Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 18:07, реферат
Целью исследования является изучение темы "Проблема самореализации личности" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике, а также рассмотрение этого процесса в контексте ВОВ.
Бесспорно, проблема человека является центральной для сознания нашей эпохи (на этом особенно настаивал Макс Шелер). Она обострена той страшной опасностью, которой подвергается человек со всех сторон.
Введение 3
Основная часть 5
1.Сознание 5
Самосознание 7
Самопознание 9
Самореализация 11
2.Понятие личности 14
Проблема отчуждения 22
3.Проблемы самореализации личности во время 24
Великой Отечественной войны.
Заключение 25
Список литературы 28
Первый заключается в сведении сущности личности к нестандартным, неповторимым характеристикам человека, к его индивидуальности.
Традиция индивидуализации личности давняя. Известно, что само слово личность происходит от латинского термина persona, обозначающего маску актера в театре, играющего свою, строго индивидуальную, отличную от других роль. В последующем под персоной стал пониматься человек как юридическое лицо, затем — конкретный индивид в психологическом смысле, и, наконец, персоной стали называть абстрактное лицо, обладающее набором общезначимых характеристик.
Одно из первых определений личности как индивидуальности дал Боэций: «Лицо есть рациональная по своей природе индивидуальная субстанция». На современном философском языке это означает, что лицо (т.е. личность) — это уникальность отдельного человека, основывающаяся на наличии разума.
Индивидуальность как главное свойство личности рассматривали многие мыслители. Д. Юм усматривал сущность личности в способности самоощущения своего Я , а И. Кант считал, что личностью становится тот человек, который «может обладать представлением о своем Я».
Такой подход правомерен уже в силу лишь того, что развитие личности проистекает из способности человека вырабатывать и измерять отношение к самому себе, смотреть на себя «со стороны». Обобщенной характеристикой познания личностью самой себя, отношения к самой себе и является, образ Я. Это не всегда осознаваемая, но устойчивая и всегда переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит отношения с другими людьми. По отношению к личности Я выступает как регулирующее образование, в котором воплощается ощущение собственных состояний, переживаний, поступков, собственной целостности и нерасторжимости, а также своего прошлого, настоящего и будущего.
Действительно, поворотные события в жизни человека, изменяющие социальный контекст развития личности, часто приводят к смене ролей, которые были для нее типичными, меняют привычное окружение, ставят перед личностью новые проблемы, меняют образ жизни и, наконец, представления личности о самой себе. Отсюда следует необходимость личностного изменения, перестройки своего Я, а это всегда дискомфортно, болезненно переживается личностью.
Тем не менее представляется, что такая позиция правомерна и продуктивна для объяснения происхождения, становления личности, рассмотрения ее в психологическом ракурсе, в котором ее сущность отождествляется с индивидуальностью как набором особенных и единичных признаков.
И в современной литературе можно встретить стремление рассматривать сущность личности через ее индивидуальную уникальность. В ряду основных причин, которые «делают каждого человека как личность неповторимыми и уникальными», называются: особенности психологического склада, опыт детства и воспоминания о детстве, особенности индивидуальной биографии, противоречивость жизненных ролей. В то же время, как признают сами авторы, «эта уникальность выражается в понятии Я», что в принципе совпадает с юмовско-кантовской позицией.
Думается, что такой подход, являясь частным случаем характеристики личности, не обеспечивает проникновения в сущность, достаточного для философского уровня абстрагирования от частностей. Ставка на неповторимость, индивидуальность, по словам Э.В. Ильенкова,- «обессмысливает личность», если неповторимость и индивидуальность берется на биологическом и психологическом уровнях.
Кроме того, самопознание, самоощущение, самооценка — это субъективные феномены, поэтому рассмотрение сущности личности в ракурсе данных феноменов неизбежно ведет к субъективизму.
Наконец, как справедливо отмечал И.С. Кон, «за различиями в понимании Я стоят не только мировоззрения мыслителей, но и разные типы культуры». Содержание, вкладываемое в понятие Я, для гомеровской эпохи и нынешней принципиально различно. Поэтому и сущность личности усматривается в различных ее характеристиках. Следовательно, личность нельзя понять на философском уровне, если оградить ее рамками и условиями чьей-то конкретной жизни.
