Основы социально-гуманитарных наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2010 в 03:25, Не определен

Описание работы

1 Cущность философского понятия "смысла жизни человека"
2 Современные критерии стратификации
3 Основные версии возникновения государства

Файлы: 1 файл

ОСГН.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

     «Государство  благосостояния, — указывает Г. Эсприн-Андерсен, — не просто механизм, вмешивающийся  и по возможности корректирующий структуру неравенства; оно представляет собой самостоятельную систему стратификации, активную силу, упорядочивающую социальные отношения». Впрочем, различение политик социальных выплат и льгот как действенных стратифицирующих систем фиксировалось отдельными исследователями еще в конце 50-х годов.

     Гражданство и класс (Т. Маршалл и др.)

     Принято считать, что заслуга соединения двух социологических дисциплин  — социальной политики и социальной стратификации — принадлежит  Т. Маршаллу, опубликовавшему в 1950 г. книгу «Гражданство и социальный класс». В последнее время проблематика книги начала активно подниматься на щит.

     В противовес марксистам, в глазах которых  государство благосостояния только воспроизводит, а то и усугубляет классовые различия, в теории гражданства  утверждается, что достигаемое в результате универсализирующей демократической политики уравнивание социальных статусов не только противостоит, но во многом способно «погасить» огни классового неравенства или серьезно «перекроить» ткань классовых отношений. Причем в данном случае важно не столько уравнивание доходов, сколько снижение риска и неопределенности положения низших слоев населения, общее повышение уровня социальных гарантий.

     Гражданство предполагает не только социальные права на определенный жизненный уровень, но и права собственности, хотя и не приносящие автоматически обладания этой собственностью, но открывающие доступ к такому обладанию.

     Гражданство как полноправное членство в сообществе или государстве действительно  изначально противоречит основам классового расслоения. И демократическая борьба низших классов за утверждение гражданских прав всегда была отчасти и борьбой за свое уничтожение как класса.

     Но  при этом, отметим, реализация гражданских  прав сама по себе являет особый, достаточно жесткий стратифицирующий принцип. Он ограничивает группы, не имеющие гражданского статуса, или резидентов с неполными правами в приеме на работу, приобретении собственности, занятии определенными видами деятельности (например предпринимательством). И одно только резкое изменение условий предоставления гражданства способно в течение двух-трех десятилетий существенно перекроить карту социальной структуры любого западного государства.

     Домашняя  собственность и переструктурирование классов (Питер Саундерс и др.)

     С накоплением домашней собственности (собственности на предметы потребления и, в первую очередь, на жилье) возрастает дифференцирующая роль этой собственности. Это позволяет некоторым исследователям даже поставить вопрос о так называемых жилищных классах или о «среднем собственническом классе», имея в виду именно обладателей домашней собственности. (В Великобритании с конца 1970-х годов вопрос приобрел дополнительную актуальность в связи с политикой консерваторов по приватизации жилья.) Заслуживает внимания позиция П. Саундерса, который призывает не смешивать потребительские и классовые различия (относя последние преимущественно к сфере производства). При этом Саундерс считает, что значение различий в обладании домашней (прежде всего, жилищной) собственностью способно превзойти роль профессионально-трудовых различий. Жилищная собственность становится объектом столкновений материальных интересов по поводу использования земли, распределения дотаций и кредитов. Она также формирует самостоятельную основу дифференциации жизненных возможностей групп — например, через накопление богатства в условиях опережающего роста стоимости жилья. Это и позволяет говорить о процессах «перестратификации».

     Саундерс, таким образом, пытается противопоставиться марксистам, для которых условия  потребления принципиально вторичны по отношению к классовым (производственным) условиям, и радикализовать позицию веберианцев, для которых потребительские различия остаются преимущественно вопросом сферы престижа и стиля жизни статусных групп. Приведем заключение Саундерса: «Обладание жильем как выражение одного из различий между приватизированными и обобществленными средствами потребления есть скорее отдельный, наиболее влиятельный фактор детерминации различий в потребительском секторе. Поскольку подобные различия в принципе не менее важны, чем различия классов для понимания современной стратификации, и поскольку жилищные условия играют ключевую роль в определении жизненных возможностей, в социальной идентификации и (посредством накопления капитала собственниками жилья) в модификации условий распределения ресурсов и экономического неравенства, из этого следует, что вопрос о домашней собственности должен занять подобающее ему центральное место и анализе социальных различий и политических конфликтов».

