Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 13:27, реферат
Проблема интуиции имеет богатейшее философское наследие. Без учета историко-философских традиций невозможно было бы осмыслить сложнейшую эволюцию взглядов на природу интуиции и создать научное представление о ней.
Введение……………………………………………………………………2
1. Историческая и логическая эволюция проблемы интуиции…………4
2 Характерные черты научной интуиции…………………………………6
3. Роль интуиции в научном творчестве………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………21
Традиционно инсайт, как результат интуиции рассматривается, как следствие некоторого скачка, разрыва в мышлении, когда человек обнаруживает результат, не вытекающий однозначно из посылок. При этом, как правило, поражает не сам факт скачка, а его величина, ибо небольшие скачки присущи практически каждому творческому процессу.
Наблюдательные люди отмечают у себя определенное состояние, предшествующее озарению, эмоциональное предчувствие приближения к чему-то значимому. Не исключено, что субъективное состояние неожиданности озарения объясняется тем, что результат получен в правом полушарии с его специфическими подсознательными механизмами и особой логикой. Тогда ощущаемый разрыв – это скачок не только между неосознаваемым и неосознаваемым результатом, но и между разными способами обработки информации. Существует свойство, непременно сопутствующее интуиции – эмоциональное возбуждение. Люди творческого труда знакомы с ощущением счастья и радости в момент озарения. Замечено, что когда после эмоциональных предвестников появляется новорожденная интуитивная идея, она воспринимается и переживается скорее чувственно и в образах, чем мысленно. Требуются значительные усилия, чтобы понять и интерпретировать ее словами. С позиций, развиваемых в этой книге, это происходит потому, что, решая, человек совершает необоснованный перенос принципов и методов решения – осознанных на неосознаваемые – он должен расшифровать и объяснить в осознаваемых понятиях результаты, полученные в ином языке, другой логике, особыми (правосторонними) операциями. Осмысление результата, поэтому, работа трудная, чему пример Гаусс, который жаловался: “Мои результаты я имею уже давно, я только не знаю, как я к ним приду”3.
Введем рабочее определение интуиции: интуиция – это получение результата путем, промежуточные этапы которого не осознаются.
Мы предполагаем, мыслительный процесс, приводящий к получению новой информации, об отношениях и связях объектов, в общем случае, когда решается достаточно сложная задача, требует участия обоих полушарий. Этот процесс может заключать в себе несколько последовательных этапов, в которых по очереди доминирует то одно, то другое полушарие. Если доминирует левое полушарие, то результаты, достигнутые к этому моменту, могут быть осознанны и оречевлены. Если доминирует левое, то мыслительный процесс развивается в подсознании, поэтому не осознаются и не оречевляются.
Большинство описаний интуитивных решений, подчеркивая их чувственную представленность, неосознанность и целостность, косвенно наталкивают на предположение, что направление скачка, приводящее к невозможности осознать промежуточные этапы решения, связано с переходом обработки информации из левого полушария в правое. Итак, чувственность, несомненность, неосознанность, эмоциональные компоненты интуиции – все это следствие одноразового перехода при осознании результата справа налево. Если стать на данную позицию, то интуитивное решение можно представить, как двухфазный процесс: сначала – некоторый неосознанный чувственный правополушарный процесс, затем – скачок и осознание в левом.
Однако на самом деле представляется, что процесс интуитивного решения может развиваться достаточно разнообразно – по пяти схемам.
Первая схема – постановка задачи осуществляется осознанно в левом полушарии. Если она не поддается решению в нем, эмоциональная неудовлетворенность результатом, как любая отрицательная эмоция, переводит доминирование в правое полушарие, где формируется решение. Подсознательное получение результата, сопровождаясь положительными эмоциями, переводит доминирование в левое полушарие.
В пользу
распространенности схемы 1 свидетельствуют
некоторые истории научных
Согласно схеме 2 задача возникает как образная, чувственная неудовлетворенность – зрительный конфликт, усмотрение некоего рассогласования. Возникающее при этом эмоциональное напряжение переводит доминирование в левое полушарие, где формируется решение, которое тут же осознается. То есть в данном случае в качестве первой фазы творческого выделяется наблюдение, обнаружение и т.п.
Важно учитывать не только в каком полушарии поставлена задача, но и в каком она решена. Поэтому третья схема предполагает возникновение задачи и ее решение справа и только осознание результатов слева.
По четвертой схеме постановка задачи, ее решение и осознание осуществляется в левом полушарии. Возникает законный вопрос: существуют ли открытия, развивающиеся целиком слева, и если да, то можно ли их назвать интуитивными. В соответствии с принятым определением ядро интуиции – неосознанность промежуточных результатов. Во время скачка (даже внутриполушарного) те логические операции, которые “перепрыгнуты”, не осознаются и развивающийся по этой схеме процесс может быть отнесен к интуитивному.
