Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 21:34, контрольная работа
Приступая к раскрытию темы курсовой работы, необходимо дать определение таким базисным понятиям, как диалектика и метафизика.
Диалектика (от греч. Dialektike ? искусство вести беседу) ? учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия
Одновременно здесь можно обратить внимание на двойственный характер практики как критерия истинности знания (абсолютный и относительный); на то, что материалистическая диалектика не отрицает наличия других, производных критериев - в первую очередь, внутренней логики развития научного знания, его непротиворечивости, а также простоты, ясности, опытной подтверждаемости и т.д. Обратимся к оценке В.И. Ленина: «Критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько неопределенен, чтобы не позволять знаниям человека превратиться в «абсолют», и в то же время настолько определен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма». Практика всегда исторически конкретна, ограничена в средствах материализации идей и поэтому относительна как критерий их проверки. В то же время другого, более достоверного способа проверки нет, логические средства в этом плане ограничены.
Применение данного теоретического обобщения к анализу конкретных познавательных ситуаций должно учитывать еще один важный факт: взаимодействие познания и практики исторически изменчиво.
Относительная самостоятельность познавательной сферы - продукт исторического раздвоения человеческой деятельности на материальное и духовное производство. Первоначально «производство идей» было непосредственно вплетено в «производство вещей», познание существовало только как сторона практического отношения к миру. Эта ситуация повторяется всякий раз в жизни каждого человека: в процессе формирования его как личности в свернутом виде представлена история развития взаимодействия познания и практики. Ребенок осваивает мир практически (учится ходить, есть, играть, говорить, общаться и т.д.), и в этом процессе формируется, развивается его сознание. Здесь практика непосредственно превращается в знание, которое существует как личный опыт. Так и в истории человечества: в процессе практического освоения мира накапливался опыт, осознавались внешние связи, фиксировались следствия, формировалось обыденное, донаучное знание. Оно не способно было оторваться от практики, его содержание полностью определялось уровнем развития практики. Так сложился календарь земледельца, предсказывалась погода, другие природные явления.
Стихийно складывающийся производственный процесс формировал и такие представления, на основе обобщения которых возникали зачатки научного знания. Так, геометрия складывается на основе земледелия, механика - на основе строительного дела, география, астрономия - на основе мореплавания. Практика оказывает определяющее влияние на содержание научных представлений вплоть до Коперника и Галилея. Так, Птолемеевская концепция строения Вселенной основывалась на непосредственной чувственной данности. Лишь Коперник отказался от самоочевидности повседневного опыта, дал теоретическое отрицание видимости (не Солнце вращается вокруг Земли). Но это означало не разрыв новой гносеологической установки с практикой, а лишь рождение нового вида практики, соединившей в себе инструментальное наблюдение как вид практики и теоретическое знание.
На более поздних этапах развития науки (особенно в условиях современной НТР), успехи ее в значительной степени определяются новейшими научно-техническими средствами исследования, т.е. совершенствованием научно-исследовательской практики. Так, освоение космоса дало человечеству объем научной информации, равный полученному ранее за всю историю развития науки.
Интенсивные темпы роста научного знания на современном этапе создают условия его опережения практики, но даже такое опережение не является безразличным для практики. На новом теоретическом уровне по-новому осмысливаются противоречия самой Практики, обосновываются рациональные пути и средства ее преобразования.
Отрыв теории от практики одинаково опасен для обеих сторон. В теории от приводит к схоластическим безжизненным концепциям. В то же время жизнь ставит сегодня перед человеком столь сложные задачи, что ни одна из них не может быть эффективно решена без глубокого теоретического подхода и правильного прогнозирования далеко идущих следствий.
Диалектика и метафизика: альтернативные методы познания и практики
До этого в курсовой работе уже были даны определения диалектики и метафизики. В данном основном разделе курсовой работы эти определения будут дополнены.
Прежде всего диалектика может быть определена как самое богатое, самое всестороннее и глубокое учение о всеобщей, универсальной связи и развитии. В этом определении охвачены и выражены два основных принципа диалектики: принцип всеобщей, универсальной связи предметов и процессов действительности и принцип развития.
Определение диалектики через законы нисколько не противоречит определению ее через принципы. Почему? Ответить на этот вопрос можно, разобравшись в содержании понятия «закон». Любой закон есть не что иное, как связь, причем связь объективная, всеобщая, внутренняя, существенная, необходимая и в силу всего этого устойчивая, повторяющаяся. Следовательно, второе из вышеприведенных определений диалектики не противоречит первому, а лишь конкретизирует, углубляет его.
