Современные проблемы европейской интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель рассмотреть этапы становления Евросоюза

- современное состояние Европейского Союза

-изучить современные проблемы

-изучить направления нынешней политики

- представить перспективу дальнейшего развития ЕС.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3

1.Европейский Союз и этапы его становления……………………………4
1.Факторы, способствовавшие западноевропейской интеграции….4
2.Этапы европейской интеграции…………………………………..4
2.Современное состояние европейской интеграции……………………....9
2.1 Процессы интеграции в Западной Европе ……………………………...9

2.2 Актуальные проблемы ЕС и пути их решения…………………….….9

2.2.1 Проблема суверинитета……………………………………………....9

2.2.2 Системная проблема ЕС……………………………………………..12

2.3 Основные направления политики ЕС…………………………………14

2.3.1 Экономическая ситуация и политика выхода из кризиса…….…14

2.3.2. Единый внутренний рынок………………………………………..16

2.3.3. Региональная политика и деятельность Структурных фондов…19

2.2.4 Конвергенция и усилия по преодолению кризиса……………….20

3. Перспективы развития, пути решения проблем………………………….


Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

   Многие важные констатации содержатся также в основной части Стратегии. Например, отмечается, что уровень занятости в ЕС – в среднем 69% экономически активного населения – по-прежнему ниже, чем в других частях мира. Прежде всего хромают показатели занятости женщин (в странах ЕС занято только 63% трудоспособных женщин, мужчин же 76%), затем – показатели занятости в предпенсионном возрасте (в ЕС лишь 46% ЭАН в возрастной категории от 55 до64 лет имеют работу против 62% в США и Японии). Ускоряется процесс старения населения. Государства ЕС тратят на НИОКР менее 2% ВВП, тогда как США – 2,6%, а Япония – 3,4% ВВП. Только каждый третий житель ЕС в возрастной категории от 25 до 34 лет имеет высшее образование, в то время как в США этот показатель равен 40%, в Японии – 50%. 8% занятых имеют доходы ниже черты бедности.

   Ответом на эти проблемы, как определено в Стратегии, должна стать программа строительства Европейского исследовательского пространства, ориентированного на решение следующих задач: укрепление энергетической безопасности, улучшение работы транспортной системы, повышение эффективности использования ресурсов, охрана здоровья и окружающей среды, улучшение рамочных условий для инноваций и патентной активности. Государства-члены должны стремиться укреплять сотрудничество между университетами, исследовательскими и бизнес-структурами, нацеливать учебные программы на творчество, инновации и предпринимательство, оказывать содействие мобильности студентов (в том числе с опорой на действующие уровне ЕС программы в сфере мобильности Эрасмус, Эрасмус Мундус, Темпус и Мари Кюри), поощрять стремление молодежи продолжать обучение, оказывать справочные услуги в целях облегчения поиска работы.

   Как прогнозируется, повышение доли возобновляемых источников в энергопотреблении до 20% обернется экономией в 60 млрд.евро и укреплением энергетической безопасности ЕС, а дальнейшее продвижение по пути интеграции энергетических рынков государств-членов позволит повысить совокупный ВВП на 0,6-0,8% и создать дополнительно более 600 тыс. новых рабочих мест. Если же в дополнение к этому будет реализована задача повышения энергоэффективности и создания экологически чистых производств, то можно рассчитывать на прибавку в 1 млн. новых рабочих мест. Соответственно, охрана окружающей среды и энергоэффективность становятся приоритетами Структурных фондов и других финансовых инструментов ЕС.

   Особая роль в Стратегии отводится новой промышленной политике ЕС, в рамках которой будет осуществляться дальнейшая модернизация систем государственных закупок, господдержки и других правил конкуренции, упрощение и интернационализация деятельности МСП, обеспечение эффективного доступа к единому рынку, развитие европейской стандартизации, становление инструментов для решения глобальных задач и проектов, таких как «Галилео» и ГМЕС (Глобальная система мониторинга окружающей среды).