Второй подход к рассмотрению сущности личности основывается на марксистской концепции человека как совокупности (ансамбле) общественных отношений. Характеристики человека переносились на личностный уровень, в результате чего и личность рассматривалась как производная от отношений, существующих в данном обществе, при данном способе производства.
Аргументы, приводимые в обоснование такого подхода к сущности личности, сводятся к следующему:
Однако преувеличение роли социальной среды, общественных отношений, таит в себе опасность социологизма, далеко не в полной мере объясняет сущность личности. Нельзя отрицать того, что общественные отношения и другие институциональные образования общества влияют на личность. Но в человеке наличествует и нечто такое, что не зависит от социальной среды, называемое экзистенциальным.
Если бы все в личности определялось ансамблем общественных отношений, которые постоянно меняются, иногда на противоположные, то сегодняшняя личность не смогла бы восхищаться величием Сократа, гуманизмом Петрарки, верностью княгини Евраксии и т.д. Мы бы их просто не поняли!
Кроме того, данный подход не может объяснить того факта, что в единых для всех общественных отношениях существуют разные личности — герои и трусы, патриоты и предатели, совестливые и хамы, труженики и воры.
Третий подход к рассмотрению сущности личности берет свое начало от Г.В.Ф. Гегеля и И. Бентама, которые подчеркивали дуализм личности. Причем это дуализм не души и тела, который рассматривался еще в эпохи античности и Средневековья, а индивидуального и социального, единичного и общего, индивидного и коллективного в личности.
Так, Гегель различал личность как волю и историческую личность как «доверенное лицо Всемирного Духа». Бентам различал личность как индивидуальность и личность как члена общества .
Попытки «разведения» индивидуального и социального в личности предпринималась и в марксистской литературе. Так, например, С.С. Батенин отмечал, что «при определении личности как социальной единицы надо помнить замечание Маркса о том, что «человек как личность» — понятие более строгое и точное, чем понятие «личность». В первом понятии «личность»— это характеристика человека, всегда конкретного и качественно определенного в своих социальных чертах. Во втором понятии «личность» — это абстракция, синтезирующая определенные социально значимые качества социальной группы» .
В каждом из названых подходов к рассмотрению сущности личности есть своё рациональное зерно. Действительно, личность — это не социальная группа, а индивид. Действительно, личности различаются между собой не общими, а индивидуальными признаками. В то же время, как справедливо заметил Э.В. Ильенков, есть индивидуальность физиологическая, а есть;
человеческая. Физиологическая индивидуальность (тембр, высота и сила голоса, антропоморфологические данные для игры в баскетбол и т.п.) выступает лишь предпосылкой для того, чтобы индивид стал личностью. А степень реализации предпосылок, превращение их из возможности в действительность зависит уже не от физиологии, не от генетической наследственности.
С другой стороны, вне сообщества себе подобных, вне социальной среды личность возникнуть не может, она формируется под воздействием общественных отношений и других социальных институтов. Более того, сформировавшись, личность вне общества чувствует себя дискомфортно. Именно изоляцией от других людей общество ограждает себя от преступников, наказывает, за совершенные преступления. Правда, есть и другая крайность. Диктат общества над личностью, подавление обществом индивидуальности его членов, стремление «усреднить» всех, попытки использовать личность в качестве средства для достижения каких-либо групповых целей также уничтожают личность, разлагают и деформируют ее. Тем не менее социальное выступает тем полем; на котором «взращивается» личность. .
Наконец, очевидно и то, что личность — это «коллективная индивидуальность», это сплав социально-общего и индивидуально-неповторимого. Личность образуется лишь тогда, когда социальные требования, нормы, идеалы, ценности обретают для индивида значимость, не меньшую, чем физиологические параметры жизнедеятельности. Но и важнейшей стороной социализации является то, что социальное в личности приобретает индивидуализированный смысл, конкретизируется, окрашивается неповторимо-индивидуальными характеристиками, становится смысложизненным.
В результате социальное преобразуется в индивидуально-духовное.
