Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 12:18, контрольная работа
В эпоху цивилизации общество в значительной степени оторвалось от жесткого "слепого", безвариантно диктата природы и, опираясь на собственную основу, на культуру как на область искусства, наращивая темпы развития, по сложным, непредсказуемым путям прогресса. Новые общественные силы, которые сложились в условиях цивилизации, - не только и не столько факторы и силы разрушения прошлого (хотя такое значение нельзя упускать из виду), сколько импульсы саморазвития, символы акктивности, наращивание самоценности человека, и главное - реализация и обеспечение свободы для высшего творения Природы - человека. Воля и гуманизм - движение к ним стали выражением и главным показателем прогресса человечества.
Приволжский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
Контрольная работа
по дисциплине «Философия»
Право как феномен цивилизации
Выполнил:
студент 1 курса
очной формы обучения
группы 15/д – 105м
Шунаев Р.С
|
Н. Новгород 2015г.
Право - явление цивилицации и культуры.
Возникнув как институт цивилизиции в соответствии с ее вмогамы, как один из ее первых "блоков", право стало носителем этих требований, механизмом переворення их в жизнь, которое обеспечивает "самоподдержание" общества.
В эпоху цивилизации общество в значительной степени оторвалось от жесткого "слепого", безвариантно диктата природы и, опираясь на собственную основу, на культуру как на область искусства, наращивая темпы развития, по сложным, непредсказуемым путям прогресса. Новые общественные силы, которые сложились в условиях цивилизации, - не только и не столько факторы и силы разрушения прошлого (хотя такое значение нельзя упускать из виду), сколько импульсы саморазвития, символы акктивности, наращивание самоценности человека, и главное - реализация и обеспечение свободы для высшего творения Природы - человека. Воля и гуманизм - движение к ним стали выражением и главным показателем прогресса человечества.
Вышесказанное приводить к выводу о том, что для общества в эпоху цивилизации характерны следующие регулятивные механизмы, которые образуют новую, "цивилизованную" инфраструктуру социального регулирования. Основным, центральным ее Элеметы и тало право.
В советской юридической науке в качестве начального при понимании права рассматривались высказывания К.Маркса и Ф.Энгельса с "Манифеста Коммунистической партии", сформулированного в виде обращения к классу буржуазии: "Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля , содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса ". Несмотря на то (а вернее благодаря тому) что в этом высказывании, не претендовало на строго научное обобщение, сильные публицистические, партийно - страстные акценты, ему в советской правовой доктрине был предоставлен общий и императивный характер. Именно это выражение лежал в основе классовой, директивно-императивной трактовки права в советской правовой науке, а именно оно придавало праву узкоклассового, етатичну неправельнисть, тоталитарный оттенок, который достаточно согласовывался с доктриной и практикой сталинского тоталитарного режима.
самом деле, в некотором смысле право может быть охарактеризовано как классовый феномен, хотя по выходным пунктам совершенно иначе, чем это следует из марксистско-ленинской трактовки.
Если не упрощать проблему и не сводить ее к классового господства, то классовая строение является одним из существенных, и притом естественных, необходимых характеристик структурированости общества, вступившего в эпоху цивилизации. В классовой строении виращаяються расстановка и соотношение общественных групп, слоев населения страны (или даже в международном плане) по ряду коренных признаков функционирования общества и жизнедеятельности людей, в первую очередь по их отношению к власноти. Классовая строение дает возможность не только увидеть глубинный срез общества как саморегулюючоися системы, но выявить движущие силы общественного развития, прогресса общества, которые ваемодиють между собой. В результате нарастающих процессов отчуждения классовые отношения приобретают антагонистический характер, выливаются в острую борьбу за власть, тогда классовые отношения, преимущественно через государство, партии, другие звенья политической системы, начинают нести немалый заряд отрицательного - того, что затрудняет, деформирует естественное общественное развитие, делает его более чуждым человеку.
В чем же заключается н "Связь права с классовой строением общества, со всеми его неизбежными последствиями? Здесь могут быть отмечены две основные позиции, которые характеризуют право как известную противоположность негативным явлениям, обусловлены классовыми отношениями.
