Человек в системе социальных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 18:23, Не определен

Описание работы


В первой главе «Социальные отношения и социальная структура общества. Виды социальных отношений» рассматриваются понятие социального общества в научном понимании философии, сферы жизни общества, как некие функции, образующие сложную структуру, которая включает в себя разного уровня сложности элементы, объединенные общественными отношениями.
Во второй главе «Классы и их роль в системе социальных связей. Основные концепции социальной дифференциации современного общества» сформулированы основные идеи дифференциации современного общества, как взаимодействие трех механизмов, изменения, отбора и удержания

Файлы: 1 файл

Социальная философия. Социальное общество.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

      Особо следует остановиться на таком образующем понятие «нация» признаке, как национальное самосознание. Данный признак является субъективным по своей природе, и именно эта субъективность служит зачастую аргументом против его существенности. О нации как реально существующей и нормально функционирующей общности можно говорить только в том случае, когда признаки объективные дополняются четко выраженным национальным самосознанием. В противном случае можно говорить только об этническом происхождении людей, а не об их национальной принадлежности. Имеются индикаторы, позволяющие довольно точно определять уровень и степень национального самосознания. Но главными, интегрирующими, очевидно, являются самодистанцирование, признание различий между собой и представителями лиц иных национальностей, с одной стороны, и осознание неразрывных связей своего «я» с жизнью и судьбами данного этноса.

      В качестве генеральной общности демографической  структуры общества выступает народонаселение - непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. В этом смысле говорят  о народонаселении всей Земли, отдельной  страны, региона и т.д.

      Существуют  две линии взаимодействия демографических и экономических процессов и состояний:

  1. население → экономика
  2. экономика → население

      Что касается последней, то она, во-первых, лучше отражена в литературе, а  во-вторых, лежит ближе к поверхности  вещей и потому легче улавливается обыденным сознанием.

      Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит уже от такого показателя, как общая численность населения.

      Заметное  влияние на экономику оказывает  и плотность народонаселения. В  регионах с редким населением затруднено разделение труда, и доминирующей остается тенденция к сохранению натурального хозяйства, экономически невыгодным является наращивание информационно-транспортной инфраструктуры (строительство шоссейных и железных дорог, прокладывание кабельных коммуникаций и т.д.).

      К числу наиболее активно воздействующих на экономику демографических факторов относятся темпы роста народонаселения, тем более что это - фактор сложный, определяемый не только показателями естественного прироста населения, но и его половозрастной структурой, а также темпами и направлением миграции. Для нормального развития общества и, прежде всего его экономики одинаково вредны и стремящиеся к минимуму и стремящиеся к максимуму темпы роста народонаселения. При крайне низких темпах роста воспроизводство личностного элемента производительных сил происходит на суживающейся основе, что сказывается и на величине совокупного национального продукта, а значит и национального дохода. При чрезмерно высоких темпах роста народонаселения развитие экономики тоже замедляется, ибо все более значительная часть совокупного продукта и национального дохода отторгается просто на физическое сохранение вновь родившихся.

      Результат в обоих случаях один - усиление миграции, наносящее ущерб экономике.

      Воздействие демографических факторов дает себя знать не только в экономике: трудно назвать такой компонент социума, в котором бы оно не обнаруживалось.

      Самой чуткой в этом отношении из всех надстроечных сфер является, пожалуй, мораль. Любой сбой в демографических  отношениях, а тем более в демографической структуре в целом, тут же откликается в практике нравственных отношений и - в рефлексированном виде - в нравственной психологии и этике. Достаточно вспомнить моральные последствия Отечественной войны, связанные с обвалом семейной структуры общества, распадом многих миллионов семей. В определенном смысле в этом же направлении воздействует и миграция, в особенности, если она принимает гипертрофированный характер.

      Трудности профессиональной и социокультурной  адаптации, бытовая неустроенность, выход из-под морального контроля прежней социальной микросреды и возможность (в особенности на первых порах) анонимного поведения в новой служат почвой и фоном для сексуальной распущенности, пьянства и уголовных преступлений.

