Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2009 в 16:26, Не определен
Характеристика населения зарубежной Азии
Хозяйственно-культурные типы в Зарубежной Азии. На этническую структуру населения Зарубежной Азии и в настоящее время продолжает оказывать большое влияние неравномерность социально-экономического развития живущих здесь народов и наличие в их составе самых разных хозяйственно-культурных типов.
Один из древнейших ныне сохранившихся типов — тип собирателей и охотников лесов жаркого пояса. Его представителями можно считать в Южной и Юго-Восточной Азии веддов Шри Ланки, чен-чу, мудугаров, бирхоров и некоторые другие малые народы Индии, мрабри (юм-бри) Таиланда, семангов и отчасти сеноев Малакки, кубу Суматры, пунанов Калимантана, тоала Сулавеси, аэта Филиппинских островов. Для всех этих обитателей азиатских тропиков, постоянно меняющих в поисках пищи места своих временных стоянок, характерны примитивные формы построек в виде ветровых заслонов, жилищ на деревьях или временных хижин из ветвей, коры и листьев, простой лук и стрелы, употребление палки-копалки для выкапывания съедобных клубней, корней и т. п. Возникновение и распространение мотыжного земледелия привело к постепенному сокращению ареала рассматриваемого типа. Процесс этот, начавшийся в неолите, прослеживается до настоящего времени. Семанги, сенои, аэта и многие другие охотничье - собирательские группы Юго-Восточной Азии переходят к мотыжному земледелию почти буквально на наших глазах.
Своеобразный хозяйственно-культурный тип до недавнего времени был характерен для береговых обитателей Андаманских островов, по общему социально-экономическому и культурному уровню близких к перечисленным народам, но занимавшихся главным образом приморским собирательством и рыболовством (в частности, при помощи стрел и лука оригинальной S-образной формы). Близкие аналогии этому типу береговых собирателей и рыболовов жаркого пояса прослеживаются у маукен, или селунов («морских кочевников») архипелага Мергуи, оранглаутов Индонезии и Филиппин. Археологические материалы дают возможность установить, что в прошлом этот тип был широко распространен на юго-востоке и юге Азии. Более или менее устойчивая оседлость, характерная для многих групп прибрежных собирателей и рыболовов, создавала, вероятно, благоприятные условия для сравнительно раннего перехода их к мотыжному земледелию.
По степени развития производительных сил с типами охотников, собирателей и рыболовов жаркого и влажного пояса сходен другой тип — охотников степей и полупустынь. Данные археологии позволяют предполагать, что в далеком прошлом — в период позднего палеолита и мезолита — он был распространен в степях и полупустынях Центральной и Юго-Западной Азии. Несмотря на значительные культурные различия между отдельными племенами, всем им были свойственны большая подвижность, применение коллективной загонной охоты, широкое использование метательного оружия (в частности, различных арканов и пращи), сооружение легких временных жилищ с жердяным остовом, ношение плащеобразной одежды, а иногда и обуви из шкур животных. Тип этот в пределах Зарубежной Азии до настоящего времени не сохранился.
Особый хозяйственно-культурный тип представляют горные собиратели, охотники и рыболовы, живущие в возвышенных районах Южной и Юго-Восточной Азии (например, ну и дулун Юго-Западного Китая). Для них характерна большая, чем для собирателей тропических и субтропических лесов, роль охоты и особенно рыболовства в горных реках и в связи с этим большая степень оседлости; они регулярно совершают сезонные передвижения с возвращением на места постоянного зимнего жительства. Очень вероятно, что рассматриваемый тип в прошлом преобладал среди предков многих тибето- бирманских народов. Аналогии хозяйственно-культурному типу горных охотников, собирателей и рыболовов можно найти большей частью в виде пережитков у народов других высокогорных районов Центральной и Юго-Западной Азии.
К хозяйственно-культурным типам первой группы должен быть отнесен также тип приморских собирателей и рыболовов умеренного пояса, аналогичный описанному выше типу собирателей в тропиках и субтропиках, но отличающийся от последнего специфическими особенностями, развивающимися в условиях более прохладного климата. Тип этот был очень характерен для многих мезолитических и неолитических племен приморских районов зоны средних широт. На востоке Азии он господствовал среди древних племен береговых районов Восточного Китая, Кореи, Японских островов, где многие его черты сохранились в виде пережитков до настоящего времени у айнов и частично у японцев. Главным занятием айнов до заимствования земледелия у японцев было рыболовство (преимущественно речное). Рыбу ловили сетями, а также острогами оригинального устройства, имевшими поворотные крючки для захвата рыбы. Лов производился и с берегов, и с лодок, которые в старину представляли собой простые долбленые однодеревки. На взморье айнские женщины собирали съедобных моллюсков и ракообразных. Известную хозяйственную роль играла охота. Интересно, что айны — единственный народ, который, живя так далеко на севере, пользовался луком с отравленными стрелами.
