Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 11:16, контрольная работа
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) по праву считается родоначальником философии Нового времени. Происходил из дворянской семьи, которая в английской политической жизни занимала видное место (его отец был лордом-хранителем печати). Закончил Кембриджский университет. Процесс обучения, отмеченный схоластическим подходом, сводившимся к чтению и анализу по преимуществу авторитетов прошлого, не удовлетворял Бэкона.
Введение
1. Ф. Бэкон - основатель опытной науки и философии Нового времени
2. Бэкон о природе человеческих заблуждений
3. Учение о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода
4.Социальная утопия Бэкона
Заключение
Литература
Идол
рода - самый неустранимый по Бэкону.
Едва ли можно освободиться от своей
природы и не присовокуплять свою природу
к представлениям. Путь к преодолению
идолов рода заключается в осознании этого
естественного свойства человеческого
разума и последовательном проведении
правил новой индукции в процессе познания
( это необходимое, безусловно, основное
и самое надежное средство для преодоления
и других идолов).
Идол
пещеры
Если
идолы рода происходят от естественных
недостатков человеческого
"Идолы
пещеры - это идолы человека как
индивида. Ибо каждый индивид
кроме ошибок, порожденных природой
человека как вида) имеет свою
индивидуальную пещеру или
Так же
и потому, что каждый читал лишь
определенные книги, почитал и обожал
разные авторитеты, наконец, потому, что
его впечатления были отличны от других,
согласно тому, какие души они имели - предвзятые
и полные предрассудков либо души спокойные
и уравновешенные, а также по другим причинам
такого же рода. Так же и собственно человеческий
дух (так как он содержится в отдельных
людях) является весьма переменчивым,
запутанным, как бы случайным". Человеческий
ум - ум существа, принадлежащего к роду
человеческому; но одновременно обладающего
индивидуальными особенностями: тела,
характера, воспитания, интереса. Каждый
человек смотрит на мир как бы из собственной
пещеры. «Незаметно страсти пятнают и
портят разум». Избавиться от этого «идола»
легче, чем от первого - коллективный опыт
нивелирует индивидуальные отклонения.
Идол
рынка
Его опасность кроется в опоре на коллективный опыт. Идол - продукт общения людей, главным образом, речевого. "Существуют, однако, такие идолы, которые возникают путем взаимного общения. Их мы называем идолами рынка потому, что возникли они путем взаимной договоренности в обществе. Люди договариваются при помощи речи; слова определяются общим пониманием. Плохой и неправильный выбор слов значительно мешает и разуму. Эти помехи не могут исправить ни определения, ни объяснения.
Слова просто насилуют разум и все приводят в смятение, а людей ведут к бесчисленным излишним спорам и идеям Люди полагают, что их разум повелевает словами. Но они непроизвольно проникают в сознание ".
Вредно неверное словоупотребление. Принимая слова за вещи, люди ошибаются. Здесь его критика направлена против схоластов. Преодолеть идол можно, осознавая, что слова - это знаки вещей. Осознавая, что существуют единичные вещи - то есть нужно встать на позицию номинализма. Слова не репрезентируют реальность, а лишь обобщающую деятельность ума.
Бэкон
уделяет большее внимание, но не
находит (кроме последовательного
выполнения правил новой индукции)
эффективного способа их преодоления.
Поэтому он определяет идолы рынка
как наиболее вредные.
Идол
театра
Продукт коллективного опыта. Если человек имеет слепую веру в авторитеты, особенно в древние. Чем древнее, тем большую иллюзию авторитет вызывает. Как актеры на сцене в свете рампы, древние мыслители находятся в ореоле своей славы. Это результат «аберрации зрения». А они такие же люди, как и читатели. Надо понимать, что чем древнее - тем наивнее мыслитель, ибо он меньше знал.
"Это
идолы, которые переселились в
человеческие мысли из
3. Учение
о методе эмпиризма и основные
правила индуктивного метода
Творчество Бэкона характеризуется определенным подходом к методу человеческого познания и мышления. Исходным моментом любой познавательной деятельности являются для него, прежде всего чувства.
Поэтому его часто называют основателем "эмпиризма" - направления, которое строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте. Бэкон сам говорит по этому поводу: "Я не переоцениваю слишком непосредственное и собственно чувственное восприятие, но поступаю так, что чувства оценивают только эксперимент, а эксперимент сам говорит о вещах, ведь тонкость опыта далеко превосходит тонкость самих чувств, пожалуй и вооруженных исключительными приборами".
Поэтому точнее будет определить философию Бэкона (а не только теорию познания) как эмпирическую. Эмпирия - опыт, опирающийся на эксперимент (а не изолированное чувственное восприятие),- является для него исходным пунктом нового научного метода, который он характеризует как "науку о лучшем и более совершенном употреблении разума при исследовании вещей и об истинных пособиях разума, который их познает для того, чтобы познающий разум возвысился (насколько это позволяют человеку существующие условия и его смертность) и чтобы ему хватило способности преодолеть то, что в природе является тяжело доступным и темным".
