Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 04:09, реферат
Целью общественного механизма не может быть максимизация чьей-то частной прибыли. И даже не какой-то общей "интегральной" прибыли. Подлинная цель - удовлетворение трёх главных общественных потребностей — материальной (строго говоря, вещественной — ибо в мире нет ничего нематериального), духовной, экологической. Каждая из них должна удовлетворяться на научно обоснованном уровне; все они должны удовлетворяться одновременно — не одна за счёт другой, а все вместе. Желательно к тому же, чтобы это происходило при наименьших общественных затратах.
Производительная сила…………………………………………………………3
Наука как общественное явление……………………………………………...3
Основные направления современной науки…………………………………….5
Глобальные проблемы современности…………………………………………5
Экологизация современной науки……………………………………………6
Будет ли у науки конец……………………………………………………….6
Министерство образования Республики Беларусь
Витебский государственный технологический университет
Кафедра
философии
«Статус
науки в современном мире»
Выполнил студент группы Мк-22 Бадрицкий А.А.
Проверил Мядель А.П.
Витебск 2010
Содержание
Производительная сила…………………………………………………………3
Наука как общественное явление……………………………………………...3
Основные
направления современной науки…
Глобальные проблемы современности…………………………………………5
Экологизация современной науки……………………………………………6
Будет
ли у науки конец……………………………………………………….6
Производительная сила
История человечества — это история развития его производительных сил. Пока человек не знал огня, на Земле царил каменный век, вся технология которого сводилась к привязыванию жилой камня к палке. В пламени костра родился век бронзовый. Но до изобретения плавильной печи не могло быть речи ни о стали, ни о стекле.
Феодализм кончился в тот исторический момент, когда сравнительно дешёвое ружьё стало делать дырки в дорогом фамильно-наследственном панцире, — именно тогда рыцарь-феодал слез с лошади и принялся закабалять своих бывших вассалов рыночно-экономическими методами. Надо ли напоминать, что и порох, и станок для расточки ствола - прямые детища науки…
Кто же осмелится оспорить концепцию, что история науки и есть подлинная история человечества?
Однако справедливо, что сегодня наука действительно переходит в новое качество. Из просто непосредственной производительной силы она превращается в определяющую производительную силу. До начала НТР наука, как правило, решала чисто технологические задачи: как получить то, что необходимо людям. А что им необходимо — это тогда они и сами знали без всякой науки. Но в эпоху НТР положение изменилось радикально: обнаружилась нехватка природных ресурсов, возникли ощутимые симптомы запорогового загрязнения окружающей человека среды; выяснилось, что люди достигли такого "могущества", когда их необдуманные поступки приведут к превращению Земли как минимум в безлюдную планету. Дать разумный ответ, как выйти из этой кризисной ситуации, не может никто. Кроме науки.
Современная наука прежде всего должна определять, что именно (и в каких количествах) нужно людям. Именно в этом смысле наука сегодня становится определяющей силой человеческого сообщества. Её основная функция сегодня - определение оптимального облика производства, оптимальной структуры государства как наёмного механизма управления обществом.
Целью общественного механизма не может быть максимизация чьей-то частной прибыли. И даже не какой-то общей "интегральной" прибыли. Подлинная цель - удовлетворение трёх главных общественных потребностей — материальной (строго говоря, вещественной — ибо в мире нет ничего нематериального), духовной, экологической. Каждая из них должна удовлетворяться на научно обоснованном уровне; все они должны удовлетворяться одновременно — не одна за счёт другой, а все вместе. Желательно к тому же, чтобы это происходило при наименьших общественных затратах.
Наука как общественное явление
Наука — самое сложное из всех явлений в жизни человечества — многогранна. С одной стороны, она есть система знаний, с другой — форма общественного сознания, с третьей — особая сфера деятельности, с четвёртой — общественный институт, с пятой — компонент Культуры. Рассмотрение каждой из этих ипостасей науки потребует не одной журнальной страницы. Отдельная важная тема — НТР как культурная революция. В самом деле, НТР предъявляет новые, повышенные требования к культурности человека — и как производителя материальных ценностей, и как потребителя духовных ценностей. С другой стороны, сама же НТР обеспечивает человеку новые возможности для повышения уровня своей общей и профессиональной культуры. В итоге и происходит культурная революция, в ходе которой успехи науки и техники порождают взрывной рост уровня общественной культуры. Этот рост в свою очередь ускоряет НТР.
В эпоху НТР происходят два параллельных противоположно направленных процесса: дифференциация и интегрализация науки. Первый — это подразделение древа науки на всё более мелкие ветви. Вследствие этого сегодня человеческой жизни хватает на освоение представлений только в весьма узкой области.
Вследствие дифференциации науки сегодня многие учёные для общения друг с другом нуждаются в "переводчике"-популяризаторе — настолько языки частных наук несовместимы друг с другом.
Важная функция науки — изучение Вселенной. По предмету изучения у науки нет никаких ограничений: её предмет — всё: человек во Вселенной, сама Вселенная, общество, мораль, право. Для изучения предмета может использоваться любой из методов известных человечеству (вопрос лишь в его целесообразности). В процессе представления результата поиска учёный переживает ничуть не меньше художника, и точно так же подвержен озарениям. Но когда учёный оформляет полученный им результат, он отключает все эмоции, отжимает всё личное, оставляя только объективный, межличностно проверяемый "сухой остаток". Результат признаётся научным, если он воспроизводим, достоверно повторяем, безличностен. Никого не интересует, что именно чувствовал Эйнштейн, открывая законы Мироздания.
Не менее важно сформировать чёткие критерии собственно научности. Истинность какого-либо суждения критерием быть не может: истинность сама проверяется практикой; вполне истинное суждение может не иметь никакого отношения к науке.