      Демографические характеристики сказываются на облике общества в целом, облегчая его прогрессивное развитие, либо, напротив, вызывая его деградацию. Так, вслед за снижением численности населения до критического минимума общество становится неспособным воспроизводить социальные отношения во всей их полноте.

      Итак, законы народонаселения представляют собой яркий пример того, как преобразуется  биологическая форма движения материи, входя в состав социальной. В связи  с этим законы народонаселения точней было бы называть биосоциальными. Раскрытие их сложного содержания остается важной задачей междисциплинарных исследований, включающих в себя и философское осмысление взаимодействия «социум - народонаселение», и реконструкцию конкретного развития демографической структуры общества силами историков.

      Рассмотренные нами этническая и демографическая  структуры общества биологичны по своему происхождению и первичным конкретно-историческим формам. В этом отношении поселенческая  структура, будучи порождением причин сугубо социальных - общественных разделений труда, принципиально от них отличается.

      Поселенческая структура есть пространственная форма  организации общества. Это понятие  выражает отношение людей к территории их обитания, а еще точнее - отношения  людей между собой в связи  с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутрисельские, внутригородские и межпоселенческие отношения). Здесь мы обнаруживаем отличие, дифференцирующее поселенческую структуру от других структур: люди, принадлежащие к разным этносам, разным классам, разным возрастным и профессионально-образовательным группам, как правило, не оторваны друг от друга пространственно, напротив, именно сосуществование в едином пространстве делает возможным взаимодействие между ними и нормальное функционирование общества в целом. По поселенческому же принципу индивиды размежеваны в пространстве - они, в зависимости от типа поселения, являются либо горожанами либо селянами.

      Каждый  из основных типов поселения - деревня  и город - может быть правильно  понят только в условиях соотносительного рассмотрения, при скрупулезном их сравнении друг с другом. При этом город может быть избран в качестве зеркала, в которое смотрится общество, чтобы понять, что оно приобрело и что потеряло в результате выделения городов из некогда абсолютно сельского социального пространства.

      Все связи, отношения, взаимодействия, элементы и сферы жизни общества находятся в процессе изменений и преобразований разной природы и характера. Общество, являясь продуктом общественных отношений, вместе с тем является и активным субъектом отношений, действий и взаимодействий между элементами, входящими в его структуру.5 

2. Классы и их  роль в системе  социальных связей. Основные концепции  социальной дифференциации  современного общества 

      Учение  об общественных классах возникло еще в домарксовский период. В письме к К. Вейдемейеру от 5 марта 1852 года К. Маркс отмечал: «...что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собой. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты - экономическую анатомию классов»6. Однако все домарксовские концепции классов страдали либо метафизичностью, отсутствием исторического подхода, и тогда классы превращались в вечную категорию, в естественный и непреходящий признак общества (у классиков английской политэкономии), либо идеализмом, неспособностью увидеть экономическую сущность классов (у французских историков).

      Сопоставляя свои взгляды с воззрениями предшественников, Маркс писал в упомянутом письме к Вейдемейеру: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве... что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства».

      Выяснилось, что классы не всегда существовали и не всегда будут существовать, что они связаны только с теми экономическими способами производства, которые основаны на частной собственности. Самая глубокая причина возникновения  классов обусловлена, прежде всего, определенным уровнем развития производительных сил и характером соответствующих им производственных отношений.

      В основе образования классов лежит  общественное разделение труда, закрепление  определенных видов деятельности за большими социальными группами. При этом имеется в виду не технологическое разделение труда (таковое в определенных формах существовало в первобытном обществе и сохранится в обозримом будущем), а разделение труда общественное, которое, в отличие от технологического, складывается не в процессе непосредственно производства, а в сфере обмена деятельностью. Обмен устанавливает связи между уже существующими, но пока еще довольно независимыми сферами человеческой деятельности, превращая их постепенно в кооперацию зависимых друг от друга отраслей совокупного общественного производства (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля, умственный труд).

