Художественная, политическая, социальная мифология в XX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:58, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение мифа в современной культуре.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1.рассмотреть формы мифа;
2.изучить особенности мифологического сознания;
3.рассмотреть путь от мифологического сознания к научному;
4.рассмотреть роль мифов в современной культуре;
5.рассмотреть художественную, политическую и социальную мифологию в XX веке.

Содержание работы

Введение
1.Формы мифа
2.Особенности мифологического сознания
3.От мифологического сознания к научному
4.Роль мифов в современной культуре
5. Художественная, политическая, социальная мифология в XX веке
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 40.12 Кб (Скачать файл)

     На  основе всего вышесказанного, выделим  ключевые особенности мифологического  сознания:

  • В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое.
  • В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.
  • Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.
  • Миф живет в своем, особенном времени - времени "первоначало", "первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.
  • Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

     3.От  мифологического сознаний к научному.

 

     Исходной  для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Мифология — способ понимания  и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях  общественного развития. Мифологическому  сознанию архаического общества свойственны  нерасчлененность мышления и эмоционально-аффективное  восприятие среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни — дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д.

     Традиционный  миф — не идеальное понятие, не идея, это сама жизнь. Для мифического  субъекта это есть подлинная жизнь  со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаяниями, со всей ее реальной повседневностью и личной заинтересованностью. Миф всегда чрезвычайно  практичен, насущен, эмоционален, аффективен, жизнен. И даже такое наивное (с позиций нашего времени) восприятие мира, выраженное в сказаниях, эмоциях, образах, метафорах, формировало мироощущение человека. Оно характеризовалось не только наивностью, но и антропоморфизмом — уподоблением природных явлений человеку, гилозоизмом — оживлением всего, анимизмом — одушевлением неживого и другими специфическими характеристиками. Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом1

     По  мере совершенствования понятийного  мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой — на вере в сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются и обретают статус самостоятельных две системы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии. А та часть, — которая обращалась к проблемам постижения действительности через веру, стала основой для теологии как учения о религии. В этом качестве философия выступает как способ решения мировоззренческих проблем при помощи разума, рационального мышления, интеллекта. Однако генетическая связь мифологии, религии и философии продолжается и в функциональной связи этих систем знаний. Все они выступают как способы освоения мира как целостности, рассматривают наиболее общие проблемы происхождения и устройства мира, взаимоотношений мира и человека, роли человека и смысла его жизни, т.е. являются средствами формирования и одновременно формами мировоззрения. Нельзя исключить и будущего их синкретизма. 

В настоящее  время на смену пришла научная  картина мира. Научная картина мира это – множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих

принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.

4.Роль  мифов в современной  культуре.

Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека, они в своеобразной, очень  конкретной форме устанавливали  связь между прошлым, настоящим  и будущем человечества, они являлись каналом, по которым одно поколение  передавало другому накопленный  опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

В настоящее  время мы тоже можем встретить  примеры так называемых мифов.

Одна  из основных тенденций развития культуры XX века – активное обращение к  различным формам мифомышления и мифотворчества. Представления об особой роли, которую в становлении художественной литературы играют мифология и фольклор, складываются в российской науке еще в XIX веке (работы А.Н.Веселовского – крупнейшего представителя «этнографической школы» в отечественной науке и др.); затем продолжаются в XX веке («Диалектика мифа» А.Ф.Лосева, «Русская литература и фольклор» А.Д. Соймонова, В.Э. Вацуро, «Миф – имя - культура» Ю.М. Лотмана, исследования Е.М.Мелетинского, работы М.Н.Эпштейна и др.). Политическая мифология не отражает реальность и не стремится ее объяснить; она призвана управлять коллективным сознанием и поведением человеческих масс.

Политическая  мифология должна быть проста и понятна, она оперирует не отвлеченными представлениями, а доходчивыми, визуально представимыми  образами ("враг", "товарищ" и  др.). Вообще она апеллирует не столько  к разуму человека, сколько к его  чувствам и эмоциям, к его личному  психологическому опыту (не случайно так  значимы в политической мифологии  образы отца, матери, брата, сына). Она  мало проницаема для опыта и для  критики извне. Напротив, именно стойкая  убежденность, готовность умереть за свои идеалы считаются наивысшим  подвигом и достоинством. Политика связана с участием в мифологических схватках, которые организуют погруженные  в мифологические пространства люди. Их суть - в борьбе за сохранение своего мифа и разрушение мифа конкурирующего. “Свой” миф должен превратиться в доминирующий, “чужой” - разоблачен как лживый и вредный или обусловленный существующими социальными язвами. Следовательно, наиболее эффективная стратегия против “чужого” мифа - его «десакрализация, обнаружение эгоистических интересов, скрываемых под мишурой фальшивых идеалов» . За оппонентом не должно стоять ничего святого (мистического, таинственного), поскольку его миф – либо злостная выдумка, либо заблуждение, козни лукавого. 

Формирование  социальной мифологии связано с  техногенным развитием ХХ в., не только радикально изменившего соотношение  возможного и невозможного, но и  сделавшего вполне реальным то, для  чего ранее требовалось вмешательство  сверхъестественных сил (например, полеты по воздуху или изрыгание огня). Благодаря кинематографу появилась возможность не только представить себе умственно, но и реально увидеть, а увидев, прочувствовать, как выглядит душа человека после смерти, как прилетают космические пришельцы и вступают в контакт с землянами, как монстры и вурдалаки разрывают людей, или пьют из них кровь и т.д. Для сотен миллионов людей искусственный мир кинематографа стал не менее реальным, чем мир, окружающий их в повседневной жизни.  

