Государственные секретари

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 17:30, реферат

Описание работы

Успешной карьере В.П. Буткова способствовали военный министр А.И. Чернышев и министр юстиции В.Н. Панин, которые ценили в молодом чиновнике умение готовить бумаги и делать доклады. 1 января 1853 года В.Н. Бутков занял пост государственного секретаря. В 1856 году в России произошла смена высшей власти. Новый император Александр II Николаевич привлек В.П. Буткова, как специалиста по правовым вопросам, к разработке плана реформ в стране. Сам Бутков не имел твердых политических взглядов и в своей деятельности примыкал к своим шефам ̶ консерваторам А.И. Чернышову и А.Ф. Орлову.

Содержание работы

. Бутков Владимир Петрович 3

2. Половцов Александр Александрович 6

3. Муравьёв Николай Валерианович 13

4. Плеве Вячеслав Константинович 16

5. Ю́лий Александрович Икскуль фон Гильденба́ндт 23

6. Коковцев Владимир Николаевич 31


Список литературы 35

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 725.50 Кб (Скачать файл)

     1902 — в апреле 4 числа, после убийства Д. С. Сипягина, назначен министром внутренних дел и шефом Корпуса жандармов. На этом посту последовательно проводил жесткую политику в отношении оппозиционных и революционных движений. При нём подавлены крестьянские выступления в Подольской и Харьковской губерниях. 30 мая 1902 г. по докладу Плеве состоялось «Высочайшее повеление о прекращении в 1902 собирания земствами двенадцати губерний статистических сведений и о применении этой меры в отдельных сельских местностях остальных земских губерний по усмотрению губернаторов». Им были приняты меры к ограничению деятельности местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности; в ноябре того же 1902 по его распоряжению закрыт Воронежский уездный комитет, «…за резкость суждений его членов»; некоторые из них подверглись административным взысканиям. В 1903 были подвергнуты административной ревизии земские учреждения Московской, Вятской, Курской и Тверской губерний. Высочайшим повелением 8 января 1904 предоставлены министру внутренних дел и тверскому губернатору чрезвычайные полномочия в отношении Тверского губернского и Новоторжского уездного земств. Стесняя деятельность земств, в особенности губернских, Плеве являлся горячим поборником усиления губернаторской власти.

     Он состоял членом первой монархической организации в России — Русском собрании, которую сам чуть было не закрыл по доносу.

     1903 — в мае Законом учрежден институт уездной полицейской стражи, заменившей сельскую полицию.

     Плеве понимал недостаточность репрессивных мер в борьбе с растущим недовольством и беспорядками, но изданный при его ближайшем участии манифест 26 февраля 1903 г. не имел практических последствий, кроме отмены круговой поруки (в крестьянской среде). 

     Из воспоминаний современников: «Он много читал, наблюдал и думал и, к моему большому удовольствию, оказался очень начитанным в произведениях … Салтыкова-Щедрина» — академик Янжул, Иван Иванович.

     По воспоминаниям графа С.Ю. Витте, бывшего политическим соперником Плеве, Плеве якобы говорил о русско-японской войне: «Нам нужна маленькая победоносная война, чтобы удержать Россию от революции». Впервые эта приписываемая Плеве фраза была опубликована в книге «Исход российской революции 1905 года и правительство Носаря», вышедшей под псевдонимом А. Морской (псевдоним В.И. фон Штейна), содержавшей критику Плеве и рекламу Витте. Современники считали эту книгу инспирированной или даже написанной самим Витте. Затем та же фраза появилась в посмертно изданных воспоминаниях графа Витте.

     За службу награждён рядом высших российских орденов, вплоть до ордена Святого Александра Невского включительно.

     1904 — в Петербурге, на Измайловском проспекте, близ Варшавского вокзала, был убит студентом, эсером Егором Созоновым, бросившим бомбу в его карету.

