Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 09:41, контрольная работа
Сила и влияние государств в значительной мере зависят от географического положения страны, численности населения и ее природных богатств. Поэтому геополитика рассматривает земное пространство как наиболее важный ресурс. Так, по мнению Р. Челлена, к государству геополитика должна подходить как к географическому организму и как к политическому пространству. Следовательно, государство - это земля, территория, среда обитания, население и вместе с тем - это страна.
Введение……………………………………………………………………….…..…3
1. Концепция Макиндера.………………………… …………… …………………. 4
2. Деление на Новый и Старый свет …..…………………………………. ……....10
3. Доктрина Монро…………………….……………….….. .………………………...17
4. Концепция Хаусхофера………. ……………………………………………….20
5. Неоатлантизм Хантингтона ……………………………………………………23
6. Заключение…………………………………………………………………..…..28
Список литературы………………………………………………………….….….29
В XIX в. геополитические идеи стремительно развивались в рамках философских, социологических, юридических, историко-культурных исследований в странах Западной Европы. Наиболее заметное влияние на развитие геополитических представлений оказало противостояние философских доктрин — идеализма и позитивизма как двух способов интерпретации социальной реальности и роли в ней природной среды. Так, например, в идеалистической философской системе Г.В.Ф. Гегеля отмечалось, что в истории господствует закономерность, идеи целесообразности исторического процесса, обосновывалось наличие «плана» истории. Исторический процесс по своей сути духовен, в нем господствует Абсолютная идея, поскольку человек обладает способностью осознать ее и воплотить в своем историческом развитии. Критерием прогресса становится степень понимания исторической необходимости, являющейся выражением свободы. Это обусловливает деление народов на «главные нации» и второстепенные. Напротив, основоположник позитивизма французский социолог Огюст Конт отбросил «метафизическое» понимание законов науки как знания сущностных, причинных связей и предложил «позитивное знание» — связь между фактами и явлениями. Поиск отвлеченной сущности истории человечества был вытеснен многофакторным анализом структуры и непосредственного хода исторического развития. Положительная философия (позитивизм), инициированная творчеством Конта призывала отказаться от поисков сущностей и ограничиться исследованием мира явлений, в отношении которого предусматривалась вероятность определенного единообразия и закономерностей.
Г. В. Фридрих Гегель (1770—1831) является автором концепции гегемонии исторических народов, отличие которых — в постижении свободы, составляющей сущность человека. Но для этого им нужны внешние условия: государство, право, природная среда (почва). Влияние природной среды на развитие государства, народов, международных отношений Гегель рассматривает в контексте своей философии истории. По его мнению, история — это постепенное самораскрытие мирового духа, и завершение этого самораскрытия означает конец истории. Это самораскрытие? есть раскрытие свободы. В ходе исторического процесса дух постепенно начинает осознавать себя, т.е. осознавать собственную свободу. Гегель пытался понять, какими путями и средствами народы осознают мировой дух и тем самым вступают во всемирную историю и занимают в ней определенное место. Если исторический процесс рационален, то он ускользает от намерений разумных людей. Поэтому именно страсти и интересы являются движущей силой истории и способствуют развитию духа.
Согласно Гегелю, в каждый временной
период на историческую арену
выходит исторический народ,
Впервые в истории
Заслуга Гегеля в развитии геополитики состояла в том, что он предложил методологию анализа пространственных отношений между государствами, цивилизациями и народами. Она основана на соединении принципа географического детерминизма с философией истории.
Первый критерий, определяющий историческую роль народов в гегелевской концепции всемирной истории, напрямую зависит от зрелости жизненного пространства (местности), которое решающим образом влияет на духовный мир народов, населяющих данную территорию. Исходя из этого, мировое геополитическое пространство, в зависимости от его пригодности в качестве среды обитания в физическом и духовном смыслах, Гегель подразделяет на две части — Старый и Новый Свет.
