Динамика развития геополитического пространства мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 08:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ геополитического пространства мира.

Для достижения этой цели целесообразно поставить следующие задачи:

•зарождение наций и становление первых государств
•происхождение понятия «Геополитика»


•сделать прогнозы развития геополитического пространства России и мира в будущем.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Зарождение наций и государств 4
1.1. Появление наций 4
1.2. Становление государств 6
1.3. Определение термина «Геополитика»: предмет, методы, цели и задачи ..9
Глава 2. Геополитическая характеристика природного потенциала мира
2.1. Национальный состав, религиозные конфессии (краткая характеристика стран мира) 13
2.2.Экономическая тенденция в современном мире, основные макроэкономические показатели 15
Глава 3. Характеристика современной геополитической ситуации в мире
3.1. Прогнозы геополитического развития мира в будущем 18
3.2. Прогнозы геополитического развития России в будущем 20
Заключение………………………………………………………………….....24

Список литературы 25
Приложение 1 26
Приложение 2 27

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

    противостояние теллурократических и талассократических государств, т.е. государств Суши и государств Моря;

    геоэкономическое  соперничество;

    столкновение  цивилизаций;

    противостояние  богатого Севера и бедного Юга.

    Далее разберем более подробно каждую из моделей развития миропорядка.

    1. Теллурократия и Талассократия.  Основной геополитический дуализм,  определяющий мировое соотношение  сил как противодействие государств  Суши и государств Моря, то  есть, государств, ориентированных  на достижение сухопутных политических  преимуществ, развитие некоммерческих экономических систем, размещение военных баз для охраны сухопутных границ, и государств, ориентированных на доминирование в море, развитие морской торговли, охраны своих берегов и захват расположенных в отдалении земель для последующей колонизации. Получил развитие в теории Шмита, который представлял мировое противоборство как «Бегемот против Левиафана». Выражением теллурократии являлся Восток, но не в географическом, а более в концептуальном значении, куда до конца 20 века входили советско-китайский блок и страны, которые поддерживали режим социализма или были захвачены странами с социалистическим строем. В начале 21 века концептуальный восток представлял собой несколько геополитических игроков, среди которых была Россия, Китай, Иран, частично Турция, Индия и ряд других стран. Талассократитические государства – это страны концептуального Запада, к которым относятся США и Европа, разделенная «срединным океаном» (термин Спикмена), а равно и все колонии, где страны Запада насаживают свой режим торговой демократии и размещают свои военные базы. Органическим продолжением войны Запада и Востока после развала Советского Союза является борьба на Великой шахматной доске – Евразии за увеличение влияния США в Евразии и наоборот, вытеснение влияния США из Евразии и возврат к «доктрине Монро» в зависимости от того, с талассократической или теллурократической точки зрения рассматривать этот конфликт. Стратегия теллурократических государств сводится к сокращению сухопутных границ отдельно взятых государств и увеличения морских границ, стратегия талассократических государств – к отрезанию теллурократических государств от береговой линии с целью ограничения их геополитической экспансии. В обоих случаях полем битвы для обоих типов государств является Евразийский континент.

    2. Геоэкономическое соперничество.  Под геоэкономикой подразумевается  стратегия государств или целых  блоков и союзов государств  к захвату, освоению, получению  доступа к природным ресурсам  и борьба за рынки сбыта.  Геоэкономика нуждается в постоянной системной поддержке государств, реализующих геоэкономические приоритеты либо в случае неконкурентоспособности их экономики, либо с целью форсированного обогащения данных государств и устранению влияния конкурентов путем применения силы или политического давления. Современная геоэкономическая картина мира выглядит как борьба за основные энергетические ресурсы, которые постоянно сокращаются. В конечном счете, война за ресурсы приведет к тому, что наиболее развитые и наиболее расточительные государства бросят вызов более богатым ресурсами странам с неосвоенными запасами, что приведет к переделу последних и лишению их суверенитета. Это время охарактеризуется сильным топливным кризисом и ростом цен на энергоносители, а также многочисленными локальными конфликтами в богатых нефтью и газом странах.

    3. Столкновение цивилизаций. Другой  известный геополитик Семьюэль  Хантингтон рассматривал сложившуюся  после падения биполярной системы  мироустройства ситуацию как  борьбу отдельных локальных цивилизаций, стремящихся к экспансии. Эти цивилизации объединены по этническому и национальному принципу родственных народов, что совпадает с географией религиозной картины мира. Он выделил шесть цивилизаций: Европейскую (католическую), арабскую (исламскую), славянскую (православную), китайскую (конфуцианскую), японскую (синтоистскую) и индийскую (индуистскую). Кроме того, есть две потенциальные цивилизации – латиноамериканская и африканская, с высоким и низким потенциалом стать цивилизацией соответственно. Последующая критика Хантингтона не означает ошибочность его умозаключений, так как если действительно учесть разделение мира по цивилизационному признаку, то практически все конфликты после (и, кстати, до) падения биполярной системы ложатся на границе тех или иных цивилизаций, а противоборствующие стороны часто относятся к различным цивилизациям. При этом Хантингтон утверждал, что глобализация по определению невозможна из-за противодействия других локальных цивилизаций. Естественно, Европейская католическая цивилизация является не глобальной, как считал Хантингтон, а одной из локальных цивилизаций, стремящихся к глобализации, но имеющая большее преимущество. Некоторые цивилизации наращивают свой культурный и религиозный потенциал, что выражается в сложных процессах исламоцентризма, всплеска антиамериканских настроений в Латинской Америке, экспаненцианального роста численности населения в Китае. Другие цивилизации наоборот теряют свой культурный и религиозный потенциал, как, например, Православно-славянская цивилизация или Синтоистско-японская, почти полностью контролируемая США и стареющая, замкнутая на своих островах без возможности к переселению.