   Разработка  всего комплекса действий в рамках данной Стратегии возлагается на Комиссию, которая будет опираться  на консультативную помощь Европарламента. В марте 2010 г. Совет должен утвердить  общие подходы, основные цели и задачи Стратегии, а в июне – подробные положения о действиях, которые будут осуществляться, в том числе, на национальном уровне. 

   2.2.3. Региональная политика и деятельность Структурных фондов

   Экспертной группы под руководством Фабрицио Барка, главы министерства экономики и финансов Италии подготовила доклад по заказу ЕК с целью выработки генеральной линии очередной реформы региональной политики, которая произойдет в 2013 г. с окончанием нынешнего программного периода в деятельности Структурных фондов. Проделанная экспертной группой под руководством Барка работа оказалась весьма полезной. Впервые отчетный документ в сфере региональной политики ЕС отошел от привычного анализа динамики конвергенции/дивергенции региональных и страновых показателей социально-экономичес-кого развития, а сосредоточился на ориентирах сегодняшнего дня: были проанализированы инновационная активность в регионах, возможности применения принципа обусловленности в работе Структурных фондов, демографическая и экологическая повестка дня, глобальные вызовы развитию регионов ЕС. ЕК и министры регионального развития государств-членов оценили новаторство подхода и практически сразу же в апреле 2009 г. предложили следующую формулировку в качестве основной цели будущей региональной политики ЕС: противодействие угрозам, вызванным глобализацией, дефицитом собственных энергоресурсов, неблагоприятной демографической ситуацией и климатическими изменениями. Результаты последующих дискуссий на самых разных уровнях  во многом перекликались с выводами и предложениями группы Барка. Таким образом, процесс пересмотра приоритетов региональной политики ЕС можно считать завершенным; предложенный акцент на демографии, экологии, инновациях и энергетике в региональной политике на период 2014-2020 гг. прошел проверку временем и сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений.

   Период  с 2000 по 2006 не был простым. Вступление в 2004 г. десяти новых стран существенно обострило проблему социально-экономических диспропорций в ЕС. Региональную политику пришлось реформировать в соответствии с этим вызовом, причем так, чтобы не задеть интересы основных получателей помощи в странах-старожилах. В 2000-2006 гг. на проведение региональной политики была мобилизована треть общего бюджета ЕС (почти по 50 млрд.евро в год), что позволило в целом сохранить в силе прежние критерии и объемы помощи старожилам и обеспечить сопоставимые нормы финансирования для новичков. Из 8,5 тыс. км автодорог, которые были построены в этот период в ЕС, 24% были профинансированы (на долевой основе) Европейским фондом регионального развития. С участием этого Фонда в Италии и Испании, к примеру, построен каждый четвертый километр железнодорожного полотна, предназначенного для движения высокоскоростных поездов; в целом же по ЕС 13% высокоскоростных железных дорог получили поддержку ЕФРР. Средства Фонда участвовали в модернизации 31 аэропорта и 45 морпортов, 83% денег Фонда были адресованы малым и средним предприятиям и помогли созданию 638 тыс. новых рабочих мест. В целом же каждое пятое новое рабочее место в ЕС создавалось при участии трех фондов: ЕФРР, Социального фонда и Фонда сплочения; 25 млрд. евро было израсходовано на охрану окружающей среды.

   В 2000-2006 гг. во многих странах-новичках наблюдались  высокие темпы экономического роста, достаточные, для того чтобы за 25-30 лет преодолеть их отсталость. Однако кризис внес коррективы в этот расчет. Более того, как было отмечено в нескольких интервью, кризис подтвердил необходимость радикальной переоценки целей региональной политики, наделения ее горизонтальными целями (такими как, охрана окружающей среды, обеспечение высокого уровня занятости и равенства возможностей, развитие инноваций, содействие малым и средним предприятиям и др.), обозначенным в новой Стратегии ЕС, рассчитанной на период до 2020 г. (см. подробнее о данной Стратегии в разделе «Актуальный комментарий»). Достижение же этих целей должно обеспечить регионам ЕС устойчивый рост на ближайшее десятилетие.[11]