     В заключение перечислим еще некоторые подходы, чтобы еще раз продемонстрировать, насколько разнородны по направлениям и методам современные стратификационные исследования.

     Непропорционально высокая доля этих исследований по-прежнему посвящена проблемам рабочего класса. В их числе возродились этнографические исследования местных сообществ, концентрирующие внимание на формировании разделяющих культурных границ.

     Произошло своего рода новое «открытие» явления  бедности. Наиболее известная и фундаментальная  работа в этом направлении принадлежит перу Питера Таунсенда. Он отходит от традиционных измерений дифференциации доходов и накопленного имущества, раскрывая проблему бедности с точки зрения обладания необладания ресурсами, необходимыми для нормативного социального воспроизводства.

     «Индивиды, семьи и группы населения, — указывает П. Таунсенд, — могут считаться находящимися в состоянии бедности, если у них отсутствует достаточное количество ресурсов для поддержания типов питания, участия в видах деятельности, достижения условий жизни и быта, традиционных или, по крайней мере, широко поощряемых и одобряемых в обществах, к которым они принадлежат. Размеры их ресурсов настолько ниже того, чем обладает средний индивид или семья, что они в действительности исключены из нормальных отношений, жизненных традиций, деятельности».

     Наконец, еще один аспект анализа социальной структуры, привлекший к себе особое внимание, связан с территориальными особенностями структурного формирования, происходящего в разных регионах одной и той же страны. Этот аспект сопряжен с использованием методов, остававшихся до последней поры в ведении географической науки.

     Подытоживая короткий обзор новых стратификационных теорий, нельзя не обратить внимания на то, что в упоминаемых работах большей частью используются хорошо знакомые стратификационные переменные, которые просто вытягиваются со вторых ролей на приоритетные позиции. Одновременно делаются попытки отодвинуть в сторону экономический класс и социально-профессиональную статусную группу. Переменные порою заимствуются из смежных областей социальной дифференциации или из смежных социальных дисциплин (социальная политика, социальная география). 

     3 Выделите и опишите основные версии возникновения государства

     Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин "государство" обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.

     Примерно  до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: "полития", "княжество", "королевство", "империя", "республика", "деспотия", "правление" и др. Одним из первых от традиции широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин "stati" и занялся исследованием реальной организации государства.

     Четкое  разграничение государства и  общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.

     Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

     1. Отделение публичной власти от  общества, ее несовпадение с организацией  всего населения, появление слоя  профессионалов-управленцев. Этот  признак отличает государство  от родоплеменной организации,  основанной на принципах самоуправления.

     2. Территория, очерчивающая границы  государства. Законы и полномочия  государства распространяются на  людей, проживающих на определенной  территории. Само оно строится  не по кровнородственному или  религиозному признаку, а на основе  территориальной и, обычно, этнической общности людей.

     3. Суверенитет, т.е. верховная власть  на определенной территории. В  любом современном обществе имеется  множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей  властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

     4. Монополия на легальное применение  силы, физического принуждения. Диапазон  государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

     5. Право на взимание налогов  и сборов с населения. Налоги  необходимы для содержания многочисленных  служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

     6. Обязательность членства в государстве.  В отличие, например, от такой  политической организации, как  партия, пребывание в которой  добровольно и не обязательно  для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

     7. Претензия на представительство  общества как целого и защиту  общих интересов и общего блага.  Ни одна другая организация,  кроме разве что тоталитарных  партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

     Определение общих признаков государства  имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для  международного права. Государство - субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

     Отмеченные  выше признаки отличают государство  от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.

     Государство появляется в результате разложения родо-плёменного строя, постепенного обособления  от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

Информация о работе Основы социально-гуманитарных наук