Турция в Средневековье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 17:36, доклад

Описание работы

Первостепенное значение для характеристики степени развития феодальной культуры имеет состояниегородов Турции как центров ремесла, торговли, товарного производства. В XIV-XV вв. гражданское строительство в турецких городах развивалось медленно, в основном возводились военные укрепления. Один из европейцев, побывавших в Турции в XV в., писал: «В их жилищах обращает на себя внимание чрезвычайная простота: они никакой утехи не видят в том, чтобы сооружать и строить себе здания или дома. Редко чей-либо турецкий дом в городе возводится из камня, за исключением жилищ знатных вельмож, храмов и бань - обычно строятся из дерева и глины».

Файлы: 1 файл

турка.docx

— 5.75 Мб (Скачать файл)

Первостепенное значение для характеристики степени развития феодальной культуры  имеет состояниегородов Турции как центров ремесла, торговли, товарного производства. В XIV-XV вв. гражданское строительство в турецких городах развивалось медленно, в основном  возводились   военные укрепления. Один из европейцев, побывавших в Турции в XV в., писал: «В их жилищах обращает на себя внимание чрезвычайная простота: они никакой утехи не видят в том, чтобы сооружать и строить себе здания или дома. Редко чей-либо турецкий дом в городе возводится из камня, за исключением жилищ знатных    вельмож, храмов и бань - обычно строятся из дерева и глины».

 

Однако с расширением  Османской империи за счет территорий соседних государств турки  воспринимали более высокую культуру завоеванных  народов. Прежде чем завершился процесс  кристаллизации национальных черт, произошел  длительный отбор и переработка  многих элементов искусства других народов, в том числе это отразилось на облике городов Турции. Еще с  сельджукских времен турки могли  познакомиться с лучшими достижениями арабов и персов - были ли это проникновенные образы поэзии или астрономические  и  философские трактаты,   строительное  дело (с использованием цемента, произведённого в Турции)  или мастерство изготовления всевозможной утвари (например, столовых приборов, произведённых в Турции). В дальней­шем шедевры византийской архитектуры поразили их не меньше,   чем    совершенные   произведения сирийских и кавказских   ремесленников.

 

Почти каждый турецкий город  в XV в. уже имел крепость, религиозный  комплекс с мечетью, медресе, благотворительные  заведения, бани, базары, от которых  во все стороны расходились улочки, где жили и работали члены торговых и ремесленных объединений. За ними начинались жилые кварталы с домами, имеющими внутренние дворики (авлу).

 

Спрос городов Турции на сельскохозяйственные продукты способствовал развитию сельского  хозяйства, производству мельниц в  Турции, росту товарно-денежных отношений  в деревне, отделению ремесла  от земледелия и вместе с тем разложению феодального способа производства. Ремесленно-торговый город постепенно становился ведущим в борьбе за экономический, социальный, политический и культурный прогресс страны. Турецкие завоеватели захватили в XI-XV вв. территории с большим числом турецких городов, в которых уже тогда были развиты ремесло (в частности - производство в Турции обуви и турецкое производство мебели) и торговля.

 

В результате турецких завоеваний городам Малой Азии и Балканского  полуострова был нанесен огромный урон, и они пришли в упадок. Так  было при сельджуках, таков был  результат и османских завоеваний.

 

Во второй половине XV в  положение городов в Османской  империи улучшилось. Этому способствовало то, что турецкие феодалы вели войны  уже далеко от основных жизненных  центров империи, притом на чужой территории. Сами султаны нуждались в ремесленниках и, поняв значение торговли для государства, обычно после первых дней грабежа и насилия в захваченных турецких городах принимали меры к возвращению населения к своим обычным занятиям и даже поощряли его к этому.

