Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 11:10, контрольная работа
Всеединство – это единство творца и творения. Бог по Соловьеву - «космический разум», «особая организующая сила, действующая в мире». Окружающий мир по Соловьеву не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного художника. Божественный ум, органическая сила по Соловьеву распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Личность и особенности творчества Владимира Соловьева . . . . . . . . . . . .4
Глава 2.Учение о всеединстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
2.1. Принцип всеединства в теории познания — гносеологии . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.2. Учение о «Вселенской теократии» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 3. «Русская идея» В.С. Соловьев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
3.1. Место и значение Владимира Соловьева в истории русской мысли . . . . . . . .12
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Особый смысл принцип всеединства приобретает для Соловьева при рассмотрении духовной жизни. Философия Соловьева — это искание единства духовной жизни. В ней ярко выражено стремление найти способ избегнуть всякой односторонности, всякой ограниченности. Это «искание всеединства», синтеза религии, философии и науки, веры, мысли и опыта, которое должно ответить на вопрос: «какая цель человеческого существования вообще, для чего, наконец, существует человечество?» Окончательная цель человечества, по В. Соловьеву, как раз и состоит «в образовании всецелой жизненной организации».
Поскольку всеединство есть то, к чему стремится жизнь духа, постольку оно находит свое выражение в процессе познания. Таким образом, принцип всеединства применяется Соловьевым и в теории познания — гносеологии.
Вл. Соловьев различает три способа познания: эмпирический, рациональный и мистический. Эмпирическое познание — это познание опытное. В нем главную роль играют органы чувств. Рациональное познание осуществляется разумом. Наконец, мистическое познание — это внутреннее познание, осуществляемое с помощью веры. Под термином «вера» Вл. Соловьев понимает не только лишь субъективное убеждение, а интуицию, или непосредственное познание, т.е. познание, не требующее логических шагов. Истина всеединства в том смысле, что она есть результат совместного действия органов чувств, разума и интуиции. Истина рациональна по своей форме, но одновременно она не мертва, не является сухой и застывшей — какой бы она была, если бы целиком сводилась к рациональности. Жизненность ей придают чувственный опыт и интуиция. Заблуждение возникает вследствие разрывов между эмпирическим, рациональным и мистическим (интуитивным) познанием или вследствие абсолютизации одного из них. Другой причиной заблуждений является придание абсолютного значения тому, что по своей сути. Принцип всеединства применительно к познанию тем самым означает постоянное обобщение, поиск все более общих теорий, способных включить в себя ранее известные.
Всеединство
является также принципом отношения
трех ценностей, фундаментальных для всякой
классической философской системы, —
истины, блага и красоты. Их соединяет
понятие любви.
2.2.
Учение о «Вселенской
теократии».
Принцип
всеединства находит свое продолжение
в учении Соловьева о вселенской теократии.
Теократия (буквально «боговластие»),
по замыслу философа, должна объединить
все христианские народы, прежде всего,
в единство духовное. Предполагалось,
что во главе нового духовного объединения
станет Папа Римский. Папа стал бы главой
духовной власти всех христиан. Светскую
власть объединенных народов возглавил
бы российский император. Наконец, еще
одна «ветвь власти» должна была принадлежать
пророкам — людям, которые в силу своих
интеллектуальных и нравственных качеств
пользуются особым уважением и авторитетом.
Их миссия «теоретическая» и «пропагандистская».
Вселенская теократия призвана противостоять
опасности нигилизма и грубого материализма.
Глава 3. «Русская идея» В.С. Соловьев.
Соловьеву
принадлежит заслуга в
В.С. Соловьев считал, что каждая нация, объединенная в соответствующее государственное единство, призвана выполнять в составе человечества определенную миссию, или роль. Под нацией он понимал не этнос, а совокупность народов, объединенных в одном государстве. Миссия, или роль, нации в составе мирового целого есть ее национальная клея. Каждая нация должна обрести свою идею, в противном случае существование нации не оправдано. Национальная идея — это определенное задание, данное Богом; это долг народа, объединенного в государстве, перед Богом. Одновременно это вклад, который нация призвана внести в копилку общечеловеческих достижений. Национальная миссия тем более высока и значительна, чем более она способствует достижению всечеловеческого единства на христианских основаниях.
Таким образом, «русская идея» в понимании В.С. Соловьева — это миссия России в составе мирового сообщества. Она выступает долгом или моральным обязательством, а не вытекает непосредственно из материальных условий существования России. Анализ исторического пути России позволит определить те моменты истории, в которые она вносила наибольший вклад в развитие христианской цивилизации. Именно эти моменты дадут возможность определить миссию России в будущем: «Что Россия должна сделать во имя христианского начала и во благо христианского мира».
В чем же состоит, по В.С. Соловьеву, «русская идея», или историческая миссия России? Конечно, она должна быть связана с задачей усиления роли христианства и христианских ценностей. В.С. Соловьев полагает, что следует использовать мощь российского государства не для узконациональных целей, а во благо христианского человечества. Россия как крупнейшее государство должна стать инициатором и главной опорой духовного объединения христианских стран. В этом и состоит «русская идея»: «Христианская Россия... должна подчинить власть государства... авторитету Вселенской Церкви и отвести подобающее место общественной свободе... Русская империя, отъединенная в своем абсолютизме, есть лишь угроза борьбы и бесконечных войн. Русская империя, пожелавшая служить Вселенской церкви и делу общественной организации... внесет в семейство народов мир и благословение».