     Поводом для убийства послужили якобы еврейские погромы в Кишинёве в апреле 1903. Событиями тех дней воспользовались все революционные партии России, возложив вину на Плеве, который твёрдо им противодействовал в период всего своего правления министерством внутренних дел.

     Организацией убийства занималась боевая организация партии эсеров, считавшая единственным эффективным методом борьбы — террор. Операция получила название «поход на Плеве», которой руководил Евно Азеф. План заключался в следующем: изучить маршруты еженедельных поездок министра в Царское село для докладов Николаю Второму и затем послать группу боевиков в заранее определённое место. Азеф лично подобрал кандидатов и назначил руководителем и координатором связи Бориса Савинкова. Покушение решили осуществить 18 марта 1904 года. Но операция сорвалась: заподозрив за собой слежку, покинул свой пост Абрам Боришанский. Следующую попытку назначили на 24 марта. На маршрут следования вышли Александр Покатилов и Боришанский, лично пожелавший реабилитироваться в глазах товарищей по партии. Однако в этот день экипаж с В. К. Плеве проследовал по иному маршруту. Следующее покушение было назначено на 1 апреля, но Александр Покатилов в ночь на день покушения погиб в гостинице «Северная» от разорвавшейся в его руках бомбы. Полиция начала расследование. Все участники группы Савинкова спешно покинули Санкт-Петербург. Покушение отодвинулось на неопределённый срок. В связи с этим Евно Азеф собрал всех в Швейцарии, и, первым делом изгнав из партии тех, кого посчитал трусами, вынес выговор Савинкову и потребовал от ЦК пополнения кассы «боевой организации». Следующее покушение было назначено на 28 июля. Первым шёл с бомбой Боришанский, который должен был пропустить карету Плеве мимо себя. За ним следовал Егор Созонов — основной метальщик. За ним следовали Каляев и Сикорский, которые должны были осуществить покушение в случае промаха Созонова. А в случае, если карета повернёт назад, дело должен был довершить Боришанский.

     При виде кареты Созонов сошёл с тротуара и кинул в неё бомбу. Плеве был убит с первого раза.

     Позже, вылечившись в тюрьме от увечий полученных 28 июля, Созонов написал в своих мемуарах о том, что он в этот день молился, чтобы жертва не осталась в живых 6.

 

 

    5. Ю́лий Александрович Гильденба́ндт  

Ю́лий Алекса́ндрович Иксќуль  фон Гильденба́ндт (16 (28) января 1853 или 16 (28) декабря 1852, Динабург (ныне Даугавпилс) — 21 сентября 1918, Петроград) — барон, русский  государственный  деятель. Государственный  секретарь в 1904—1909 годах. Действительный тайный советник (1912). 
 
 
 
 
 

     Происходил из старинного эстляндского дворянского рода шведского происхождения. Брат А.А. Икскуль фон Гильденбандта.

     Окончил в 1875 году юридический факультет Петербургского университета со степенью кандидата права.

     25 ноября (7 декабря) 1875 года Икскуль начал государственную службу в департаменте Министерства юстиции, а через два года переведен в распоряжение обер-прокурора уголовно-кассационного департамента Сената в качестве кандидата на судебную должность. Выполнял различные поручения, в том числе провел ревизии мировых судов в Могилевской и Витебской губерниях.

     В октябре 1878 года Икскуль был переведен прикомандированым чиновником на службу в Государственную канцелярию по отделению свода законов, а спустя три года зачислен в на штатную должность секретаря при председателе департамента законов Государственного совета. В 1882 году Икскуль стал делопроизводителем отделения свода законов, а 20 ноября (2 декабря) 1885 стал помощником статс-секретаря этого отделения. Работа Икскуля была на хорошем счету у начальства и дважды отмечена благодарностью императора. В начале 1888 года он получил первый свой орден — Святого Владимира III степени, в 1891 году произведен в действительные статские советники, а в 1892 году награжден орден Святого Станислава I степени.

