Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 08:15, реферат
Конфуций (551-479 гг. до н.э.) жил за три с лишним столетия до объединения Китая, в эпоху, когда Китай, по площади занимавший лишь незначительную часть современного, был разделен на множество городов-государств, в известной мере сохранявших еще остатки примитивной демократии.
Конфуций (551-479 гг. до
н.э.) жил за три с лишним столетия
до объединения Китая, в эпоху, когда
Китай, по площади занимавший лишь незначительную
часть современного, был разделен
на множество городов-государств, в
известной мере сохранявших еще
остатки примитивной
Конфуций родился зимой 551 г. до Р.Х. в период царствования Чжоуской династии, когда Китай представлял из себя феодальное королевство со слабеющей центральной власть и раздираемое междоусобной борьбой многочисленных удельных владений, и частыми беспорядками в массе народа, порождаемыми голодом и нищетой. Конфуций происходил из царского рода. Его родословная, доведенная до 1200 г. до Р.Х., свидетельствует, что один из его предков сложил с себя герцогское достоинство, вследствие чего его семья в пятом поколении снова слилась с простым народом. Рождение Конфуция было возвещено его матери сказочным зверем, принесшим алмаз с надписью: «Сын водяного духа займет место увядающего рода Тху и будет властителем, хотя и без трона».
В молодости Конфуцию пришлось вынести немало трудностей, и возможно, что эти ранние испытания и бедность способствовали тому, что на всю жизнь у него осталось сочувствие к простым людям. Как предполагают биографы Конфуция, он пытался в юности сделать политическую карьеру. Но в то время большинство должностей передавались от отца к сыну и те посты, которые открывали возможность реального участия в решении государственных дел, были естественным достоянием отпрысков высшей аристократии. Возможен был еще один путь – военная карьера. но к убийствам, к войне и методам военной организации Конфуций испытывал глубокое отвращение. Конфуций всегда считал себя представителем появившегося в XI в. до н.э., начала нравственности и культуры, которое противопоставлялось началу воинственности и войны.
Когда Конфуций осознал, что путь к политической деятельности для него закрыт, он занялся преподаванием. Вероятно, он считал себя неудачником. Со времени возникновения в Китае государства, в особенности с того момента, когда начали вести регулярные хроники, знакомство с историческими материалами было необходимо даже для повседневного ведения дел, как во внутренней политике, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Так же нужно было знать и ритуал для проведения различных торжеств, при дворах государей. Но это делалось как бы, между прочим, чиновниками, основные обязанности которых лежали в сфере активного участия в управлении. Так же обстояло дело и с преподаванием, и с подготовкой смены для стареющих государственных мужей.
Конфуций был первым в Китае, кто целиком посвятил себя этим второстепенным занятиям. Он впервые стал заниматься историческими исследованиями и преподаванием не как официальное лицо, а по своей собственной воле. Конфуций дал понять что значение человека не заключается только в том, какое место он занимает в официальной иерархии, и тот, кто, размышлял над проблемами справедливости, человечности, культуры привлекает к себе людей, жаждущих услышать живое слово, может сыграть большую роль в жизни общества нежели министры и сановники. Живший через 150 лет после Конфуция его последователь Мэн-цзы говорил о том, что учитель лицо гораздо более почтенное, чем правитель. И что к учителю не может приказать явиться к себе не только царь, но даже и сын неба.
Постепенно вокруг Конфуция собралась школа, в которую он принимал всех желающих учится , не обращая внимания на предлагаемую плату. Но и не удерживал тех, кто не высказывал серьезности и способностей. Он преподавал историю и учения о нравственности. Толковал древние песни, скзания и книги, учил этике, политике и искусству управлять. Конфуций говорил, что среди стремящихся к знанию он не признает никаких различий; это также было новшеством там, где главным призноком человека было происхождение.
Однако, какой-то официальный пост Конфуций все же занимал. Царствовавший в то время Цзи Кан-цзы, присвоил Конфуцию звание хоть и не слишком высокое, но все же почетное. Вероятно, он стал одним из низших да-фу (сановников). Пост Конфуция. Был достаточно почетным, но не давал ему какой-либо возможности влиять на ведение дел, и Конфуций тяжело переживал это.