Из хозяйственно-культурных типов второй группы для влажных тропиков и отчасти субтропиков характерен тип мотыжно-палочных (ручных) земледельцев жаркого пояса, развившийся здесь еще в конце мезолита или начале неолита на основе различных охотничье-собиратсльских и рыболовческих групп. В настоящее время к данному типу относятся некоторые небольшие народы Индии, Индокитая, Южного Китая, Индонезии и Филиппин, не знакомые с пашенным земледелием. У каждого из этих народов есть свои этнографические особенности, но большинству из них свойственны такие общие черты, как культивирование клубнеплодов и корнеплодов (в первую очередь таро и ямса), местами богарного (суходольного) риса, а также банана, сахарного тростника, различных видов пальм (кокосовой, саговой и др.), употребление в качестве основного орудия обработки почвы сажального кола, развившегося из палки-копалки; очень большая, иногда преобладающая, роль женского труда в сельском хозяйстве, появление одомашненной собаки и у некоторых групп населения свиньи и домашней птицы. Для них характерна сравнительно прочная оседлость, каркасно-столбовые постоянные жилища (часто на сваях), поясная одежда из растительных волокон; наличие гончарства без гончарного круга; изготовление материи из луба; широкое использование бамбука в качестве строительного материала и для изготовления различных хозяйственных и бытовых предметов, высоко развитое искусство плетения. В питании растительная пища преобладает над животной, а в составе последней — рыбные блюда над мясными, что указывает на первоначальное возникновение земледелия преимущественно у собирательско-рыболовческих, а не у охотничьих племен.
Ко
второй группе относится также хозяйственно-
К зоне преобладания типов мотыжных земледельцев жаркого пояса и высокогорных районов с неолитического периода прилегала столь же обширная, область распространения хозяйственно-культурного типа мотыжных земледельцев степей и сухих предгорий. Новейшие археологические материалы, относящиеся к земледельческим племенам восточного Средиземноморья конца мезолита и начала неолита, позволяют предполагать, что тип этот является древнейшим из всех типов второй группы. К нему, несомненно, относились многие неолитические группы населения Юго-Западной, Центральной и Восточной Азии. Для всех этих племенных групп были характерны следующие особенности: развитое мотыжное земледелие с преобладающей ролью зерновых (в первую очередь пшеницы и проса) и возделыванием различных бахчевых, в особенности тыквы; наличие крупного и мелкого рогатого скота; оседлый образ жизни; в быту — плоскодонная керамика, часто с богатой полихромной росписью, изготовлявшаяся первоначально без гончарного круга; прямоугольное жилище с земляным полом и стенами из глины, самана, сырцового кирпича или плетня, обмазанного глиной; развитое ткачество и изготовление шитой одежды преимущественно из хлопчатобумажных тканей; преобладание растительной пищи, в частности различного рода лепешек и густых каш. На базе рассматриваемого типа еще до развития пашенного земледелия сложились древнейшие классовые общества Двуречья, других стран Юго-Западной Азии, северо-запада Индии и Китая.
Скотоводческие типы второй группы начали формироваться в Азии, вероятно, позднее земледельческих, скорее всего во II тысячелетии до н. э,, когда возникло первое великое разделение труда между земледельческими оседлыми и скотоводческими, преимущественно кочевыми, племенами. Окончательному размежеванию этих двух групп предшествовал длительный период постепенного роста роли скотоводства в комплексном хозяйстве населения степей и полупустынь, которое было генетически связано с древними племенами охотников и собирателей этой зоны. В процессе дальнейшего развития и специализации пастушеско-земледельческих групп сложился хозяйственно-культурный тип скотоводов-кочевников степей и полупустынь. Областью его формирования в Азии были открытые ландшафты засушливой зоны, где не было возможностей для широкого развития искусственного орошения, но зато имелись обильные пастбища. Из домашних животных основную хозяйственную роль здесь играли лошади, крупный и мелкий рогатый скот, в особенности овцы, наиболее приспособленные к длительным перегонам, а в некоторых полупустынных и пустынных областях также верблюды. Основу питания составляла мясная и молочная пища, в связи с чем вырабатывались различные способы приготовления молочных продуктов: сыра, квашеного молока, а также напитков типа кумыса, араки и т. п. Главным типом жилищ скотоводов-кочевников были различные переносные шатры или юрты, крытые полотнищами из шерсти или реже кожей (в настоящее время иногда — брезентом). Утварь, в частности посуда, также была преимущественно кожаной. Гончарство, как правило, отсутствовало. Одежда была шерстяной, кожаной, меховой. Очень характерны мужские и женские штаны с широким шагом, удобные при верховой езде, распашные куртки и халаты. Кожаными, валяными, реже меховыми были также головные уборы и обувь. Характерными представителями рассматриваемого типа были в Азии ираноязычные саки и массагеты, а также многочисленные тюркские и монгольские народы древности и средневековья (например, гунны). Из современных этносов кочевниками-скотоводами были в недалеком прошлом, а частично являются и теперь, монголы МНР и Внутренней Монголии (КНР), киргизы, казахи и некоторые другие народы Северного Китая, а также различные тюркские, иранские, арабские племена Юго-Западной Азии.