Следовательно, личность — это прежде
всего духовное в человеке. В этом отношении
надо согласиться с великим русским философом
Н.А. Бердяевым, который писал, что если
индивид есть категория натуралистически-
Таким образом; личность в своей сущности — это индивидуально-духовное в человеке, возникшее на основе индивидно-природных задатков и факторов социальной среды. Показателем величины индивидуально-духовного, его подлинности и соответствия общечеловеческому духовному выступает практическая деятельность личности.
Проблема отчуждения.
Обычно человек либо подчиняется природе, ее разрушительным деструктивным силам, либо, напротив, стремится главенствовать над ней, сам выступая в роли разрушителя. Оба случая в равной степени ограничивают человеческую Свободу и нивелируют личностное начало в самом человеке. Существует порочный круг: деформированная психика, потерявшая связи со средой, деформирует среду, которая в свою очередь деформирует психику. Эта деформация сводится к отчуждению части эйкоса и эквивалентному омертвлению части личностных свойств.
Для решения как личностных, так и экологических проблем необходимо инициировать и поддерживать обратный процесс: совершенствующийся человек совершенствует природно-социальную среду, которая в свою очередь способствует совершенству Человека. Этому отчуждению противопоставляется освоение. Экологическую проблему нужно решать и в среде (Доме), и в Душе. Если сегодня более или менее понятно, как действовать в окружающей среде, то план преодоления внутриличностного экологического кризиса только намечается. Это задача экологической психологии.
Во всяком случае, вполне правомочно говорить о личностном кризисе как о кризисе экологическом. Имеет место, например, конфликт человеческого "Я" ("Я" концепции) с набором социальных ролей (то есть личности в узком смысле этого понятия). Личностный экокризис проявляется в целом ряде отклонений структуры (и, соответственно, поведенческих модусов), направленных на упрощение (облегчение) образа внешнего мира и деградацию мира внутреннего. Это и есть процесс прогрессирующего отчуждения.
Однажды отчужденное перестает быть существующим для субъекта, исчезает из его психологической реальности и как бы умирает. Перестраивается иерархия ценностей. Психический механизм избирательности внимания действует таким образом, что очевидное перестает быть видимым. Из реального мира выбрасываются целые фрагменты, их место немедленно занимают ложные мыслеобразы - химеры и иллюзии. Мир теряет целостность и становится все более иллюзорным и фрагментарным. К сожалению, для восстановления порванных связей необходимы уже специальные психотехнические средства.
3.Проблемы самореализации личности во время Великой Отечественной войны.
Немалое влияние на человека оказала Великая Отечественная война. Ведь ещё в начале 40-х никто не ждал войны. Люди просто работали, учились, жили своей жизнью. Но тут нежданно-негаданно пришло такое горе. Студенты не заканчивали институты – шли на войну. Писатели, художники, учителя и многие другие – также. В новых условиях необходимо было по-новому реализовывать себя. Например, многие становились партизанами. Т.е. получается, что люди во время войны реализовывали себя как защитники Родины. Мы гордимся Героями Советского Союза, эти люди в полной мере реализовали себя на войне, иногда даже ценой своей жизни; гордимся и всеми солдатами, ведь каждый человек является частью армии. Конечно же у некоторых реализовать себя на войне получалось лучше, у некоторых-хуже. Ведь это зависело от психологических, социальных и духовных характеристик человека. Поэтому появлялись не только защитники родины, но и дезертиры, колоборанты, которые помогали немцам, дабы последние оставили их в живых. Наблюдалась деформация личности, люди, когда-то мечтавшие о простых человеческих ценностях – семье, детях, работе, теперь мечтали остаться живыми, мечтали о том чтобы война быстрее закончилась. Гибель родных и близких всегда наносила непереносимую боль человеку, это было как удар в сердце. Только представить себе, ты с детства знаешь человека, любишь его беспредельно, а тут вдруг теряешь его… И возможно его убивают прямо на глазах, что ещё более страшно. Во время войны это стало нередким явлением, что крайне отрицательно влияло на человека, ведь потерять близких – вот что самое страшное на войне.