Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 17:59, реферат
В мировой практике исследования минеральных вод все более концентрируются на закономерностях распределения и накопления в них редких и рассеянных элементов в связи с необходимостью соблюдения микроэлементного баланса человеческого организма при питьевом использовании вод. В оценке бальнеологических свойств дальневосточных минеральных вод исследователи опираются, как правило, на соотношение основных ионов и выделение условных групп, в то время как микроэлементный состав детально не рассматривается либо из-за недостаточного количества данных, либо по причине не очень высокой точности используемых до недавнего времени методов анализа.
Цель данной работы – дать развернутую характеристику особенностей микроэлементного состава генетически различных групп вод Дальнего Востока, в том числе и используемых в настоящее время в бальнеологических целях.
Введение.....................................................................................................3
1. Минеральные воды Тихоокеанской провинции.................................4
1.1. Корякско-Камчатская область минеральных вод...........................4
1.2. Курило-Камчатская область минеральных вод..............................5
1.3. Сахалинская область минеральных вод......................................5
2. Основные черты происхождения минеральных вод Дальнего Востока..........................................................................................................6
3. Особенности распределения элементов в минеральных водах Дальнего Востока.........................................................................................7
4. Формы нахождения микроэлементов..............................................11
5. Микроэлементный состав вод и стандарты качества.....................13
6. Термальные источники и ключи Камчатки...................................14
Заключение.........................................................................................24
Список литературы...........................................................................25
Щелочные термальные воды Приморья (рН 8-9) образуются без дополнительного поступления углекислоты, как и азотные термы Cl-Na состава Чукотки (рН 7). Хлоридные и сульфатные термальные воды Камчатки формируются с участием газов прежде всего вулканических эксгаляций и в зависимости от состава газов могут быть как щелочными, так и кислыми [1].
Рис. 1. Зависимость содержаний отдельных элементов и НСО3 от рН в различных группах минеральных вод Приморья. 1 – углекислые холодные, 2 – термальные, 3 – пресные, 4 – солоноватые [1]
С этими столь различными типами вод Дальнего Востока связаны различия в уровнях концентрации химических элементов. Так, для холодных углекислых вод, имеющих преимущественно НСО3-Са (Na) состав и большое количество газообразного СО2, характерны высокие по отношению к пресным водам прилегающих территорий содержания основных породообразующих элементов, элементов сульфидной группы, редкоземельных, редкощелочных. В щелочных Cl-Na термах Курильских островов отмечено максимальное содержание Ge; там же, а также в аналогичных водах Узон-Гейзерной системы Камчатки – высокие содержания Rb, Cs, Sr (см. таблицу 1).
Таблица 1. Распределение элементов в минеральных водах Дальнего Востока [1]
Примечание. Прочерк – отсутствие данных
В сульфатных термальных водах Курильских островов (Кунашир, Итуруп, Парамушир) распределение элементов указывает на существенную переработку вмещающих пород кислыми (рН до 1 и ниже) растворами с выносом большого количества редких, рассеянных и редкоземельных элементов. В кислых Курильских термальных водах встречено максимальное количество Al, Cr, Ni, Zn, Pb. В метаморфизованных соленых азотных термах Чукотки (рН около7) наиболее характерны Cs, Ga, Cr, Se, Cu, Ba, Ge, Li. Относительно высокое содержание В, Ga, Cu и в солоноватых водах Приморья.
Воды одного типа могут существенно различаться содержанием редких и рассеянных и других элементов. Например, в холодных углекислых Малкинских во-дах Камчатки и в воде Неробинского источника Приморья, как правило, отмечается максимальное содержание Sr, Li и ряда других элементов, а в Синегорских во дах Сахалина высоки содержания As, В, Cu. Эти особенности связаны, во-первых, с различным временем нахождения воды в подземном горизонте (скоростью водообмена), определяющим различную минерализацию вод; во-вторых, с различиями в материнском субстрате [1].
Широкий разброс кислотно-щелочных и температурных условий в разных типах вод позволил установить зависимости содержания некоторых элементов от рН и температуры вод, а также от концентрации основных ионов, в частности, для камчатских терм (рис. 2, 3).
Рис. 2. Взаимосвязь концентраций Sr и SO42- в Паратунских термах, Li и Cl - в Узон-Гейзерной гидротермальной системе [1]
Рис. 3. Зависимость содержания Mo от температуры в водах Мутновско-Вилючинского района [1]
4. Формы нахождения микроэлементов
Формы нахождения микроэлементов также необходимо учитывать при установлении возможных токсикологических свойств вод, хотя этот аспект изучен еще менее. Микроэлементы находятся в природных водах, в том числе и минеральных, не только в виде отдельных ионов, но прежде всего в виде комплексных соединений. Изучение форм нахождения ряда элементов в разных типах подземных вод показал, что формы миграции элементов заметно различаются в разных водах в зависимости от концентрации и связующей силы комплексообразователей (F-, HCO3-, SO42-, Cl-, ОН-).
