Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 23:43, реферат
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника своего формирования. Первый из них – древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник – Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.
Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.
I.Основные положения средневековой философии…………………………….2
II.Фома Аквинский. Биография…………………………………………………...3
III.Социальные и идеологические предпосылки возникновения философии Фомы Аквинского……………………………………………………………….5
IV.Метафизическая теория бытия………………………………………………….8
V."Доказательства" бытия Бога………………………………………………….10
VI.Теория познания………………………………………………………………..12
VII.Этика…………………………………………………………………………….17
VIII.Правовая и политическая доктрина…………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………...21
Использованная литература…………………………………………………...22
Теология
и наука
Развивающаяся, в конце XII начале XIII столетия в странах Западной Европы интеллектуальное движение, философским вдохновителем которого было аристотелевское учение, повлекло за собой рост тенденции к отделению науки от теологии, разума от веры. Эта точка зрения находилась в явном противоречии с интересами церкви, и поэтому необходимо было искать способы решения вопроса об отношении теологии и науки. Это было нелегким делом, ибо речь шла о выработке такого метода, который, не проповедуя полного пренебрежения к знанию, одновременно был бы в состоянии подчинить рациональное мышление догматам откровения, то есть сохранить примат веры над разумом. Эту задачу осуществлял Фома, опираясь на католическое толкование аристотелевской концепции науки. Поэтому католические историки философии убеждены, что Фома Аквинский автономизировал науку, превратив ее в область, совершенно независимую от теологии.
В связи с тем, что теология является высшей мудростью, конечный объект которой – исключительно Бог как "первопричина" вселенной, мудростью, независимой от всех остальных знаний, Фома не отделяет науку от теологии. В сущности концепция науки Аквинского представляла собой идеологическую реакцию на рационалистические тенденции, направленные на то, чтобы освободить науку от влияния теологии. Можно, правда, сказать, что он обособляет теологию от науки в гносеологическом смысле, то есть считает, что теология черпает свои истины не из философии, не из частных дисциплин, а исключительно из откровения. На этом Фома не мог остановиться, ибо не это требовалось теологии. Такая точка зрения лишь подтверждала превосходство теологии и ее независимость от других наук, но она не решала самой существенной для того времени задачи, стоявшей перед римской курией, а именно необходимости подчинить теологии развивающееся научное течение, особенно течение имеющее естественнонаучную ориентацию. Речь шла прежде всего о том, чтобы доказать не автономность науки, превратит ее в "служанку" теологии, подчеркнуть, что любая деятельность человека, как теоретическая, так и практическая, исходит в конечном счете из теологии и сводится к ней.
В соответствии с этими требованиями Аквинский вырабатывает следующие теоретические принципы, определяющие генеральную линию церкви по вопросу об отношении теологии и науки:
В связи с этим Аквинский пишет: "Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над нею же размышляю, чтобы думать о Боге".
Если рациональные знания не выполняют этой задачи, они становятся бесполезными, более того, перерождаются в опасные рассуждения. В случае конфликта решающим является критерий истин откровения, которые превосходят своей истинностью и ценностью любые рациональные доказательства.
Таким образом, Фома не отделил науку от теологии, а напротив, без остатка подчинил ее теологии.
Аквинат, выражая интересы церкви и феодальных слоев, отводил науке второстепенную роль. Фома полностью парализует современную ему научную жизнь.
В период Возрождения и в более позднее время теологическая концепция науки, созданная Фомой, становится доктринальным и идеологическим тормозом научного прогресса.
Философия Фомы Аквинского, как и его последователей, является не реализмом, а объективным идеализмом. В поле притяжения объектов идеализма находятся различные оттенки спиритуализма, утверждающего, что вещи и явления – это лишь проявления душ.
На вопрос о том, что является первичным, томизм отвечает, что первичен дух – бог, а материя – это его творение и является чем-то вторичным. Философия Аквинского признает существование не только душ, но и целой иерархии чистых духов, или ангелов. Томизм признает существование материального мира независимо от субъекта, но, не отрицая существование объективной действительности, признает также существование нематериального мира, который является первичным.
Идеалистический
характер философии Аквинского слишком
очевиден, ибо он недвусмысленно вытекает
из самой идеи креационизма – сотворения
мира из ничего.
Сущность
и существование
Фома
считал, что реально существуют лишь
единичные вещи, или субстанции,
состоящие из сущности и существования.
Он считал, что различие между сущностью
и существованием не есть нечто только
мысленное, зависящее от наших актов сознание,
а является чем-то фактическим, реально
существующим. Он утверждает, что вещам
присуща сущность, но она не имплицирует
их существование. Это происходит потому,
что все существующее в мире создано богом,
а следовательно зависит от него. Человек
и животное существуют не благодаря своей
сущности, а благодаря сопричастности
божественному акту творения. Аквинский
считает, что мир материальных вещей существует
не в силу собственной природы, а является
чем-то совершенно случайным, зависимым
от создателя и существовать не должен.
В противоположность ему бог – бытие абсолютно
необходимое, а следовательно, должен
существовать безусловно, ибо это заключено
в его природе.
Материя
и форма
Категории материи и формы Фома также заимствует из аристотелевской метафизики. Различая в субстанциях два компонента – материю и форму, Аристотель стремился создать философскую основу для процессов обобщения и классификации в естественных науках, стремился решить проблему об отношении общего к единичному и наоборот.