Главная заслуга Фрэнсиса Бэкона - разработка методологии, то есть учения о методе. Он разработал новый метод, противопоставляя его схоластике, которую он отвергает в силу ее бесплодности: силлогистическое утверждение не добавляет ничего нового к тому, что уже было выражено в посылках. Так нового знания не получишь. А сами посылки - результат поспешных обобщений, хотя и не все.
Метод Бэкона - эмпирико-индуктивный метод получения истинных обобщений из опыта.
По Бэкону, объект познания - природа; задача познавания - получение истинного знания; цель знания - господство над природой; метод - средство решения познавательных задач. Исходный пункт метода - опыт. Но он не должен быть слепым. Не нужно груды опытов и знаний. Другая крайность - «паутина схоласта», выплетаемая им из себя самого. Опыт должен быть дополнен рациональной организацией. Исследователь должен быть похож на пчелу, собирающую нектар и перерабатывающую его в мед. То есть рационально осмыслить и переработать опытные знания.
Основным рабочим методом своей логики Бэкон считает индукцию. В этом он видит гарантию от недостатков не только в логике, но и во всем познании вообще.
Характеризует он ее так: "Под индукцией я понимаю форму доказательства, которая присматривается к чувствам, стремится постичь естественный характер вещей, стремится к делам и почти с ними сливается". Индукция является истинным методом рационального осмысления - от частного к общему, непрерывное, без скачков тщательное обобщение.
Он отвергает ту индукцию, которая, как он говорит, осуществляется простым перечислением. Такая индукция "ведет к неопределенному заключению, она подвержена опасностям, которые ей угрожают со стороны противоположных случаев, если она обращает внимание лишь на то, что ей привычно, и не приходит ни к какому выводу".
Поэтому он подчеркивает необходимость переработки или, точнее говоря, разработки индуктивного метода: "Наукам нужны, однако, такие формы индукции, которые проведут анализ опыта и отличат друг от друга отдельные элементы и только потом, когда ответственно исключат и отвергнут, придут к убедительному выводу".
При Бэконе понятие индукции сводилось к полной и неполной (то есть неполный охват опытных данных). Бэкон не приемлет распространение индукции через перечисление, так как учитывается лишь то, что подтверждает факт. Новое, что внес Бэкон - необходимо учитывать "отрицательные инстанции" (по Бэкону), то есть факты, опровергающие наши обобщения, фальсифицирующие наши индуктивные обобщения. Лишь тогда имеет место истинная индукция.
Надо искать случаи, которые изобличают обобщение как поспешное. Что для этого надо предпринять? Надо относиться к опытному знанию не так, как к результату пассивного знания, но надо активно вмешиваться в изучаемый процесс, создавать искусственные условия, которые определят, какие обстоятельства ответственны за результат. Другими словами, нужен эксперимент, а не только наблюдение. "Если природа запирается и не выдает своих тайн, ее надо пытать".
Во-вторых, условием истинной индукции является анализ. То есть "анатомирование" природы с целью раскрытия ее законов. С аналитической ориентацией мы уже сталкивались у Галилея. Но Бэкон идет не так далеко, как Галилей. У Галилея анализ доведен до редукции к, всего лишь, 4-м механическим свойствам. А Бэкон редуцирует не к количественным, а к качественным знаниям. По Бэкону, сочетание простых форм составляет глубинную сущность природных вещей. Тот, кто постиг ее, обладает естественной магией. Он соотносит знание простых форм со знанием алфавита. Его качественный редукционизм имеет Аристотелевские корни, но не дотягивает до механистического редукционизма Галилея. Позиция качественной редукции сближает его с натурфилософами. Но в области метода Бэкон - родоначальник философии нового времени.
Анализ
по Бэкону - лишь начальный этап индукции.
На основе анализа надо делать обобщения,
ведущие к познанию причин. Результаты
надо организовывать в таблицы:
1. Таблица
положительных инстанций.
2. Таблица
отрицательных инстанций,
Она содержит
"обзор случаев, в которых данное естественное
свойство не присутствует потому, что
форма не может быть там, где нет естественного
свойства".
3. Таблица
сравнения степеней проявления.
Ее задача - "дать разуму обзор
случаев, в которых
Сравнение
данных в этих трех таблицах, согласно
Бэкону, может привести к определенным
знаниям, в частности описательные
случаи могут подтверждать или опровергать
гипотезы, касающиеся исследуемого свойства.
Эти случаи
включены в таблицу прерогативных
инстанций, которые выступают основой
для собственно индукции.
4. Таблица
прерогативных инстанций - таблица
привилегированных случаев.
Бэкон
свой метод иллюстрировал на изучении
свойств тепла. Эта иллюстрация
показывает и недостатки его метода.
Недостатки
методологических подходов Бэкона были
обусловлены его общей
Таким образом, мы с уверенностью можем назвать Фрэнсиса Бэкона одним из родоначальником современной экспериментирующей науки.
Но
еще важнее, пожалуй, то, что пионер
естественно научной