гармонизация  сопровождается и жесткими правовыми  средствами -отменой актов, их оспариванием, признанием недействительными и т.п., и мягкими - приведением актов в соответствие с конституционными установлениями, согласованностью правовых программ и действий и т.п. Сближение правовых позиций конфликтующих сторон ведет к уменьшению и снятию напряженности в их отношениях и способствует снижению общей остроты юридических противоречий в государстве.

     Добавим к сказанному и несколько слов о способах гармонизации. Они могут  иметь обеспечивающий характер и  обладать общими и специфическими чертами  применительно к преодолению юридических противоречий внутри правовой системы и между национальным и международным правом.

     Острота юридических противоречий, обнаруживаемая в российской действительности, столкновения актов отражают как обычные, повторяющиеся, так и возникающие конфликтные ситуации. Их видоизменение и преобразование в нормально-юридическое состояние требуют значительных усилий как законодателей и исполнительных органов, так и всех правоприменителей - как политических партий и общественных объединений, так и средств массовой информации и других институтов гражданского общества. Затрачиваемые усилия направлены на формирование условий, благоприятствующих юридической гармонизации.

     К числу таких условий можно  отнести прежде всего упорядочение, совершенствование и развитие общественных отношений в разных сферах общественной жизни - политической, экономической, социальной и других. Ведь  истоки  многих  юридических  противоречий  находятся  вне  правовой сферы,   и   их   преодоление   требует   правильного   государственного   курса, обоснованных программ преобразований и последовательности действий.

     Собственно  юридические условия гармонизации правовых актов можно выразить следующим  образом. На преодоление юридических  конфликтов, прежде всего благоприятным  образом влияют упорядочение правовой системы и поддержание ее в равновесии. Оно слагается из таких действий, как установление строгой классификации правовых актов и соблюдение ее в процессе правотворчества. Тогда удается избегать и преодолевать многочисленные случаи смещения правовых актов по предмету, содержанию и методам регулирования, по форме, процедуре принятия и вступления в силу, строго придерживаться нормативных соотношений между актами и системных связей и их зависимостей. Решать эти задачи можно благодаря строгому следованию конституционным принципам правовой системы, а также путем принятия ФЗ «О правовом статусе и юридической силе нормативно правовых актов», который «задерживается» в парламентских коридорах.

     Начнем  с самого начала, с первых действии в законодательном процессе. И мы увидим, как часто в текстах проектов законов (и других правовых актов) «закладываются» ошибки, приводящие в дальнейшем к юридическим коллизиям. Такие ошибки можно разделить на три группы, хотя они часто сосуществуют и даже переходят одна в другую.

     Первая  группа включает юридические ошибки познавательного характера, поскольку  право и закон призваны адекватно  отражать изменяющуюся действительность. К ним относятся ошибки в выборе предмета законодательного регулирования, когда он определяется неверно. Нередко требуется не закон, а другой вид правового акта, принятие не нового закона, а более полная реализация или корректировка действующих актов. Подчас неточно определяются объем и методы, средства правового регулирования9.

     Вторая  группа текстовых ошибок и противоречий носит содержательный характер. К их числу относятся: а) неверный набор правовых знаков, актов различного характера (статутных, тематических, охранительных и т.п.); б) допущение несогласованности статей закона, противоречий между нормативными      понятиями      и      конкретными      нормами,      нарушение последовательности построения текста; в) слабая обоснованность правовых решений, их неполнота, побуждающие к скорому внесению изменений и дополнений; г) неудачное определение объема и срока действия кормы, вынуждающее к ее поспешной корректировке; д) слабый учет действующих актов в отрасли, а также законов смежных отраслей. К чему было нужно через четыре года принимать новый федеральный закон о почтовой связи, через шесть лет новый федеральный закон о физкультуре и спорте, хотя заметных перемен в этих сферах не произошло; е) запоздалая отмена либо даже сохранение устаревших актов и норм, что мешает правильному применению и выбору правовых актов.

Информация о работе Коллизии в праве