    4. Противостояние Север-Юг. Под данными  понятиями тоже есть свое концептуальное, а не только географическое  значение. Север – это богатые страны преимущественно западного типа с низким показателем рождаемости, большой продолжительностью жизни и высоким её уровнем. Юг – это бедные, но многочисленные по населению районы земного шара, где уровень жизни крайне низок. В виду такой диспропорции народы юга стремятся переселиться в богатые северные районы, что выражается в бесконтрольной миграции алжирцев во Францию, латиноамериканцев в США, индусов в Великобританию, китайцев в Россию и Канаду, турков в Германию и Болгарию. Для многих стран такое положение дел является реальной проблемой, а следовательно и угрозой их моноэтничности и культурной чистоте. Работа миграционных служб и выработка антимиграционного законодательства часто не приносят абсолютного эффекта, поэтому давление южных земель на северные в демографическом плане также одна из проблем глобального характера, рождающих противоречия мирового масштаба. В геополитическом плане, для многих стран встает вопрос о том, что выбрать – целостность территории (так как компактно проживающие мигранты начинают требовать сперва особых прав автономии, а затем независимости), или национальную целостность в этническом или культурном плане, что ведет к отказу от территорий с проживающим автономным населением.

    3.2. Прогнозы геополитического  развития России в будущем

 

    Россия  геополитически уникальная страна, наследница великих геополитических устремлений  народов и территорий прошлого. Многие политические структуры были поглощены  Россией и стали частью геополитических  векторов, передали на более высокий уровень свое видение экспансии в направлении внутрь России и вне России. Сложились крупные геополитические зоны влияния там, куда Россия наступала и там, где Россия отступала. На данный момент Российская Федерация расположена севернее и восточнее своих предшественников – СССР и Российской Империи. Самое важное то, что в отличие от многих других стран континента Россия занимает наиболее важную часть – так называемый «Хартлэнд» (англ.-heartland), сердцевину земли и географическую ось истории. До тех пор, пока какая-либо страна владеет этими территориями, она выступает от имени объединителя Евразии – геополитически законченной территории, «большого пространства». Россия не целиком расположена на территориях Хартленда. Земли западнее реки Лена уже располагаются в зонах «береговой линии»,  а сама территория Хартленда не целиком входит в территорию России: Казахстан, Монголия и ряд других малых стран, граничащих с Россией, расположены на его территории. В данный исторический период сердцевина Хартленда все еще принадлежит России, что позволяет взять на себя особую геополитическую миссию, несопоставимую, однако, с миссией СССР. Наиболее верными союзниками России, однако, являются страны со сходными установками территорий Хартленда – Казахстан, Узбекистан, Монголия, Таджикистан, Беларусь. А те страны, что принимают правила и основы общества противоположного лагеря – стран Моря, внешнего полумесяца – обрекают себя на рост энтропических изменений в обществе и саморазрушение (Грузия, Молдавия, Украина). Усугубляющим фактором положения России является то, что она зажата между основными центрами силы и геополитическими центрами мира: Европой, Ближним Востоком и Китаем, что позволяет враждебным силам моделировать и провоцировать конфликты на протяженности всей границы России. Вторжение в Афганистан было реакцией на угрозы разместить там ракеты враждебным лагерем, война в Чечне – попытка экспансии радикального ислама и пантюркизма. Между Россией и практически всеми этими центрами идет зона «великого лимитрофа» - пояса стран с нестабильной политической ситуацией, связанной с иными странами экономикой, отсутствием геополитической, цивилизационной и исторической миссии, зона потенциальных беспорядков и хаоса. Многие страны могут в ближайшие сто лет исчезнуть с карты мира (есть угроза распада Украины на западную и восточную, страны Восточной Европы ассимилируются в Евросоюзе, Таджикистан стремительно вымирает от активного употребления наркотиков, идущих из соседнего Афганистана), и т.п.