      К процессу классообразования «подключается» и институт частной собственности. Если общественное разделение труда закрепляет людей за определенным видом деятельности, то частная собственность разделяет людей по отношению к средствам производства и присвоению результатов труда, причем те, кто владеет средствами производства, имеет реальные возможности эксплуатировать тех, кто лишен их.

      Марксова  концепция классов оказала неизгладимое влияние на всю последующую социально-философскую и социологическую мысль. Объясняя причины этого, Энтони Гидденс (Кембридж) пишет: «Марксова концепция классов ведет нас объективно к структурированному экономическому неравенству в обществе, класс соотносится не с убеждениями людей, а с объективными условиями, которые позволяют иметь больший доступ к материальному вознаграждению». Именно это стремление найти объективные критерии для выделения больших социальных групп и определения их общественного статуса и привело к тому, что все возникшие позднее концепции так или иначе учитывали Марксову, как показал Гидденс.

      Наиболее  полное в социально-философской  литературе марксизма определение  классов было дано В. И. Лениным в  работе «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

      Отметим, что В. И. Ленин относил классы к большим группам людей. Это - их родовой признак, поскольку в обществе имеются и другие большие группы - возрастные, половые, этнические, профессиональные и т.д. А дальше в ленинском определении перечисляются внутривидовые отличия классов друг от друга. Этими признаками, разумеется, не ограничивается характеристика того или иного класса: очень важны характеристики политических и психологических качеств классов. И если Ленин в своем определении ограничился только четырьмя главными экономическими признаками, то потому, что именно они являются базисными, первичными, а политические, психологические и т.п. - надстроечными, вторичными.

      Все признаки классов надо рассматривать в их органическом единстве, в системе. Каждый из них, взятый отдельно, не только не дает законченную характеристику класса, но и способен исказить ее. Кстати, многие ненаучные теории классов построены именно на извлечении из стройной системы классообразующих признаков какого-либо одного.

      На  каждой ступени общественно-экономического развития, базирующегося на частной  собственности, различают основные и неосновные классы. Основными классами такого общества являются классы, которые порождаются господствующим в нем способом производства и своими взаимоотношениями (как борьбой, так и сотрудничеством), выражают сущность данного способа производства, его основное противоречие. Таковы рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные, буржуа и рабочие. Каждая классовая формация знает и неосновные классы, представляющие собой либо остатки прежних, либо зародыши нового способа производства.

      Отношения между классами представляют собой целостную систему, внутри которой можно выделить:

1. Отношения  между классами по поводу собственности  на средства производства и  вся следующая отсюда цепочка  отношений в непосредственном  производстве, распределении, обмене  и потреблении (экономические отношения).

2. Отношения  между классами по поводу государственной  власти и государственного управления (политические отношения).

3. Отношения  между классами по поводу правопорядка (правовые отношения).

4. Отношения  между классами в связи с  реализацией нравственных норм (нравственные отношения).

5. Отношения  между классами по поводу создания  и потребления идеологических, художественных  и иных духовных ценностей  (духовные отношения в узком  смысле слова).

      При анализе социальной структуры общества очень важно учитывать не только межклассовые, но и внутриклассовые различия. Выделение слоев, составных частей, отрядов внутри того или иного класса позволяет лучше понять условия их общественного бытия и интересы, прогнозировать их социальное и политическое поведение. А противоречия эти в реальной социальной действительности, как показывает исторический опыт, оказываются весьма существенными (противоречия между финансовым капиталом и промышленниками, между малым бизнесом и корпорациями, между занятыми в производстве рабочими и резервной армией труда).

      Классовый подход не есть простая выдумка «великой сортировочной машины» - человеческой головы, старающейся все разложить «по полочкам»: он адекватно отражает историческое прошлое и настоящее. Тем более нельзя рассматривать классовый подход в качестве простой выдумки марксистов. Как отмечалось в литературе, марксистская концепция классовой борьбы, социальных революций и диктатуры как способа решения социальных проблем возникла в контексте ценностей техногенной культуры.

Информация о работе Человек в системе социальных отношений