Ф. Вольтер: история жизни и творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 10:40, реферат

Описание работы

В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой просвещения. Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью.

Содержание работы

Введение
1. Ф. Вольтер - история жизни
2. Ф. Вольтер - французский философ, писатель, историк.
3. Проблематика философии Просвещения в воззрениях Ф. Вольтера и
Ж.-Ж. Руссо
4. Французский материализм: учение о природе, теория познания и
атеистические взгляды
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Вольтер. История жизни и творчества.docx

— 61.64 Кб (Скачать файл)

Ф. Вольтер: история жизни и творчества

    Введение

1. Ф. Вольтер - история жизни

2. Ф. Вольтер - французский философ, писатель, историк.

3. Проблематика философии Просвещения в воззрениях Ф. Вольтера и        

   Ж.-Ж. Руссо

4. Французский материализм: учение о природе, теория познания и

    атеистические взгляды

    Заключение

    Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение

    В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой просвещения. Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью.

    В социально-классовом отношении французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой Французской революции. Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе “третьего сословия” возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютического строя.

     Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и      Ш. Монтескье. К первому поколению просветителей относится также Мелье. Их произведения способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей, творчество которых начало развертываться с середины сороковых годов. Виднейшие представители этого поколения - Ш. Ламетри, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо,  И. Гельвеций,       П. Гольбах. Просветительские идеи, распространяемые собственно философскими произведениями, но также через художественную литературу и театр (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо - были крупнейшими писателями) пронизали духовную культуру Франции, стали широким общественным достоянием.

       Философским основанием французского Просвещения было материалистическое понимание природы и места человека в ней, противопоставление теологии и идеалистической “метафизике”.     

     Философская мысль Просвещения находилась, в постоянном движении, в поиске, в открытии и опробовании новых идей.

   В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления: 1. деистическое; 2. атеистическо-материалистическое;

3.утопическо-социалистическое (коммунистическое).

Деистическое направление  и его представители.

Деизм – направление в философии, сторонники которого:

- отвергали идею личного Бога;

- не соглашались с отождествлением Бога и Природы (паитеизмом);

- видели в Боге первоначально, причину всего сущего (но не более);

- отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, его какое-либо влияние на ход истории.

 К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо.

    Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-метериалистическое. Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

      Представителями атеистическо-материалистической философии были, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

     Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формирования еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 – 1794  гг. и после ее завершения.

К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

     Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости

 

 

 

  1. Ф. Вольтер - история жизни

      ВОЛЬТЕР (Voltaire), настоящее имя - Франсуа Мари Аруэ (Arouet)         (1694-1778)  Родился Франсуа-Мари 21 ноября 1694 года в Париже.

     Франсуа-Мари Аруэ, был сыном мелкого правительственного чиновника. Он не был особенно желанным ребенком в семье и в юности часто утверждал, что настоящим его отцом был аббат Шатонеф, поскольку именно он дал ему возможность получить прекрасное образование в школе, которой управляли иезуиты. Писательский талант проявился в нем довольно рано. Когда ему было чуть больше 20 лет, Франсуа-Мари Аруэ выбрал себе литературный псевдоним и стал Вольтером. Уже в ранней молодости Вольтер добился необычайной популярности в парижском обществе. Его ум и талант поражали собеседников; он также был необычайно остроумен. Широко цитировались его ядовитые эпиграммы, его пьесы подолгу шли в театрах с аншлагами, а его книги быстро раскупались. Вольтер был снисходительным и терпеливым человеком. Он часто прощал нанесенные ему обиды и забывал о долгах своих друзей и знакомых. Вместе с тем, он крайне редко прощал интеллектуальные оскорбления и был просто не в состоянии сдержать свою непочтительность к кому бы то ни было, если он такую непочтительность к человеку испытывал. Вольтер был человеком необычайно передовых взглядов. Он отстаивал, например, такие революционные для своего времени идеи, как проведение массовых прививок у населения для борьбы с болезнями, религиозную терпимость, суд присяжных и право народа выбирать своих правителей. Вольтер постоянно рисковал навлечь на себя неприятности, вызывая неодобрение своих высоких покровителей, например, прусского короля Фридриха Великого и французского короля Людовика XV. Большую часть своей жизни Вольтер провел либо в ссылке, либо в ожидании ареста. Он был горячим англофилом и часто находил себе прибежище в Англии, где подружился с Поупом и Конгривом. В 1746 году его, наконец, избрали во Французскую Академию. Он тут же написал целую серию сатирических эссэ, в которых высмеял некоторых членов Академии. Вольтер однажды написал: "Если в этой стране есть писатели, с которыми я не ругался, их произведения не стоит читать".

