Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 19:59, контрольная работа
Понимание всего, что происходит в мире, причин и следствий, опыта и ошибок, выводов и следствий – это процесс познания, без которого человечество так и осталось бы на первобытном уровне, но и процесс познания является всего лишь стремлением людей к истине. Понимая под истиной что-то определенное, единственно верное и объективно постоянное, человечество стремится познать самое себя, свои истоки, поэтому истина без истории развития и философии будет лишь абстрактной величиной, ничего не значащей и ни к чему не ведущей.
Введение
Истина как предмет изучения наук
Истина и практика
Истина и познание в философии
Истина и заблуждение
Заключение
Литература
Но без крайностей и заблуждений человечеству только в очень редких случаях удается постичь истину. Заблуждение – это знание, которое не соответствует реальности и не может быть принято как истинное. Источник заблуждений может быть вполне реальный, поскольку он отображает объективную действительность. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.
В любом научном познании происходит столкновение между различными мнениями и убеждениями. Они могут быть и ошибочными, и достоверными. Научные познания, как правило, относительны. Ведь истина в философии исторична: объект познания никогда не исчерпывается. Он имеет свойство изменяться, приобретать разные качества и бесконечное число взаимосвязей со всем тем, что его окружает.
Таким образом, истина и
заблуждение в философии
Их сходство заключается в том, что они, как и любые другие антагонисты не могут существовать один без другого. Истина - адекватный, правильный путь движения мышления, в то время, как заблуждение представляет собой искаженное отражение этого пути.
Также можно утверждать, что истина и заблуждение различны, ведь в тождестве заключено и различие, а различие предусматривает и тождество. Заблуждение представляет собой высокого порядка абстракцию, абсолютизацию момента познания, который оторван от предмета познания.
Поэтому вопрос о том, как соотносятся истина и заблуждение, имеет тесную взаимосвязь с истиной – как абсолютной, так и относительной. Заблуждения имеют гносеологические, психологические и социальные основания. Но их следует отличать от лжи, которая предполагает сознательное искажение истины, сделанное умышленно, преднамеренно, с целью ввести в обман. Ложью могут быть, как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может стать и логически неправильное мышление (7).
Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. С поисками истины все гораздо сложнее в общественных науках, поскольку здесь сталкиваются политика, доступность источников сведений и их достоверность.
Истина есть процесс
адекватного отражения
В объективной истине отражается реальное положение вещей, мир, как он существует независимо от нашего сознания, и в этом смысле можно говорить, что объективная истина не зависит ни от человека, ни от человечества, но и вне действительности истина не существует. Истиной характеризуется наши познавательные образы, наше знание о действительности, и потому она субъективна.
Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Абсолютная истина – это только некий идеал, к которому нужно стремиться, но достичь который невозможно. В реальном своем выражении абсолютная истина есть понятие потенциальной бесконечности человеческого познания мира.
К абсолютным истинам нередко относят так называемые истины факта, то есть, уже свершенные, хотя и здесь есть относительные моменты, зависящие от объективных причин.
Относительная истина – это отражение конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности, определенных ступеней или порядков углубления в ее неисчерпаемую сущность. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента. Абсолютная и относительная истины – истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноты отражения действительности. Абсолютная и относительная истины на самом деле – неразрывные аспекты истины объективной.
Абстрактной истина не бывает, она всегда конкретна, и относится к определенному месту и времени. Конкретность истины следует понимать также и как нарастание ее единства за счет выявления и синтеза новых разнообразных сторон.
В жизни не все можно оценить с точки зрения истины или лжи. К примеру, можно говорить о разных интерпретациях художественного текста, об альтернативных трактовках музыкального произведения, о различном восприятии живописного полотна, но никак не об их истине или лжи.
Так же не может быть критерием истины ее публичное или всеобщее признание. Мнение большинства не есть истина, ее нельзя установить голосованием. Так же, не могут являться критерием истинности знания благоприятные или полезные последствия его применения, хотя истина так или иначе полезна обществу.
Критериев истины много, в том числе, это законы логики, ранее открытые наукой законы, особенно фундаментальные.
Но решающим критерием истины всегда является практика, материальная предметно-чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира – природного и социального. Практика носит всегда конкретно-исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется. И то, что недоступно ей сегодня, может стать доступным завтра. Неясен пока сам механизм работы практического критерия истины. Однако более точного и надежного критерия, чем практика, у людей просто нет.