Конфуций умер в
четвертом месяце 478-го года, окруженный
своими учениками, не покидавшими могилу
учителя около трёх лет. Известие
о смерти мудреца мгновенно
Конфуций в принципе
не проповедовал каких-нибудь новых
идей; он твёрдо верил в своё призвание
воскресить в памяти людей повеления
древних мудрецов, противодействовать
злу и несправедливости, сделать
китайский народ
"Не делай другим того, чего не желаешь себе",
"Сначала познай самого себя",
"Сначала поправь самого себя",
"Плати за добро
добром и справедливостью за
зло".
Макиавелли родился 3 мая 1469 года во Флоренции, второй сын в семье нотариуса. Родители Макиавелли, хотя и принадлежали к древнему тосканскому роду. Были людьми весьма скромного достатка. Мальчик рос в атмосфере «золотого века» Флоренции при режиме Лоренцо Медичи. О детстве Макиавелли известно немного. Из его сочинений становится известно, что он был проницательным наблюдателем политических событий своего времени, наиболее значительными из них было вторжение в Италию в 1494 короля Франции Карла VIII, изгнание семейства Медичи из Флоренции и установление республики, вначале под управлением Джироламо Савонаролы.
В 1498 Макиавелли был принят на службу секретарем во вторую канцелярию, Коллегию Десяти и магистратуру Синьории – посты, на которые он с неизменным успехом избирался вплоть до 1512. Макиавелли посвятил всего себя неблагодарной и плохо оплачиваемой службе. В 1506 добавил к множеству своих обязанностей работу по организации флорентийской милиции и контролирующего ее деятельность Совета Девяти, учрежденным в немалой степени по его настоянию. Макиавелли считал, что следует создать гражданскую армию, способную заменить наемников, в которых таилась одна из причин военной слабости итальянских государств. На всем протяжении службы Макиавелли использовали для дипломатических и военных поручений на флорентийских землях и сбора информации во время зарубежных поездок. Для Флоренции, продолжавшей профранцузскую политику Савонаролы, то было время постоянных кризисов: Италия раздиралась внутренними распрями и страдала от иностранных вторжений.
Макиавелли был близок к главе республики, великому гонфалоньеру Флоренции Пьеро Содерини, и хотя не имел полномочий вести переговоры и принимать решения, миссии, которые ему поручались, часто носили деликатный характер и были весьма важными. Среди них следует отметить посольства к нескольким королевским дворам. В 1500 Макиавелли прибыл ко двору короля Франции Людовика XII, чтобы обсудить условия помощи в продолжение войны с отпавшей от Флоренции мятежной Пизой. Дважды находился при дворе Чезаре Борджа, в Урбино и Имоле (1502), чтобы оставаться в курсе действий герцога Романьи, возросшая власть которого беспокоила флорентинцев. В Риме в 1503 наблюдал за выборами нового папы (Юлия II), а находясь при дворе императора Священной Римской империи Максимилиана I в 1507, обсуждал размеры флорентийской дани. Активно участвовал и во многих других событиях того времени.
В этот «дипломатический»
период жизни Макиавелли приобрел опыт
и знание политических институтов и
человеческой психологии, на которых
– как и на изучении истории
Флоренции и Древнего Рима – основываются
его сочинения. В его докладах
и письмах того времени можно
обнаружить большинство идей, которые
он впоследствии развивал и которым
придал более отточенную форму. Макиавелли
часто испытывал чувство
Его собственная карьера пошатнулась в 1512, когда Флоренция потерпела поражение от Священной лиги, образованной Юлием II против французов в союзе с Испанией. Медичи вернулись к власти, и Макиавелли был вынужден покинуть государственную службу. За ним следили, он был заключен в тюрьму по обвинению в заговоре против Медичи в 1513, его пытали веревкой. В конце концов, Макиавелли удалился в унаследованное от отца скромное поместье Альбергаччо в Перкуссине близ Сан-Кашано по дороге в Рим. Спустя некоторое время, когда Юлий II умер и его место занял Лев X, гнев Медичи смягчился. Макиавелли стал посещать друзей в городе; он принимал активное участие в литературных собраниях и даже лелеял надежду вернуться на службу (в 1520 получил должность государственного историографа, на которую был назначен университетом Флоренции).