Во-первых, классы, их взаимодействие, сотрудничество и борьба создали в обществе принципиально новую социальную ситуацию: на первый план, в особенности в обстановке антагонистических классовых отношений, выдвинулись классовые столкновения, конфликты, противоборства, жестокая борьба за власть. И это расширяет и обостряет "конфронтационное поле" жизни людей, в том числе этнические, групповые, личные взаимоотношения. Общественные связи "и ответственность, о" объединяют общество людей, стали испытываться на "разрыв". Нужна была своего рода противовес - формирование общественной силы, притом мощной силы, которая по самой своей исходным свойствам была бы напрвлена на то, чтобы обеспечивать общее упорядочение общественных отношений, их примирение, гарантировать стабильность и устойчивость общественных связей "связей, введения в необходимые рамки поведение людей, справедливое и разумное решение конфликтов. Таким противовесом и стало право.
Во-вторых, право выступало в качестве противовеса и в отношении наиболее могучего образования, способного при известных условиях (неразвитость политических отношений, несовершенство демократических институтов) быть сильной классовой силой. Предназначено по своей сути, как и право, для того, чтобы обеспечить функционирование общества ик целостной системы, государство при вышеупомянутых условиях играет отрицательную роль, противодействовать которой в принципе может очень развито право.
Природа права, при всей важности для него самого факта деления общества на классы, классовых отношений заключается в том, что оно представляет собой позиивне високозначуще явление цивилизации.
При этом право как явление цивилизации характеризуется тем, что оно призвано быть носителем высших начал, основных ценностей цивилизации, реализовать историческое предназначение общества, пов "связано с утверждением в нем высокого гуманитарного фундамента, с принципами и идеалами свободы. В этой плоскости право призвано внести в острую социальную ситуацию, которая вызвана классовой, политической борьбой, этническими, групповыми и другими столкновениями, личными конфликтами, постоянные и твердые (определенные, обеспеченные, гарантированные) нормативные начала, построенные на принципах гражданского мира, согласия, учетом различных интересов, взаимных скоординированных уступок.
Издавна, с самых первых памятников "памятника права - законов, уставов, сборников обычаев и судебных решений, других юридических документов - везде ряд противоречивых элементов, если правовая ткань иногда разрывают классовые интересы, политические азарт, а то и произвола руководителя -законодателя, в ней неизбежно проступает коренное (что находит выражение в самом факте введения и поддержки общеобязательного "обязательным норм, юридических процедур, одинаковых для всего населения решений) - нацеленность на установление единого, стабильного, целесообразного порядка поведения людей, разумного решения конфликтов.
Внимательный анализ обнаруживает в юридических документах, прежде всего памяти "памятниках права, стремление воплотить в жизнь справедливость (охватывающую истину и правду; не случайно много памяти" достопримечательностей права так и назывались - «правды»), мудрость, реализм и жизненность (и потому юридическое регулирование проникает в все сложности жизни, касается деталей подробностей человеческих отношений, стремится учесть возможные жизненные интересы).
Даже в древних законодательных документах иногда встречаются обобщающие формулировки, которые затрагивают сами основы права. Вот так, например, зародилось издание сборника законов царя Хаммурапи (Х \ /III ст. До э.): "Для того, чтобы дать сеять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не ущимлюваты слабого" .
Очевидно, здесь есть присутствует в какой-то-то мере и лицемерие, то, что другие называют красивой фразой или двойной моралью, но довольно впечатляюще, что подобные слова приводятся все же в законах, в положениях, учреждая их издательство. Законы так или иначе согласовывались с господствующей общественным мнением, с господствующими представителями. Вспомним, что говорили древние римляне: право - это искусство добра и справедливости.
В более широком плане можно сказать о том, что историческое предназначение права, его способность быть воплощением и гарантом свободы и высокой организованности свидетельствуют о наличии в нем значительных потенциальных резервов, причем таких, которые являются основательные для утверждения и развития в обществе демократии, гуманизма, социального прогресса. Эти резервы, возможно, сыграют свою положительную роль в решении сложных прблем настоящего и будущего человечества, а в том числе и таких сложных, которые сегодня стоят перед нами и нашей охваченной кризисом стране.