Поскольку истина определяют, как адекватное отражение реальности в динамике ее развития, то человек может достичь истины не иначе, как через некоторые крайности и заблуждения. Заблуждение – это содержание сознания, принимаемое за истинное, но не соответствующее реальности. Заблуждение имеет вполне реальный источник, поскольку обусловлены относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации, когда информация не полная или недостаточно изученная. Заблуждения порой путают с ложью, которая представляет собой не что иное, как нравственно-психологический феномен. Ложь – это сознательное искажение действительного состояния дел, имеющее цель введения в обман, и при этом, может использоваться как измышление того, чего не было, так и сокрытие существующего. Иногда в основе лжи лежит неправильное мышление, где отсутствует логика причинно-следственных связей.
В принципе, невозможно представить себе научное познание без столкновения различных мнений, убеждений или ошибок, которые могут совершаться в ходе наблюдений, измерений, расчетов, суждений или оценок. И поэтому следует логичный вывод о тождестве истины и заблуждения, как полярных величин или противоположностей, которые обуславливают друг друга и могут взаимно превращаться друг в друга по мере познания. Истина - это движение познания по пути адекватного, верного отражения, тогда заблуждение – это процесс противоположный истине, то есть, процесс движения мышления по пути искаженного отражения.
Однако, есть и различие истины и заблуждения, поскольку заблуждение есть абсолютизация конкретного момента познания, и, следовательно, отрыв этого момента от предмета познания, несовпадение знания о предмете с ним самим.
Как и истина, заблуждение исторично, и основные представления о заблуждении восходят к истокам философского мышления. Начиная с античной философии, одновременно с проблемой истины вопрос заблуждения обсуждался и рассматривался философами, которые рассматривали заблуждение как несовпадение ума и воли с законами универсума. Далее, в период средневековья заблуждение рассматривается религиозными исследователями как искажение божественной истины, которое вызывается демонами злой воли.
Для философов нового времени, в частности, Бэкона, Декарта и Спинозы заблуждение представляет собой результат воздействия воли на разум, и поскольку, по их мнению, только человеческая воля свободна, то она и питает иллюзии разума, влияет на него, тем самым рождая заблуждение. В процессе познания идеи, не соответствующие действительности, неизбежно возникают, равно, как и адекватные, и все это детерминировано социальными и природными условиями. Если Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций и другие французские материалисты видели источник заблуждения в инстинкте подчинения личности личному интересу, то Гоббс, Юм и Локк приравнивали заблуждение к ошибке суждения. В понимании Канта заблуждение – это невольное следствие смешения субъективных и объективных основ суждения, которое приводит к неправомерному выходу индивидуального сознания за пределы чувственного опыта (6). Гегель, выступая против субъективизма Канта, считал, что заблуждение является внутренней противоположностью истины, и потому оно так же закономерно, как и истина. Заблуждение – это истина в «форме неистинного», поэтому важно не содержание заблуждения, а то, как оно возникает, поскольку заблуждение необходимо, как порождение данного этапа развития истины. Оно необходимо для того, чтобы истина подвергла его диалектическому отрицанию, что было бы невозможно без вхождения заблуждения в истину как нечто другое, чем она сама.
Постоянное превращение истины в заблуждение и обратно – это нормальный процесс познания, и новая истина вновь порождает новое заблуждение на другом уровне познания действительности. Вновь полученная истина как более высокий уровень познания позволяет выявить моменты истины в прошлом заблуждении и уточнить как рамки истины, так рамки заблуждения.
Заблуждение превращается в истину, когда в процессе познания выясняется, что выдаваемое за заблуждение оказывается истиной или выдаваемое за долю истины сравнимо с полной истиной, и, таким образом, истина расширяется за счет мнимого заблуждения. Практика является основой, критерием и решающим условием взаимопревращения истины и заблуждения, не зависящая от воли и сознания людей
Истина – это знание, соответствующее тому, что есть в действительности, и понятие, в котором собираются все знания о возможных следствиях, вытекающих из практического действия или теоретических усилий. Поскольку познание есть отражение, воспроизведение действительности, то, следовательно, истинным является такое знание, которое правильно, верно отображает, воспроизводит именно эту действительность. Истинным может быть знание, а не объект познания.
Истина не есть нечто застывшее, раз и навсегда данное, статичное. Она представляет собой процесс, в котором человек как субъект познания идет от незнания к знанию, от знания неполного, неточного, относительного к знанию более полному, точному, абсолютному. Истина достигается не сразу.
Абсолютная и относительная истины различаются лишь степенью проникновения сознания в предметы, явления и процессы внешнего мира, степенью полноты и точности их отражения.
Истину следует отличать от заблуждения. Заблуждение – постоянный спутник истины. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в заблуждения, которые обусловлены либо его ограниченностью, либо неадекватными претензиями.
Истина и заблуждение – это противоположные, но в каком-то смысле взаимосвязанные стороны научного познания. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.