История нефтедобычи в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 19:24, доклад

Описание работы

Нефть составляет основу природных богатств Башкирии. Богатые запасы в республике обнаружили еще в 1932 году — тогда ее начали называть вторым Баку. К началу Второй мировой войны здесь ежегодно добывалось свыше 1,5 млн тонн нефти в год, и в войну каждый четвертый мотор в СССР работал на башкирской нефти. После войны, к 1955 году, республика стала лидером по нефтедобыче в СССР. К тому времени в Башкирии было добыто в общей сложности 15 млн тонн — больше, чем в Азербайджане, который считался главной нефтяной базой Советского Союза. В начале 1960-х годов в республике были открыты и начали разрабатываться новые месторождения, и в 1967-м республика в этой области достигла своего исторического пика — тогда за год в Башкирии было добыто 47,8 млн тонн нефти.

Файлы: 1 файл

Основой экономики республики последние десятилетия был и остается топливно.doc

— 468.00 Кб (Скачать файл)

История нефтедобычи в Республике Башкортостан

Нефть составляет основу природных богатств Башкирии. Богатые запасы в республике обнаружили еще в 1932 году — тогда ее начали называть вторым Баку. К началу Второй мировой войны здесь ежегодно добывалось свыше 1,5 млн тонн нефти в год, и в войну каждый четвертый мотор в СССР работал на башкирской нефти. После войны, к 1955 году, республика стала лидером по нефтедобыче в СССР. К тому времени в Башкирии было добыто в общей сложности 15 млн тонн — больше, чем в Азербайджане, который считался главной нефтяной базой Советского Союза. В начале 1960-х годов в республике были открыты и начали разрабатываться новые месторождения, и в 1967-м республика в этой области достигла своего исторического пика — тогда за год в Башкирии было добыто 47,8 млн тонн нефти.

Однако позже добыча нефти в республике начала сбавлять обороты — месторождения стали постепенно истощаться. В конце 80-х объемы упали ниже отметки в 30 млн тонн, а к началу 2000-х плавно опустились до 12 млн. Согласно официальным данным, на сегодняшний день в Башкортостане выработано уже порядка 84 % всех разведанных запасов нефти. Почти две трети месторождений в поздней стадии разработки, еще треть — в завершающей.

Тем не менее за последние шесть лет башкирским нефтяникам удалось остановить падение добычи и поддерживать ее на одном уровне: с 2000 года объемы держатся на уровне 11-12 млн тонн в год. Ведущему нефтедобывающему предприятию республики — компании «Башнефть» — этого удается добиваться за счет применения новейших технологий. В частности, с недавних пор внедряется технология так называемой газовой рецессии (когда добыча идет с помощью закачки газа), с помощью которой за последнее время, по заявлениям представителей компании, было добыто дополнительно 1,6 млн тонн нефти.

Всего же в 2006 году «Башнефтью» применено более 30 различных технологий по воздействию на нефтяные пласты физико-химическими, газовыми, микробиологическими, термическими, а также гидродинамическими методами. Именно благодаря этому удалось получить 20 % от общей добычи нефти в 2006 году.

Башкирские нефтяники считают, что нынешний уровень нефтедобычи в Башкирии удастся поддерживать еще многие годы. Прежде всего это будет происходить за счет более широкого внедрения упомянутых выше технологий. Есть и несколько новых месторождений. Наконец, большие надежды компания «Башнефть» возлагает на выходы за пределы своей республики и участие в разработке месторождений соседних регионов, прежде всего Западной Сибири. В частности, не так давно компания выиграла тендер на разработку ряда месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе.