«Русская
идея» мыслится Соловьевым в контексте
его учения о Вселенской теократии
и всеединстве. Поэтому «русская идея
требует от нас обращения всех наших национальных
дарований, всей мощи нашей империи на
окончательное осуществление социальной
троицы, где каждое из трех главных органических
единств — церковь, государство и общество»,
будет находиться «в безусловной внутренней
связи» с двумя другими. Церковь (первое
лицо социальной троицы) олицетворяет
собой начало единства и солидарности.
Она является также носителем традиции
или предания. Государство, или светская
власть (второе лицо социальной троицы),
должно стать могучим орудием «истинной
социальной организации». Для этого государству
следует перестать быть защитником эгоистических
национальных интересов. Государство
не должно быть целью само по себе. Оно
должно быть средством, прежде всего законодательно
регулировать частную инициативу лиц
организаций. Наконец, общество, или общественность
(третье лицо социальной троицы), есть
свободная и совершенная организация,
выражающая самодеятельность и самоорганизацию
свободных граждан. Общественность направляется
деятельностью пророков. Три лица социальной
троицы должны быть «безусловно, солидарны
между собой», поскольку являются органами
единого организма, выполняющими жизненно
важные функции общественного целого.
3.1. Место и значение Владимира Соловьева в истории русской мысли.
Величие творчества и личности Соловьева было очевидно многим его современникам и непосредственным преемникам, на которых мыслитель оказал значительное влияние.
Место и значение творчества В.С. Соловьева в истории русской мысли определяются тем, что он явился завершителем и систематизатором русской философской классики. Его система — вершина русской классической философии. Без творчества В.С. Соловьева едва ли мы вообще имели бы возможность говорить о русской классической философии как о реальном факте культуры. Реализуя принцип всеединства, он стремился к максимальному теоретическому обобщению опыта предшествующего философского и культурного развития. В его философии нашли отражение в переосмысленном виде идеи едва ли не всех выдающихся западноевропейских и русских мыслителей.
Общим для В.С. Соловьева и западноевропейской философской классики явилась и постановка в центр философствования вопроса об идеале. Классическую философскую мысль интересует не столько вопрос «что есть», сколько «что должно быть». Идеал определяется христианским мировоззрением, поэтому вполне очевиден и не требует особых усилий, чтобы быть понятым. Это гармония души и тела, братство и солидарность людей, любовь, сострадание и милосердие, стыд, совесть, благоговение перед высшим и другие ценности христианского мировоззрения. Но почему наблюдаемая действительность столь далеко отстоит от идеала?
Уверенность
в конечном торжестве идеала над
уродствами и безобразиями видимого
мира лежит в основе ощущения прочности
бытия, его незыблемости перед лицом возможных
катастроф и потрясений. Ничто не может
нарушить поступательного движения мира
в целом, а, следовательно, общественного
развития, истории человечества. Историческая
закономерность пробьет себе дорогу. Поэтому
катастрофы и неурядицы носят временный,
преходящий характер. В этом же русле развивается
основная тенденция философского творчества
В.С. Соловьева.
Заключение.
Философия
«всеединства» Владимира
Одна из таких проблем касалась возможностей сугубо философскими средствами адекватно постигнуть сущность бытия, его глубинную природу, закономерности и движущие силы развития. Укажем, что эта проблема имеет реальные основания, она объективно возникает перед мыслителями независимо от того, к какому философскому направлению они принадлежат. Однако в границах религиозной философии представленная проблема приобретает в особенности острые формы, поскольку в этом случае рассматривают веру как более важный источник и средство постижения действительности, нежели ум. Учитывая это и возникает вопрос о размежевании функций веры и ума, который уже содержит в себе, так или иначе, тенденцию к ограничению “сферы компетенции” ума.
Для
собственно же философии всеединства
В. Соловьёва характерны, на мой взгляд,
по меньшей мере, три момента: 1) «всеединство»,
действительно, исходная интуиция, руководящая
и всеобъемлющая идея его философии; 2)
концепция всеединства у В. Соловьёва,
сравнительно с другими мыслителями, изложена
значительно более систематично и всесторонне,
что и позволило С.Н. Булгакову назвать
его систему «самым полнозвучным аккордом,
какой только когда-либо раздавался в
истории философии»; 3) системообразующим
началом философии Вл. Соловьёва является
«этика всеединства». Именно «оправдание
добра» как рефлексия мироотношения, осуществляемая
посредством жизнеощущения и миропонимания,
составляет главную задачу и смысл системы
В. Соловьёва.
Список
литературы.
1.Гайденко П.П. Вл. Соловьев и философия Серебряного века / МГУ, Ин-т мировой культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006.
2.Евлампиев И.И. История русской метафизики в 19-20 вв. Русская философия в поисках абсолюта. // СПб.: Алетейя, 2007.
3.Моисеев В.И. Логика всеединства. // М.: Per Se, 2007.
4.Рудницкая Е.Л. У истоков либеральной философско-идеалистической мысли. Владимир Соловьев // Вопросы истории. 2006.
5.Россия и Вселенская церковь: В.С. Соловьев и проблема религиозного и культурного единения человечества / под редакцией В.Паруса. // М.: Библейско-Богослов. ин-т св. Апостола Андрея, 2006.
6.Соловьев В.С.: личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей: антология. // СПб.: Изд-во Русс. христиан. гуманитар. Ин-та, 2008.
7.Философия.
Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной,
М., 2007;