Однако системы принципов и законов, взятых в их единстве, также недостаточно для раскрытия того богатства и разнообразия наиболее общих отношений, связей, процессов, которые существуют в материальном мире. Поэтому материалистическая диалектика использует для раскрытия своего предмета не только принципы и законы, но и философские категории.
Теперь перед нами возникает такой вопрос: с одной стороны, мы говорим, что диалектика - это учение, т.е. то, что создается, разрабатывается людьми, с другой стороны, мы говорим о диалектике самой природы или диалектике взятой самой по себе человеческой истории. Так что же такое диалектика? Учение, наука или то, что существует вне сознания человека, независимо от него?
В связи с этим, необходимо различать диалектику объективную и диалектику субъективную. Диалектика объективная-это диалектика самого развивающегося мира. Диалектика субъективная - это диалектическое мышление, т.е. то, что является темой настоящей курсовой работы. Исходя из материалистического решения основного вопроса философии, мы должны признать, что субъективная диалектика вторична по отношению к объективной диалектике и является ее отражением в мыслящем мозгу. «…Диалектика в нашей голове - это только отражение действительного развития, которое совершается в мире природы и человеческого общества…».
Но субъективная диалектика субъективна только по своей форме, как система разрабатываемых людьми принципов, законов и категорий. По содержанию же, которое она черпает из единственно возможного источника-материального мира, она тождественна объективной диалектике, являясь более или менее полным, постоянно развивающимся отражением её. Это не что иное, как «…материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
Далее важно разобраться в методологическом значении диалектики. Метод в общем смысле этого слова - способ решения той или иной задачи, подход в этому решению. По сути дела метод познания есть не что иное, как обобщенное, систематизированное знание, применяемое в практике нового исследования. Это значит, что между понятиями диалектики как теории и как метода познания нет непроходимой грани. Если мы диалектику как науку, как общую теорию развития, используем для объяснения каких-то явлений или для приобретения новых знаний - мы используем ее как метод познавательной деятельности.
Но и этим не исчерпывается значение диалектики. Она - не только учение о развитии и не только метод познания, она также и способ революционного действия, метод изменения мира. Мы - сознательные существа, мы осмысливаем свои действия, ставим перед собой определенные цели, намечаем пути достижения их. Решая в общем виде вопрос о том, что делать и как делать, мы исходим из своего мировоззрения, опираемся на диалектику. В этом смысле она играет неоценимую роль. Она представляет собой такую систему взглядов, которая предполагает практическое отношение человека к миру, как бы «вписывает» человека в него. Исходя из достоверного знания о мире, она дает человеку систему исходных ориентиров, которые обусловливают его поведение и, прежде всего, его социально значимые действия и поступки. В диалектике непосредственно проявляется связь ее познавательного и ценностного аспекта.
Теперь рассмотрим альтернативы диалектики - метафизику и релятивизм. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении различных проблем, явлений и процессов действительности. В своем классическом проявлении метафизика отрицала взаимосвязь и взаимозависимость вещей и предметов, внутренний источник движения (самодвижения) явлений действительности, скачки в развитии природы и общества, сводила процесс движения только к количественным изменениям. Краткий, но содержательный анализ сути диалектики и метафизики, их коренной противоположности дает В.И. Ленин в статье «К вопросу о диалектике».
Особой разновидностью метафизики является догматизм, который отрицает прежде всего принцип развития. Главным признаком догматизма при решении теоретических и политических проблем является, отказ от признания зависимости истины от условий, места и времени. Положения, бывшие истинными в одних обстоятельствах, догматик превращает в застывшие, неизменные догмы, якобы сохраняющие свою истинность на все времена. В познавательной деятельности такой подход ведет к застою, окаменелости мысли, отрицанию необходимости постоянного и закономерного развития познания.
Другой альтернативой диалектики является релятивизм. Если метафизика, в противоположность диалектике, абсолютизирует момент устойчивости в развитии, то релятивизм абсолютизирует момент изменчивости. Различие между диалектикой и релятивизмом можно уяснить себе, сопоставив положения Гераклита из Эфеса и Кратила из Афин. Великий диалектик античного мира Гераклит утверждал, что «в одну и ту же реку ты не вступишь дважды», ибо «на вступающих в одну и ту же реку все новые и новые воды текут». Кратил же, в противоположность Гераклиту, полагает, что «в одну и ту же реку нельзя вступить и единожды». В положении Гераклита момент изменчивости сочетается с моментом устойчивости. В положении Кратила момент устойчивости события отрицается и абсолютизируется момент его изменчивости. Событие превращается в сплошной поток изменения и исчезает, поэтому в одну и ту же реку нельзя вступить и единожды.
