Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:37, реферат
Монро (Monroe) Джеймс (28.4.1758; Уэстморленд, Виргиния, — 4.7.1831, Нью-Йорк), государственный деятель США. В 1790—94 сенатор, в 1794—96 посланник во Франции, в 1799—1802 губернатор Виргинии, в 1811—17 государственный секретарь, в 1814—15 военный министр. В 1817—25 президент США. В своей деятельности Монро пытался сочетать интересы плантаторов Юга и буржуазии Севера. В период президентства Монро было осуществлено присоединение Восточной Флориды (1819), заключён Миссурийский компромисс (1820), принято решение о признании независимых государств Латинской Америки (1822), провозглашена доктрина Монро (1823) "Америка американцам", направлена против "Священного союза" в его борьбе против независимости стран Латинской Америки. В дальнейшем использовалась для вмешательства США в дела других государств американских континентов.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Троицкий филиал федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Кафедра управления
Реферат по геополитике на тему
Доктрина Монро
Выполнила:
студентка гр. ТУЗ-501
Журо Е.С.
г. Троицк, 2013 г.
Джеймс Монро
Монро (Monroe) Джеймс (28.4.1758; Уэстморленд, Виргиния, — 4.7.1831, Нью-Йорк), государственный деятель США. В 1790—94 сенатор, в 1794—96 посланник во Франции, в 1799—1802 губернатор Виргинии, в 1811—17 государственный секретарь, в 1814—15 военный министр. В 1817—25 президент США. В своей деятельности Монро пытался сочетать интересы плантаторов Юга и буржуазии Севера. В период президентства Монро было осуществлено присоединение Восточной Флориды (1819), заключён Миссурийский компромисс (1820), принято решение о признании независимых государств Латинской Америки (1822), провозглашена доктрина Монро (1823) "Америка американцам", направлена против "Священного союза" в его борьбе против независимости стран Латинской Америки. В дальнейшем использовалась для вмешательства США в дела других государств американских континентов.
Доктрина Монро - (англ. Monroe Doctrine) - декларация принципов внешней политики США («Америка для американцев»), провозглашенная в ежегодном послании президента США Джеймса Монро конгрессу США 2 декабря 1823. Разработана в связи с угрозой интервенции Священного союза в Латинскую Америку в целях восстановления господства Испании в её американских владениях.
Ведущая роль в разработке доктрины и идея провозглашения американского континента зоной, закрытой для вмешательства европейских держав, принадлежала государственному секретарю в администрации президента Монро Джону Куинси Адамсу.
Идея провозглашения обеих частей американского континента зоной, закрытой для европейской колонизации, принадлежала Дж. К. Адамсу, государственному секретарю в администрации президента Джеймса Монро (1758—1831). Как политическая доктрина она была впервые изложена в июле 1823 г. в форме предупреждения правительству России. Обсуждение действий Испании на юге континента, направленных на восстановление утерянных там ею колоний, было связано с инициативой, проявленной министром иностранных дел Великобритании Дж. Каннингом. Он предложил Правительству США выступить с совместным заявлением о «неодобрении» таких шагов со стороны Испании. Хотя американские экс-президенты Т. Джефферсон и Дж. Мэдисон поддержали необходимость такого коллективного демарша, Адаме счел целесообразным сделать заявление от имени лишь Соединенных Штатов, дабы его страна не выглядела «шлюпкой, плетущейся в кильватере британского крейсера». Президент Монро согласился с мнением своего государственного секретаря, но счел более разумным не распространять такое заявление по дипломатическим каналам, а включить его в очередное ежегодное послание президента к Конгрессу Соединенных Штатов, которое было зачитано 2 декабря 1823 г.
Непосредственным поводом для этого послужили обсуждавшиеся на Веронском конгрессе (конец 1822 г.) планы Священного союза восстановить испанское господство над латиноамериканскими колониями, объявившими о своей независимости. Участники конгресса — Россия, Пруссия и Австрия — уполномочили Францию выступить от имени Священного союза против испанской революции и распространить интервенцию и на бывшие испанские владения. Это решение вызвало возражение Великобритании, опасавшейся усиления конкуренции со стороны Франции на латиноамериканских рынках. Министр иностранных дел Великобритании Джордж Каннинг обратился к США с предложением о координации совместного противостояния намерениям Священного союза. Хотя бывшие американские президенты Томас Джефферсон и Джеймс Мэдисон поддержали необходимость такого коллективного демарша, Джон Куинси Адамс счёл целесообразным сделать заявление от имени США, дабы его страна не выглядела «шлюпкой, плетущейся в кильватере британского крейсера».