   Когда Вольтеру было 25 лет, он написал: "Мне кажется, что я совершенно не приспособлен для проявления бурной страсти. В любви мне видится что-то смешное... Я твердо решил раз и навсегда от нее отказаться". В 46-летнем возрасте он заявил, что слишком стар, чтобы заниматься любовью. В разные периоды жизни он неоднократно утверждал, что является импотентом по причине преклонного возраста, болезни, скуки или полнейшего нежелания заниматься сексом. Несмотря на это, до того, как Вольтер достиг своего 30-летия, у него уже были продолжительные любовные связи с добрым десятком женщин, включая романы, например, с герцогиней де Виллар, женой французского маршала, а также со знаменитой актрисой Адриенн Лскуврер. Было у него к этому времени уже и несколько гомосексуальных связей.

    Вольтер ни разу в своей жизни не женился. Наибольшее впечатление на него произвели три женщины. Когда ему было 19 лет, он жил в Гааге. Там он познакомился с Катрин Олимп Дю Нуайер, дочерью журналиста, ведущего колонку светских сплетен. Пимпетта, как Вольтер называл девушку, была хорошенькой и доброй. Их роман чуть было не перерос в брачный союз. Этому решительно воспротивились мать Пимпетты и опекун Вольтера. Вольтер вернулся в Париж один.

     В 1733 году Вольтер познакомился с женщиной, которая на целых 16 лет стала его любовницей, другом и интеллектуальным спутником. Габриэль-Эмили Ле Тоннейе де Бретей, маркиза дю Шатле, была идеальной партнершей для Вольтера. Она читала на латыни и на итальянском, перевела труд Ньютона "Принципы" на французский язык, а также написала научный трактат о философской системе Лейбница, который был высоко оценен современниками. Вольтер называл ее "божественной любовницей". Он, вместе с тем, остался верен себе и не мог отказать себе в удовольствии слегка по критиковать ее, написав: "... и часто мне хочется, чтобы она была менее ученой и менее умной, и чтобы ее сексуальный аппетит был все же несколько менее ненасытным. А более всего мне хочется, чтобы она приобрела, наконец, и способность, и желание сдерживать хоть иногда свой язык".

Вначале их роман был таким страстным, что о нем заговорили все вокруг. С течением времени, однако, он из физического соединения тел превратился в интеллектуальное единение двух блестящих и идеально подходящих друг другу умов. Вольтер глубоко полюбил ее и писал о ней практически каждый день на протяжении всех 16 лет их знакомства. Постепенное прекращение их сексуальных отношений привело к тому, что Эмили, вынужденная искать физического удовлетворения в другом месте, начала сексуальную связь с маркизом де Сен-Ламбером, который был на 10 лет младше ее. Она умерла в 1749 году. Вольтер написал: "Я не просто потерял любовницу, я потерял половину самого себя. Я потерял душу, для которой была создана моя собственная душа..."

    Потеряно было, как позже выяснилось, не все. Примерно с 1745 года у Вольтера началась любовная связь с Мари-Луиз Дени, его остроумной племянницей (в те времена такие отношения не считались кровосмесительными). В то самое время, когда Эмили писала страстные письма Сен-Ламберу, Вольтер обменивался посланиями с Мари Дени. Он писал: "Никогда не буду счастлив, пока не буду жить с тобой. Покрываю поцелуями все твое обожаемое тело". После смерти мужа Мари, молодая вдова, нашла утешение в объятиях своего дядюшки. После смерти Эмили они поменялись ролями, и теперь уже Мари утешала своего безутешного дядю. Некоторые биографы Вольтера считают, что Мари больше привлекало огромное богатство. Даже если это и так, она все же по-настоящему любила его, исполняла все его желания и была хозяйкой в его доме до последних дней его жизни.

    

2. Ф. Вольтер - французский философ, писатель, историк.

      Вольтер - французский философ, писатель, историк, представитель французского Просвещения.

