Библейский идеал человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 06:40, реферат

Описание работы

Теолого-онтологическая доктрина Библии всецело проявляется в учении о человеке, антропологии. В сравнении с дуалистическими представлениями Востока и античности, согласно большинству из которых человек наделен той же природой, что и космос и является его слепком, библейское учение определенно говорит о том, что человек есть образ Божий. Вот как повествует об этом первая книга Ветхого Завета — Бытие: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".

Содержание работы

Содержание 2
Человек как образ Божий 3
Библейский образ идеального мужчины 5
Библейский образ идеальной женщины 9
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Библейский идеал человека.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

     Совсем  скоро человек дает своей жене другое имя, определяющее ее функцию, ее достоинство в мире, отмеченном грехом и смертью: она зовется теперь Евой, «живущей», «ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3, 20). После грехопадения равновесие было нарушено, мужчина получил над женщиной власть, которая ранее ему не принадлежала. По мнению диакона Андрея Кураева, окончательное верховенство мужа над женой появляется только после грехопадения, о чем свидетельствует факт наречения имени жене – Ева. Православный богослов справедливо замечает, что наречение имени есть властный акт – дающий имя должен иметь на это право.

     Мы  подошли к важному пункту в  нашем размышлении. Нормальные, идеальные, гармоничные отношения, которые существовали между мужчиной и женщиной до грехопадения, расстроились. Причиной грехопадения и последовавшего за ним изменения отношений первых людей друг к другу стали зависть и нелюбовь. Грехопадением зло проникло в гармоничную дотоле жизнь человека. И если после творения женщины Адам радостно восклицает: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2, 23), то после грехопадения в ответ на вопрошание Бога, не ел ли он плодов с дерева, первый мужчина лукаво отвечает: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне плодов от дерева, и я ел» (Быт. 3, 12), малодушно сваливая всю вину за происшедшее на Бога и на женщину.

     Вот где произошел разлад, вот где  первый брачный союз дал трещину. И мужчина, и женщина упали с высоты своего духовного достоинства. Они сами добровольно отказались от тех даров, которыми наделил их Всемогущий. Первые люди не были оставлены Творцом, Он не отвернулся от них. После грехопадения мужчина и женщина были наказаны. Но вместе с наказанием им были даны и обетования. Все отцы и учители Церкви говорят о том, что первая Евангельская весть о Спасителе заключалась в словах проклятия змея-искусителя: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). Первой согрешила женщина, а значит и уврачевание должно произойти от нее. И эту истину очень хорошо поняла Ева. Своего первенца она назвала Каин: «И родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4, 1). «Каин» в переводе с древнееврейского - «приобретенный», а корень этого слова можно перевести как «обзаводиться; приобретать, получать; порождать, создавать, творить». В своем родившемся сыне Ева хотела видеть то самое обетованное семя. Родив Каина, она утверждает: «Приобрела я человека от Господа», приобрела – значит породила, создала. Стремление к обладанию подстерегает женщину; подчиненная «тирании» супруга, к которому, однако, обращено «влечение ее», она ищет компенсации в утверждении своего главенства над детьми. Ева хотела сама исправить свою ужасную ошибку, хотела искупить свой грех. В Ветхом Завете очень часто описаны те случаи, когда именно женщины хотели своими силами «ускорить» Божии Обетования. Но еще не пришла тогда «полнота времени» (Гал. 4, 4) и не нашлось Той, Которая смогла сказать: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лук. 1, 38).  

     Новый Завет. 

     Мироносицы, эти простые женщины, не отличавшиеся ни знатностью, ни образованием, часто  сопровождали Иисуса Христа и Его учеников в миссионерских путешествиях, принимали их у себя, стараясь помочь всем тем, чем может помочь заботливая хозяйка и мать. Без сомнения, они еще меньше, чем апостолы (до Дня Пятидесятницы), понимали конечный смысл пришествия и спасительных деяний Мессии-Христа: для них Он был, в первую очередь, сыном их рано овдовевшей подруги Марии, избравшим многотрудную и неблагодарную стезю странствующего учителя (равви). Но они превосходили апостолов своей любовью и верностью. Вспомним, что будущие столпы Церкви, сочтя дело своего Учителя «проигранным», в страхе разбежались из ночного Гефсиманского сада и даже не почтили последних минут Его земной жизни у Голгофы. Из них один лишь юный апостол Иоанн пребывал у подножия Креста, не заботясь опасениями собственной безопасности. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. <...> Боящийся несовершенен в любви», - напишет он позднее (1 Послание Иоанна 4:18).