В толковании Фомы Аквинского реально существуют лишь единичные вещи, состоящие из материи и формы. Материя представляет основу индивидуализации, материя, лишенная формы, пассивна, не может без нее существовать. Форма является активным элементом.
Аристотель
признавал существование
Аквинский "очистил" аристотелизм именно от материалистических элементов, которые нельзя было примирять ни с истинами откровения, ни с церковной философией того периода, основанной на платоновских традициях. Однако форма в толковании Фомы приобретает иной смысл, чем у Аристотеля. В понимании последнего она была совокупностью общих существующих признаков, присущих вещам определенного вида, и не существовала вне или до них.
Он различает в субстанциях три рода форм, или универсалий: 1) универсалия, содержащаяся в вещи, в качестве ее сущности, непосредственная универсалия; 2) универсалия, абстрагированная от субстанции, то есть существующая в человеческом уме. В этом виде реально она существует только в уме, а в вещи имеет лишь свою основу. Эту универсалию Фома называет рефлексивной; 3) универсалия, независимая от вещи в божественном уме. Универсалии в уме творца – это неизменные, постоянные, вечные формы, или основы вещей.
Вводя градацию форм, Фома, дает философское обоснование иерархичности не только мира природы, но и общественного порядка. Критерием, отличающим одну вещь от другой, выступают не их естественные особенности, а различия в совершенстве форм, являющихся "не чем иным, как подобием бога, которому вещи сопричастны".
У Аквинского материя не существует извечно, а оказывается созданной богом из ничего, а потому - вторична. Возможность присуща ей не в силу природы, а вложена в нее творцом и только благодаря ему осуществляется.
В период, когда развивающаяся буржуазия подчеркивала ценность земной жизни, призывы пренебречь бренной жизнью были не в интересах церкви. Речь шла о том, чтобы, с одной стороны, доказать безусловную зависимость мира от творца, с другой же - показать, что сверхъестественные цели реализуются через цели реальные, земные. Поэтому Аквинский вводит понятие естественных причин посредством которых бог правит миром.
Во все категории аристотелевской метафизики Фома вкладывает теологическое содержание, лишая их этим естественнонаучного характера. Аквинский рассматривает проблемы познания этики, политического и правового учения, естественной теологии, сердцевиной которой являются так называемые "доказательства" бытия, бога.
Фома Аквинский подразделяет истины откровения на два рода: истины, доступные разуму, и истины, выходящие за пределы его познавательных возможностей. Центральной проблемой естественной теологии являются так называемые томисткие "доказательства" бытия бога.
Аквинский утверждает, что доказать существование творца можно двумя способами: через причину и через следствие. Переводя эту схоластическую терминологию на современный язык, можно сказать, что в первом случае речь идет о доказательстве априорном, то есть от причины к следствию, во втором – об апостериорном, то есть от следствия к причине.
Аквинат формулирует пять "доказательств-путей" бытия бога:
Из всего вышеперечисленного следует, что Фома идентифицирует целесообразность и закономерность, точнее, принижает закономерность и сводит ее к целесообразности. Цель, к которой якобы стремится все находящееся под солнцем, не возникает, согласно Фоме, индуктивным путем, а предопределена заранее, априорным способом, которому он стремится подчинить любой процесс в природе и обществе.
Можно заметить, что томисткие "доказательства" бытия бога представляют собой пять вариантов одного и того же способа обоснования. В них речь идет не столько о боге, сколько о некоторых явлениях материального мира, в которых отыскиваются следы "первой причины". Фома пытается, опираясь на явления материального мира, доказать существование "первого двигателя", то есть бога.
Фома
Аквинский в своих работах, посвященных
теории познания очень часто отмечает
большую роль эмпирии и чувственного
познания, почти во всех трудах используются
понятия "опыт", "чувства", "чувственное
познание". Фома неоднократно подчеркивал,
что "всякое естественное знание происходит
из чувств", что предметом познания
является действительность вне чувств,
независимая от субъекта, или от человеческого
сознания. Аквинский считал, что сущность
познания заключается в том, что познающий
становится познаваемым. Это происходит
потому, что ум нетелесен и не может подвергаться
воздействию чувственных вещей. Рациональное
познание всегда является общим, и потому
отдельные, единичные вещи не могут быть
его объектом. Если в единичных вещах индивидуальным
является материя, то общим должно быть
нечто нематериальное. Это вывод следует
из того факта, что интеллект как познающий
орган души не может подвергаться воздействию
материальных предметов. Субъект в известном
смысле уподобляется объекту, но не материальной
его форме, а духовной, идеальной. По мнению
Аквинского, познание основано на способности
воспринимать от единичных вещей духовные
познавательные формы, и является способностью
сопричаствовать нематериальному божественному
существованию. А потому это следы бога
в естественных предметах, "открытие"
их зависимости от творца. Весь процесс
познания у Фомы подчинен открытию в вещах
конечной, божественной причины.
Чувственное
познание
Фома начинает анализ процесса познания с объяснения подразделения, иерархии и функций чувственных познавательных органов. Он подразделяет их на внешние и внутренние чувства.
Информация о работе Основные положения средневековой философии