Утопический роман: социально-философские открытия, исторические судьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 19:19, реферат

Описание работы

Социально-философский анализ утопического сознания – это попытка выйти за рамки традиционных идеологических систем, осознать проблемы общественного развития и определить пути их решения.

Утопия всегда была связана с проблемой идеала, и некоторое время воспринималась как неосуществимая мечта. Греческий термин утопия (ou topos) обозначает «место, которого нет».

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 4
Утопизм Томаса Мора 9
Утопизм Томмазо Кампанелла 11
Утопизм Френсиса Бэкона 13
Заключение 17
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Яковлева А.docx

— 46.20 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)» (СПбГТИ(ТУ))

 

КАФЕДРА  Химии и технологии материалов и изделий сорбционной техники

     УГС     Химическая и биотехнология

НАПРАВЛЕНИЕ  Химическая технология

ПРОФИЛЬ                 Технология средств химической защиты в чрезвычайных ситуациях

  ДИСЦИПЛИНА  Философия

 

Реферат по философии

НА ТЕМУ: Утопический роман: социально-философские открытия, исторические судьбы

Выполнил студент _2__ курса, группы _5218_Яковлева Анна Александровна 

 Принял Кандидат философских наук, доцент Токмаков Алексей Николаевич

Признать, что работа

   

выполнена и защищена с оценкой

   

 

«__» _________________ 2012 г. _________________

подпись

Санкт-Петербург

2012

Содержание.

Введение   3

Основная часть  4

Утопизм Томаса Мора   9

Утопизм Томмазо Кампанелла    11

Утопизм Френсиса Бэкона  13

Заключение   17

Список литературы 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 
     Я обратилась к данной теме в своем реферате, потому что тема социальной утопии, надежды на лучшую жизнь, на справедливую и честную власть, социальное равенство и отсутствие классовой системы еще с древнейших времен занимала величайших мыслителей самых разных цивилизаций. Об тех самых местах, которых нет, и не может быть, говорили еще в древнем Китае, эту тема развивал Платон, но создание той самой модели этого совершенного (на взгляд автора) государства, пусть и без указания путей образования этого места в реальном мире, бесспорно является заслугой Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, написавших «Утопию» и «Город Солнца», которые сделали имена своих авторов бессмертными. 
 
  Социально-философский анализ утопического сознания – это попытка выйти за рамки традиционных идеологических систем, осознать проблемы общественного развития и определить пути их решения.  
   
Утопия всегда была связана с проблемой идеала, и некоторое время воспринималась как неосуществимая мечта. Греческий термин утопия (ou topos) обозначает «место, которого нет». 
С нарастанием недовольства условиями социального бытия, народ все больше нуждался в изменениях общественного устройства. И тут появляется в литературе такой жанр, как утопический роман, в котором сочетается отрицание, обличение современных социальных отношений и пропаганда идеального общества. Наиболее резкие и бескомпромиссные в критике действительности писатели, объединяя сатиру и идеальные образы, создавали утопии, воплощающие самые светлые мечты человечества. Так «Утопия» Томаса Мора, соединившая сатирическое и идеальное начала, зародила название литературного жанра.   Утопический роман, служит выражением идеи, воплощает эти идеи в образах. Он является первым шагом к осуществлению мечты о идеальном. Утопия выступает в роли образца, описывает проделанный опыт.  
     По силе воздействия на сознание народа, утопия превосходит все социальные теории, а в революционные периоды, самые радикальные утопии получают наибольшую поддержку. Изучение такого явления, как утопия, вызывает постоянный интерес исследователей, особенно в периоды общественной нестабильности.

 
Основная часть 

   Для исследования  данной проблемы следует обобщить  существующий теоретический материал, представленный в социальных  утопиях. Основная идея социальных  утопий направлена на переосмысление  исторического процесса, на формирование  модели идеального общества, где  нет эксплуатации, где господствуют  равенство и свобода и созданы  все условия для всестороннего  развития личности. 
  

      Слово «утопия» означало прекрасное, но невыполнимое будущее с элементом социальной мифологии. Утопия трактовалась как страна, которая была совершенной, страна мечты о счастье, изображения совершенного общественного устройства, лишенного научного обоснования; произвольное проектирование идеалов,  планов,  для реализации которых нет практических оснований, невыполнимые планы социальных превращений; совокупность социальных идей, лозунгов, целей, которые обещают быстрое и легкое решение социальных проблем.

   М. Бердяев назвал утопию «проклятием нашего времени». Появилось это слово по воле английского писателя и общественного деятеля Томаса Мора, который назвал написанную на латыни в 1515-1516 годах книгу «Утопией», состоит это слово из двух корней «u» - нет и «topos» - место, т.е. место, которого нигде нет, а, возможно, из других корней – «e» - благо и «topos» - место, т.е. блаженное место.