 

Военные нужды государства  и феодалов, все возраставшие бытовые  потребности последних вызывали спрос на оружие, военное снаряжение, предметы бытового обихода, одежду, произведённую  в Турции. Большое значение для развития ремесла и торговли имело объединение огромной территории в Азии и Европе в рамках одного государства, города Турции способствовали этому, ликвидация феодальных усобиц и установление в нем относительного спокойствия; исчезли многочисленные таможенные границы между балканскими государствами; султанские власти приняли меры к охране дорог; на дорогах были построены караван-сараи; налоги были умеренными. Так, по кодексу Мехмеда II (1451-1481) с принесенных на базар для продажи грубых сукон, кожи, меда, жира взимался сбор в размере одного акче с каждых вырученных 40 акче {акче - монета весом 1,15 грамм, содержащая до 90% серебра), т. е. 2,5 %; с каждого вьюка полотна, пряжи, сукна, шелковой материи, рыбы, олова, свинца и др. - 2 акче; с каждого вьюка фруктов - 1 акче, а если на базар поступало много фруктов, то 1 акче с двух вьюков. По приказу Мехмеда II в 1461 г. был восстановлен сгоревший во время осады центральный базар в Стамбуле, так называемый Безистан (Полотняный базар; тогда и до середины XVI в. он был деревянным). Стамбульский кади (судья) через своих помощников осуществлял контроль над ремесленниками и торговцами города, следил за состоянием мер, весов, цен на продовольствие. Торговца-нарушителя пригвождали за ухо к двери его собственной лавки или подвергали другим наказаниям.

 

Перечисленные факторы способствовали возрождению и постепенному развитию ремесла, промышленности Турции и торговли в уже существовавших турецких городах. Большая роль в процессе возрождения  ремесла и торговли принадлежала ремесленникам и торговцам из местного населения - грекам, армянам, болгарам, сербам, а с середины XV в. и евреям. В Малой Азии среди ремесленников и торговцев было много выходцев из стран Востока, особенно персов. Постепенно вовлекались в ремесленное производство и торговлю турки , в частности, в такие отрасли ремесла, которыми они занимались издавна: изготовление тканей, ковров, обуви, предметов воинского снаряжения, оружия. Статистические данные свидетельствуют о том, что уже в XV в. даже в балканских городах большая часть турецкого (точнее, мусульманского) населения занималась ремеслом. Так, в Лариссе в 1454 г. проживали 355 мусульманских семейств, из которых 217 занимались ремеслом, в Салониках в 1478 г. - соответственно 837 и 584.

 

Некоторые данные указывают  на то, что во второй половине XV в. в Анатолии и других районах Турции развивалось производство тканей и ковров. Искусно выполненные настенные ковры в значительных количествах вывозились во Фландрию и Италию. Крупными центрами коврового производства были города Конья, Ушак, Спарта, Измир, Гердес, Демирджик (города севера Турции), Ладик, Кемер, Сиде, Алания, Мармарис, Бодрум (курортные города), Белек, Анталия, Каш, Мерсин, Манавгат и др. Бурса производила дорогие бархатные и шелковые ткани, большая часть из них также вывозилась в другие страны. Развитие получило керамическое производство, которое и раньше процветало в Турции. Крупнейшими центрами керамического производства по-прежнему были города Кютахья и Изник (византийский город Никея, завоеванный османами в 1331 г.) в Малой Азии, хотя по некоторым признакам качество их изделий к тому времени ухудшилось. Султан Селим I Явуз, т. е. Грозный (1512-1520) переселил из Тебриза 500 персидских гончаров вместе с семьями в Изник, и город стал центром керамического дела. А в 1466 г. султан приказал направить в Стамбул всех ремесленников и крупных мастеров керамического производства из районов Коньи и Ларенды и основать в столице керамические мастерские для выпуска художественных изделий. Большое место в производстве керамических мастерских занимали покрытые глазурью и орнаментом керамические плитки, которыми украшались мечети, дворцы и другие постройки.

 

В то время активно развивалось  производство и продажа в Турции арматуры, станков, плащей, турецкое производство белья, брюк и детских курток, женской  одежды, кожзаменителей, производство доломита и ванн, а также производство люст, носков и столовых приборов, гладильных досок. Наиболее развиты были отрасли производства в Турции обуви и мебели, также в Турции было развито производство мельниц и производство турецкой одежды. 