С другой стороны, и наука вовсе не состоит из одних истин. В неё входят и гипотезы, предположения и теории (которые в будущем могут оказаться неверными).
Системный подход к данной проблеме позволяет сформулировать следующее заключение: критерием научности следует признать логическое произведение пяти частных критериев: предметности, проблемности, проверяемости, обоснованности, системности. Первый критерий вытекает из того, что любая частная наука всегда имеет свой собственный чётко очерченный предмет — без этого не бывает науки. Всякая наука исследует не произвольный бессистемный набор невзаимосвязанных вопросов — наука всегда формулирует определённые проблемы, то есть описанные в явном виде противоречия, требующие разрешения. В этом — корень такого критерия как проблемность. О роли межличностной проверяемости в науке уже было упомянуто. Критерий обоснованности следует понимать не только в однозначно-линейном смысле: необходимо, прежде всего, методы доказательства обосновать независимо от доказываемого тезиса.
Системность означает следующее: каждое новое научное построение обязано органично включаться в уже сложившуюся систему знаний, взглядов и понятий науки — так же легко, как кирпич легко укладывается в пустое гнездо готовой кладки. Из этого принципа возможно единственное исключение: когда новая теория как колпаком накрывает всё старое здание науки. Превращая всё это старое здание в свой собственный частный случай. На памяти человечества был единственный подобный случай: с общей теорией относительности Альберта Эйнштейна.
Основные направления современной науки
НТР началась вместе с радикальным изменением роли науки в обществе. Существенное возрастание роли науки, превращение её в определяющую производительную силу — и составляет основу НТР. При этом происходит одновременное и взаимосвязанное взрывное развитие науки и техники. Если прежде между научным открытием и применением его следствий в технике проходили десятки и даже сотни лет, то сегодня эти сроки сократились до нескольких лет.
Самыми перспективными являются три главных направления в науке и технике: ядерная энергия, кибернетика, космонавтика.
Привычные энергоисточники на нашей планете уже недалеки от полного истощения. Из этого, разумеется, непосредственно не вытекает, что нам придется опереться на "мирный атом": можно ведь поискать и другие нетрадиционные энергоисточники. Но остался и "немирный" атом. Но что вряд ли кто-либо будет отрицать, что ядерная энергия — воистину один из двигателей современной НТР.
Второе из главных направлений — кибернетика. Без неё не было бы ни ядерной энергетики, ни космонавтики. Не было бы и современной авиации, связи и даже высокотехнологичного производства. Ещё важнее роль кибернетики в философии. В докибернетическую эру люди по- настоящему не задумывались над вопросами, может ли мыслить машина, и как мыслим мы сами. Ясно одно: следует оптимального распределить функции в совместной системе: в определённых областях машина уступает человеку, зато в других значительно его превосходит.
Чтобы
понять роль космонавтики, целесообразно
обсудить
Глобальные проблемы современности
К их числу разные учёные относят разные проблемы. Но многие согласятся, что основными являются демографический взрыв, энергетический кризис, экологический кризис, сохранение мира на Земле. Все они взаимосвязаны и не решаются отдельно друг от друга.
Сохранение мира, как ни удивительно, зависит от совершенствования оружия. Но ни одна из боевых систем сегодня не может функционировать без помощи космической связи, космической разведки, метеообеспечения, навигационного обеспечения. Сами же определяющие конечный итог военного конфликта системы находятся в космосе.
Демографический взрыв, естественно, обостряет и усугубляет все остальные проблемы. Некоторые народы просто не в состоянии себя прокормить. В этом одна из причин голода. Другие причины — снижение плодородия почвы, нарушение биологического равновесия, нехватка пресной воды, загрязнение среды обитания. Решение названных задач, возможно, следует искать в космосе.
Экологический и энергетический кризис – близкие по сути проблемы Каждый потреблённый нами киловатт-час приводит к выбросу в атмосферу более двух киловатт-часов тепловой энергии. Атмосфера способна переносить это лишь до определённого предела. Но рост энергопотребления нельзя остановить. Следовательно, выход один — вынести энергосистемы за пределы земной атмосферы, вынеся таким образом и основные источники загрязнения окружающей среды.
Тем более, что в космосе реализуются новые технологические возможности, недоступные на земной поверхности, на дне воздушного океана.
Традиционные энергоисточники на нашей планете — ограниченные природные горючие материалы. В противовес им обычно ставят ядерную энергетику, которая тоже несет свои минусы. "Зашивать" отходы в бетон, закапывать в скалы, топить в океане — всё это абсолютно недопустимо по многим причинам. В том числе, чисто экономическим. Единственная принципиально допустимая возможность — выбрасывать эти радиоактивные отходы в космос. Однако при этом затраты опять-таки превысят стоимость энергии, произведённой АЭС.
Вывод: пора подумать о внеземных первичных энергоисточниках. Прежде всего, о Солнце. Здесь и проявится определяющая роль космонавтики.
Экологизация современной науки
Многообразное воздействие человеческой техносферы на природную среду — одна из важнейших проблем современности. Наиболее правильным представляется толкование экологии как специфического общенаучного подхода к изучению различных объектов природы и общества. Экологический подход находится на столь же высоком уровне научного обобщения, что и системный или информациологический подход. Главная цель экологического подхода — выявление связей между объектом (детально изучаемым какой-либо частной наукой) и окружающей его средой.
Особую актуальность экологический подход приобретает в эпоху НТР. Этот термин можно толковать как "экологический путь познания", как экологическое (если угодно, экологичное) научное мышление. Такое понимание вносит системность в толкование процесса экологизации современных наук. И позволяет говорить о правомерности экологических исследований не только в биологии, но и в технике, экономике, социологии и праве.