   В «Утопии» Томас Мор описал идеальное, с его точки зрения, государство, где все построено по законам разума, где все люди равны и уравнены  во всем: в работе, отдыха, даже одежде; где все регламентировано и все подлежит строгому расписанию и соблюдению дисциплины. «Утопия» Т Мора - страна счастья, возможного на земле, к тому же была заселена обычными земными людьми, только очень разумно организованными.

   Утопия как одна из своеобразных форм общественного сознания воплотила в себе такие черты:

осмысление социального идеала;

социальная критика существующего строя;

стремление бежать от мрачной действительности;

попытки предсказать будущее общества

    Изначально история утопии тесно переплелась с легендами о «золотом веке», о «острове блаженных», а также с различными теологическими и этическими концепциями

   Затем, во времена античности и в эпоху Возрождения, она приобрела формы описания совершенных обществ, которые якобы существовали где-то на земле либо существовавших в прошлом, в XVII-XVIII вв большое распространение получили различные утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ.  В середине XIX века, а особенно в XX веке, утопия все больше превратились в специфический жанр церковно-теологической литературы.

   Утопия как литературный жанр - это абстрактная модель идеальной социальной системы, которая отвечала представлениям писателя о гармонии человека и общества.

   Эволюционный обзор утопии позволил проследить жанровые преобразования, понесенных утопическая литература на протяжении веков.

   Развиваясь сначала как публицистический и научный трактат (Платон «Государство», Мор «Утопия», Т Кампанелла «Город Солнца», Ф Бэкон «Новая Атлантида», Дж Уинстенли «Закон свободы»), утопия, начиная с XVIII века, стала действительно художественным произведением и чаще всего выступает в жанре романа.

   У Платона произведение называлось «Государство», в нем автор показал государство, которое считал верхом совершенства:

o жестком разделение труда;

o четком соблюдение принципа абсолютной власти;

o постоянной готовности  к войне;

o насильственно поддерживаемой  стабильность, потому любое изменение  нарушает порядок, установленный  раз и навсегда

   Различные варианты земных утопий предлагали человечеству время от времени на протяжении последующей его истории («Город Солнца» Т Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф Бэкона)

   Главной проблемой утопической литературы в XX веке стала проблема осуществимости-неосуществимости утопии, которая, в общем, привела к проявлению антиутопии. 
 
   Создатель одной из наиболее известных антиутопий Джордж Оруэлл считал, что все без исключения написанные утопии непривлекательны и весьма безжизненны. Согласно Оруэллу, все утопии похожи тем, «что они постулируют совершенство, но не в состоянии достичь счастья». В своем эссе «Почему социалисты не верят в счастье» Оруэлл соглашается с мыслью православного философа Н. Бердяева, который заявил, что «так как создание утопии стало людям по силам, перед обществом встала серьёзная проблема: как утопии избежать». Это цитата из работы Бердяева «Демократия, социализм и теократия» в более расширенном варианте стала эпиграфом к роману Хаксли «О, дивный, новый мир» : «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления. Утопии осуществимы. Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее „совершенному“ и более свободному обществу.»

   Страх буржуазии перед коммунизмом и социализмом, которые воплотили в себе главные идеи утопистов, нашел свое выражение в антиутопии, но уже явно реакционного направления.  Среди них произведения, проникнутые чувствами всемирного пессимизма и неверия в человека, изображая страшные последствия научно-технического прогресса, которые критиковали традиционные утопические и социалистические представления о будущем обществе и выражали открыто антикоммунистические взгляды авторов. 
 
   Далеко не все детали описанной в утопии жизни могут способствовать счастью, а некоторые даже прямо ему противоречат. Этот парадокс по крайней мере в большинстве случаев объясняется тем, что автор утопии конструирует ее с позиций творца, а нередко и правителя (яркий пример — Кампанелла, всерьез рассчитывавший на реализацию своих построений). Отсюда любовь к геометрически правильным формам, максимальная стандартизация, централизация управления, указания на мельчайшие детали при замалчивании некоторых важнейших вопросов вроде механизма смены правителя и т. п.

   Согласно мнению советских идеологов об утопии, выраженном в книге «Фантастика. Общий курс», описанном как «утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором. Что примечательно, согласно такой классификации практически все произведения киберпанка оказываются… утопиями.

 

« …не стоит и смотреть на карту, раз на ней не обозначена Утопия, ибо это та страна, на берега которой всегда высаживается человечество. А высадившись, оно начинает осматриваться по сторонам и, увидя лучшую страну, снова поднимает паруса.