     26 октября (7 ноября) 1893 года Икскуль фон Гильденбандт был назначен исполняющим должность статс-секретаря отделения свода законов, а 1 (13) января 1895 года утвержден в ней. В 1896 году стал тайным советником. Икскуль участвовал в организации первой Всероссийской переписи населения 1897 года.

     Об этом периоде службы Исксуля фон Гильденбандта в мемуарах служившего тогда в Государственной канцелярии В. И. Гурко сохранилась следующая характеристика:

     Статс-секретарями отделения законов были за описываемый период барон Ю. А. Икскуль-фон-Гильденбандт, а позднее Г. И. Шамшин. Первый — Икскуль — в душе был ярым балтийцем, в смысле отстаивания баронских интересов, но, однако, тщательно это скрывал и одновременно принимал близко к сердцу общегосударственные интересы. Думается мне, однако, что опять-таки в душе он преклонялся лишь перед германской культурой и отрицал всякое культурное значение за русским народом. Редактор барон Икскуль был превосходный и законодательной техникой обладал в совершенстве. Все поступавшие при нем в департамент проекты подвергались самому тщательному рассмотрению, причем происходило это при участии всего состава служащих в отделении. Словом, происходило форменное коллегиальное совещание, состоявшее в том, что сначала лицо, которому поручалось данное дело, излагало его сущность и подвергало его всесторонней, как по существу, так и во всех его подробностях, критике; затем в обсуждении принимали участие все остальные чиновники отделения вплоть до зеленой молодежи. Порядок этот, способствующий тщательному ознакомлению статс-секретаря с проектом, а следовательно, через его посредство и председателя департамента, служил превосходной школой для всех участников совещания. 

Товарищ министра земледелия и государственных имуществ (1899)

     1 (13) января 1899 года Икскуль был назначен товарищем министра земледелия и государственных имуществ и пробыл на этой должности одиннадцать месяцев, из которых два с половиной (с начала августа до середины октября) замещал министра А. С. Ермолова во время его отъезда. Назначение барона Икскуля на эту должность упоминавшийся уже В. И. Гурко объяснял в своих воспоминаниях тем, что законодательная работа в министерстве была поставлена не лучшим образом, и потому Ермолов пригласил себе в товарищи опытного в этих делах Икскуля, несмотря на то что последний совсем не разбирался в вопросах, которыми занималось Министерство земледелия.

     Товарищ государственного секретаря (1899—1904)

     19 ноября (2 декабря) 1893 года Икскуль вновь возвратился на службу в Государственную канцелярию, заняв освободившееся место товарища государственного секретаря при государственном секретаре В. К. Плеве (с 1902 года — В. Н. Коковцове). На этом посту он участвовал в работе многочисленных совещаний и комиссий, в частности при его активном участии были разработаны законоположения о правилах перевозки нефтяных товаров по каспийско-волжскому водному пути, пересмотрен Устав о службе гражданской и др. В 1903 году Икскуль назначен сенатором с оставлением в должности товарища государственного секретаря. Удачно складывающаяся карьера дополнялась высокими наградами: орденом Святой Анны I степени (1901), Святого Владимира II степени (1904) и тунисским орденом Славы (Нишан эль Ифтиккар) I степени (1902).

     Государственный секретарь (1904—1909)

     8 (21) февраля 1904 года Икскуль фон Гильденбандт был назначен государственным секретарем, сменив назначенного министром финансов В. Н. Коковцова. В первый год работы государственным секретарем Икскуль вместе со своим товарищем П. А. Харитоновым разработал и провел структурное преобразование в Государственном совете. Чтобы разгрузить Департамент гражданских и духовных дел было создано Особое присутствие по делам об отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев, пользовавшееся (за исключением особо важных и сложных вопросов) правами департамента Госсовета.

