Общая теория полиса у Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:51, реферат

Описание работы

Человек – животное политическое. С этим мудрым тезисом древнегреческого философа Аристотеля трудно не согласиться. Как показывает многотысячелетняя практика человечества, во многих своих действиях народы в целом и отдельные индивиды в частности руководствовались именно политическими императивами. Даже если оставить в стороне глобальный международный уровень политики, каждое из государств и территориальных образований испытывало на себе многочисленные эволюционные и революционные явления: один политический режим сменял другой, властные элиты формировались на различных основах, будь то классовая, материальная или духовная, сама форма приобретения и осуществления властных полномочий подвергалась радикальным изменениям.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………...… 3
Аристотель об историческом процессе и государстве ……...……….….….... 6
Политические взгляды Аристотеля …………………………..……..…….…. 11
Формы правления по Аристотелю …………………………………………... 17
Заключение ……………………………………………………………...…….. 21
Литература и источники ………………..……………

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования 

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 

Центр ускоренного  обучения 
 

КАФЕДРА

Политологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

«Общая теория полиса у Аристотеля» 
 
 
 
 

Студентки 330 потока

Н.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 г.

Оглавление 

Введение  ……………………………………………………………………...…  3

Аристотель  об историческом процессе и государстве ……...……….….…....  6

Политические  взгляды Аристотеля …………………………..……..…….….  11

Формы правления по Аристотелю  …………………………………………...  17

Заключение  ……………………………………………………………...……..  21

Литература  и источники  ………………..…………………………….………  23  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

    Человек – животное политическое. С этим мудрым тезисом древнегреческого философа Аристотеля трудно не согласиться. Как показывает многотысячелетняя практика человечества, во многих своих действиях народы в целом и отдельные индивиды в частности руководствовались именно политическими императивами. Даже если оставить в стороне глобальный международный уровень политики, каждое из государств и территориальных образований испытывало на себе многочисленные эволюционные и революционные явления: один политический режим сменял другой, властные элиты формировались на различных основах, будь то классовая, материальная или духовная, сама форма приобретения и осуществления властных полномочий подвергалась радикальным изменениям.

    По  словам авторитетного американского  прагматика У. Джемса1, одной из основных целей философии является использование опыта не для составления  умозрительных выводов, а для преобразования его самого с целью систематического совершенствования человеческой жизни на каждом из его измерений. В то же самое время, социальная сущность человека указывает на то, что сфера взаимодействия индивида и общности является одной из главных. Таким образом, политическая философия, под которой мы понимаем сферу научных знаний, направленную на создание идеального государства и права, является одним из китов всей философской науки в целом.

    Практически каждый известный отечественный  и западный мыслитель уделял большее  или меньшее внимание отдельным  аспектам политической философии. Так, например, следует отметить, что  один из величайших философов нового времени Ф. Ницше поставил именно политический императив в центр своего мировоззрения, что наиболее полно отражается в его сочинении «Воля к власти». Однако, как и большинство других разделов философской науки, политическая мысль зародилась в античном мире, а работы Аристотеля с полным правом можно считать катехизисом политической мысли Древней Греции. Осознание опыта Аристотеля является одной из базовых ступеней всей политической мысли человечества. Тем не менее, следует оговориться, что базовость философии Аристотеля следует понимать не в категориях элементарности, а в категориях необходимости, т.е. без знаний античной политической мысли не возможно в должной мере воспринять глубину политической мысли нового времени и современности.

    Актуальная  работа посвящена изучению и осмыслению античного опыта политической философии, а также оценке учения Аристотеля о государстве в современном мире. Основной целью нашего исследования является аналитическое изложение философии Аристотеля о государстве. Для её реализации необходимо выполнить следующие задачи:

    -   представить основные положения учения Аристотеля о государстве;

    - показать связь взглядов великого философа с общественно-исторической обстановкой Древней Греции периода кризиса политической системы;

    - проанализировать основные формы правления, предложенные Аристотелем;

    - перенести опыт Аристотеля на актуальную философскую и политическую реальность.

    Не  смотря на высокую степень изученности  философии Аристотеля, в такой  форме работа будет обладать определённой степенью свежести и новизны. Изучением наследия великих греческих философов занимались многие зарубежные ученые: Б. Снелль, Р. Хампе, Д. Каллахан, Б. Ван Гронинген, К. Диано, С. Аккаме, Э. Делаги, К. Краймз, М. Финли, М. Бродбент, И. Брус, Фон Лейден, Э. Бенвенист и другие. Среди отечественных историографов выделяются Э. X. Вельскопф, А.Ф. Лосев, Ф.Х. Кессиди, Асмус В.Ф. и многие другие. В актуальной работе использовались работы некоторых отечественных исследователей (см. список использованной литературы).

    Объектом  изучения будет учение Аристотеля.

    Предметом исследования - политические взгляды  философа, его понимание государства  и права.

    Структурная композиция нашего исследования следующая: введение, 3 части, заключение и список использованной литературы и источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Аристотель об историческом процессе и государстве 

      В понимании Аристотеля, время неотделимо от движения и изменения. Оно есть различение «прежде» и «после» в  событии. В событии всегда есть порядок  протекания, «так как движущееся движется от чего-нибудь к чему-нибудь».2 Когда мы начинаем воспринимать этот порядок, перед нами уже не событие, а время. Время есть мера движения.