 

Добыча нефти в Башкортостане ведется с 1932 года. За 80 лет объем накопленной добычи составил более 1,66 млрд тонн. В настоящее время нефтеперерабатывающие заводы республики позволяют квалифицированно перерабатывать до 30-35 миллионов тонн углеводородного сырья с получением нефтехимической продукции мирового уровня. Нефтезаводы Башкортостана перерабатывают не только местную нефть, но и часть тюменской, удмуртской и пермской нефти. Продукция идет на экспорт в разные страны

Динамика  
объемов добычи нефти

 

 

 

 

Добыча нефти по регионам, млн т

Регион

2010

2011

2012

Республика Башкортостан

13,3

14,3

14,7

Ханты-Мансийский АО

0,5

0,4

0,4

Оренбургская область

0,2

0,1

0,2

Республика Татарстан

0,2

0,2

0,2

Всего*

14,1

15,1

15,4


 В Башкортостане за более 70-летний период добыто свыше 1,5 миллиардов тонн нефти. Не смотря на высокую выработанность нефтяных месторождения, компания «Башнефть» стабилизировала ежегодную добычу нефти на уровне 12 миллионов тонн. «Башнефть» входит в десятку самых крупных нефтяных компаний России. «Башнефть» продолжает и будет продолжать работу на территории республики. Недра Башкортостана еще не до конца изучены, они таят много загадок и приятных сюрпризов. Но как влияют эти сюрпризы на экологию?

 

 

 

 

 

 

Проблемы связанные с нефтедобычей на территории РБ

 

Основой экономики республики последние десятилетия был и остается топливно-энергетический комплекс - добыча и переработка нефти и газа. Эта отрасль дает рабочие места, налоги, финансирование социальных программ.

 

Но за несколько последних лет этот становой хребет республики существенно покривился, принося все больше болезненных проблем населению республики. Я не буду говорить о перекосе приоритетов, когда крупнейшая в РБ частная кампания, нещадно эксплуатирующая наши недра, стала сворачивать социальные затраты, сокращать штаты, переводить в непрофильные активы все, что снижает доходы основных акционеров, финансировать спортивный клуб в Москве. Говорить, а скорее кричать, нужно о другом: том колоссальном экологическом ущербе, который наносится нефтедобычей и их переработкой природе Башкортостана - основе жизни народов, проживающих здесь. Варварское отношение «раскошмаренного» крупного сырьевого бизнеса к земле, которая дает им большие прибыли, к проживающим на ней людям, уже не может быть просто коммерческой тайной, поскольку последствия жадности владельцев таких компаний придется преодолевать столетиями, когда нефть и газ здесь закончатся, и уже нынешним поколениям останутся десятки тысяч дефектных скважин, вырубленные на месторождениях леса, загрязненные земли, реки и озера, исчезнувшие ручьи, непригодные для питья на тысячах квадратных километрах пресные подземные воды и хронически больное население. Рукотворными памятниками нефтяникам и газовикам останутся также красивые каптажи родников на нефтепромыслах, пить воду из которых в большинстве случае уже опасно для здоровья.

Из года в год скважины ряда питьевых водозаборов республики приходится закрывать ввиду повышения в них содержания хлоридов, минерализации, жесткости, брома и других химических веществ, содержащихся в сырой нефти и пластовой воде. На территории месторождений нефти и газа идет полномасштабная «ползучая» катастрофа - подъем уровня «рассолов» до пресноводного комплекса и расширение зоны загрязнения пресных подземных вод. К примеру, на западе Башкирии только по официальным данным пресные воды на площади более 600 квадратных километров непригодны для использования для питья и даже для полива. И эта цифра минимальна, поскольку система государственного мониторинга за подземными водами разрушена и имеет всего 55 скважин на всю республику, а мониторинг самих нефтяников регулярно выдает, как и следовало ожидать, благостную картину.

Процесс уничтожения еще нетронутых запасов питьевой воды идет на месторождениях южного промузла республики, в северной и северо-западной зоне, под воздействием Кушкульского месторождения находится Павловское водохранилище, питающее водозаборы города Уфы. Нефтяники подобрались уже и к разработке месторождения в районе уникальнейшего Сарвинского озера и чистейшей подземной реки из него вытекающего.