В послании Монро выдвигался
принцип разделения мира на европейскую
и американскую системы и провозглашалась
идея невмешательства США во внутренние
дела европейских стран и
В президентском послании
был выдвинут принцип разделения
мира на европейскую и американскую
системы государственного устройства,
провозглашена концепция
«Американские континенты, — указывалось в послании, — ввиду свободного и независимого положения, которого они добились и которое они сохранили, не должны рассматриваться впредь в качестве объекта для будущей колонизации любой европейской державой» (отсюда принцип «Америка для американцев»).
США подтверждали свой нейтралитет в борьбе бывших испанских колоний против метрополии. В то же время в заключительной части доктрины Монро содержалась попытка обосновать принцип, ставивший рост могущества США в зависимость от присоединения новых территорий и образования новых штатов, что свидетельствовало об экспансионистских устремлениях США в отношении стран Латинской Америки.
В заключительной части своего послания Монро обусловил рост могущества США необходимостью присоединения новых территорий и образования новых штатов, что свидетельствовало о стремлении к территориальной экспансии за счет бывших испанских колоний. Доктрина Монро послужила для США обоснованием для захвата свыше половины мексиканской территории в ходе американо-мексиканской войны (1846—1848).
Под видом защиты стран Америки от европейского вмешательства США присваивали себе право контроля над взаимоотношениями всех других американских государств со странами Европы. В послании говорилось, что в случае какого-либо вмешательства любой европейской державы в дела тех правительств (американских государств), которые провозгласили свою независимость, США будут рассматривать это не иначе, как недружелюбный акт по отношению к ним самим. При этом послание президента не содержало к.-л. заявлений об отказе самих США от захватнической политики на Американском континенте. Более того, доктрина Монро связывала рост могущества и благосостояния США с возможностью присоединения новых территорий и увеличения числа своих штатов за счёт стран Латинской Америки. Уже в 19 в. доктрина использовалась правящими кругами США для обоснования их систематического вмешательства в дела латиноамериканских государств, навязывания им кабальных договоров. Доктрина Монро служила оправданием агрессивных действий США на Американском континенте. В 1846 — 48 США вели грабительскую войну против Мексики, в результате которой отторгли более половины мексиканских территорий. С ещё большей силой агрессивная сущность доктрина Монро проявилась в эпоху империализма. Прикрываясь ею, США начали войну (1898) против Испании, в ходе которой захватили почти все её колонии в Тихом океане и Карибском море; осуществили интервенцию на Кубе, в Гаити, Никарагуа, Панаме, Колумбии и др. странах Лат. Америки. Доктрина Монро превратилась в знамя воинственного, агрессивного американского империализма, присвоившего себе право выступать на Американском континенте в роли международной полицейской силы. Народы латиноамериканских стран решительно выступали против политики американских империалистов. «Южноамериканцы,— писал В. И. Ленин, - восстают... против того толкования доктрины Монро, что-де Америка — север для американцев. Они боятся Соединенных Штатов и хотят самостоятельности» (Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 28, с. 187). После 2-й мировой войны правящие круги США стремятся использовать доктрину Монро для экономической и политической экспансии и борьбы с растущим национально - освободительным движением в Лат. Америке.
С переходом к империализму экспансионистские тенденции доктрины Монро получили развитие в доктрине Олни (1895) и т. н. добавлении Рузвельта (1904), в котором прямо провозглашались претензии США на право осуществления «международной полицейской силы» в Латинской Америке.
Традиции доктрины Монро трактовались в русле стремления оградить латиноамериканские страны от влияния европейских мировых держав, международного революционного движения. Уже в первые десятилетия 20 века США предприняли интервенции на Кубу, в Мексику, Гаити, Доминиканскую Республику, Никарагуа, Панаму и другие страны, американские спецслужбы организовали десятки государственных переворотов, отстраняя о власти неугодные Вашингтону правительства суверенных государств.