     Стоя  у Лобного места и глядя  на страшные мучения Распятого, жены-мироносицы утешали несчастную Мать, пребывавшую в полуобморочном состоянии, а затем проводили скромную погребальную процессию до пещеры. Как и все, они были вынуждены соблюдать праздничный субботний покой и не могли дождаться, когда же можно будет воздать сыну их убитой горем подруги последний долг любви - помазать Его истерзанное тело благовонными и бальзамирующими веществами (миром), довершив тем самым дело спешного погребения накануне еврейской Пасхи. С этими благовониями они и отправились в предутренней мгле ко Гробу, еще не зная, что их ожидает там великая награда - первыми услышать от ангелов о Воскресении Спасителя и возвестить эту неимоверную радость апостолам. Это - награда за любовь и верность, выше которых нет ничего на свете. Неудивительно, что день Жен-Мироносиц часто называют и праздником Женщины-Христианки. 

     Женщина в семье. 

     Самое распространённое мнение о взаимоотношениях мужчины и женщины базируется – и не без основания – на текстах из Священного Писания, читаемых во всеуслышание во время Таинства Венчания. Как уже отмечалось выше, упрощённое понимание того, что жёны должны повиноваться своим мужьям, часто вызывает аплодисменты со стороны мужчин, но попробуем разобраться о чём именно пишет Апостол. Не окажется ли, что Апостол Павел духовнее нас, и что в своём понимании великой тайны Христа и Церкви мы ничем не искуснее древних иудеев, которые кивали головами своими, не понимая великой тайны нашего спасения .

     Говоря  о повиновении женщин мужьям, Апостол  Павел основывает этот принцип на том, что муж есть глава жены, как Христос есть глава Церкви . Но какое это главенство? Такое ли, такое мы видим у некоторых «ревнителей» благочестия? Давайте рассмотрим соответствующие места из Священного Писания:

       «…младенец родился  нам – Сын дан  нам; владычество  на раменах Его…» (Иса. 9:6) Что такое «владычество на раменах Его»? – В переводе с церковнославянского это означает «на плечах», но не нужно думать, что это погоны или эполеты – привычные нам знаки начальства. Вспомним что было на плечах Христа? – Он «нес крест Свой», «Он понес на Себе грех многих» (Иса. 53:12). Это ли вид генералиссимуса в погонах? - «…нет в Нем ни вида, ни величия… Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его…» (Иса. 53:2-3).

       Мирской начальник действует  по принципу: «Придите ко мне  все, кому я ещё ничего не  приказал, и я дам вам обязанности». Христос же говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). 

     Кто больший в царстве мирском? –  Тот, у кого погоны поблестящее, шапка  повыше и свита помногочисленнее. Но, когда спросили Христа: «Кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них…» (Мф. 18:1-2).

     «И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35).

     «Итак, если Я, Господь и  Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать  ноги друг другу» (Ин. 13:14). Подобных цитат – множество; и все они указывают на очень существенное качество Христова главенства – оно вовсе не такое, к какому привыкли мирские начальники и вельможи. Поэтому и главенство мужа в семье может быть двоякое: главенство земное и главенство небесное. Эти два главенства вовсе не исключают друг друга и могут сосуществовать в одном и том же браке. Но необходимо помнить, что без Христова кенозиса, без истощания себя не может быть христианского брака – Таинства Христа и Его Церкви, а остаются лишь социально-финансовые отношения.

     Конечно же, крестоношеное не относится к одним лишь мужчинам, как оно и не относится к одному лишь Христу. Путь Церкви, как и путь каждого из супругов, тоже лежит через отвержение себя: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Посмотрим, как Апостол Павел намекает на то, кто главнее в супружеских отношениях: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1 Кор. 7:5). То есть, не по «хотению мужа» (Ин. 1:13), не по желанию «жены сварливой и сердитой» (Притчи 21:19), но по обоюдному согласию (συμφωνου).