      Основные  философские сочинения: "Философские письма" (1727-1733), "Метафизический трактат" (1734, издан посмертно), "Основания философии Ньютона" (1736-1738), "Микро-мегас" (1752), "Опыт о нравах и духе народов и об основных фактах истории от Карла Великого до Людовика XIII" (1756) (именно Вольтер ввел в научный оборот термин "философия истории"), "Сократ" (1759), "Карманный философский словарь" (1764), "Несведущий философ" (1766) и др.

       Вольтер писал острые сатирические стихотворения, в результате которых несколько раз попадал в тюрьму. Освободившись из тюрьмы, в 1726 году уехал в Англию. Расширив свои знания о философии, науке, литературе Англии, Вольтер, вернувшись во Францию, издал «Философские письма». Это произведение запретили, а сам автор поселился в Лотарингии, чтобы избежать наказания. Следующее произведение (поэма «Светский человек») также было негативно воспринято. В очередной раз в своей биографии Вольтер вынужден был бежать.

       Сначала Вольтер уехал в Голландию, а позже поселился в Берлине. Здесь ирония Вольтера также не нашла места, ему пришлось уехать в Швейцарию. Наконец, писатель обосновался, купил три имения, владел несколькими мастерскими. Вольтер завел дружбу с сильнейшими монархами мира – Екатериной II, Фридрихом II, Густавом, Людовиком XV и Людовиком XVI. Среди известнейших философских работ Вольтера – «Проблемы Энциклопедии». Он написал 28 трагедий. Например, «Эдип», «Цезарь», «Магомет», «Семирамида», «Танкред». Среди других известных произведений Вольтера – «Задиг или судьба», «Кандид», «Орлеанская девственница».

    Вольтер  предложил новое доказательство бытия Бога, которое утверждалось им аксиоматически, исходя из одной возможности логического обобщения понятия человеческой сущности: "Я существую, а следовательно нечто существует вечно". По мнению Вольтера, эта истина сходна с первыми положениями арифметики и геометрии, - являясь очевидной, она не может оказаться заключением какой-либо цепочки логических выводов. Мыслителей, отрицающих существование Бога, Вольтер обвинял в механицизме. Так, опровержение бытия Бога сводилось им  к тому, что все в природе происходит исключительно в соответствии с законами математики. Современная эпистемология такую позицию называет установкой на аддитивность. В результате применения подобной установки сама собой отпадает необходимость обращения к супераддитивным причинам, которые не могут быть описаны математическими законами. К таким причинам принадлежат "Бог" и "конечная причина". Механицисты отбрасывают возможность супераддитивного обобщения человеческой сущности, подчеркивая непротиворечивость проведения принципиального отказа от идей типа "конечных причин". Однако, по возражению Вольтера " это опровержение относится только к полаганию возможности не существования Бога и никак не касается доказательства невозможности существования Бога. Бытие Бога все же мыслимо, а значит, возможно. Отсюда, Бог скорее существует, чем не существует. Противоположность двух установок           (на аддитивность и супераддитивность) вынуждает признать лишь немыслимость ясным образом суммы божественных качеств. Установить и обсудить атрибуты Бога человек не в состоянии. Будучи бытием конечным, он не в силах постичь природу божественного бытия. Отталкиваясь от этого тезиса, Вольтер развернул философскую критику теологии: "Мне свойственно всего лишь человеческое мышление, теологи принимают божественные решения". Разделяя позиции сенсуализма Локка и натурфилософии Ньютона, Вольтер называл теологией всякую внеопытную метафизику. На этом основании Вольтер отвергал учение Декарта о вечной душе и врожденных идеях как своеобразную теологию. Таким образом, Вольтер упрекал как механицистов, так и теологов. Первых - за односторонний редукционизм всех природных явлений к математическим законам. Вторых - за некритическое учение (наподобие теории о божественных атрибутах). Подлинная философия, по Вольтеру,  должна быть автономна от механицизма и от теологии. По утверждению Вольтера, метафизические рассуждения заключают в себе некоторую долю вероятности. Философия строит лишь правдоподобные гипотезы, выполняя эвристическую функцию, и не должна претендовать на точное знание. Вольтер  однозначно коррелирует теологию и политическую борьбу. Теологи "питают честолюбивые чаяния главарей сект, но кончается это обычно тем, что они стремятся стать во главе партий". Эффективность отношений господства предполагает "фанатизм народа", поэтому каждая "партия" имеет определенную религию. Теология преследует частные корпоративные интересы и не выходит на уровень интересов общества в целом. Подлинная же мера добра и зла - благо общества, следовательно, мораль не может быть связана с "теологическим мнением". Общество в целом нуждается не во многих теологических религиях враждующих "партий", а скорее в одной естественной (государственной) религии, которая представляет собой философскую веру в Бога (деизм). Если теологическая религия - "мать фанатизма, гражданских раздоров, враг рода человеческого", то религия государственная - основа порядка и законодатель общественной морали.