Положительная сторона широкой трактовки права, наиболее полно пов "связывает его понимание с принципами, ценностями и идеалами соуиальнои воли1, заключается как раз в том, что указанная трактовка ориентирована на демократию, гуманизм, социальный прогресс. И то обстоятельство, что при этом опускаются из виду другие важные основы и черты права, прежде всего его особенности как юридиного явления, его институционность, само по себе не должно затенять указанную положительную сторону широкой, этико-философской трактовки права.
жизни и свободы человека как автономной личности и гарантировать их реальность. Причем сделать это в нормальном, так в конфликтном сценарии, с расчетом, в отдельных случаях, на ситуации, когда происходит "ошибка" классовых интересов и политических действий. Так и же с "единения вышеназванных начал, в чем-то ризноплощинних (упорядоченность далеко не всегда совпадает с волей человека, его проявлениями), как раз и характеризует специфические черты правовой материи, исключается прежде всего юридическими разрешениями (в их соотношении с юридическими запретами) , сложным сосуществованием правового статуса субъектов "объектов, субъектов" объективных прав и обязанности "связей, средств защиты и юридической ответственности.
Именно в этой "связи с тем, что право представляет собой явление цивилизации, которая выражает й глубинные требования, основоположений ценности, может быть обрисован своего рода" образ права ", его идеал, ориентированный на такого рода требования и ценности.
Именно в таком направлении строятся, нужно думать, тактические разработки, выраженные, в частности, в вышеупомянутых широких трактовках права, и в ряде других научных подходов, философских и правовых.
В.А. Мушинский с опорой на гегелевские определение предполагает понимать право как исторически обусловленную человеческой волей динамическое равновесие между личным интересом и общественной необхиднистю1. Еще один из авторов предполагает, что юридические нормы - это правила, которые отмеряют "зону" свободы поведения людей.
Сейчас - и это является своего рода знаменем времени - на первое место при определении права выдвигается его качество как "средства общественного компромисса, оружия снятия общественных противоречий, механизма управления общественными делами" 3, "идеи человеческой справедливости и свободы"
В таком же направлении строится разработка в философской литературе. Развивая классические философские концнпции, кантианской понимание права, Е.М. Соловьев видит суть данных концепций в том, что "право для философов-классиков - это мораль, регламентирующая руководителя", и считаете, что право призвано обеспечивать "совместное гражданско-политическое существование людей на началах личной свободы и при минимуме карающего насилия" 1. И дальше: "Правового регулирования в строгом сути этого слова просто нет там, где отсутствуют права человека, законодательные запреты на классовые привилегии и на их социальные аналоги ... и, наконец, законодательные гарантии активного гроиадянства. Если в действующем законодательстве нехватает хотя бы одного из важливх признаков автономии (свободы), его уже нельзя считать строго правовым ".
Суть феномена права как явления, которое выражает требования цивилизации, не исчерпывается только тем, что оно, право, нормативно об "ективуе и реализует эти требования. Право также явление культуры как сферы творчества, его аккумуляции, самопидвищення.
В чем это должно выражение? Прежде всего в том, что право в специфическом виде видобраае жизнь во всех ее складнх проявлениях, причем в прояван чрезвычайно высокого диапазона - от главных и глубинных пластов жизни (экономической организации общества, структуры политической власти и т. п.) в самых что ни на есть прозаических, житейских, семейных, бытовых вопросов.
При этом юридические нормы ориентируются на основы качественного состояния общества, говорят о том, какими должны быть уступки людей. Они призваны заранее регламентировать поведение людей, определять, что можно, а чего нельзя, плюс к тому с таким расчетом, чтобы решались все возможные конфликты, столкновения интересов.
Недаром законы прошлых эпох, скажем законы XII таблиц, законы Ману, Руска Правда, Кодекс Наполеона, являются своего рода окнами в былые времена, позволяют увидеть существовавшие тогда отношения, конфликты - словом, наглядно увидеть минуле1.
Именно потому, что в юридических нормах отражается жизнь людей, так при том с точки зрения всех возможных конфликтов, юридическая наука - юриспруденция всего была тесно "связана с искусством, с литературой, с театром. В древней Греции юридические проблемы, конфлвкты между свободой и деспотизмом прямо воплощались в трагедиях Эсхила и Софокла и выносились на сцену древнегреческого театра, который в то время имел большой автритет.