В последние 15 лет своей жизни, которую Макиавелли провел в поместье, унаследованном от отца, характер не позволял долго оставаться в бездействии; лишенный возможности заниматься любимым делом – политикой, Макиавелли написал в этот период работы значительной литературной и исторической ценности. Главный шедевр – Государь, блестящий и широко известный трактат, написанный в основном в 1513. Первоначально автор озаглавил книгу «О княжествах» и посвятил ее Джулиано Медичи, брату Льва X, однако в 1516 тот умер, и посвящение было обращено к Лоренцо Медичи (1492–1519).
Исторический труд
Макиавелли Рассуждения о первой
декаде Тита Ливия был написан
в период 1513–1517. Среди других произведений
– Искусство войны, История Флоренции,
две театральные пьесы –
Конфуций неоднократно заявлял, что именно человек - центральная тема его учения, как сделать человека нравственным, как создать совершенное общество, каким должно быть государство? Размышляя над данными вопросами, Конфуций широко использует традиционные для философии мысли Китая термины «ли» и «дао». Ли – это ритуал, традиции, предписания, обряды, обязательность неукоснительного следования которым и составляла одну из основ конфуцианского учения. Дао – путь. Для Конфуция – это комплекс его идей, принципов, методов, суть его учения, с помощью которого он наставлял человека на путь истинный, воздействовал на него. Ибо постичь Дао – значит вступить на Путь познания истины. В конце этого трудного пути человеку откроется истина, и он сможет сказать себе – мой жизненный путь окончен. Конфуций подразделял людей на три категории: обозначаемые терминами «Цзюнь-цзы», «жэнь», «сяо жэнь».
«Цзюнь-цзы» и «сяо жэнь» - новые понятия, неизвестные ранее в древнекитайской философии. Именно они на долгие столетия определили не только параметры развития политической культуры, но во многом и судьбу духовной культуры китайской нации. Цзюнь-цзы («благородный муж») занимает одно из центральных мест в учении Конфуция, ему отведена роль идеального человека, наглядного примера для подражания представителям двух других категорий. Термин «жэнь» («человек») использовался для обозначения как человека вообще, так и обычных людей. «Сяо жэнь» - это маленький, а иногда – подлый человек, руководствующийся, прежде всего «выгодой». Требования Конфуция к цзюнь-цзы: он должен обладать такими чертами, как справедливость, скромность, правдивость, приветливость, почтительность, скромность, осторожность, умение сдерживать свои желания, отвращение к клеветникам, безумным. Благородный муж никогда не успокаивается на достигнутом, а постоянно занимается самоусовершенствованием в надежде постичь Дао – Путь. Но представления о моральных достоинствах цзюнь-цзы будут неполны, если не будет ничего сказано о таком важнейшем понятии учения Конфуция, как «жэнь». Благородный муж, лишенный жэнь, уже не цзюнь-цзы. Конфуций говорил: «Если благородный муж утратил жэнь, то, какое право имеет он носить столь высокое имя?».
Поскольку
государство рассматривалось
Одной из особенностей конфуцианства был призыв к покорности и послушанию, дана особенность обеспечило данному учению положение официальной идеологии.Большую роль сыграла философия Сюнь-цзы отмечавшая необходимость строгой иерархии в обществе и утверждавшего, что человек по своей природе зол, и избавиться от дурных наклонностей может лишь слушаясь своих учителей. Этьен Балаш пишет, что основными ценностями конфуцианства, обеспечившим, ему впоследствии положение государственной идеологии, были «уважение, смирение, покорность, повиновение и субординация по отношению к старшим и лучшим».
Информация о работе Политика и мораль во взглядах Конфуция и Макиавелли