Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:14, реферат
Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия - это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы, это их свойства, связи и отношения.
Она как бы продуцируется и происходит от Бытия, давая возможность проявиться Бытию. Благодаря ей бытие обналичивается, обнаруживается. Такое представление даёт основание утверждать, что Бытие первично по отношению к существованию.
Наряду с таким пониманием, имеет место и другое представление, полагающее существование первичным по отношению к Бытию. Считают, что существование порождает Бытие (бытие становится). Следует уточнить. Бытие и существование - взаимосвязанные феномены.
Бытие относится к субстанциальному, а существование к процессуальному феномену. То, что акт становления процессуален, не означает, что процесс осуществляется без и вне определённого основания (субстанции). Становление означает переход чего-то одного во что-то другое. Это «что-то», и составляет основу процесса становления, переходящего в другое. Становление является процессом, переводящим Бытие в Небытие (что означает реализацию условий небытия) и вместе с тем возможность перехода Небытия в Бытие.
Такова ситуация человека как биосоциального существа, живущего и осмысливающего Вселенную в рамках макроуровня на основе своих органов чувств, по отношению к исходным началам философии.
Человек же - не биосоциальное, а социальное существо. Он, как Микрокосм, через социальную форму движения (единый социальный организм) развёртывает все имеющиеся в потенциальном состоянии чувства, которые позволят ему взаимодействовать с «Небытием» и «Бытием», превращая одно в другое и переходя из одного состояния в другое.
В заключение подчеркнем, что определение бытия не может быть сведено к одному из уровней («вещи», «свойства» или «отношения») без негативных последствий для истолкования бытия и онтологии как учения о бытии.
Познание бытия приводит к его определению посредством материи как философской категории для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая отражается нашими органами чувств, существуя независимо от них.
Это - определение бытия на его первом уровне («вещи»), в рамках постановки и решения основного вопроса философии, значит, в двух отношениях. Определение бытия предполагает его существование, а рассмотрение его существования есть неизбежно и его определение. Здесь возникает и решается проблема соединения онтологического и гносеологического, взаимообусловленное противопоставление которых требует их анализа и синтеза.
Таков секрет определения бытия на первом уровне, с которым столкнулись уже первые философы. Парменид установил, что между разъединенными частями есть логическая связь, что онтология и гносеология обусловливают друг друга, не могут не обусловливать, неизбежно приводя к вопросу о том, как их соотнести.
После Парменида проблема определения бытия была воспринята «в форме вопроса о правомерности учения Парменида об умопостигаемом едином бытии и одновременно учения Гераклита о закономерности изменения и движения, о необходимости совмещения того и другого и очевидной невозможности этого»26.
Этот вопрос скрывал в себе указание на второй, атрибутивный уровень определения бытия, который «сказывается» не о самом себе, но о той субстанции, бытии, что получает определение на первом уровне с помощью философской категории материи. Второй уровень обладает относительной самостоятельностью по отношению к первому.
Это проявилось в открытии и определении атрибутов бытия не только материалистами, но и идеалистами (хотя позиции тех и других на уровне определения бытия как «вещи» принципиально противоположны), ведь бытие существует не только вне и независимо от сознания, но и в форме его образов, которые репрезентируют объективно существующее бытие.