Например, в кислых сульфатных водах сульфатные комплексы и ионные формы Li, Pb, Zn, Sr, Mn, Fe в процентном соотношении близки, а преимущественной формой нахождения алюминия является AlSO4+. В Cl-Na околонейтральных горячих водах Узона и Чукотки преобладают ионные формы большинства микроэлементов, в меньшей степени хлоридные, а алюминий находится в форме Al(OH)4-; в углекислых водах – наиболее характерны ионные формы и гидрокарбонатные комплексы микроэлементов, а алюминий представлен формами AlF2+; Al(OH)30 и Al(OH)4-. Имеющиеся методики позволяют рассчитать формы миграции только для ограниченного числа наиболее характерных элементов. Натурные наблюдения показывают, что одним из активных комплексообразователей для микроэлементов может служить фтор. Его связь с Li, Ge можно видеть, в частности, в сульфатных водах Паратунки (рис. 4).
Рис. 4. Связь концентраций Mo, Ge, Li с содержанием фтора в водах Паратунской гидротермальной системы. 1 - Нижняя Паратунка, 2 – Средняя Паратунка, 3 - Верхняя Паратунка, 4 - Карымшинская группа [1]
Возрастание содержаний редкоземельных элементов в углекислых водах Приморья напрямую связано с возрастанием концентрации HCO3-, что позволяет предполагать существование карбонатных комплексов редкоземельных элементов, прежде всего тяжелых. Наличие некоторой связи с фтором (в частности в Шетухинской группе углекислых вод Приморья) указывает на возможность их миграции и в виде фторидных комплексов. Возрастание роли фторидных комплексов в некоторых гидротермальных растворах от 40 до 90 % от легких к тяжелым РЗЭ зафиксировано экспериментальными исследованиями. В нашем случае для термальных вод островов Кунашир и Парамушир также отмечается прямая связь легких редкоземельных элементов с концентрацией SO42- иона (рис. 5), а тяжелых – с повышением содержания фтора.
Рис. 5. Связь наиболее легкого редкоземельного элемента лантана (а) и наиболее тяжелого лутеция (б) с сульфат-ионом в термальных водах Курильских островов. 1 – о-в Кунашир, 2 – о-в Парамушир [1]
Соотношение незакомплексованных форм микроэлементов, гидроокисных, карбонатных, хлоридных и сульфатных комплексов редкоземельных элементов может существенно меняться в зависимости от рН, температуры и общей минерализации вод [1].
5. Микроэлементный состав вод и стандарты качества
Исследование микроэлементного состава вод дает основание осторожнее относиться к использованию некоторых типов вод в качестве питьевых лечебных. В настоящее время существуют большие расхождения между устаревшими нормами, предъявляемыми к водам ГОСТом 13273-88 «Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые» (срок его действия до 01.01.94, но им до сих пор пользуются практики) и санитарными нормами и правилами Госкомсанэпиднадзора РФ (СанПиН 2.1.4.559-96 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения»), а также международными, в частности по минеральным водам Великобритании, например, по мышьяку (не выше 50 мкг/л). Иногда в водах, применяемых у нас как лечебные питьевые, содержание ряда микроэлементов может значительно превышать предельно-допустимые для питьевых вод значения. Например, нами отмечено превышение питьевых норм: в Синегорских водах (о-в Сахалин) - по бору более чем в 600 раз, по мышьяку более чем в 1000 раз, по литию в 80 раз, по барию в 5 раз; в Мухенских водах (Хабаровский край) – по бору более чем в 100 раз, литию в 35 раз, в обоих месторождениях повышены также содержания бериллия и стронция; в углекислых водах Малкинского месторождения (Камчатка) – по литию более чем в 500 раз, по бору в 200 раз, по барию более чем в 50 раз, по бериллию более чем в 30 раз. Ранее мы отмечали превышение величин СанПиН и для некоторых приморских углекислых вод, таких как Ласточка (по литию, барию), Лотос (по бору, барию), горноводненская (по бериллию), а также в ряде источников, активно используемых местным населением в качестве питьевых лечебных, например в Неробинском. По многим микроэлементам из-за их плохой изученности нормы не разработаны до настоящего времени.
Таким образом, изучение микроэлементного состава вод показало, что вариации содержаний микроэлементов в минеральных водах Дальнего Востока зависят от типа вод, их рН, температуры, общего солевого и газового состава, специфики водовмещающих пород. Эти же характеристики во многом определяют и формы миграции микроэлементов. Полученные данные желательно учитывать в бальнеологической практике при выборе для разных типов вод способа их применения и дозировки [1].
