Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 12:21, Не определен
-Субъективные толкования истины в рамках прагматизма, конвенционализма, логического позитивизма и других субъективных концепций не может быть надежным и единственным ее критерием.
Для диалектического понимания истина есть соответствие идеального образа объекту, полученная посредством чувственного или логического ее постижения, т.е. истина объективная.
Таким образом, каждая последующая теория по сравнению с предшествующей является более полным и глубоким знанием. Все рациональное прежней теории входит в состав новой. Прежняя теория при этом истолковывается в составе новой теории как относительная истина и тем самым как частный случай более полной и точной теории (классическая теория И. Ньютона и теория относительности А. Эйнштейна).
Другой подход метафизически
мыслящих философов по
В настоящее время
В науке под абсолютной истиной понимают не просто исчерпывающее, предельное знание об объекте, а процесс развития знаний о нем в виде ряда последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых точнее, полнее, чем предыдущие. Абсолютная истина – это такое знание, которое не опровергается последующим развитием науки, а постоянно обогащается новыми её достижениями.
Таким образом, относительная и абсолютная истины — это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т. д. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства в окружающем нас мире и создаем о нем все более полные и точные знания. Этот постоянный процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим — важнейшее проявление диалектики в процессе познания.
Таким
образом, каждая относительная истина
содержит в себе долю абсолютной. И
наоборот: абсолютная истина — это предел
бесконечной последовательности истин
относительных.
Важнейшим
видом человеческой деятельности является
практика. Она представляет собой
чувственную материальную
деятельность, направленную на преобразование
окружающего нас мира, природы и общества,
лежит в основе всех других видов общественной
и духовной деятельности, в том числе и
процесса познания. Практика, следовательно,
включает в себя не только процесс труда,
но и всю общественную, революционно-
Диалектический
характер критерия практики находит
свое наиболее убедительное выражение
в соотношении в нем
Момент абсолютного состоит в том, что
никакого иного надежного критерия, кроме
практики, нет. Поиски критерия истины
в самом сознании, как мы уже убедились
на примерах, рассмотренных ранее, оказались
неубедительными, недостаточными (прагматизм,
конвенционализм и другие). На деле все
подобные критерии оказываются либо вспомогательными,
опосредующими действие критерия практики,
либо несостоятельны вовсе. Критерий практики
вместе с тем не только абсолютен, но и
относителен. Под относительностью понимается
его неполнота: практика доказывает истинность
теории в целом как истины относительной,
которая неполно отображает действительность.
Кроме того практика в качестве критерия
истины выступает не только как предметная
физическая деятельность, в частности
и экспериментальная. Она выступает и
в опосредованной форме, как логика вещей.
Процесс человеческого мышления осуществляется
не только в мышлении отдельной личности,
но и во всей культуре человечества. Логичность
мысли при достоверности исходных положений
является в известной мере гарантией не
только ее правильности, но и истинности.
В этом состоит сила логического мышления,
но не самого по себе, а в качестве достоверных
оснований для практического действия.
Важнейшим революционным вкладом диалектического материализма в теорию познания является постижение основополагающей роли практики в познавательной деятельности, открытие того, что именно практика делает возможной эту деятельность и позволяет отделить истинное знание от ложного.
Представители всех школ и направлений домарксистской философии не понимали роли практики в процессе познания. Одни из них считали источником познания разум, врожденные или дарованные богом идеи и принципы. Другие считали единственным источником знаний ощущения. Мы уже видели, к каким неразрешимым трудностям и противоречиям приводили эти взгляды. Даже домарксистские материалисты, включая Л. Фейербаха, не смогли подняться до понимания роли практики в процессе познания. Они считали, что знания возникают на основе «чистых» чувственных ощущений в процессе пассивного наблюдения, созерцания действительности. Главный недостаток созерцательного материализма К. Маркс видел в его неспособности понять активную творческую роль человека как субъекта познания. В чем же эта роль состоит? Да в том, что человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности, и прежде всего в труде, переделывает его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, в том числе и общества, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось простым созерцанием, пассивным наблюдением. Так как практика человека подвижна, изменчива, постоянно развивается, то и знания, которые мы получаем в практической деятельности, усложняются, уточняются и развиваются. Практика, следовательно, не только источник получения знаний, но и основа их развития и совершенствования.
Обсуждая
роль ощущений в процессе познания,
мы установили, что само образование
чувственных образов
Практика является специфически человеческим видом деятельности. Даже самая сложная деятельность животных не может расцениваться как практика, ибо основой, сердцевиной практики является труд. Именно поэтому животным доступно лишь знание поверхностных предметно-ориентировочных связей, но недоступно познание глубинных связей, то есть объективных законов. Известно, что муравьи обладают очень сложным поведением. Они, в частности, защищают и даже разводят других насекомых— тлей и питаются выделяемым тлями питательным нектаром. Однако муравьи за многие миллионы лет такого «содружества», называемого биоценозом, не вывели более продуктивные породы тлей, именуемых иногда «муравьиными коровами». Люди же, начав заниматься земледелием и скотоводством всего несколько тысяч лет назад, благодаря активной практической деятельности и путем многочисленных проб и ошибок, опытов и экспериментов убедились в том, что на продуктивность домашних животных и растений можно влиять. Они открыли, сформулировали правила культурного земледелия и животноводства и благодаря этому научились создавать совершенно новые породы и виды, которых нет в дикой природе. Так на практике были открыты, а также проверены и использованы новые объективные истины, касающиеся сельского хозяйства.
Сколько бы вы ни наблюдали за твердыми телами и особенностями жидкостей, например воды, это пассивное наблюдение не позволит сказать, как изменяется вес тела, погруженного в воду. Сталкиваясь в практической деятельности тысячи раз с телами, случайно или нарочно погруженными в воду, люди в конце концов открыли, что их вес становится тем меньше, чем больше вес вытесненной ими воды (закон Архимеда). Это открытие было затем с большим успехом использовано в практике кораблестроения.
В середине XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс, обобщая многовековую практику классовой борьбы, пришли к выводу, что объективным законом истории является преодоление антагонистических классовых противоречий и создание бесклассового общества. Их противники пытались подвергнуть сомнению и оспорить объективную истинность этого положения. Лучшим его подтверждением явилась практика социалистического строительства в нашей стране, приведшая к созданию общества, в котором нет классовых антагонизмов.
Таким
образом, и в познании природы, и в познании
общества практика оказывается источником
и основой развития познания, критерием
истинности полученных знаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе изучения данной темы можно сделать следующие выводы:
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
3. Сидоренко Н.И. Философия: учеб. для вузов. / Титов В.Ф., Новикова Ю.Я. и др.; под ред. Н.И.Сидоренко - М.: Российская экономическая академия, 2004.