Основной вопрос философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2010 в 01:20, Не определен

Описание работы

1.Смысложизненная направленность основного вопроса философии
2.Структура основного вопроса философии
3.Принципы классификации философских направлений
4.Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию  РФ 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Белгородский  государственный  технологический

университет им. В.Г.Шухова. 
 

     

Контрольная работа 

по дисциплине:  «Философия» 

на тему: «Основной вопрос философии»     
 
 

                               

                                                 Выполнила: студентка группы 3ЭКд - 11

                                                 Некрасова Ольга Сергеевна

                                                Проверил: Ломако Леонид Леонидович         

  

    

 

       
 
 

Валуйки 2010 г. 
 

 

Содержание. 
 

1.Смысложизненная   направленность  основного  вопроса  философии. 

 

2.Структура   основного  вопроса  философии. 

3.Принципы  классификации философских направлений. 

4.Список используемой  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Смысложизненная направленность основного  вопроса философии.
 

Для понимания  специфики философии большое  значение имеет понимание ее "основного  вопроса", особенности соотношения предмета и основного вопроса. В любой науке ее основной вопрос в основном совпадает с предметом. В философии дело обстоит несколько иначе. Каждый философ выделяет те вопросы, которые он считает основными для себя и для всей философии. Для Ф.Бэкона главным был вопрос о расширении могущества человека над природой, для Гельвеция - вопрос о сущности счастья, для Руссо - вопрос о причинах социального неравенства, для Канта - вопрос о сущности человека, для Камю - вопрос о смысле жизни. Ф.Энгельс в своей работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" сформулировал основной вопрос по-иному. "Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, - писал Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию" [2].

 1 Ортега и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991. С.220.

 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.282.

 Существует ли связь между приведенной формулировкой Энгельса и иными подходами к пониманию основного вопроса философии? На первый взгляд, взаимодействие материи и сознания и стремление выяснить смысл жизни, или суть человеческого счастья, далеки друг от друга. Однако, чтобы ответить, например, на три знаменитых кантовских основных вопроса "что я могу знать?", "что я должен делать?", "на что я могу надеяться?", необходимо понять человеческую природу, суть человеческих потребностей, границы его возможностей, его отношение к двум наиболее общим "родам бытия" - к материи, олицетворяющей ограниченность человеческих возможностей, предел для человеческих мечтаний, неизбежную смерть, и к царству духа - царству свободы, области реализации всех человеческих возможностей, носителей гармонии, целесообразности, бессмертия.

 Решить свои "человеческие", жизненные проблемы человек как носитель философского разума может двумя способами: либо признать приоритет одной из сторон мировоззренческого противостояния, либо искать точки их объединения.

 Основной вопрос философии, следовательно, это ценностно-смысловая доминанта философии как "жизненного разума". Основной вопрос философии раскрывает смысложизненную направленность философии, ее стремление найти пути к решению основной человеческой проблемы - "быть или не быть".

 Основной вопрос философии не совпадает полностью с предметом философии. Предмет философии - это исследования всего многообразия принципов взаимоотношения человека и мира в их всеобщих характеристиках, основной вопрос показывает, какой стороной это всеобщее как бы "повернуто" к человеку. Основной вопрос как бы выдает тайну философии, позволяет за бесстрастием абстракций увидеть лицо страдающего и мыслящего человека, позволяет ощутить его заветное желание "быть". Понятие "человек" не совпадает с понятием "идеальное", человек - это единство материального и идеального, тела и духа. "Мир" не совпадает с понятием "материя". Мир - это целостность, противостоящая человеку, являющаяся условием его существования, объектом его деятельности, в нем присутствуют "идеальные формы" человеческой деятельности, теории, произведения искусства. Основной вопрос выявляет основной разлад во взаимоотношениях человека с миром, скрытую исходную оппозицию, которую человек стремится преодолеть.

  Вопросы  о счастье, о могуществе науки  и о сущности человека также  задают основной поисковый импульс  философии. Но только осознание  безнадежности раскола мира на материальное и идеальное позволяет увидеть, в чем философия видит путь к счастью, где искать сущность человека. Основной вопрос философии как бы стоит на страже "чистоты" философии, не позволяет ей раствориться в других формах духовной деятельности, поскольку он формулируется в предельно общих понятиях. Тем самым основной вопрос задает рамки философского исследования. 

 Обращение  к основному вопросу философии  помогает глубже понять отличие  философии от религиозного сознания. Для религиозного человека вопрос о связи материального и идеального, тела и духа решен: высший смысл человеческой жизни - достижение синтеза этих двух начал, который уже осуществлен в Боге - Абсолютном Бытии. Если философия задается вопросом "как возможно такое единство", то религиозный человек делает достижение этого единства своей практической задачей.