Такие категории мифологического мышления, как сверхъестественное и чудо, своеобразно  актуализировались в ХХ в. Благодаря техническим достижениям многое из того, что еще 150 лет назад казалось чистой фантастикой, стало повседневной реальностью. Например, телевизор или видеомагнитофон - это своеобразные модификации сказочного волшебного зеркальца, самолет как бы воплотил в жизнь мечту о ковре-самолете и т.д.

В фольклоре  многих народов существовало представление  о том, что в мифические времена  люди обладали чудесными способностями: они умели летать, знали секреты  вечной молодости и т.д., а потом  лишились этих способностей, так как  утратили магические приемы. Можно  сказать, что научно-техническая  революция вернула человека в  мифические времена, и он снова может  летать, мгновенно передавать сообщения  на гигантские расстояния и т.д. 

Технические достижения многократно увеличили  возможности человека, но не сделали  его умнее. Напротив, они создали  предпосылки для еще более  изощренного подавления личности и  оболванивания человеческой массы. Техногенные катастрофы, войны с  применением новейших средств уничтожения  противника, стихийные бедствия (в  частности, и те, которые связаны  с деятельностью человека), - все  это способствует росту эсхатологических настроений. Эти настроения подогреваются  слухами о том, что люди погибнут то ли от СПИДа, то ли от озоновой дыры, то ли от потопа, вызванного потеплением климата.  

В настоящее  время все еще сохранились  мифологические корни нашего сознания. В школе их изучают на литературе и истории. При объяснении многих вещей опираются на мифологию. Создаются и новые мифы, связанные с появлением новой, научной картиной мира. 

5. Художественная, политическая, социальная мифология  в XX веке. 

          В связи с тем, что в современном  литературоведении отсутствует  термин «мифологические элементы»,  целесообразно дать определение  этому понятию. Для этого необходимо  обратиться к трудам по мифологии,  в которых представлены мнения  о сущности мифа, его свойствах,  функциях.

Гораздо проще было бы определить мифологические элементы, как составные части  того или иного мифа (сюжеты, герои, образы живой и неживой природы  и пр.), но, давая такое определение, следует учитывать и подсознательное  обращение авторов произведений к архетипическим конструкциям (как замечает В.Н.Топоров, «некоторые черты в творчестве больших писателей можно было бы понять как порой бессознательное обращение к элементарным семантическим противопоставлениям, хорошо известным в мифологии», Б.Гройс говорит об «архаике, относительно которой можно сказать, что она также находится в начале времен, как и в глубине человеческой психики в качестве ее бессознательного начала»).

Итак, чем  же является миф, а вслед за ним - что можно назвать мифологическими  элементами?

Мифология как наука о мифах имеет  богатую и продолжительную историю. Первые попытки переосмысления мифологического  материала были предприняты еще  в античности. Изучением мифов  в разные периоды времени занимались: Эвгемер, Вико, Шеллинг, Мюллер, Афанасьев, Потебня, Фрейзер, Леви-Строс, Малиновский, Леви-Брюль, Кассирер, Фрейд, Юнг, Лосев, Топоров, Мелетинский, Фрейденберг, Элиаде и многие другие. Но до настоящего времени так и не оформилось единого общепринятого мнения о мифе. Безусловно, в трудах исследователей существуют и точки соприкосновения. Отталкиваясь именно от этих точек, нам представляется возможным выделить основные свойства и признаки мифа.

Представители различных научных школ акцентируют  внимание на разных сторонах мифа. Так  Рэглан (Кембриджская ритуальная школа) определяет мифы как ритуальные тексты, Кассирер (представитель символической теории) говорит о их символичности, Лосев (теория мифопоэтизма) - на совпадение в мифе общей идеи и чувственного образа, Афанасьев называет миф древнейшей поэзией. Различные словари по-разному представляют понятие «миф».  

Мифы - создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые  мыслятся реальными. В этом определении, пожалуй, и присутствуют те общие основные положения, по которым сходится большинство исследователей. Но, без сомнения, это определение не исчерпывает все характеристики мифа.

В статье А.В.Гулыги перечислены так называемые «признаки мифа»:

1.  Слияние реального и идеального (мысли и действия).

2.  Бессознательный уровень мышления (овладевая смыслом мифа, мы разрушаем сам миф).

3.  Синкретизм отражения (сюда входят: неразделенность субъекта и объекта, отсутствие различий между естественным и сверхъестественным).

Фрейденберг отмечает сущностные характеристики мифа, давая ему определение в своей книге «Миф и литература древности»: «Образное представление в форме нескольких метафор, где нет нашей логической, формально-логической каузальности и где вещь, пространство, время поняты нерасчлененно и конкретно, где человек и мир субъектно - объектно едины, - эту особую конструктивную систему образных представлений, когда она выражена словами, мы называем мифом».  Исходя из данного определения, становится понятным, что основные характеристики мифа вытекают из особенностей мифологического мышления.

Следуя  трудам А.Ф.Лосева, В.А.Марков утверждает, что в мифологическом мышлении не различаются: объект и субъект, вещь и ее свойства, имя и предмет, слово  и действие, социум и космос, человек  и вселенная, естественное и сверхъестественное. В своих трудах разные исследователи  отмечают следующие характеристики мифа: сакрализация мифического «времени первотворения», в котором кроется причина установившегося миропорядка (Элиаде); нерасчлененность образа и значения (Потебня); всеобщее одушевление и персонализация (Лосев); тесная связь с ритуалом; циклическая модель времени; метафорическая природа; символическое значение (Мелетинский).

Информация о работе Художественная, политическая, социальная мифология в XX веке