Классические философские тексты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 14:53, доклад

Описание работы

Окрыляется только разум философа: у него всегда по мере его сил память обращена на то, чем божествен Бог. Только человек... всегда посвящаемый в совершенные таинства, становится подлинно совершенным.
И так как он стоит вне человеческой суеты и обращен к божественному, большинство, конечно, станет увещевать его, как помешанного, — ведь его исступленность незаметна большинству. <...>
В род богов не позволено перейти никому, кто не был философом и не очистился до конца, — никому, кто не стремился к познанию. Потому-то... истинные философы гонят от себя все желания тела, крепятся и ни за что им не уступают, не боясь разорения и бедности, в отличие от большинства, которое корыстолюбиво, и хотя они, в отличие от властолюбивых и честолюбивых, не страшатся бесчестия и бесславия, доставляемых дурною жизнью, они от желаний воздерживаются. <...>

Файлы: 1 файл

filosofia_-_antichnost.docx

— 26.69 Кб (Скачать файл)

Если плотник попробует  выполнить работу сапожника, а сапожник -плотника, поменявшись с ним и инструментами, и знанием, или если один и тот же человек попытается выполнить обе работы, считаешь ли ты, что государство потерпит большой ущерб?

- Не очень большой.

- Но право, когда ремесленник  или кто-то другой, делец по  своим природным задаткам, возвысится  благодаря своему богатству, многочисленным связям, силе и тому подобному и попытается перейти в сословие воинов или когда кто-нибудь из воинов постарается проникнуть в число членов совета или в стражи, будучи этого недостоин, тогда, думаю, ты согласишься, что такая замена для государства гибель.

- Полнейшая гибель.

Это величайший вред для  государства и с полным правом может считаться высшим преступлением. А высшее преступление против своего же государства не назовешь ли ты несправедливостью?

- Конечно...

- Мы не без основания  признаем двойственными и отличными  друг от друга начала: одно  из них, с помощью которого  человек способен рассуждать, мы назовем разумным началом души, а второе, из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим...

Подобно тому, как в государстве  три рода начал, его составляющих: деловое, защитное, совещательное, так и в душе есть тоже третье начало -яростный дух. По природе своей оно служит защитником разумного начала, если не испорчено дурным воспитанием.

Способности рассуждать подобает господствовать, потому что мудрость и попечение обо всей душе в целом - это как раз ее дело, начало ж яростное должно подчиняться и быть ее союзником.

Сочетание мистического искусства  с гимнастическим приведет оба' этих начала к созвучию: способность рассуждать оно сделает стремительнее и будет питать ее прекрасными речами и науками, а яростное начало оно несколько ослабит, смягчая его словами и успокаивая гармонией и ритмом.

Оба этих начала будут управлять  началом вожделеющим — оно  составляет большую часть души каждого  человека и по своей природе жаждет богатства. За ним надо следить, чтобы оно не усиливалось за счет так называемых телесных удовольствий.                    

Государство //Cм. M., 1971. С. 224-242.

 

АРИСТОТЕЛЬ

 Государство принадлежит  к тому, что существует по природе,  и человек по природе своей  есть существо поэтическое, а  тот, кто в силу своей природы,  а не вследствие случайных  обстоятельств живет вне государства  - либо недоразвитое в нравственном  смысле существо, либо сверхчеловек. Такой человек только и жаждет  войны; сравнить его можно с  изолированной пешкой на игральной доске.

 Что человек есть  существо общественное в большей  степени, нежели пчелы и всякого  рода стадные животные, ясно из  следующего: природа, согласно нашему  утверждению, ничего не делает  напрасно; между тем один только  человек из всех живых существ  одарен речью. Голос выражает печаль и радость, поэтому он свойственен и остальным живым существам. Но речь способна выражать и то, что полезно, и что вредно, равно как и то, что справедливо и несправедливо. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства. Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас. Ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части. Уничтожь живое существо в его целом, и у него не будет и ног, ни рук, сохранится только наименование их.

Очевидно, что государство  существует по природе и по природе  предшествует каждому человеку, поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к целому.

А тот, кто не способен вступить в общение, или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством.

Во всех людей природа  вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо. Человек, нашедший свое завершение, - совершеннейшее из всех живых существ, и наоборот, человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех. Природа дала человеку в руки оружие - умственную и нравственную силу, а ими вполне можно воспользоваться в обратную сторону.

Политика // Соч. М„ 1984. Т. 4L С. 378-386.

 


Информация о работе Классические философские тексты