В обстановке общего
кризиса капитализма США
Отображение роли Доктрины Монро для Российского императорского правительства.
По предложению Российского императорского правительства, переданного через имеющего постоянную резиденцию в Вашингтоне посланника императора, посланнику Соединенных Штатов в Санкт-Петербурге даны все полномочия и инструкции касательно вступления в дружественные переговоры о взаимных правах и интересах двух держав на северо-западном побережье нашего континента...
Этим дружеским
шагом Правительство
В ходе переговоров, вызванных этим желанием, и в договоренностях, которые могут быть достигнуты, было сочтено целесообразным воспользоваться случаем для утверждения в качестве принципа, касающегося прав и интересов Соединенных Штатов, того положения, что американские континенты, добившиеся свободы и независимости и оберегающие их, отныне не должны рассматриваться как объект будущей колонизации со стороны любых европейских держав.
В самом начале последней стадии переговоров было сделано заявление о том, что в Испании и Португалии предпринимаются серьезные усилия для улучшения условий жизни народа в этих странах и что эти усилия отличаются чрезвычайной осторожностью. Вряд ли стоит упоминать, что достигнутый на сей день результат сильно отличается от ожидавшегося.
Мы всегда с
беспокойством и интересом
Мы негодуем
по поводу нанесенных нам обид или
готовимся к обороне лишь в
случае нарушения наших прав либо
возникновения угрозы им.
По необходимости мы в гораздо большей
степени оказываемся вовлеченными в события, происходящие
в нашем полушарии, и выступаем по поводам,
которые должны быть очевидны всем хорошо
осведомленным и непредубежденным наблюдателям.
Политическая система союзных держав существенно отличается в этом смысле от политической системы Америки... Поэтому в интересах сохранения искренних и дружеских отношений, существующих между Соединенными Штатами и этими державами, мы обязаны объявить, что должны будем рассматривать попытку с их стороны распространить свою систему на любую часть этого полушария как представляющую опасность нашему миру и безопасности.
Мы не вмешивались и не будем вмешиваться в дела уже существующих колоний или зависимых территорий какой-либо европейской державы. Но что касается правительств стран, провозгласивших и сохраняющих свою независимость, и тех, чью независимость, после тщательного изучения и на основе принципов справедливости, мы признали, мы не можем рассматривать любое вмешательство европейской державы с целью угнетения этих стран или установления какого-либо контроля над ними иначе, как недружественное проявление по отношению к Соединенным Штатам.
Перепечатывается
с сайта http://www.grinchevskiy.ru/19/
2 декабря 1823
года в своем ежегодном
Фактическим автором этого пассажа в президентском послании явился государственный секретарь Джон Куинси Адамс, а непосредственной причиной его появления – ситуация в Южной Америке.
Вторжение Наполеона в Испанию в 1808 году послужило поводом для восстаний в ее южноамериканских колониях против устаревшего колониального правления. Первоначальное стремление лишь отстоять земли от французов в пользу низложенного короля Испании Фердинанда VII вскоре переросло во вполне сформировавшееся движение за независимость. В 1810 году были созданы хунты в Буэнос-Айресе, Боготе, Каракасе и Сантьяго-де-Чили. В 1822 году президент Монро и Конгресс признали независимость восставших колоний. По мнению американских историков, самым замечательным в этом факте было то, что Соединенные Штаты совершили столь важный шаг без консультаций с какой-либо европейской державой — на исключительно американских принципах и исключительно с американских позиций. Это уже само по себе безошибочно указало на отделение американской политической сферы от европейской.
Обсуждение на конгрессе Священного Союза в Троппау возможности европейского вторжения в Испанскую Америку для подавления революции и вызвало к жизни «доктрину Монро». В связи с возможной интервенцией американский президент объявил о готовности США прибегнуть к войне для сохранения неприкосновенности Западного полушария. Распространение власти европейских держав «на любую частицу данного полушария», сказал Джеймс Монро, будет рассматриваться «как опасное для мира и нашей безопасности».