Виртуальная реальность как одна из составляющих культуры информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:58, реферат

Описание работы

В настоящее время инструментом геометрии может стать трехмерная, так называемая ЗD-графика. Однако, прежде чем приниматься за внедрение данных методов в преподавание в общеобразовательной школе представляется полезным изучение философских воззрений по данной проблематике, в частности в отношении исторического происхождения и современного содержания понятия ВР, путей развития человеческой цивилизации и культуры в результате интеграции последних с виртуальными технологиями. Исследованию данных вопросов и посвящена основная часть данной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 5
ГЛАВА I О ПРИРОДЕ ПОНЯТИЯ “ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ”. 5
ГЛАВА II ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
ЛИТЕРАТУРА. 20

Файлы: 1 файл

Виртуальная реальность.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

 
 

для сдачи кандидатского  экзамена по философии 
 

Тема: “Виртуальная реальность как одна из составляющих

культуры  информационного общества” 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнил:

              Проверил:

Архангельск 2003

 

Оглавление 

 

    Введение.

 

    Виртуальная реальность (ВР) стала феноменом  современного развития общества. Именно последние десятилетия человеческой деятельности породили  и дали широкую известность понятию ВР. Произошло это во многом благодаря  стремительно развивающимся компьютерным технологиям, распространившим данный термин. Началом послужил проект, рассматривавший создание модельных компьютерных миров, объектами которого  пользователь может манипулировать. Посредством  данного проекта открывались неограниченные возможности искусственного создания самых невероятных процессов: от химических до социальных, в том числе создание аналога ординарной реальности. Данный процесс ни мог не заставить обратить на себя внимание представителей всех сфер науки. Особенную  заинтересованность данной проблематикой  проявили философы. На данный момент разработка  и практическое применение  ВР систем идет параллельно философско-методологическому осмыслению проблем виртуалистики. В России и за рубежом по результатам исследования данного вопроса уже издано множество объемных книг и большое количество журнальных и газетных статей. Выделяются три основных  типа зарубежных работ о ВР: “Во-первых, это книги теоретического плана, основанные на учете достижения теории  систем, моделирования, компьютерной графики, мультимедиа и т.д. Во-вторых, это работы о философских  и психологических  аспектах  проблем ВР и ее влиянии на человека, коллектив людей и общество в целом. И, в-третьих, это книги, посвященные проблемам использования систем ВР в технических областях человеческой деятельности: образовании, науке, бизнесе”1. Рассматриваются также этические, политические, культурологические и т.п. проблемы ВР.

    В России ситуация примерно такая же: “… издается литература по данной проблематике (ВР), предлагающая две гипотезы, охватывающая собой все разнообразие мнений. Первая сводит ВР к техническому феномену, вторая – к  техническому. Между  ними укладывается весь остальной спектр мнений”2.

    Таким образом, как утверждает Е. В. Солопов: “…к настоящему времени существует ряд серьезных исследований, посвященных  эволюции употребления понятий “виртуальность”, “виртуально”, ”ВР”, дана обстоятельная  характеристика общей специфики ВР и особенностей ее проявления в психологических и компьютерных ВР, проанализировано общее  состояние виртуалистики, показаны ее достижения и возможности дальнейшего применения… Эффективно проводятся с помощью методов виртуалистики исследования проблем общей и детской психологии. С позиции виртуалистики исследуются общие и частные проблемы развития культуры и цивилизации, при этом  наметилась тенденция трактовать виртуальную реальность как всю культуру. Остро стоит вопрос о соотношении виртуальной и объективной реальности, действительного и иллюзорных миров”3.

    Проблемы  виртуальности плодотворно разрабатывались  и разрабатываются  П.Н. Алешиным, В.С. Бабенко, А.И. Вороновым, О.И. Генисаревским, Ф.И. Гиренюком, Л.П. Гримак, В.Ф. Ждановым, С.И. Иконниковым, Е.В. Ковалевской, И.Г. Корсунцевым, Н.А. Носовым, Т.В. Носовой, М.Ю. Опенковым, В.М. Рогозиным, Е.А. Шаповаловым,  Ю.Т. Яценко.