Ареной всемирной истории, по
Гегелю, выступает Старый Свет. Правда,
географические свойства
Первая — зона безводного плоскогорья с его обширными степями и равнинами. Страны плоскогорий, как правило, прочно замкнуты в себе, но способны давать импульсы исторического развития и территориальной экспансии. При этом, роль народов плоскогорий, по мнению Гегеля, исторически ограничена: в пустынях Аравии, в монгольских степях, в Южной Америке на берегах Ориноко и в Парагвае почва неплодородна, люди беспечны и не собирают запасов на зиму, ведут патриархальную жизнь, и богатство их заключается лишь в животных, которые странствуют вместе с кочевниками. В то же время, историческая функция кочевников в политической истории двойственна. С одной стороны, Гегель не воспринимал кочевые народы в качестве носителей политической энергии, способных всколыхнуть и вдохнуть жизнь в деятельность мирных земледельцев равнин. С другой стороны, он указывал на разрушительный и бессмысленный характер набегов кочевников: «они все растаптывают, а затем исчезают, как сбегает опустошительный горный поток, так как в нем нет подлинного жизненного начала».
Вторая — зона низменности, в которой расположены переходные страны, прорезанные и орошаемые большими реками; здесь образуются центры культуры, обладающие уже значительными притяжениями. Историческая миссия народов долин, орошаемых большими реками, состояла в том, что они выступали центрами цивилизации. В Египте, Индии, Китае создавались обширные и могущественные империи. Имперский характер этих народов Гегель объяснял особой ролью государства как организатора ирригационного земледелия, способного существовать только в условиях кооперации большого числа общинников. Поэтому земледельцы, населяющие равнины, заинтересованы в том, чтобы поддерживать государство и развивать его во всех отношениях, в том числе и в территориальном.
Третья — прибрежная зона — это страны, непосредственно прилегающие к морю. Их назначение состоит в том, что они должны выражать и сохранять связь между народами. Особая историческая миссия народов моря связана с тем, что они в большей мере осознают ценность свободы. Морская стихия внушает ему стремление выйти за пределы земной ограниченности, раскрепоститься, стимулирует развитие его лучших качеств, волевых устремлений. К тому же, постоянная огромная опасность для жизни делает моряков храбрыми и благородными. В свое время Г. Гегель одним из первых обратил внимание на тот факт, что промышленное развитие прочно связано с морским существованием: «Если условием принципа семейной жизни является земля, твердая почва, то условием промышленности является оживленная в своем внешнем течении стихия, море».
Новый Свет, по Гегелю, составляют
«физически незрелые»
Второй критерий, определяющий место народов на карте политической истории, — их близость или отдаленность к морю, которое оказывает влияние на их характер, делает их историческими и неисторическими. Для Гегеля историческими являются народы моря, поскольку они способны к творчеству на арене политической истории. Напротив, обитатели Африки, коренные жители Америки (индейцы) олицетворяют собой неисторические народы. Они лишены исторической инициативы, удел этих народов — рабство и политическая зависимость от европейцев. В гегелевской концепции всемирной истории географический детерминизм соединяется с расизмом. Гегель замечает, что характер негров отличается необузданностью. Это состояние исключает возможность развития и образованности, и негры всегда были такими же, какими мы видим их теперь. Единственной существенной связью, соединявшею и еще соединяющею негров с европейцами, оказывается связь, выражающаяся в рабстве. В нем негры не видят ничего не подходящего для себя.
Наряду с философским
Континентальную полусферу
Доктрина Монро была провозглашена президентом Джеймсом Монро в его заявлении по проблемам внешней политики. В декабре 1823 года он обратился к конгрессу с ежегодным посланием. Именно это заявление президента получило впоследствии название «доктрина Монро». С тех пор Соединенные Штаты на протяжении долгого времени основывают свою внешнюю политику на принципах и положениях этой доктрины. В части своего обращения по вопросам внешней политики Монро выделил четыре основных пункта:
Информация о работе Основные подходы к геополитическому структурированию мира (XIX-XX)