    На  территории лимитрофа постоянно  происходят территориальные конфликты, рост антироссийских настроений, активизация исламских фундаменталистов, рост преступности, «цветные перевороты», которые вопреки логике принято называть революциями. Постоянная ротация элит и смена политического курса являются нормальным для стран лимитрофа. Это часть Восточной Европы, которая уже не советский блок, но еще и не Европа, это Кавказские республики, Средняя Азия. Все вместе это один большой пояс, буферная зона между Россией, Европой и Ближним Востоком. Задача многих стран, не заинтересованных в усилении России предпочитают создавать «санитарный кордон» из стран лимитрофа, что выражается в общем антироссийском характере их объединения. Например, структура ГУАМ (Грузия, Узбекистан – последнее время совсем геополитически дезориентированный, Украина, Азербайджан, Молдавия), а также выстраиваемый на его базе Союз стран Балтийско-Черноморо-Каспийского бассейна, имеющий окончательный завершенный вид санитарного кордона, если бы не Белоруссия, «разрывающая» этот кордон посередине.

    Внешняя политика России в последнее время  нацелена на разрыв санитарного кордона  и перевода его потенциала из отрицательного по отношению к нашей стране в  нейтральное русло, а также на сближение с Китайским центром  силы, усиление взаимодействия на базе ШОС – структуры, призванной обеспечить совместный геополитический контроль России и Китая в Средней Азии, где обе страны имеют свои интересы.

    Важным  является и геокультурное измерение  Российского государства. Россия –  это отдельная цивилизация, сложившаяся на основании православной религии. Наряду с другими цивилизациями: католическо-протестанстской (западной), конфуцианской, мусульманской, синтоистско-японской, католико-латиноамериканской, африканской Россия несет свою геокультурную миссию, которая, согласно религиозной трактовке, должна проявится в полной мере в Последние времена.

    Российская  культура и российское общество формировалось  на формате взаимодействия славянских и тюркских народов. Это сложный  синтез с элементами заимствований  и трансформаций, а также собственным пониманием культурного кода (именно из-за этого произошла Великая Схизма и разделение церквей на западную и восточную в 15 веке.

    Хотя  до сих пор нет точного определения  цивилизации, а равно и соотношений  «цивилизация – религия», «цивилизация – культура» и «цивилизация – этнос», теория С.Хантингтона о столкновении цивилизаций до сих пор считается актуальной, так как культурологические платформы, как и платформы тектонические постоянно движутся и либо накладываются друг на друга, создавая разломы, либо расползаются в стороны, создавая разломы и культурологический вакуум. Этот вакуум и наложения происходят в зоне лимитрофа, откуда и культурное измерение нестабильности. Страны лимитрофа находятся по всему периметру Российской федерации кроме тех мест, где она является геополитически законченной, а также между Россией и Китаем, где решены все территориальные споры. А значит конфликты на религиозной, этнической, политической, социальной почве происходят по периметру России, создавая угрозу национальной безопасности.

    Если  нарисовать круг, в него вписать  квадрат, а в квадрат вписать  Россию, то места, где квадрат соприкасается  с кругом, будут находиться в тех  уголках России, через которые  она осуществляет экономическое  взаимодействие с другими геополитическими игроками. В этом еще одна особенность современного транзитного и импортно-экспортного положения России.

    Таких областей четыре: северо-западная, разделенная  Карелией на две части – Петербургскую  и Мурманскую (ориентированы на Северную и Западную Европу, в частности Германию, Францию, Норвегию), юго-западная, Кавказская (ориентирована на Грузию, Армению, Азербайджан и далее в Иран), юго-восточная, разделенная на три части Охотским морем и проливом Лаперуза на Петропавловско-Камчатскую, Сахалинскую и Континентальную (ориентирована на Японию, береговую густонаселенную территорию Китая, страны азиатско-тихоокеанского региона) и северо-восточную, наименее активную, с центром в Анадыре (ориентирована на США и Канаду). Именно эти области обеспечивают наиболее интенсивный товарооборот с экономическими партнерами России.

    Кроме этого существует мощная железнодорожная  сеть (однако явно недостаточная для  современных торговых операций), расположенная  в зоне расселения славянского населения  – европейская часть древней Руси и южные территории Сибири и Дальнего Востока, то есть, в сердцевине хартленда. Её наличие имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности страны и экономической роли, которую может взять на себя страна, если сможет изыскать средств на модернизацию экономики, армии и банковской системы.

    На  данный момент основой российской геополитики  являются нефтяная труба, этнические противоречия русского и нерусского населения  в странах лимитрофа по периметру  России, которые не полностью использованы, а также распространение и нераспространение ядерного оружия, а также собственное его наличие для позиционного давления на иные центры силы. Это не самые лучшие факторы, так как в мире в основе своей геополитики другие игроки отказываются от ядерных и этнических инструментов и переходят к неядерному силовому, идеологическому и экономическому инструментарию. Однако во внутренней геополитике России все еще много вопросов.

    Если  ограничить геополитику России её границами  как если бы Россия была островом, а границы совпадали бы с границами береговой линии и были бы законченными, то можно бы было найти интересные закономерности и пути решения ряда национальных, религиозных и социальных проблем руководствуясь исключительно геополитическим инструментарием.  

Информация о работе Динамика развития геополитического пространства мира