     Должность государственного секретаря была одной из высших в бюрократической иерархии Российской империи и ее обладатель нес на себе значительную ответственность, но в случае с Икскулем эта ответственность была увеличена теми преобразованиями, которые произошли в связи со введением в России системы народного законодательного представительства: созданием Государственной думы и перестройкой Государственного совета. Разработка этих реформ составили в период 1905—1906 годов основное занятие государственного секретаря. Приняв участие в работах по «усоврешенствованию государственного порядка», начавшихся после рескрипта Николая II на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина от 18 февраля 1905 года, Икскуль провил себя, по выражению С. Ю. Витте «благонамеренным либералом». Он принимал участие в работе особого совещания под председательством императора, обсуждавшего пути введения народного представительства, заседавшего с 16 по 26 июля 1905 года, результатом работы которого стали стали высочайше утвержденные 6 августа 1905 года «Учреждение Государственной думы» и «Положение о выборах в Государственную думу». Работа на этом окончена не была и отдельные положения дорабатывались Особым совещанием для рассмотрения дополнительных к узаконениям о Государственной думе правил, работавшим с 6 августа 1905 года по 22 апреля 1906 года под председательством ставшего главой Государственного совета взамен великого князя Михаила Николаевича графа Д. М. Сольского. Основную работу в данном совещании проделали Икскуль и его товарищ Харитонов.

     Одновременно с работой совещания по Государственной думе, под руководством графа Сольского и барона Икскуля в Государственной канцелярии разрабатывался проект преобразования Государственного совета в верхнюю палату законодательного органа. Этот проект был в целом одобрен Николаем II одновременно с подписанием Манифеста 17 октября 1905 года. Начиная с конца октября, проект дорабатывался Особым совещанием для разработки необходимых в действующем «Учреждении Государственного совета» изменений под председательством графа Сольского, а в декабре 1905 — феврале 1906 года он был частично пересмотрен и доработан другим Совещанием, в котором председательствовал император. Результатом стал манифест «Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы» и указ «О переустройстве учреждения Государственного совета», изданные 20 февраля 2006 года, а также новое «Учреждение Государственного совета», утвержденное 24 апреля 1906 года.

     Параллельно с участием в работе по изменению устройства Государственного совета Икскуль фон Гильденбандт активно работал в Совещании по пересмотру Основных государственных законов под председательством императора. Роль барона Икскуля в описанных преобразованиях определялась его должностью государственного секретаря: он руководил подготовительной и справочной работой при составлении и обсуждении законодательных актов. Вместе с тем, Икскуль оставался скорее исполнительным чиновником, не столько предлагающим какие-то политические идеи и решения, сколько дорабатывающим и облекающим в юридическую форму идеи и решения других. Председатель Совета министров граф С. Ю. Витте писал в своих воспоминаниях о 1906 годе, что государственный секретарь барон Икскуль: «человек весьма порядочный, принципиальный, культурный, несколько ядовитый, с большою бюрократическою опытностью, но не с большими идеями». Одновременно с тем В. И. Гурко отмечал, что проект Основных законов, вышедший из совещания графа Сольского и рассматривавшийся дальше под председателством Николая II, фактически был составлен двумя лицами: Икскулем и его товарищем П. А. Харитоновым.

     Кроме усиленной в связи с большим количеством новых законопроектов работы Государственной канцелярии подготовительного и справочного характера, на плечи государственного секретаря в 1906 году легла также забота о создании и устройстве Канцелярии Государственной думы, которой он согласно «Правилам о введении в действие „Учреждения Государственной думы“» (сентябрь 1906 года) руководил вплоть до избрания Думой своего секретаря, что случилось 1 июля 1908 года. Также государственный секретарь руководил многочисленными техническими работами по приспособлению помещений Таврического дворца для заседаний Государственной думы и перепланировке Мариинского дворца для обеспечения работы обновленного Государственного совета.

Информация о работе Государственные секретари