Период развития Просвещения может быть условно ограничен двумя датами: годом смерти Людовика XIV (1715), положившим конец эпохе «блистательного» абсолютизма, и годом штурма Бастилии (1789).

Кульминацией просветительского философского течения  был примерно 1751 год, в котором вышел в свет первый  том знаменитой «Энциклопедии», не оставившей равнодушными ни врагов, ни друзей.

Французские философы середины ХVIII в. выработали классическую форму просветительской идеологии, послужившей образцом и примером для родственных им  по духу мыслителей во многих странах – Северной Америке, России, Польше, Германии,– где также сложились,  хотя и по-разному, условия для антифеодальных выступлений. Более сложными были отношения с британской  прогрессивной мыслью,– хотя в Англии просветительские идеи возникли раньше, но вследствие определенных  социальных причин лишь в ослабленном виде, однако  философия Локка с ее анализом проблем человека многому научила зачинателей аналогичного движения на  континенте Европы, – Вольтера, Кондильяка  и  других.  Но вскоре именно во Франции Просвещение и просветительский материализм получили наибольшее развитие  и приобрели классическую форму.

Каковы основные черты просветительской идеологии?  Прежде всего, это убежденность в особой, решающей  роли состояния просвещения и знаний в социальном развитии. Причина всех бедствий и несчастий людей,– заявляет Гельвеций,– состоит в невежестве.  Преодолеть свое печальное положение, выйти из него  люди смогут только через просвещение, а рост его неодолим. В умах идет «скрытая и непрерывная революция  и... с течением времени само невежество себя дискредитирует». Будучи основным рычагом устранения  феодальных отношений, деспотизма, фанатизма и произвола, просвещение, согласно данной концепции, воздействует либо с помощью «просвещенного монарха», «разумного мужа-правителя», либо путем постепенного распространения знаний и истинных понятий в  народе, что так или иначе определяющим образом скажется на дальнейших социальных процессах. Ж.-Ж. Руссо возлагал главные надежды на развитие морального  сознания, но и он не был свободен от идеи «мудрого: законодателя».

Характернейшей особенностью мировоззрения Просвещения был специфический «рационализм» главнейших ее представителей, который может быть выражен в  простой, но требующей пояснения формуле «законы  природы суть законы разума». При анализе этой формулы нужно учесть и то общее, что было у нее с рационализмом Декарта (и отчасти с будущим рационализмом  Гегеля).

Общее заключалось в убеждении, что мир сложился  как стройное, внутреннее единое целое, в соответствии  с простыми и логически связными законами механики.  Выдвинувшись на первое место среди других наук еще  в предыдущем столетии, механика вместе с примыкающими к ней ветвями математики и астрономией утвердила в умах ученых и передовых философов стремление  объяснить мир в ясных и самоочевидных понятиях. Кинематика, математика, логика составили неразлучную  троицу, которую рационализм ХVII в. понял в смысле  отождествления ее звеньев: разумное стали предельно  уподоблять механическому и выводить одно из другого.  Гоббс усмотрел в обществе продукт целесообразно примененного искусства, то есть вариант механизма, построенного на основании доводов разума. Гольбах рассматривает природу и ее законы как учителя человеческого разума, его источник и мерило. Соединение двух  путей тесно переплело «разумность познания» и «разумность природы»: в невежестве стали видеть не только  помеху на пути собственно познавательной деятельности, но и преграду на пути к установлению практически  разумного отношения к миру, а это последнее стали понимать как раскрытие некоей изначальной разумности  самого мироздания. Но деисты и материалисты по-разному истолковали разумность мироздания,– для первых  она означала лишь проявление «мудрости» верховного  творца, а для вторых – нечто совершенно иное.

Информация о работе Ф. Вольтер: история жизни и творчества