      Аристотель  определяет то специфическое, чем отличается человеческая история. Первым составным  элементом всякой исторической единицы, по мысли философа, является родовая община. Она состоит из отношений мужа и жены и из отношений отца к детям. Государство есть «только объединение этих родовых общин».3 Эту мысль Аристотель высказывает во многих местах своего трактата «Политика». Подытоживая вековое развитие своей страны, Аристотель выделяет родовую общину как один из значимых элементов государства. То, что родовая община введена Аристотелем в само понятие государства, свидетельствует о широте и глубине его исторического мышления. В период полного господства общинно родового строя, когда еще не существовало большого развития наук и искусств, когда все развивалось по типу общинно родовых отношений, в этот период вообще все могло объясняться по типу общинно родовых отношений.

      Античное  государство было пронизано остатками общинно родовой формации.

      Кроме родовой общины, другим важным элементом  всякого исторического государства  является у Аристотеля рабство. По мнению великого философа, никакое государство  невозможно без наличия в нем  господ и рабов. Античный способ производства в основном всегда был результатом непосредственного физического труда одних и организующей воли других. Однако философ тут не ограничивается простой констатацией факта. Аристотелю принадлежит глубокий анализ понятия раба и отчетливое о нем представление в отличие от мыслителей предшествующего периода.

      По  Аристотелю, «рабом является только тот  человек, кто является рабом по своей  природе».4 Сама природа требует рабства для существования государства. Аристотель не находит в нем ничего постыдного и противоестественного. Законы природы можно нарушать. Раб может восстать против своего господина, но это противоестественно, безобразно, уродливо и требует уничтожения.

      Аристотель  тонко анализирует понятие раба, утверждает универсальность рабства во всем мире, включая неодушевленную природу, спорит с различными непоследовательными теориями по этим вопросам.

      Противоположение  господина и раба является отношение  целого и его частей. Если нет  целого, то нет и частей. Если же есть части, то есть и целое, частями которого они являются. Раба необходимо считать естественной частью господина. Господин же управляет всеми своими рабами и из бессмысленности превращает их в осмысленное целое. Это, по мнению Аристотеля, и естественно, и логично, и морально, и справедливо.

      Все исторические формы государственного устройства у Аристотеля везде разные, везде имеют те или другие преимущества или недостатки. По мнению философа, наилучшим государственным строем будет тот, где господствуют люди и не очень богатые, и не очень бедные. Элементы этого «среднего» строя можно находить в самых разнообразных государствах: монархии, аристократии, олигархии, демократии. Скорее всего, это будет умеренно-аристократический строй. Однако Аристотель приходит к выводу, что этот «средний» строй редко когда осуществлялся в Греции. Иллюзией является то, что Аристотель находит осуществление «среднего» строя в тех многочисленных городах, которые строил Александр Македонский во время своих мировых завоеваний.

      Государство, по Аристотелю, должно быть фактическим осуществлением добродетели. Добродетель и красоту философ понимает как серединную гармонию между двумя крайностями.

      Высокая мораль и разум свойственны у  Аристотеля только высшему классу. Она не свойственна ни ремесленникам, ни рыночным торговцам.

      У рабов вообще не существует рассудка. Наиболее разумным и максимально  доступным государственным строем является, по мнению Аристотеля, не тот, в котором господствуют только разумные и моральные люди, но и не тот, который создается необразованными и «не мудрыми» людьми. Надо придумать нечто третье, «где мораль господ осуществлялась бы реально, а безнравственность низов получала бы известного рода преобразования и приобщалась бы к общегосударственной добродетели и разуму»5. Эта аристотелевская иллюзия отражает общегреческий идеал умеренности и гармонии.

      Если  в государстве, по мысли Аристотеля, имеется только один муж, обладающий предельной добродетелью, то пусть  он и будет единственным управителем  государства, его волей и законом. Если таких правителей окажется несколько, то власть должна принадлежать всем им, и это будет аристократия.

      Самым резким образом Аристотель критикует  тиранию. Не меньшей критике подвергаются у Аристотеля фактические аристократии, которые он наблюдает в своих  исторических изысканиях и в своей современности.

      В идеальном государстве философ признает только два сословия. Это военные, они же и установители законов и жрецы, а также судьи. Они не могут заниматься ремеслами или земледелием, но только пребывают в состоянии досуга, заполненного науками или искусствами для умножения своей добродетели.

      Другое  сословие - это ремесленники, земледельцы  и рабы. Им, как и всем гражданам, должна быть свойственна добродетель, но эта добродетель заключается  в повиновении и подчинении высшему  сословию. Учить их не для чего, ибо у них нет ума. Кроме государственной земли, на которой они работают, они могут иметь и собственную землю - в пределах своей рабской добродетели. Их цель - кормить и содержать все государство.

      В качестве идеального государства Аристотель обрисовывает такое, которое является нерушимой автаркией, т.е. такой экономический режим, в котором минимизирован внешний товарный оборот, осуществляет высшую моральную ценность - эвдемонию. Эвдемония - этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Это наивысшее состояние ума, наивысшее его сосредоточение, полное уподобление божескому существованию. Согласно приверженцам эвдемонизма, наивысшим благом для человека является счастье. По словам Аристотеля, учение которого относят к эвдемонизму, счастье «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого» («Никомахова этика» 1, 5, 1097в). 6

      Если  под полисом Аристотель понимает определенное население, взятое в целом, то полития для него - устроение полиса, его структура. Полития есть благоустроенный и целый организм. Он невозможен без закономерной структуры. Закон является внутренним содержание политии. Аристотель говорит об автаркии всякой политии, о ее самостоятельности, о ее независимости ни от чего другого.

Информация о работе Общая теория полиса у Аристотеля