Религиозно-философская мысль средневековой Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

С принятием христианства на Руси (988 год) языческая мифология начинает вытесняться христианским мировоззрением, которое способствует зарождению философии и придает ей религиозный характер. Однако формула средневековой мысли Запада «философия – служанка богословия» на Руси малоприменима ввиду неразвитости богословия. На формирование мысли средневековой Руси заметное влияние оказала патристика, особенно учения представителей Каппадокийской школы: Василия Великого, Григория Нисского, Григория Назианзина, а также последнего представителя восточной патристики Иоанна Дамаскина.

Файлы: 1 файл

Философия Юля.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Русской же философии истории в силу особенностей ее развития удалось более конструктивно решить проблему трансформации теорий направленной истории: придать человеку статус ответственного участника исторического процесса, избежав при этом потери им смысла истории. Среди этих особенностей одна сыграла в рассматриваемом процессе особенно важную роль. Это - сохранение на протяжении всего пути развития русской философии особого значения религиозно-нравственной проблематики и признание духовно-нравственных ценностей обязательными для жизни человека.

Эта особенность проявилась во взглядах на историю наиболее крупных русских философов. В конце XIX века с наивысшей силой она была выражена B.C. Соловьевым. Стремясь к синтезу философии и христианства, он изображал историю как постепенное возвышение человека, обретение им духовной сущности. Смысл жизни человека философ видел в ее связи с духовно-нравственными ценностями. Убеждение в абсолютности, вечности и независимости нравственного закона и в необходимости постоянной живой связи с ним человека было выражено вслед за В. Соловьевым целой плеядой русских философов и, прежде всего - С.Н. Булгаковым и H.A. Бердяевым. Идее человекобога (человека, который сделал из себя или которого сделали богом) ими была противопоставлена идея осуществления в истории богочеловеческого процесса - воссоединения твари с Богом. Наличие абсолютных духовно-нраственных ценностей и стремление к ним человека придавало человеческой жизни вневременной, высший смысл. Личность при таком подходе как бы обретала незыблемую опору для жизни и надежный критерий оценки всех ее проявлений. Хотя, нельзя не отметить, что для взглядов этих философов свойствен эсхатологизм христианского сознания. Это порождало проблему соотношения свободы человека и провиденциальной запрограммированности конца истории. Выходом из указанного противоречия (при условии сохранения статуса человека как важнейшего деятеля истории) мог быть только отказ от традиционного христианского изображения конца истории как неизбежной катастрофы, совершающейся независимо от человека.

И в России в начале XX века были мыслители, которые сумели найти удивительно сбалансированное решение ключевых проблем философии истории именно в этой плоскости: П.И. Новгородцев, С.Л. Франк, Г.В. Флоровский, Г.П. Федотов. При всем разнообразии их учений во взглядах этих философов на исторические проблемы можно выделить некоторые общие черты: отрицание философской ценности изображения истории как продвижения к исторически достижимой цели,

- отрицание возможности сведения  истории к логическим схемам  и применения к ней естественно-научных  методов познания,

- принятие личности отправным пунктом философ ско-исторического анализа, активно-творческим началом исторического процесса,

- утверждение абсолютного, вневременного  характера нравственных норм,

- проведение нравственно-ценностного  подхода к изучению истории, при  котором единственным критерием исторического развития служит степень реализации нравственных норм.

Благодаря перечисленным характеристикам философских взглядов на историю П.И. Новгородцева, С.Л. Франка, Г.В. Флоровского, Г.П. Федотова им удалось разрешить давнюю проблему философии истории: поставить в центр истории творчество личности, находящей развитие в совершенствовании своей связи с вечным идеалом Добра. Это своего рода итог самобытной русской философии XIX - начала XX века, ее завещание современности.

Сравнительное изучение выделенных концептуальных моделей истории, рассматриваемых в контексте их последовательного становления, показывает, что все три подхода (всемирного исторического движения, локального исторического движения и ненаправленной истории) представляют собой этапы все более глубокого и многогранного постижения истории, развитие способов понимания исторического процесса. Философско-историческая мысль двигалась от предопределенности истории, заданности ее основных характеристик и отрицания реального значения за проявлениями ее индивидуальных участников к необходимости все более полного учета особенных и единичных явлений в ней, а, тем самым, к признанию права личности на свободу, ее возможности вмешиваться в ход истории и производить оценку результатов ее протекания.

Как и любой другой предмет изучения, история одновременно обладает всеобщими, особенными и единичными характеристиками и факторы исторического развития могут быть рассмотрены через призму каждой из них. Важно только чтобы ни один из вариантов рассмотрения не абсолютизировался, как это нередко случалось в ходе развития философской мысли. Анализ концепций философии истории с точки зрения решения в них проблемы факторов исторического развития позволяет добиться очень важного результата: между всеми концепциями исчезают непреодолимые барьеры, появляется возможность использовать достижения всех подходов, аккумулируя то ценное, что они дают для постижения истории.

 


Информация о работе Религиозно-философская мысль средневековой Руси