Оскар Уайльд. «Душа человека при социализме» »

« Утопии играют огромную роль в истории. Их не следует отожествлять с утопическими романами. Утопии могут быть движущей силой и могут оказаться более реальными, чем более разумные и умеренные направления. Большевизм считали утопией, но он оказался реальнее, чем капиталистическая и либеральная демократия. Обыкновенно утопией называют неосуществимое. Это ошибочно. Утопии могут осуществляться и даже в большинстве случаев осуществлялись. Об утопиях судили по изображению совершенного строя Томасом Мором, Кампанеллой, Кабэ и др., по фантазиям Фурье. Но утопии глубоко присущи человеческой природе, она не может даже обойтись без них. Человек, раненный злом окружающего мира, имеет потребность вообразить, вызвать образ совершенного, гармонического строя общественной жизни. Прудон, с одной стороны, Маркс, с другой стороны, должны быть признаны в той же мере утопистами, как Сен-Симон и Фурье. Утопистом был и Ж.-Ж.Руссо. Утопии всегда осуществлялись в извращённом виде. Большевики — утописты, они одержимы идеей совершенного гармонического строя. Но они также реалисты, и в качестве реалистов они в извращённой форме осуществляют свою утопию. Утопии осуществимы, но под обязательным условием их искажения. Но от искажённой утопии всегда остаётся и что-нибудь положительное

Бердяев, Николай Александрович ЦАРСТВО ДУХА И ЦАРСТВО КЕСАРЯ, Гносеологическое введение. БОРЬБА ЗА ИСТИНУ. Сочинения »

 
   Таким образом, утопия и антиутопия имели общее прежде всего в своем генезисе, их объединял комплекс социально-политических проблем, среди которых, как человек и общество, личность и государство, свобода и  насилие, и другие, которые имеют философский характер Существенной особенностью утопии и антиутопии является то, что они моделируют определенный тип государственного устройства Утопия и антиутопия как художественные модели ориентированы на исследования социальной системы государственного устройства, на изучение состояния человека и отношений между людьми в тех или иных условиях.

   Важным признаком утопии и антиутопии стал ее прогнозируемый характер Они нацелены на реальность, которую необходимо изменить, указали, как надо проводить эти изменения. 
 
   Рассмотрим   наиболее известные из дошедших до нас утопий. Это «Остров Утопия» англичанина Томаса Мора и «Город Солнца» итальянца Томмазо Кампанеллы, и романы Ф. Бэкона. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Утопизм Томаса Мора.

 
    Первый утопист эпохи Ренессанса - это Томас Мор (1478 - 1535),  весьма либерально настроенный английский государственный деятель, сторонник наук  и искусств, пропагандист веротерпимости и яркий критик тогдашних феодальных  и зарождавшихся капиталистических порядков. Но он оставался верным католиком, выступал против протестантизма и после отхода Генриха VIII  от  католической церкви был беспощадно казнен за свои католические  убеждения.  В  целом  его деятельность  относится  либо  к  гражданской  истории,  либо  к  истории литературы. Нас может  интересовать  здесь  только  одно  его  произведение, которое вышло в 1516г. под названием "Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства  и  о  новом  острове  Утопии", поскольку вся эстетика Ренессанса  основана  на  стихийном  самоутверждении человеческой личности в том государстве, которое сам Мор  считал  идеальным.

   На самом деле изображение утопического человека у  Мора  представляет  собою причудливую смесь всякого рода старых и новых взглядов, часто  либеральных, часто вполне реакционных, но, по-видимому, с  одним  основным  отличием:  от яркого возрожденческого артистизма в  утопическом  государстве  Мора,  можно сказать, ровно ничего не осталось. Рисуется человек  довольно  серого  типа, по-видимому, управляемый государством все же достаточно абсолютистским. Все должны заниматься физическим трудом по государственному распределению,  хотя науки и искусства  вовсе  не  отрицаются,  но  даже  превозносятся  у  Мора, особенно музыка. Общество разделено на  семьи,  но  семьи  эти  понимаются скорее как производственные, в силу чего принадлежность  к  той  или  иной  семье определяется не только естественным происхождением членов семьи, но в первую очередь также и государственными декретами, в силу которых члены семьи могут быть переводимы из одной семьи в другую ради  производственных  или  других государственных целей. В брачные дела государство у  Мора  тоже  вмешивается самым  существенным  образом,   и   многое   в   них   определяется   просто государственным  декретом.  Религия,  вообще  говоря,  допускается  любая, включая   языческое   поклонение   небесным   светилам.   Требуется   полная веротерпимость. Священники должны избираться народом. Деятельность  атеистов весьма   ограничена,   поскольку   отсутствие   религиозной   веры    мешает нравственному состоянию общества. Во всяком  случае,  открытые  выступления атеистов  запрещаются.  Кроме  того,  высшей  религией  все-таки  признается христианство или вообще монотеизм.

Информация о работе Утопический роман: социально-философские открытия, исторические судьбы