 

Некоторые виды ремесла сочетались с искусством. Таким, например, было переплетное дело, которое развивалось  под влиянием персидских мастеров. Многие переплеты, изготовленные из кожи, орнаментированные золотом, были подлинными произведениями искусства.

 

При Мехмеде II и после него большого размаха достигло строительство дворцов, мечетей, медресе, разных благотворительных учреждений, домов сановников, караван-сараев на дорогах и т. д. с активным использованием произведённого в Турции цемента. Особенную известность приобрела мечеть, названная в честь султана мечетью Фатиха (Мехмеда II называли Фатихом, т.е. Завоевателем).

 

Социальный состав населения  в турецких городах был пестрым: улемы (высшее суннитское духовенство), воины, торговцы, купцы, крестьяне.

 

Наряду с ремесленниками существовали крупные предприниматели, которые получали от султана монополию  на производство и продажу того или  иного продукта. Среди монополистов подобного рода были и иностранцы. Так, в 1479 г. одному итальянцу была дана монополия на производство и продажу  мыла. Многим откупщикам сдавалась  в аренду добыча ископаемых, составляющих государственную собственность. Например, были отданы откупщику солеварни  на балканском побережье Черного  моря (арендатор вносил за них 90 тыс. золотых дукатов в год), добыча квасцов в Анатолии, серебра - в  Кратово (Сербия), руды - в районе Кастамону и Синопа и многих других ископаемых. Были сданы на откуп переправы через Дунай, таможни Стамбула, через такие города Турции, как Галлиополь, Софии, Филиппополь, Салоники, Адрианополь и других городов, маяки в Стамбуле (арендатор, взявший на откуп маячный сбор, вносил в казну 200 тыс. золотых венецианских дукатов в год), весовой сбор.

 

Как правило, право взимания государственных доходов уступалось откупщику на три года, но зачастую откупщик вносил единовременно всю  требуемую сумму и таким образом  становился пожизненным обладателем  откупа. Такого рода откуп назывался  маликяне. Среди откупщиков государственных доходов преобладали греки и евреи.

 

В XVI-XVII вв. в городах постепенно возникает новый капиталистический  уклад, появляются карты городов  Турции, каждый турецкий город получает свой собственный код

Большой интерес представляет динамика населения городов. По данным переписей 1520-1530 и 1571-1580 гг., население  Стамбула за полвека возросло на 75% (с 400 тыс. до   700 тыс.), а турецких городов Бурсы, Адрианополя, Анкары, Коньи, Диярбакыра, Толката, Софии, Афин, Монастира, Скопье вместе взятых - на 90%. В то же время прирост населения в провинции был гораздо ниже. Так, население Анатолийского эйялета (провинции) возросло всего на 41%. Большой рост городского населения (хотя он составлял всего 1,5% в год в Стамбуле и 1,8% во всех остальных городах) объясняется главным образом бегством сельского населения в города. Активно росла промышленность Турции.

 

В конце XVI-XVII в. происходил рост городов и за счет пригородов, появлялись заводы в Турции. Так, Гислен ван Бусбек, австрийский посол в Турции во второй половине XVI в., отмечал, что почти во всех городах империи имеются предместья, которые больше самих городов. Вместе с ними последние производят впечатление больших городов.

 

Ремесло и торговля в средневековых  турецких городах постепенно развивались. Упадок заметен лишь в тех городах, которые потеряли свое былое транзитное торговое значение, служившее основой  их благополучия, в связи с освоением  пути к Индийскому океану вдоль берегов  Африки. По-видимому, этим и объясняется  уменьшение населения турецких городов  Дамаска и Алеппо. Для турецких же городов, даже для Стамбула, транзитная торговля никогда не имела решающего значения. Их развитие определялось главным образом внутренними потребностями, а эти потребности росли.

