Позитивизм и концепция «Открытого общества» К. Поппера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 07:19, реферат

Описание работы

Большинство идей Карла Поппера на сегодняшний день плотно вошли в нашу жизнь. Поппер написал многие из своих работ во время тяжелого исторического периода — рассвета фашизма в Европе в 30х-40х годах. В это же время две идеологии: немецкий национал-социализм и марксизм-ленинизм вступили в борьбу против стран западной демократии. Многие политики того времени: Уинстон Черчилль, Шарль де Голль, Франклин Рузвельт, призывали мир одуматься и бороться с тоталитаризмом. Интеллигенция того времени так же прекрасно видела угрозу, идущую от тоталитарных идеологий.

Содержание работы

§1. Карл Поппер – биографический очерк.
§2. Основные вехи творчества.
§3. Концепция «Открытого общества» и позитивизм.

Файлы: 1 файл

Поппер и позитивизм.docx

— 36.88 Кб (Скачать файл)

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ 
 
 
 
 

Реферат по предмету:

Философия и методология социальных наук.

«Позитивизм и концепция «Открытого общества» К. Поппера». 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент И-131,

Кузьмин В. В. 

                                                                                                   Преподаватель:

Трошкин Е.И. 
 

Челябинск 2011

 Оглавление:

§1. Карл Поппер – биографический очерк.

§2. Основные вехи творчества.

§3. Концепция «Открытого общества» и  позитивизм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     §1. Карл Поппер – биографический очерк.

“Я последний  запоздавший приверженец Просвещения. Это означает, что я рационалист  и что я верю в истину и в  человеческий разум”

К. Поппер.

     Большинство идей Карла Поппера на сегодняшний день плотно вошли в нашу жизнь. Поппер написал многие из своих работ во время тяжелого исторического периода — рассвета фашизма в Европе в 30х-40х годах. В это же время две идеологии: немецкий национал-социализм и марксизм-ленинизм вступили в борьбу против стран западной демократии. Многие политики того времени: Уинстон Черчилль, Шарль де Голль, Франклин Рузвельт, призывали мир одуматься и бороться с тоталитаризмом. Интеллигенция того времени так же прекрасно видела угрозу, идущую от тоталитарных идеологий.

     Карл  Поппер родился в Вене (в то время  в Австро-Венгрии) в 1902 году, его родители имели еврейские корни, но оба приняли христианство. Отец Карла доктор Саймон Карл Поппер Зигмунд был юристом из Чехии, а мать Дженни Шифф была родом из Венгрии. После устройства в Вене, Попперы быстро добились вхождения в верхушку венского общества: Саймон Зигмунд Карл стал юридическим партнером либерального мэра Вены Раймонд Грубла от которой Карл и получил свое второе имя.

     Поппер  получил образование в Венском университете. Его отец был доктором юридического права в Венском университете и библиофил, он имел около пятнадцати тысяч книг в своей личной библиотеке. Поппер унаследовал от него эту богатую библиотеку.

     В 1919 году Поппера привлекли идеи  марксизма, позже он вступил в Ассоциацию Социалистических школьников. Также он вступил в Социал-демократическую рабочую партию Австрии, которая полностью приняла марксистскую идеологию. Но вскоре он разочаровался тем, что видел, он чувствовал  философские ограничения, которые налагались идеологией Маркса, поэтому он отказался от нее, но по-прежнему оставался сторонником социального либерализма на протяжении всей своей жизни.

     В 1928 году он получил докторскую степень  в области философии, а затем с 1930 по 1936 г. преподавал в средней школе. Поппер опубликовал свою первую книгу «Логика научного открытия» в 1934 году. При этом он подверг критике психологизм, натурализм, индуктивизм, и логический позитивизм, и выдвинул свою теорию потенциальной фальсифицируемости как критерий научного знания.

     В 1937 году из-за распространения нацизма и угрозы репрессий  Поппер эмигрировал в Новую Зеландию, где стал преподавателем философии в Кентерберийском Университете Новой Зеландии. В 1946 году он переехал в Англию, чтобы читать лекции по логике и научному методу в Лондонской школе экономики. Три года спустя он был назначен профессором при Лондонском университете. Поппер был президентом аристотелевского общества с 1958 по 1959 годы. Он был посвящен в рыцари королевой Елизаветой II в 1965 году, и был избран членом Королевского общества в 1976 году. Дистанцировался от академической деятельности в 1969, хотя продолжал научные и философские изыскания до конца своей жизни.