 

Более того, разработчики месторождений полностью игнорируют мнение населения при размещении своих объектов, хотя учет этого самого мнения общественности прямо предусмотрен градостроительным и экологическим законодательством. На а территории республики не проведено ни одних публичных слушаний по проектам разведки и разработки месторождений. Один из последних случаев - самовольное бурение нефтяной скважины с вырубкой хвойного леса на территории гослесфонда рядом с деревней Метевтамак Туймазинского района. При этом на письменную жалобу более 100 жителей этой деревни, опасающихся исчезновения или загрязнения ближайшего родника в результате добычи нефти (что обычно и происходит) - единственного источника водоснабжения для двух деревень, контрольно-надзорные органы отреагировали своеобразно - наказали штрафом председателя местного сельского Совета, осмелившегося подписать эту коллективную жалобу, а скважина благополучно пробурена. С таким откровенно наглым и презрительным по отношению к местному населению отношению со стороны нефтяников и, по понятной причине лояльных по отношению к ним чиновников, приходится встречаться в Башкортостане довольно часто.

 
Назову отнюдь не единичные факты открытой фальсификации проектной документации. К примеру, расчетная плата за выбросы в атмосферу целого нефтегазового месторождения составила 83 рубля в год, а ущерб рыбным запасам при строительстве и эксплуатации нефтяной скважины на нерестовом участке рыбохозяйственного водоема - 61 рубль. 
Проекты разработки месторождений не учитывают фактическую высокую аварийность систем нефтесбора и поддержания пластового давления (ППД), декларируя полную герметичность этих систем. На самом деле в результате питинговой коррозии, просадки грунтов, дефектов стыков на каждом месторождении происходят сотни порывов нефтегазопроводов и водоводов пластовой воды ежегодно, но, они, в связи с отсутствием реального государственного контроля, не включаются в отчетность. Такие очаги загрязнении почв и грунтовых вод трудно обнаружить, но они, вкупе с десятками нефтешламовых амбаров (под которыми грунтовые воды обычно загрязнены до 80 м вглубь) и являются причиной тотального загрязнения пресноводного комплекса «сверху». Загрязнение «снизу» имеет источниками тысячи дефектных параметрических, разведочных, эксплуатационных, якобы ликвидированных скважин, в том числе в результате заколонных перетоков нефтерассолов. Свернуты программы работ по выявлению дефектных скважин, по ликвидации и переликвидации скважин, что приводит к массовым межпластовым заколонным перетокам, утечкам через поврежденные колонны.

 
Кстати, около 20 лет назад под давлением Госкомэкологии РБ нефтяники заказывали научно-исследовательским институтам по исследованию скважин работы по изучению гидродинамической связи между продуктивными платами и пресноводным комплексом и эта связь была доказана. В настоящее время такие работы вообще не проводятся, так как их результаты неизбежно докажут, что процесс загрязнения стратегических запасов питьевых вод динамично развивается, а их очистка возможна лишь через сотни лет при устранении источника - системы ППД. Что такое - эта система?

 
Нефть в продуктивных пластах почти повсеместно обводнена и содержание попутной воды может достигать 99 процентов. Отделенная от товарной нефти вода – это токсичные рассолы, содержащие всю таблицу Менделеева с превышением в сотни и тысячи раз предельно допустимых концентраций. Сотни миллионов кубов этих рассолов закачиваются после обезвоживания поднятой на поверхность земли нефтяной жидкости обратно в продуктивные пласты и за подземный контур месторождения, повышая природное давление в пластах в 2-3 раза. В результате растет нефтеотдача пластов, но и рассолы выпирает избыточным давлением в пресноводный комплекс, что приводит к их непригодности для питьевых целей. Часть сточных вод нефтепромыслов закачивается в поглощающие подземные пласты, образуя мощнейшие негидроизолированные хранилища жидких опаснейших отходов. И если в родниках и наблюдательных скважинах водозаборов стала проявляться динамика роста минерализации, жесткости, хлоридов, брома, то это является показателем влияния ближайшего нефтепромысла.