 

В Османской империи в  рассматриваемый период существовали следующие основные отрасли промышленности: военная, металлообрабатывающая, деревообрабатывающая, строительная, гончарная и фаянсовая, кожевенная, текстильная, ковровая. Славой искусных мастеров пользовались турецкие текстильщики даже за пределами своей  родины. Так, толмачу Василию Даудову, посланному из Москвы в Стамбул с  дипломатическим поручением, было поручено пригласить на русскую службу «добрых  мастеров коврового и кумачного  дела».

 

Развитие ремесла в  турецких городах было вызвано прежде всего ростом их собственного потребления. Возросли потребности двора, сановников, армии, всего класса феодалов. Целые ремесленные отрасли были заняты выработкой изделий исключительно на потребу султанского двора, сановников и феодалов, например, мастерские по изготовлению парчи, ювелирные цехи, фаянсовое производство и т.д. Импортировались главным образом дорогостоящие товары, которые также предназначались господствующему классу, крупнейшим потребителем иностранных товаров был султанский двор. Существовали особые «дворцовые купцы» (хасса тюджарлары), которые пользовались преимущественным правом закупки импортных товаров для двора.

 

В связи с ростом населения  городов увеличилось их значение как потребительских рынков. Единого  внутреннего рынка не было, и потребности  населения городов в промышленных изделиях удовлетворялись преимущественно  местными ремесленниками. Снабжение  городов этими изделиями составляло монополию местных цехов, которую  они ревностно оберегали.

Важнейшее значение для определения  эволюции ремесленного производства имели  такие факторы, как рост разделения труда, повышение техники производства, отделение функций сбыта от функций  производства.

 

В XVII в. уже существовала и промышленная специализация отдельных городов. Бурса славилась своими шелками и бархатом, Анкара - шерстяными изделиями, Ушак - коврами, Конья и Кайсери - сафьянами, Адана- хлопчатобумажными тканями, Трабзон - льняными тканями, Изник и Кютахья - фаянсовыми изделиями и т.д.

 

Вместе с тем медленно шел важнейший процесс, обусловливающий  переход промышленности на более  высокую ступень развития, - разделение труда внутри ремесленной мастерской или цеха на заводах в Турции. Каждый мастер завершал весь цикл производства того или иного изделия. Мало применялся свободный наемный труд. Таким  образом, в турецкой промышленности отсутствовали важнейшие условия, необходимые для перехода ремесленной  промышленности к капиталистической  мануфактуре. Орудия труда оставались на примитивном уровне, были ручными.

 

В XVI-XVII вв. турецкие ремесленники работали как на заказ, так и на рынок, уже стало преобладать  производство товаров. Даже художественные изделия изготовлялись большей  частью для свободной продажи. Сбытом изделий занимались торговцы. Появился торговец-скупщик, особенно в таких  отраслях, изделия которых имели сбыт не только на местных рынках, но и на иностранных (кожевенной, шелковой и др.).

 

В организации ремесленной  промышленности и мелкого производства мало что изменилось. Доминировала цеховая система, цехи оставались замкнутыми организациями, жизнь которых строго регламентировалась их уставами (футувветнаме) и обычаями, освященными религией. Цехи возглавляли старшины (эснафбашы), которых в большинстве цехов выбирали сами мастера. Высшим органом внутри цеха был совет цеха (лонджа хейети, или эснаф хейети), который выполнял судебные функции. Советы цехов и старшины зависели от местного кадия. Последние устанавливали твердые цены, смещали и назначали старшин, определяли рамки монополии того или иного цеха, разрешали споры между ними и пр. Эта зависимость цехов от государства препятствовала развитию ремесленного производства.

 

Жизнь ремесленников-немусульман, как торговцев, так и их цехов, регламентировали не только сами цехи и султанские власти, но и немусульманские религиозные общины. Для греков, армян, евреев и др. постановления советов их религиозных общин имели обязательную силу. При этом советы общин несли ответственность за выполнение обязательств своих цехов перед турецкими властями.

Информация о работе Турция в Средневековье