В обоснование схемы можно опираться и на результаты опросов, в соответствии с которыми только 33% ученых находят решение проблем в результате внезапных догадок, 50% испытывают “вспышки” озарения лишь изредка, 17% даже не знают что это такое.
Возможны скачки двух типов: озарение и прогноз. Озарение соответствует осознаванию в левом полушарии решения, полученного справа (схемы 1 и 3). Прогноз – осознанию конечного результата без реализации промежуточных этапов и осознаванию их получения – здесь обе фазы левосторонние.
Пятая
схема – это случай, когда оба
полушария работают вместе. Создается
впечатление, что такой режим
реализуется только при экстраординарных
условиях и на очень короткое время.
В пользу этого свидетельствуют
сведения об инсайте и пилотов в экстремальных
ситуациях, сведения об изменении восприятия
пространства и времени под влиянием наркотиков
и т.п. В ряду аргументов и то, что в младенчестве
режим одновременной работы полушарий
был основным, а согласно законам психики,
чем более сильным оказывается травмирующее
воздействие на нее, тем на более ранний
уровень своего функционирования она
переходит под его влиянием. Операции
обработки информации, присущие правому
и левому полушариям, не в равной степени
изучены психологией. Существенно полнее
исследованы левосторонние операции:
уточнение и формулирование задачи, постановка
вопросов, осознанный поиск в памяти подходящей
гипотезы, логические способы проверки
решения на доступность и непротиворечивость.
Вместе с тем известно, что иногда таким
путем задача не может быть решена. Что
тогда? Осуществляется скачок и вступают
в действие другие способы обработки информации
– правосторонние. Заметим, что об обработке
в правом полушарии известно мало, главным
образом потому, что соответствующие операции
не осознаются.
Роль интуиции в научном творчестве.
Творчество есть принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство. Творчество есть самореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности', а является ее естественным и необходимым дополнением. Рациональное - фундамент, условие для проявления творчества. Имеются разные уровни творчества. Новое для индивида не всегда является новым для общества. Высшее творчество в науке, производстве, культуре и политике определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости. Да и для отдельного человека поначалу творчески-уникальное, теряя новизну, превращается в привычно-стандартное. Это понимал Н. А. Бердяев, отметивший "трагическое несоответствие между творческим горением, в котором зарождается творческий замысел, интуиция, образ, и холодом законической реализации творчества", т. е. происходит потухание творческого огня в духовных творениях, социальном учреждении. В этом трагедия творчества и его граница, наличие восходящей и нисходящей линий в творческом прозрении. "Творчество носит напряженно-личный характер, и вместе с тем оно есть забвение личности... Творчество всегда есть самоопределение, выход из пределов своего замкнутого бытия". Принимая эти оригинальные суждения, мы не можем согласиться с таким: "Творчество есть... тайна явления нового, небывалого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося". Но ведь творчество имеет объектно-субъектную природу: мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, вследствие чего он, "включая" духовные потенции и "озарения", материализует их в своих действиях по изменению действительности. Положительная творческая деятельность субъективна по форме (осуществляется человеком) и объективна по содержанию (опирается на конструктивные процессы объективного мира). Если творчество выражается в приспособлении человека к меняющимся обстоятельствам бытия, то антипод творчества - догматизм - ориентирован на сохранение стабильности и в конечном счете ведет к деградации. (В определенных условиях стабильность, "здравый" консерватизм имеет позитивное значение.) Творчество нацелено на оригинальность, а догматизм - на размышления и действия по неизменным, готовым рецептам. Идея несовместимости творчества с рациональным познанием получила широкое распространение. Платон считал творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. Кант называл творчество отличительной чертой гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной, Фрейд, Юм и Кречмер, подчеркивая неповторимость и невоспроизводимость творчества, целиком относили его к сфере бессознательного. Возникновение догматизма исторически связано с религиозными представлениями, преувеличением роли верования. В философии догматизм - выражение метафизического мышления. Однако динамическая действительность может быть верно познана лишь с помощью изменяющихся представлений и понятий. "Наша теория - это теория развития, а не догма, которую надо выучить наизусть и механически повторять".
Важнейшим
из механизмов творчества является интуиция.
Демокрит и Платон рассматривали ее как
внутреннее зрение, особую высшую способность
ума. Л. Фейербах полагал, что интуиция
коренится не в усмотрении высших идей,
а в чувственности человека. В. С. Соловьев
указывал, что интуиция - непосредственное
усмотрение чего-либо в качестве истинного,
целесообразного, нравственно доброго
или прекрасного. В феноменологии Гуссерля
интуиция есть "сущностное видение"
(как и у Спинозы), непосредственное созерцание
общего, у Фрейда - это скрытый, бессознательный
первопринцип творчества. Интуиция достаточно
часто проявляется в науке, искусстве,
политике, шахматах и т. п. Известны многие
ученые, сделавшие открытия посредством
интуиции (Архимед, Ньютон, Броун, Ке-куле
и др.). В письме Марксу Энгельс 30 мая 1873
г. писал, что утром в постели ему пришли
диалектические мысли по поводу естественных
наук. Они легли, как потом оказалось, в
основу учения о формах движения материи.