   2.2.4 Конвергенция и усилия по преодолению кризиса

   Начало  работы руководящих органов ЕС в 2010 г. было отмечено деловитостью и концентрацией внимания на проблемах преодоления глобального экономического кризиса. Последним политическим отзвуком отмеченной в 2009 г. череды восточноевропейских юбилейных событий стало награждение польского премьер-министра Дональда Туска премией Карла Великого (Charlemagne 2010 award), за содействие делу европейского прогресса. Жозе Мануэль Баррозу в своем обращении от 16 января 2010 г. особо подчеркнул главную роль, которую польский премьер сыграл в интеграции Польши в ЕС.

   Кроме того, в канун второй годовщины признания суверенитета Косово, Румыния и Словакия, отказавшиеся, в числе пяти стран ЕС, следовать всеобщему европейскому порыву, получили просьбу от представителей австрийских парламентариев последовать примеру большинства и не препятствовать процессу.

   Гораздо большее внимание привлек анализ экономической ситуации в странах  «новой Европы». Согласно данным европейской  статистики, в минувшем году Литва, Латвия и Эстония стали лидерами в падении объема розничных продаж (-30,2%, -27,8% и -21,2%). В то же время Польша по этому показателю продемонстрировала самый высокий рост в ЕС (+4,6%). Вообще, Польша оказалась в 2009 г. единственной страной в Евросоюзе, в которой был зафиксирован рост ВВП – на 1,7%. Прибалтийская тройка опередила всех и по уровню безработицы. В Латвии он достиг 22,8 % (поднявшись за год на 11,5 %), в Эстонии 15,2% (повышение почти на 9%), в Литве – 14,6% (с 6,5%). В то же время в осенью 2009 г. в Литве наметился рост ВВП, составивший 6,1%. Тот же показатель в благополучной по большинству показателей Словакии составил 1,6%. В ноябре был зафиксирован рост промышленного производства в Латвии (+8.7) и Эстонии (+2,9), что в целом позволяет говорить о начале выхода прибалтийского региона из глубокой рецессии. Если говорить о годовых показателях, то здесь лидирует Польша, завершившая 2009 г. с ростом промышленного производства в 7,3%, Румыния в 4,4%. В то же время в Эстонии спад за год составил 13,7%, а в Болгарии – 12,1%. Однако в Польше и Румынии одновременно наблюдался достаточно высокий рост инфляции, соответственно, на 3,8% и 4,7%. Самый высокий показатель в Венгрии – 5,4%. На этом фоне, инфляция в Эстонии составила всего 1,9%, а в Латвии – 1,4%.

   В конце января Еврокомиссия опубликовала доклад, в котором с удовлетворением  отметила позитивный результат мер, предпринятых правительствами Венгрии, Литвы и Латвии с целью сокращения дефицита бюджета. В феврале похвального слова удостоилась Польша. Однако, как и Румынии, ей были предложены дополнительные меры, чтобы снизить дефицит бюджета в 2012 г. до 3% ВВП. Румынии, где за прошлый год была отмечена рецессия в 7% ВВП, а бюджетный дефицит достиг 7,8%, Комиссия рекомендовала снизить этот показатель до 5,9% в 2010 г. Венгрия, где бюджетный дефицит удалось снизить до 3,9%, решила отказаться от использования последнего миллиарда евро из предложенного ей осенью 2008 г. пакета помощи в 20 млрд.

   В конце февраля Европейский инвестиционный банк предложил беспрецедентный  по объему пакет антикризисной кредитной  помощи странам ЕС в 29 млрд.евро. Польша удостоилась второй (после Испании) по размерам суммы в 4,6 млрд.евро. Эстония стала лидером в ЕС по размеру помощи на душу населения. Литва и Словения стали третьей и четвертой странами по душевой помощи со стороны ЕС.