Особой формой выражения релятивизма является софистика, т.е. сознательное использование для обоснования и доказательства тех или иных положений таких доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными. При этом софистика пользуется действительно присущей понятиям гибкостью, но применяет эту гибкость субъективно. Основным приемом софистики является использование так называемых софизмов. Например, на обвинение во лжи софист отвечает: «Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать. Следовательно, никто не может лгать». Такие софизмы внешне безобидны и даже забавны, но подобная аргументация становится по-настоящему опасной, когда она используется в научной и политической деятельности.
Релятивизм, поскольку он содержит в себе момент абсолютизации, совпадает с метафизикой, крайности сходятся.
Особой формой выражения метафизики является эклектика ? соединение различных, зачастую противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Она, в отличие от софистики, прикрывается стремлением к, использованию принципа всеобщей связи, к многостороннему охвату предмета. Однако на деле многосторонность эклектики оказывается простой видимостью, ибо эклектика лишь формально сочетает разные признаки предмета, не выясняя их подлинной взаимосвязи, не умея выделить среди этих признаков главного, определяющего. Это означает, что эклектика, также, как и софистика, искажает действительность, фальсифицируя основные принципы диалектики.
Каждый предмет или процесс обладает своими специфическими особенностями, выступает как отдельно существующий предмет или процесс, как противостоящий всем другим предметам и процессам. Противопоставление отдельного предмета или процесса другим предметам и процессам возможно только в том случае, если он находится во взаимной связи g другими предметами и процессами.
Вне связей и отношений одной вещи к другим вещам никаких предметов не существует. Категория «вещь» употребляется в философии во взаимосвязи с категориями «свойство» и «отношение». В отличие от субъективного идеализма, который под вещью понимает совокупность ощущений (твердое, холодное, мягкое, теплое, цвет, вкус, запах и т.д.) современный материализм рассматривает вещь как отдельный материальный предмет, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определенность вещи задается ее структурными, функциональными, качественными и количественными характеристиками. Наиболее общим выражением собственных характеристик вещи являются ее свойства - отдельные стороны предмета, обусловливающие его различие или общность с другими предметами. Всякое свойство относительно. Например, железо является более твердым, чем дерево, но более мягким, чем алмаз. Свойства вещи принадлежат самой вещи, но обнаруживаются они через отношение к другим вещам. Отношение-это момент взаимосвязи, взаимозависимости всех явлений. Понятие об отношении возникает как результат сравнения предметов по выбранному или заданному признаку. Например, если сравнение производится по величине, то выявляется понятие о количественных отношениях; по времени возникновения или исчезновения - понятие о временных отношениях и т.д. Существуют отношения пространственные, отношения между содержанием и формой, причиной и следствием, производственные, правовые отношения и др. Ё связи с тем, что вещь обладает. множеством свойств, она «вплетена» в систему отношений со множеством других вещей и выступает как часть единого целого.
Категории «часть» и «целое» выражают отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы. Благодаря этой связи, образуется целое, по отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей. Целое - это такая взаимосвязь, такое единство частей, которое характеризуется новыми, интегративными свойствами и закономерностями, не присущими предметам в их разобщенности. Часть - это элемент целого.
Категории «часть» и «целое» относительны. Часть, являющаяся элементом целого, сама выступает как целое, имеющее свои элементы и свою структуру. Целое оказывается частью иного целого.
Проблема соотношения части и целого была выдвинута еще в античности и рассматривалась во всех значительных философских учениях. При метафизическом понимании соотношения части и целого данные категории рассматривались как обособленные, застывшие, непереходящие друг в друга. Это приводило ко множеству антиномий частя и целого. Главные из них следующие: 1) положение-целое есть сумма частей, противоположение - целое больше суммы частей; 2) части предшествуют целому, целое предшествует частям; 3) целое причинно обусловлено частями, целостный подход противоположен причинному и исключает его; 4) целое познается через знание частей, части как продукт расчленения целого могут познаваться лишь на основе знания о целом.
Информация о работе Диалектика и метафизика как методы познания