    Областью  моих научных интересов являются теоретические и практические варианты новой предметной области – компьютерной геометрии,  изучение ее основ в школьном курсе геометрии и при подготовке учителей математики к профессиональной деятельности. В преподавании геометрии остро стоит вопрос поисков эффективных способов развития пространственного  мышления  школьников в связи с низким КПД преподавания стереометрии  с использованием стандартных приемов. Внимание методистов-геометров обратились к использованию возможностей компьютерных технологий. В настоящее время инструментом геометрии может стать трехмерная, так называемая  ЗD-графика. Однако, прежде чем приниматься за внедрение данных методов в преподавание в общеобразовательной школе представляется полезным изучение философских воззрений по данной проблематике, в частности в отношении исторического происхождения и современного содержания понятия ВР, путей развития человеческой цивилизации и культуры в результате интеграции последних с виртуальными  технологиями. Исследованию данных вопросов и посвящена основная часть данной работы.

 

     Основная часть.

Глава I О природе понятия “виртуальная реальность”.

 

    В философской литературе отмечено: “Распространение понятия виртуальности в самых  разных областях науки, искусства и  практики позволяют говорить о новой  парадигме, выражаемой в понятиях самоорганизации, кооперативных эффектов, формообразующих случайностей и некоторых других”4.  Что же подразумевается под понятием ВР? Корни этого понятия, по мнению ученых, уходят античную культуру. Специальный анализ античного и средневекового употребления термина virtus в этом значении осуществил Н.А. Носов, опираясь на тексты Цицерона, Фомы Аквинского, Николая Кузанского и  трактовки их современными авторами А.Ф. Лосевым, А.В. Ахтуниным. Римляне термином virtus прежде всего обозначали силу, мужество, воинскую доблесть. “Добродетель для римлянина – мужество, то, что прилично мужу (virtus)”5. Крупнейший схоласт средневековья Фома Аквинский с помощью понятия виртуального характеризовал сосуществование души мыслящей, души животной и души растительной: “… в человеке не присутствует никакой иной субстанционной формы помимо одной только субстационной души, и … последняя, коль скоро она виртуально содержит в душу чувственную и душу вегетативную,  равным образом содержит в себе формы низшего порядка и исполняет самостоятельно одна все те же функции, которые в иных видах исполняются менее совершенными формами. Подобным же образом должно сказать о чувственной душе в животных, о вегетативной душе в растениях и вообще обо всех более совершенных формах в их отношении к формам менее совершенным”6. Схоластический философ Сигер Брабанский тоже использовал термин virtus, размышляя о разуме и мышлении: ”… разум, от которого исходит мышление, есть высшая способность (virtus) человека”7.

    Философ и богослов Эпохи Возрождения  Н. Кузанский, размышляя о первоначале всего сущего, приводит пример орехового дерева, которое он видит телесными глазами огромным, раскидистым, зеленым, отягощенным ветвями, листвой и плодами. И продолжает: “Потом умным оком я вижу, что то же дерево пребывало в своем семени не так как я сейчас его разглядываю, а виртуально; я обращаю внимание на дивную красоту того семени, в котором было заключено целиком и это дерево, и все его орехи, и вся сила орехового семени, и в силе семян все ореховые деревья… Дерево, вижу я, есть некое развертывание семенной силы”8.

    Virtus, виртуальное понимается здесь как активное начало, присущая  объекту внутренняя способность, потенция, реализующаяся не в действительность при соответствующих условиях. Семя содержит в себе дерево виртуально, потенциально, как способность вырасти в это дерево.

    В этом аспекте виртуальное сопоставляется с субстанцией, субстанциональным. Будущее дерево существует в семени не как вещь, не как субстанция, а  виртуально, как способность субстанции семени стать субстанцией – деревом. “Это означает, что действительной актуальностью обладает действие, способ продуцирования, творческий акт, а определенная форма является только потенцией, возможностью данного способа действовать”9. В этом смысле термин “виртуальный” использовал крупнейший советский психолог А.Н. Леонтьев: “Виртуально мозг заключает в себе не те или иные специфические человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей”10.

    В настоящее время, как считает  Н.А. Носов, ВР должна пониматься достаточно широко: “ВР – на наш взгляд есть особая философская категория наряду с такими как время, пространство, сущность и т.д.,… позволяющая в едином плане рассматривать реалии относящиеся обычно к разным типам знания: естественнонаучному, гуманитарному или техническому”11.