   В марте ЕК проанализировала программы  стабилизации или конвергенции 14 государств-членов. Было отмечено, что Эстония и Болгария имеют перспективы удержать бюджетный дефицит на пороге 3% ВВП. Отмечалось также, что наиболее пострадавшие новые члены ЕС будут вынуждены замедлить процесс конвергенции, что растянет его на долгие годы. Положительно были оценены перспективы конвергенции Словении и Польши. Вместе с тем, отмечая успехи Польши, ЕК делает акцент на необходимости решения проблемы дефицита бюджета и снижения внутреннего долга. Внимание Словении также заостряется на проблеме внутреннего долга. В докладе отмечено, что, несмотря на признаки оздоровления, Чехии предстоит усовершенствовать структурный баланс до 2012 г. Это позволит снизить дефицит бюджета до 3% к 2013 г. Венгрии предстоят корректировки планов снижения бюджетного дефицита; государственный долг, который в 2010 г. вырастет до 80% ВВП, в 2012 г. предстоит снизить до 73%. Кроме того, Венгрии еще предстоит серьезная административная реформа и структурные реформы для пострадавших компаний. Латвии предписано совершенствование структуры управления и достижение прозрачности бюджета; кроме того, Комиссия настаивает на реформе системы социальных выплат и принятии мер, стимулирующих экономический рост. В случае Литвы Комиссия выражает откровенное беспокойство практически по всем экономическим показателям. Румынии среди прочих мер предложено реформировать пенсионную систему. Одновременно ЕК высказала претензии к Румынии и Болгарии по поводу недостаточных усилий в борьбе с коррупцией.

   В анализе инновационного потенциала ни одна из новых стран-членов не вошла в группу лидеров. Тем не менее, Эстония и Словения вследствие постоянного стремления к инновациям попали в одну группу с такими странами, как Австрия, Франции, Бельгия и Нидерланды, которые «успешно вписываются в темпы инновации». Чехия, Словакия, Венгрия и Польша были признаны «умеренными инноваторами», наряду с Испанией и Италией. Литва, Румыния, Латвия и Болгария вошли в группу «отстающих, но успевающих за темпами инновации».

   В конце марта Всемирный банк, проанализировав ситуацию в области обеспечения энергоресурсами, выразил опасение, что в ближайшие пять лет в странах Восточной Европы и постсоветского пространства может возникнуть энергетический кризис. По мнению экспертов банка, кризис станет неизбежным, если в ближайшие 20 лет в этот сектор не будет произведено инвестирование в объеме не менее 3 млрд.долларов. Причем половина из этих средств должна пойти на добычу нефти, угля и газа, а вторая – на обеспечение выработки электроэнергии. По прогнозам, потребности региона в энергоресурсах к 2030 г. возрастут на 30%, а в электричестве – на 90%.

   В начале февраля девять стран-новичков призвали ЕС соблюдать принцип солидарности в области сельскохозяйственной политики, особенно в том, что касается ее финансового обеспечения. В обращении предлагается отказаться от принципа «историзма» в распределении субсидий в пользу принципа «солидарности», что, по их мнению, послужит целям интеграции внутреннего рынка ЕС.

   В начале года ЕК продолжала работать и  над мерами по оказанию помощи банковскому сектору стран Восточной Европы. Болгария оказалась единственной восточноевропейской страной, получившей поддержку на развитие молочной отрасли (1,6 млн.евро). Была также одобрена помощь сельскохозяйственному сектору Венгрии в размере 15 тыс.евро на фермерское хозяйство. Общий объем помощи составил 18,2 млн.евро. По той же схеме оказана помощь литовским фермерам. Кроме того, Комиссия одобрила выделение компенсаций литовским рабочим, занятым в легкой и мебельной отраслях промышленности.

   Что касается непосредственно программ конвергенции, то ЕК в начале года высказала  озабоченность тем обстоятельством, что в Болгарии, Польше, Латвии, Словении и Словакии до сих пор не вступили в действие директивы по обслуживанию внутреннего рынка. В ряде стран (Чехия, Эстония, Венгрия, Румыния) эти меры не согласованы в законодательном порядке. Однако следует отметить, что схожая ситуация имеет место в Дании, Великобритании, Швеции, Нидерландах и еще ряде стран ЕС.

Информация о работе Современные проблемы европейской интеграции