На высокогорных плато Северного и Западного Тибета сложился еще один своеобразный хозяйственно-культурный тип второй группы — тип высокогорных скотоводов-кочевников. Экономической основой этого типа является животноводство с небольшими перекочевками па полупустынных холодных горных плато. В состав стада высокогорных скотоводов входят яки, их помеси с коровами (сарлыки или цзо), овцы, козы, крупный рогатый скот и лошади. Очень характерно развитие всех отраслей домашнего производства и ремесла, связанных с переработкой животного сырья (кожевенное и шерстобитное дело, прядение и ткачество шерсти). Основное жилище высокогорных скотоводов — переносный прямоугольный шатер на жердяном каркасе, покрытый шкурами животных, кошмами или полотнищами шерстяной, чаще всего черной ткани. Утварь и посуда большей частью кожаные, деревянные или чугунные; керамики почти нет. В питании существенная роль принадлежит вареному мясу, салу, топленому выдержанному маслу, кислому молоку. Наиболее распространенные способы приготовления мясных кушаний — варка в подвесном или укрепленном на треноге чугунном котле и поджаривание на вертеле над открытым очагом. Главные элементы костюма: суконные халаты и штаны, меховые шубы, кожаные сапоги, меховые шапки разной формы. Халат или шубу обычно носят на левом плече (при открытом правом); в жаркое время эта одежда может быть целиком спущена до пояса и завязана вокруг талии. Этот обычай связан с резкими суточными колебаниями температуры.
Из всех хозяйственно-культурных типов третьей группы древнейшим является тип пашенных земледельцев засушливой зоны. Именно в пределах этой зоны, первоначально в долинах Тигра и Евфрата, а позднее в долинах Инда, Янцзы и Хуанхэ, на основе развитого мотыжного земледелия с применением искусственного орошения возникли древнейшие очаги земледельческого хозяйства с использованием тягловой силы крупного рогатого скота. Для пашенных земледельцев засушливого пояса характерно унаследованное еще от мотыжных земледельцев преобладание в составе сельскохозяйственных культур засухоустойчивых злаков: пшеницы, проса, сорго, чумизы и др. Наряду со злаками издавна широкое распространение получили различные бобовые, а также бахчевые (тыквы, позднее дыни, арбузы), виноград и плодовые деревья. Высокой степени развития достигло искусственное орошение, одной из форм которого является арычная система. У земледельцев этой зоны появились все основные орудия труда, связанные с сельским хозяйством, в том числе различные формы плугов, всевозможные виды борон, жатвенных ножей и серпов. В качестве тягловой силы используются быки, обычно холощеные (волы), в меньшей степени коровы и ослы. Транспортным средством служат большей частью двуколки — арбы с большими колесами.
Преобладающие виды жилища— глинобитные, саманные, сырцово- и обожженно - кирпичные, реже каменные, прямоугольные дома с земляным полом, плоскими и плоско-двускатными крышами.
Главная пища — растительная: пресный и кислый хлеб, лепешки, каши, мучные похлебки; в меньшей мере— молочная, мясная или рыбная. Широко распространены всевозможные острые приправы. Из напитков в большом количестве употребляется кислое молоко и виноградное вино.
Высокого развития достигло ткачество, в том числе узорное. Одежда главным образом хлопчатобумажная, нередко также шерстяная, по покрою очень разнообразная, но с первоначальным преобладанием несшитых полотнищ, носимых в качестве набедренных повязок, плечевых накидок, туник или обертываемых вокруг всего тела на манер индийских сари. До настоящего времени хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев засушливого пояса остается преобладающим у народов почти всего Средиземноморья, Юго-Западной Азии, Северо-Западного Индостана, Северного и отчасти Центрального Китая и Кореи.
К народам азиатских субтропиков и тропиков пахотные орудия проникли с запада и севера сравнительно поздно. До XVIII—XIX вв. ареал распространения этих орудий в пределах указанной климатической зоны ограничивался экономически наиболее развитыми и густонаселенными, преимущественно долинными, областями Южной и Юго-Восточной Азии (Восточный, Центральный и Южный Индостан, Шри Ланка, Индокитай, юг Китая и Японии, Западная Индонезия, приморские районы Филиппин). Понятно поэтому, что развившийся здесь хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев влажных тропиков и субтропиков унаследовал многие характерные черты предшествовавшего ему типа ручных земледельцев тех же стран.