    Однако  ряд ученых поднимают проблему уточнения  специфики понятия ВР. Так П.Е. Солопов считает, что: “… в литературе даже в научной, не говоря уже о  публицистической и популярной, очень  часто термин ВР используется произвольно, необоснованно, ради привлечения внимания, в результате чего размывается содержание и неоднократно расширяется объем обозначаемого им понятия”12. Таким образом, П.Е. Солопов предлагает уточнить собственное значение данного понятия. Однако это приводит к слишком узкому ограничению спектра рассматриваемых с помощью этого понятия научных областей. Так, например, это наблюдается у А.И. Воронова. Высказываясь от лица членов общества виртуальной реальности (г. Санкт-Петербург), основателем которого был Е.А. Шаповалов, он заявляет, что феномен ВР объясняется сугубо техническим вопросом: “виртуальная реальность понимается как кибернетическое пространство, созданное на базе компьютера, в котором техническими средствами предпринята изоляция от внешнего мира, т.е. перекрыты все каналы тактильной, слуховой, зрительной или любой иной связи с окружающим миром… Явление виртуальной реальности есть факт, обладающий безусловной техничностью. А все  интерпретации артефакта виртуальной реальности, как явления психологического или мистического характера, даваемые некоторыми современными исследователями, проистекает из тех самых мифологических пространств, с которыми корреллируют их исследовательские методики. По этой причине мы не беремся считать виртуальной реальностью ни искусство, ни театр, ни литературу, ибо сколь бы глубоко ни погружался в них человек, у него  всегда остаются свободными каналы связи с внешним миром. Особенность виртуальной реальности в том и состоит, что ее реальность основана главным образом  на разрыве всех возможных каналов связи с внешним миром, на разрыве всех возможных каналов связи с внешним миром, кроме самого технического устройства виртуальной реальности”13.

    Существует  и несколько другая позиция ряда исследователей. Например, М.Ю. Опенков  указывает: “В значительной части публикаций по данной теме и стереотипах массовой культуры ВР ассоциируется с развитием компьютерных технологий и так называемой “киберкультуры”… мы твердо убеждены, что … компьютерная реализация ВР – лишь вырожденный случай более глубокого феномена. Идея виртуальности ведет к пересмотру понятий реальности и существования  других онтологических категорий”.14 Действительно, отождествлять понятие ВР только с компьютерной техникой, имея  при этом глубокий опыт исследования виртуального в философии, культурологии, психологии, а также начавшиеся исследования в физике, педагогике и других областях было бы не совсем правильным. Следует наверное подходить к этому понятию более абстрактно, хотя с имеющейся долей научной  разработанности. А.И. Воронов обосновывает отказ то всех категорий виртуального, кроме как технической следующим образом: “Виртуальность – как категория более всего подходящая под аристотелевскую категорию потенциального, уже у Цицерона, Фомы Аквинского, Николая Кузанского имеет энергийный смысл, который и выводит силу и благодатную чистоту virtus из божественных энергий. Реальность же готова заявить о себе аристотелевской категорией актуального, проявляет себя в многочисленном спектре мнений современных ученых”15. Далее следует вопрос: “Как слить воедино актуальное и потенциальное Аристотеля? Как собрать ВР, но более того, верно ее интерпретировать?”16. Выход автор видит только в следующем обосновании: “ВР- есть артефакт современной культуры, которая одна лишь и могла породить и соединить достаточно противоречивые смысло содержащие понятия “виртуальности” и “реальности” ”17. Поэтому автор и призывает рассматривать соединение этих двух понятий там, где они естественно проявили себя – в компьютерных технологиях и нигде иначе.

    Принимая  во внимание все мнения по рассматриваемому вопросу, остановимся на мнении, что понятие ВР невозможно сжать рамками только технической специфики, по причине широкого использования в других научных областях. Техническая сторона ВР является наиболее развивающейся, но не в состоянии полноценно отразить весь спектр этого сложного и многогранного явления. 

Глава II  Виртуальная реальность и человеческая культура: интеграционный процесс и его последствия.

 

    Обсуждая  вопросы содержания понятия ВР, мы пришли к утверждению, что к настоящему времени данное понятие стало ярким общенаучным феноменом и междисциплинарным научным подходом в приложении к разнообразным объектам и процессам. Данную же главу, исходя из целей, поставленных в начале работы, посвятим вопросу  о влиянии стремительно развивающихся компьютерных технологий и несущих  на крыльях своего развития именно компьютерную ВР, на человеческую цивилизацию и в частности на человеческую культуру.

Информация о работе Виртуальная реальность как одна из составляющих культуры информационного общества