     Поппер  получил множество наград и почетных званий в своей области, в том  числе Липпинкоттскую премию от Американской ассоциации политических наук, премию Соннинга и различные награды от Королевского общества, Британской академии, Лондонской школы экономики, Королевского Лондонского Колледжа, и Университета Чарльза в Праге. Австрия вручила ему орден "За заслуги перед Австрийской Республикой".

     Поппер  умер в Кройдоне, в Великобритании, в возрасте 92 лет, 17 сентября 1994. После сожжения прах отвезли в Вену, где была похоронена его жена Жозефина Анна Хеннингер, которая умерла в Австрии на несколько лет раньше.

     §2. Основные вехи творчества.

     Карл  Поппер является автором множества работ. Среди них «Logik der Forschung», в русском варианте звучит как «Логика и рост научного знания» написанная в 1935 году. Основная проблема, рассматриваемая в данной работе - проблема отделения науки от вненаучных форм знания. Поппер вводит принцип получения  научного знания на основе критерия фальсификации.

       Суть фальсификации Поппера состоит в следующем. Если в основе принята гипотеза-фальсификант, то теория, обнаруживающая себя как противоречащая ей, логически несостоятельна в силу modus tollens. Методологическая позиция Поппера достаточно сложна. Чтобы вывести наблюдаемые следствия из некой гипотезы, необходима вспомогательная гипотеза (из ряда тех, что наряду с контрольными гипотезами дают возможность получить наблюдаемые следствия). Именно вспомогательные гипотезы ответственны впоследствии за негативный результат. Более того, чтобы фальсифицировать теорию, мы нуждаемся в базисных утверждениях, полагаемых как верные. Но принятые как верные они далеко не всегда истинны на деле. Поэтому протокольные предложения не застрахованы от ошибок, а ложной может быть не проверяемая гипотеза, а посылка-фальсификант. Все это говорит о том, что, хотя логическая фальсификация окончательна, методологическая фальсификация не имеет итогового характера. А если все так, то ясно, что претензию теории на научность нельзя обосновать эмпирически. Значит, мы перед лицом проблемы предпочтения одной теории другой. Стало быть, проблематику ступеней правдоподобности можно перевести вопросами: какие принципы предпочтения следует применять, можно ли говорить о «лучших» теориях? Прежде всего вопрос о предпочтениях рождается исключительно в условиях конкуренции теорий, предлагающих решение одной проблемы. Из разных решений ученый выбирает то, что ближе к истине. Но, преследуя истину, он ни на минуту не упускает из виду ложные решения, ибо установить ошибку означает через ее отрицание найти истинное решение, новую проблему для новой теории. Новая теория не только выясняет, что удалось предшественнику, но и его промахи и провалы. Именно поэтому она лучше старой. Не будем забывать, что понятие «лучшая» всегда относится ко времени и средствам контроля, имеющимся в некоторый момент времени. Теория, пока она не опровергнута, вполне могла сходить за истинную, отвечая духу времени. Методом элиминации, используя воображение и средства контроля, мы можем напасть на верную теорию, но никакой метод не установит ее исключительную истинность. В любой момент времени есть множество неопровергнутых теорий, и теоретик может лишь указать на возможные эксперименты, элиминирующие одну (или все) из соперничающих теорий. Фальсификация ведет к обогащению проблем: не вводя гипотез для этой цели, мы спрашиваем себя, почему теория рухнула. В ответ непременно должна появиться новая версия, лучшая теория. Хотя, подчеркивает Поппер, нет никаких гарантий нашего движения к прогрессу. Таким образом, предпочтительнее та теория, которая в свете доступных на данный момент времени средств контроля содержит больше информации, точнее объясняет реальность. Нельзя доверяться ни одной из теорий, ибо нельзя доказать их истинность. Однако можно и нужно в качестве основы действия предпочесть теорию, в большей степени открытую для контроля.