 Ф.Энгельс  в своем определении уловил  только один аспект основного  вопроса философии. Он обратил  внимание на различия в понимании  истоков, предпосылок единства  материи и духа: либо мир един в его материальности, либо основой единства мира оказывается идеальное начало, в какой-то момент "отпустившее" от себя природу. Однако Энгельс не обратил внимания на ценностный аспект основного вопроса философии, на выраженную в нем потребность в преодолении раздвоенности мира на материю и дух. В философии XX века на первый план выходит именно этот, ценностный аспект основного вопроса, в котором выражена безусловная значимость (ценность) возможности слияния материального и идеального в жизни человека. "Полнота жизни" (синтез материи и духа) - источник человеческой свободы, творчества, общения.

 Основной  вопрос не только определяет  направленность философского исследования  и его рамки, но в самом  общем виде задает и структуру  философского исследования. Взаимосвязь материального и идеального можно рассматривать как отношение генетическое, связь по происхождению. В этом случае мы можем говорить об онтологии, учении о бытии, о материи как проекции абсолютного духа, или же о сознании как всеобщем свойстве высокоорганизованной материи, или же о тождестве мышления и бытия. Взаимосвязь материи и духа можно рассматривать как взаимосвязь уже сформировавшихся противоположных начал. Тогда мы имеем гносеологию - учение о познании, или же праксиологию, если речь идет о практическом аспекте взаимодействия материального и идеального.

 Различные  формы ответа на основной вопрос, различные аспекты его решения  позволяют сформулировать некоторые  принципы классификации философских  концепций. Проводимая на основе этих принципов классификация достаточно условна, каждая значительная философская концепция не вписывается целиком в определенную "графу". Современные философские концепции порой вообще невозможно однозначно связать с тем или иным решением основного вопроса.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Структура  основного  вопроса  философии.
 

Структура философии  у Канта и Гегеля. Последние  великие энциклопедические системы  философии, которые набрасывали  общие контуры всего здания человеческого  познания в целом и вместе с тем стремились к точному отграничению различных философских наук и дисциплин, были созданы в Германии в конце XVIII – начале XIX вв. Кантом и Гегелем. 

Кант исходил  из систематики Вольфа, внеся в  неё следующие важные изменения. Во-первых, он дополнил две “догматические” содержательные части философии предварительной критикой (исследованием возможностей и границ) соответствующих способностей человеческой души – познавательной способности (чистого разума) и способности желания (воли, или чистого практического разума). Эту предварительную (т. е. предшествующую построению системы философии) критику Кант назвал трансцендентальной философией, т. е. такой философией, которая имеет своим предметом сам разум, однако не так, как в общей традиционной формальной логике, где исследуются его всеобщие формы безотносительно к предметам. Трансцендентальная философия исследует разум в отношении его способности к априорному, т. е. не опирающемуся на опыт, познанию предметов – как всех возможных предметов познания вообще, так и особых предметов метафизики – Бога, мира в целом и души как субстанции. Во-вторых, Кант добавил к традиционным трём частям философии четвёртую – “критику способности суждения”, включающую в себя эстетику (философию прекрасного и возвышенного, философию искусства) и телеологию как учение об органической целесообразности в природе (философию жизни в биологическом смысле этого слова). Кант также выделил в особый важнейший раздел философии антропологию, учение о человеке “в прагматическом отношении”. Философская антропология говорит не о том, что “природа сделала из человека”, т. е. не исследует человека как природное существо, но о том, что человек, как разумное, т. е. свободное, существо “может сделать из себя сам”. Кант также ввёл для обозначения “чистых” (рациональных) частей теоретической и практической философии термины метафизика природы и метафизика нравов. 

Поскольку Кант предпослал построению системы философии  предварительное критическое исследование познавательных способностей человека, законов процесса познания, его элементов и форм, а также его возможностей и границ, а также поскольку на первое место среди основных вопросов философии он поставил вопрос о том, “что я могу знать?”, постольку в его учении многие последующие философы увидели прежде всего теорию познания или гносеологию (“гносис” по-гречески – знание). В основном под влиянием Канта, а также британского эмпиризма Нового времени (особенно Локка и Юма), теорию познания с XIX в. стали рассматривать как одну из важнейших или даже самую важную часть философии, иногда сводя к ней и всю философию в целом. Сторонники последней точки зрения аргументируют её примерно так: знание о мире могут дать лишь конкретные науки. Философия – не познание мира, природы или общества, а познание познания. Она должна понять сущность науки, её место в жизни людей, определить место научного познания среди других форм познавательной деятельности и жизненного опыта человека.  