     Хотя  мы и называем себя рабами Христовыми, но Он называет нас друзьями и полагает душу Свою за нас. Это означает, что рабство наше не есть рабство пленника, которого закабалил насильник, но рабство любящего сердца, которое Христос уловил Своей любовью. То есть, послушание жены, по-библейски говорящей своему мужу «господин» должно быть добровольным послушанием любви. Конечно, всё это может показаться недосягаемыми идеалами, но не нам ли сказано: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48)?

     Итак, роль женщины в Церкви есть та же, что и роль каждого христианина, независимо от пола, национальности, социального положения, состояния здоровья и т.д. – соработничество Христу в деле нашего спасения. В силу своих индивидуальных дарований женщина может выбрать административное служение в Церкви, быть богословом, иконописцем или начальником хора, стяжать равноангельное житие в монашеском звании или святость в высоком звании матери – но всё это лишь внешние выражения некоторых аспектов жизни христианина. Главное же – это «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петра 3:4). Потому что Тело Христово состоит не из администраторов, богословов или иконописцев, даже не из священнослужителей, но из христиан. И роль каждого христианина – мужчины или женщины – по слову преп. Серафима Саровского, «стяжание Духа Святаго Божия». 

     Жены, повинуйтесь своим мужьям... Да будет  украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно [многоценно] пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином (1 Пет. 3. 1, 3-6). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Булгаков С.  Н., прот. Православие. Очерки учения  православной церкви. - М.: Терра, 1991. - 416 с. 

2. Булгаков С.  Н., прот. Свет невечерний. Созерцания  и умозрения. - М.: Республика, 1994. - 415 с. (Мыслители XX века). 

3. Варсануфий  Великий и Иоанн, препп. Руководство  к духовной жизни в ответах  на вопрошения учеников.  –  М.,  2003. 

4. Василий Великий,  свят. Нравственные правила. –  М.: Московское подворье Свято-Троицкой  Сергиевой Лавры, 2003. 

5. Вениамин (Пушкарь), арх. Священная библейская история.  Изд-е 3-е. – Владивосток - СПб., 2003. – 768 с. 

6. Воронов Ливерий, прот. Догматическое богословие. Курс лекций. – М., 1999. 

7. Гельвеций. О человеке // Соч. В 2-хтт. Т. 2. Сост. и общ. ред. Х.Н. Момджана. – М.: Мысль, 1974. – 688 с. ("Философское наследие"). 

8. Дорофей авва, преп. Душеполезные поучения. М., 2000 

9. Духовная жизнь. Аскетические творения святых Отцов. – М., 2000. 

10. Емельянов А., иерей. Введение в Новый Завет. – М.: ПСТБИ, 1999. – 48 с. 

11. Иисус Христос в документах истории. Составление, статья и комментарии Б.Г. Деревенского. Изд. 4-е, исправленное и дополненное – СПб.: Алетейя, 2001. – 574 с. (Античное христианство. Источники). 

12. Иларион, митрополит Киевский. Слово о законе и благодати. / Сост. , вступ. Ст., пер. В.Я. Дерягина. Реконструкция древнерусского текста Л.П. Жуковской. Коммент. В.Я. Дерягина, А.К. Светозарского. – М.: Столица, Скрипторий, 1994. – 146 с. 

13. Иларион (Алфеев), еп. Во что верят православные христиане. Катехизические беседы. - М., 2004. - 160 с. 

14. Иннокентий, еп. Пензенский (Смирнов). Живите  достойно  неба. Житие. Слова. – М., 2002. – 256 с. 

15. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – М.: Лодья, 2002. – 465 с. (репринт издания: СПб., 1894). 

62. Иоанн Златоуст. Бог по любви попускает бедность, болезни и скорби // Иже во святых  отца нашего Иоанн, архиеп. Константинопольского  Златоустаго избр. творения. Т. 1. –  СТСЛ, 1993. С. 98 - 100. 

63. Иоанн Златоуст. К верующим в судьбу  

64. Иоанн Златоуст. О скорбях благочестивым и о Промысле Божьем

Информация о работе Библейский идеал человека