6. Термальные источники и ключи Камчатки
Термальные источники «Вилючинские»
Термальные источники «Вилючинские» состоят из двух групп источников с температурой воды от 40` до 60`С, расположенных в живописной долине реки Вилюча среди мелколиственных лесов и кустарников; источники украшены травертиновыми куполами и плотными колониями термофильных водорослей со специфическими биологическими сообществами; склоны долины реки удобны для занятий горнолыжным спортом; а чуть выше источников река образует красивый водопад высотой 40 м (рис. 6).
Рис. 6. Термальные источники «Вилючинские»
Налычевские термальные ключи
Налычевские термальные ключи - самые крупные на Камчатке термальные углекислые источники - разгружаются в междуречье Горячей и Желтой на площади более 2 км/2. У подножия горы Круглая отложения источников образовали огромный, площадью более 50000км/2 травертиновый щит с куполом, сложенным из карбонантных и железистомышьяковистых осадков (купол получил название "котел"). По его периферии выходит множество горячих источников, образующих ручей. Купол окружен термальными болотами (рис. 7).
Рис. 7. Налычевские термальные ключи
В пойме Горячей на протяжении 2,5 км сосредоточены выходы терм в виде коротких горячих ручьев, впадающих в холодную реку, а также в виде мелких озерков, луж и болот. В этих ручьях и озерках разрослись обширные колонии термофильных водорослей, образовавших разноцветные плотные маты - подушки. Такие же источники расположены на реке Желтая в 600 м от устья (рис. 8).
Рис. 8. Налычевские источники
От "котла" до реки Горячая в 1959 г. пробурены четыре скважины, одна из которых изливается до наших дней. Всего в этой группе насчитывается около 100 источников и высачиваний термальных вод с температурой от 14 до 75`С. Их суммарный видимый дебит около 80 л/сек, а вместе с самоизливом скважин - 110 л/сек. Воды Налычевских ключей относятся к весьма редкому гидрохимическому типу: "углекислые, мышьяковистые, борные, кремнистые хлоридно-натриево-кальциевые термальные воды средней минерализации". Источники отличаются друг от друга степенью разбавления холодными поверхностными водами. Они - слабокислые или слабощелочные (рН 5,9-7,8), с общей минерализацией от 3,7 до 12 г/л и содержат множество редких элементов (фтор, бром, йод, литий, рубидий, мышьяк, бор, стронций, сурьма, германий и другие). Эти же элементы в довольно высоких концентрациях присутствуют в осадках, которые отлагаются в местах выходов вод на поверхность.
Таловые термальные источники
Таловые горячие источники находятся в 6 км от Налычевских на левом борту долины Порожистой (рис. 9). Выходы прослеживаются на протяжении 1 км, их температура 31-38`С, суммарный видимый дебит 6 л/сек. Установлена скрытая разгрузка в аллювий. Основные выходы источников - так называемый "Таловый котел" - находятся на поляне в густом березовом лесу. Здесь, у подножия холма, образовались два ярко-оранжевых травертиновых конуса диаметром по 45 м и высотой 13 м. По поверхности травертинов стекают теплые ручьи. Пространство между куполами и у подножия заболочено.
Рис. 9. Таловые термальные источники
Вода Таловых горячих источников относится к тому же гидрохимическому типу, что и Налычевских, но содержание сульфата и гидрокарбоната в ней несколько выше. В травертинах таловых источников, кроме того, больше мышьяковистых осадков. Наконец, в отличие от воды Налычевских источников, вода Таловых – приятна на вкус.
Краеведческие термальные источники
Краеведческие термальные источники выходят по берегам реки Таловая в 2 км выше ее впадения в реку Шайбная (рис. 10). Расстояние до Налычевских источников 8 км. Выходы термальных вод в виде отдельных грифонов и слабых высачиваний прослеживаются в заболоченной пойме реки на протяжении 100 м. Температура воды 32-52`С, суммарный дебит 7л/сек, на вкус она горько-соленая, а ее состав подобен составу Налычевских терм, но с большей минерализацией. Краеведческие термы не отлагают травертинов; в их газовом составе больше азота.
Рис. 10. Краеведческие термальные источники
Больше-Банные термальные источники
Больше-Банные термальные источники известны со времени посещения их С.П.Крашенинниковым (1737-1740гг.). Расположены они на надпойменной террасе левого берега р.Банной и представлены 24 группами на термальной площади около 1,5 км. Здесь насчитывается более 550 кипящих, бурлящих, фонтанирующих, иногда с гейзерным режимом, сосредоточенных, реже - рассеянных выходов термальной воды, а также грязевые котлы. Стенки отдельных грифонов и площадки вокруг них покрыты гейзеритом. О былой деятельности этих источником свидетельствуют мощные плиты гейзерита, обнажающиеся над урезом воды в р.Банной. Химический состав воды источников преимущественно сульфатный натриевый с общей минерализацией 0,7-1,4 г/л с содержанием кремнекислоты до 300 мг/л. В составе спонтанного газа преобладают азот и СО2. В воде и гейзерите присутствуют в очень незначительных количествах бор и мышьяк.