Весьма важные изменения в понимание структуры  философии внёс Гегель. На первый взгляд его разделение философии на три части – логику, философию природы и философию духа – выглядит традиционным (логика – физика – этика). Однако “логика” Гегеля – это совершенно новая наука, в которой сливаются воедино прежние логика и метафизика, поскольку учение Гегеля исходит из принципа диалектического тождества мышления и бытия. Следовательно, его “логика”, учение о мышлении, есть одновременно и учение о бытии, т. е. онтология. Мышление же, совпадающее с истинным бытием, – это божественное мышление, или сам Бог. Поэтому логика Гегеля – это и его философская теология. Она описывает вневременное и внепространственное движение и развитие абсолютного мышления, “абсолютную идею”. Соответственно этому общему исходному принципу по-новому трактуется и отношение “физики” и “этики” (т. е. философии природы и философии духа) друг к другу и к “логике”. Под влиянием Гегеля возник термин диалектическая логика для обозначения уже не просто традиционной, формальной логики, а философского учения о развитии мышления, т. е. такого учения, которое связывает и объединяет воедино на основе диалектики учение о бытии, о познании и о мышлении, т. е. онтологию, гносеологию и логику. Эта идея Гегеля была переосмыслена на основе принципа материализма в философии марксизма, в основе которой также лежит диалектическая логика, которая, однако, говорит уже не о развитии божественного Логоса, а об историческом развитии человеческого познания в ходе развития его предметно-практической, трудовой деятельности. 

В обширной и  детально проработанной системе  Гегеля были выделены также в качестве самостоятельных разделов философии  эстетика, прежде всего как философия  искусства, а также философия  религии, философия права, философия истории, история философии. 

Отделение от философии  конкретных наук. До XVIII в. включительно практически не проводилось различия между понятиями “философия”  и “наука”. Начала всех наук, поскольку  они имеют теоретические понятия  и принципы и строятся систематически, были созданы философами. В недрах философии развивалось и вполне конкретное научное знание. Так было не только в древности, когда собственно математические или астрономические исследования и результаты в школе пифагорейцев были “философией” и “познанием божественного”, но и в Новое время. Трактат Ньютона, в котором были сформулированы законы классической механики и теория всемирного тяготения, назывался “Математические начала натуральной философии”. Сам Ньютон, как и его коллеги по Лондонскому Королевскому обществу, физики, математики, химики и медики, считал себя “натуральным философом”. Классики естествознания называли свои работы “Философия ботаники” (Линней) и “Философия химии” (занимались конкретными научными проблемами и создали, например, Лавуазьезнаний о растениях или превращениях веществ базируется в этих трактатах на общих теоретических принципах и ведется систематически, т. е. научно. Классики философии, в свою очередь, аналитическую геометрию (Декарт) и математический анализ (Лейбниц). Гегель в первой трети XIX в. ещё пытался вмешиваться в развитие естественнонаук, и даже противопоставление философии и науки, хотя слово “философия” и до сих пор нередко используется для обозначения научного или теоретического знания вообще. С одной стороны, сфера философии сужалась до метафизики: поскольку все отдельные сферы действительности быть постигнуто лишь посредством особого рода чисто-философского умозрения. Философии отдавалась та сфера реальности, которая, как полагали философы спекулятивного или иррационалистического направления, в принципе не может быть схвачена методами специально-научного познания. В этом случае философия рассматривалась либо как сверхнаука, абсолютная наука, стоящая над всеми частными науками, либо как принципиально ненаучное знание, знание совершенно иного рода, чем наука, самостоятельное и независимое от науки и более близкое к религии или искусству. С другой же стороны, возникло мощное позитивистское умонастроение, отрицавшее саму возможность метафизики и стремившееся философию сделать также специальной наукой – со своим особым предметом. В основном задачу философии позитивисты видят в том или ином синтезе или анализе конкретно-научного знания. В первом случае задачу философии усматривают в сведении воедино и систематизации важнейших результатов всех наук, их обобщении и создании таким образом научного мировоззрения или “научной картины мира”. Второй путь привёл к созданию нового раздела философии – методологии науки, или, более общо, – философии науки. Особенно важное значение получил с конца XIX в. логико-философский анализ оснований математики, в результате которого была создана современная математическая (символическая) логика, которая до сих пор причисляется к философии. Предметом философского осмысления может быть как наука в её целом, общенаучные понятия, принципы и методы, так и отдельные науки. Философские размышления об отдельных областях научного исследования, их предпосылках, методологии и значении для жизни людей получили названия философия математики, философские проблемы физики, философия биологии, философские вопросы медицины и т. д.  

Информация о работе Основной вопрос философии