На разработку данной идеи у Энгельса
ушло более 10 лет. Пуанкаре нашел важное
математическое доказательство во время
прогулки по берегу озера. Общими чертами
интуиции являются: непосредственность
(решение задачи без логического выведения);
неосознанность путей получения результата;
внезапность (озарение). Ф. Ж. Кюри отметил,
что часто открытие бывало делом случая.
Интуиция близка таким состояниям, как
вдохновение, духовное видение, откровение,
и имеет истоки в бессознательном слое
психики человека. Считается, что преобладание
правополушарного типа мышления у человека
является предпосылкой для развития творческой
интуиции. А. Бергсон, связывая интуицию
с инстинктом, полагал, что она присуща
художественной модели познания, тогда
как в науке господствуют интеллект, логика,
анализ. Однако и интуиция также опирается
на рефлексию. Накапливая в памяти образы
и абстракции, комбинируя и перерабатывая
их, включая волю, человек может прийти
к более-менее четкому осознанию задачи.
Необходимыми условиями формирования
интуитивного решения выступают: а) основательное
знание материала, фундаментальная профессиональная
подготовка авторов решения; б) наличие
поисковой ситуации (проблемности); в)
поисковая доминанта (на основе непрерывных
попыток решить проблему, задачу); г) подсказка
(аналогия). Редко бывает, считал Ч. Дарвин,
чтобы научное открытие оказалось чем-то
совершенно неожиданным, почти всегда
оно предчувствуется. Интуиция сопряжена
с возможностью ошибок. Поэтому необходимо
тщательно проверять интуитивные решения,
обращаясь к логике.
Если
говорить о месте интуиции в научном
творчестве, то здесь важно как
не переоценить, так и недооценить
ее важность. Согласно новейшим исследованиям
в области нейрофизиологических
основ функционирования мозга человека,
практически любая его мыслительная деятельность
сопряжена с работой как сознательных
(левополушарных), так и подсознательных
(правополушарных) психических процессов.
Таким образом, инсайт, как результат интуиции
рассматривается, как следствие некоторого
скачка, разрыва в мышлении. На самом деле
скачки присущи практически любой творческой
деятельности. Об интуиции же речь заходит
лишь тогда, когда происходит достаточно
внушительный скачок. Мы видим, что интуитивные
компоненты в большей или меньшей степени
присутствуют практически во всех видах
научного творчества. Поэтому, совершенно
очевидно, что если интуиция помогает
нам в получении нового знания, то, каким
бы таинственным и непостижимым не казался
этот механизм, им нужно пытаться управлять.
Для этого применимы, например, достижения
современной психологии - работа над преодолением
подсознательных барьеров и стереотипов.
Причем лучше не “переделывать” человека,
а обращать внимание на эти вопросы на
самых ранних этапах воспитания творческой
личности. Интересны также методы управления
процессом познания, культивируемые на
Востоке (медитация, йога и т.п.). Однако,
представляется несколько сомнительным
применения этих методов именно в научном
познании. Необходимо также отметить опасности,
которые таят в себе чрезмерное увлечение
интуицией в творчестве и попытки инициировать
ее. Нужно ясно себе представлять, что
эффективны и безопасны только косвенные
и слабые методы воздействия на психику
и мозг. Попытки более решительного вмешательства
в эту область, например, с помощью наркотиков,
или малоэффективны, или, что самое главное,
небезопасны. В этом смысле ученые
находятся в более выгодном положении
нежели люди других творческих профессий.
Ученые, каким бы самым необъяснимым путем
было получено новое знание, ищут, во-первых,
логические доказательства полученному,
и, во-вторых, подтверждения их в реальном
объективном мире. Человек же, занимающийся
художественным творчеством, и слишком
уповающий на различного рода интуитивные
способы получения нового, рискует потерять
связь с действительностью и даже “сойти
с ума”. Однако интуиция в научном познании
занимает менее важное место, чем, например,
в художественном творчестве. Основная
причина состоит в том, что наука - достояние
всего человечества, тогда как поэт или
художник может творить в своем замкнутом
мире. Любой ученый на начальном этапе
своего научного становления пользуется
трудами других ученых, выраженных в логически
выстроенных теориях и составляющих науку
“сегодняшнего дня”. Именно для научного
творчества следует лишний раз подчеркнуть
важность предварительного накопления
опыта и знаний до интуитивного озарения
и необходимость логического оформления
результатов после него.