     «The Poverty of Historicismчто» в переводе на русский — «Нищета историцизма» так же является одной из основных работ Поппера. Она написана в 1957. Здесь он критикует идеи историцизма и холизма и защищает фундаментальное единство метода естественных и социальных наук. Социальные науки, согласно историцизму, вскрывают законы исторической эволюции с целью предвидения будущего. Однако, замечает Поппер, такие претенциозные пророчества не имеют ничего общего с научными предсказаниями, ибо не учитывают, что: 1) история науки полна неожиданных сюрпризов, которые серьезно ограничивают саму возможность прогнозировать; 2) ветхий предрассудок о существовании стабильного закона социального развития основан на скандальной методологической ошибке, смешивающей понятия закона и тенденции; 3) у истории нет иного смысла, чем тот, который предписываем ей мы; 4) наконец, история не оправдывает, но судит. С другой стороны, холизм концептуально обосновывает возможность мысленного постижения тотальности объекта, события, общества и их практической трансформации. Против холистской трактовки Поппер возражает: 1) грубой методологической ошибкой будет думать, что известные нам теории, описывающие лишь небольшие фрагменты реальности, дают в сумме представление о целом (тем более что теорий бесконечно много и они все принципиально фальсифицируемы); 2) с точки зрения практики, холизм нередко вырождается в утопизм или тоталитаризм, знакомый по практически-политическим последствиям.

     Общественные потрясения, которые переживал мир, побудили Поппера обратиться к политическим проблемам. Сам он объяснял этот поворот в своих занятиях, случившийся в 30-40-е годы, неудовлетворённостью состоянием общественных наук: возник тоталитаризм, а общественные науки не могут его осмыслить. Так появилось еще одно сочинение, в котором нашли выражение политические взгляды Поппера: «Открытое общество и его враги». К написанию Поппера подтолкнуло вторжение Гитлера в Австрию. Книга была написана в 1938—1943 гг. в Новой Зеландии. Её цель — углубить понимание тоталитаризма. В 90-х годах обе книга была переведена на русский язык.

     §3. Концепция «Открытого общества»  и  позитивизм.

     «Хватит копаться в словах и смыслах, важно  разобраться в критикуемых теориях, обоснованиях и их ценности».

     К. Поппер.

     Концепция открытого и закрытого общества имеет, несомненно, социологическую основу, но тем не менее сильно политизирована. В ней речь идет даже не столько о стратификации общества или социальной мобильности, сколько о политических режимах, свойствах тоталитарного общества, религии, свободе слова.

     Поппер  рассматривает историцизм как реакционную философию и как защиту «закрытого» общества. «Закрытым» он называет общество, организованное по тоталитарному принципу на основе авторитарно установленных и неизменных норм. В противовес ему «открытое» общество, основанно на мощном критическом потенциале человеческого разума, где всячески стимулируют, при содействии демократических институтов инакомыслие, интеллектуальную свободу индивидов и социальных групп, направленную на решение социальных проблем и непрерывное реформирование общества.

     Уточняя смысл демократии, Поппер подчеркивал  важность сохранения определенных институтов через непрерывное совершенствование, в частности, тех, которые дают эффективную  возможность управляемым гражданам  контролировать и критиковать власти предержащие, а в случае необходимости  заменять их другими без крови. Впрочем, философ далек от призывов к демократам драться за власть общепринятыми методами. «Я не во всем и не всегда против насильственной революции, — писал он во втором томе сочинения "Открытое общество и его враги", — вместе с христианскими мыслителями средневековья и Возрождения я готов оправдать тираноубийство, когда насильственный переворот не имеет альтернативы. Однако я думаю, что любая революция имеет смысл, если имеет целью восстановление демократии, но не в расхожем смысле "правление народа", или "власть большинства", а тогда, когда социальные институты, особенно всеобщие выборы, например право народа сместить правительство, реализуют общественный контроль за деятельностью управленческих структур и ненасильственные реформы».            

       Говоря о демократии, Поппер вносит следующие уточнения:

     1. Демократию нельзя характеризовать  как правление большинства, даже  принимая во внимание важность  института всеобщих выборов. Власть не признающая институтов, гарантирующих меньшинству возможность проводить в жизнь мирные оздоровительные реформы, определенно квалифицируется как тирания. 

     2. Стало быть, выделять стоит лишь две формы правления — демократию и тиранию. 

     3. Демократическая конституция исключает  только один тип изменений  в системе законов — перемены, подвергающие опасности саму  демократию. 

     4. Демократия, в целом поддерживающая  меньшинство, не распространяется  на тех, кто попирает закон,  особенно на тех, кто подстрекает  других к насильственному ниспровержению  демократии. 

Информация о работе Позитивизм и концепция «Открытого общества» К. Поппера