 
Кроме того, в нефтедобыче применяются синтетические поверхностные активные вещества (СПАВ) - ингибиторы коррозии, солеотложения, деэмульгаторов и иных химических препаратов, частично не имеющих установленных нормативов содержания в окружающей среде и не контролируемых производственными аналитическими службами. 
Такие рассолы очень выгодно использовать для полива автодорог в качестве антиобледенителя,- не надо тратить деньги на соль или песок, что и фиксировалось в Туймазинском районе РБ. Но это приводит к загрязнению вод, почв и растительности токсичными веществами вдоль дорог.

 
Нефтяниками не учитывается должным образом радиационная опасность нефтешламов, сырой нефти, эмульсии и пластовых вод, нефтепромыслового оборудования. Источники радиации - естественные радий, бариевые отложения, радиоактивные флюиды, утеря радиоактивных источников. Не решен также вопрос об утилизации слаборадиоактивных сточных вод при промывке труб и оборудования, что повышает естественный радиационный фон на нефтепромыслах. К примеру, наши дозиметристы устанавливали повышение естественного фона вокруг устьев скважин до 200 микрорентген в час (при естественном фоне в 15-20 мкр\час), нефтешламов - до 400 мкр/час, на территории нефтепарков до 800 мкр\час.

 
Сами нефтяники, местные жители, объекты растительного и животного мира, родники получают облучение от таких источников, но мало кто знает об этой проблеме.

 
В нефтегазодобывающих компаниях отсутствует реальный учет объемов образующихся нефтешламов, не разработаны регламенты образования нефтешламовых отходов при зачистке нефтяных резервуаров и нефтепроводов, при демонтаже старых нефтепроводов, при аварийных разливах, абсолютно незаконно применяются регламенты ОАО «Транснефть». Последнее приводит к занижению в несколько раз объемов образования таких отходов, эти объемы не включаются в госстатотчетность и, соответственно, искусственно занижаются платежи за негативное воздействие на окружающую среду в государственный бюджет. К тому же имеет место несанкционированное захоронение буровых отходов непосредственно по окончанию бурения на буровых площадках, несанкционированное использование нефтешламов для отсыпки оснований внутрипромысловых объектов, не обезвреживаются большей частью тяжелые фракции нефтешламов, не учитывается в виде отходов объемы загрязненного при авариях нефтепроводов и водоводов грунта, производится захоронение на кустах скважин эмульсии, образующейся при капитальном и подземном ремонте скважин. По предварительным подсчетам государственный бюджет недополучает в результате десятки миллионов рублей платежей за размещение отходов, но, парадокс, это не интересует ни федеральную налоговую службу, ни прокуратуру, ни иные надзорные органы. Кстати, тендеры на производство работ по обезвреживанию нефтешламов и буровых отходов кампаниями проводятся в закрытом режиме с превалированием демпинговых цен и без контроля за реальным обезвреживанием или переработкой таких отходов сомнительными коммерческими фирмами. В результате, к примеру в черте города Благовещенска организовано одной из таких фирм размещение нефтешламов – создан мощный источник антропогенного воздействия на окружающую среду.

 
Изменение структуры недр и физико-химического состояния пластов на месторождениях приводит и еще к одному неблагоприятному явлению – техногенным землетрясениям. К примеру, старейшее месторождение Урало-Поволжской нефтегазовой провинции –Ромашкинское в Татарстане, регулярно «трясет». На месторождениях Ханты-Мансийского автономного округа произошло уже несколько тысяч техногенных землетрясений в 2- 4 балла. Подземные подвижки до 3 баллов отмечаются на территории южного промузла в Башкортостане. Однако до сих пор отсутствуют мероприятия по предупреждению техногенных землетрясений на месторождениях на поздней стадии их эксплуатации, не создан ликвидационный денежный фонд для консервации или ликвидации выработанных месторождений.

Информация о работе История нефтедобычи в Республике Башкортостан