Библейский идеал человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 06:40, реферат

Описание работы

Теолого-онтологическая доктрина Библии всецело проявляется в учении о человеке, антропологии. В сравнении с дуалистическими представлениями Востока и античности, согласно большинству из которых человек наделен той же природой, что и космос и является его слепком, библейское учение определенно говорит о том, что человек есть образ Божий. Вот как повествует об этом первая книга Ветхого Завета — Бытие: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".

Содержание работы

Содержание 2
Человек как образ Божий 3
Библейский образ идеального мужчины 5
Библейский образ идеальной женщины 9
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Библейский идеал человека.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)
    1. Содержание:
  1. Содержание             2
  1. Человек как образ Божий         3
  2. Библейский образ идеального мужчины       5 
  3. Библейский образ идеальной женщины       9
  4. Список литературы         13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Человек как образ Божий 

     Теолого-онтологическая доктрина Библии всецело проявляется в учении о человеке, антропологии. В сравнении с дуалистическими представлениями Востока и античности, согласно большинству из которых человек наделен той же природой, что и космос и является его слепком, библейское учение определенно говорит о том, что человек есть образ Божий. Вот как повествует об этом первая книга Ветхого Завета — Бытие: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".

     Великий систематизатор святоотеческого учения, отстоявший в тяжелые времена иконоборческой ереси иконопочитание, святой Иоанн Дамаскин (VIII  в.) комментировал соответствующий текст Священного Писания следующим образом: "…Бог Своими руками творит человека и из видимой, и невидимой природы как по своему образу, так и подобию: тело образовав из земли, душу же, одаренную разумом и умом, дав ему посредством Своего вдуновения, что именно, конечно, мы и называем божественным образом; ибо выражение: "по образу" обозначает разумное и одаренное свободной волею; выражение: "по подобию" обозначает подобие чрез добродетель, насколько это возможно (для человека)".

     Следовательно, человек — не микрокосм, как думали греки, а "микро-Бог", говоря святоотеческим языком, то есть онтологический библейский статус человека неизмеримо выше, чем в рассмотренных выше языческих учениях. Библейское понимание человека есть антропоцентризм. Это означает то, что онтологический статус человека выше статуса космоса и всего того, что в нем содержится. Человек есть центр, смысл и цель всего мироздания. Христианство освободило, таким образом, человека от подвластности природе, поставив его духовно в центре мироздания. Христианство впервые признало бесконечную ценность человеческой души. Христианство внесло то сознание, что человеческая душа стоит больше, чем все царства мира, потому что "какая польза приобрести весь мир и потерять душу свою".

     Поскольку же человек отражает в своей сотворенной  природе природу и структуру  Божества, в нем нет, как учили тому в Китае, Индии или Греции, противоборствующих начал в онтологическом смысле, как нет их и в Боге. Подобно тому, как Святая Троица представляет собой единство трех ипостасей — Отца, Сына и Святого Духа, человек являет собой единство трех равнозначных между собой составных частей — тела, души и духа. Если у йогов, буддистов, орфиков, Пифагора, Платона, гностиков тело рассматривалось как изначально порочный, негативный компонент, природа которого должна быть побеждена силой человеческого духа, то библейский статус физического в человеке неизмеримо выше. Тело сотворил сам Господь Бог, поэтому греховным оно быть не может. Если в древневосточных и античных антропологических учениях душа и тело представляли собой два различные начала, соединенные вместе лишь на некоторое время, а затем снова разлучаемые навечно, то, как известно, христианское учение начисто отвергает саму идею пред существования души. Тело, душа и дух, по Библии, — не самостоятельные начала. Это — единый человек, которому первое, второе и третье дано раз и навсегда.

     С другой стороны, в отличие от некоторых  индийских учений, согласно которым  человек в результате усиленных  духовных тренировок достигает состояния  нирваны, то есть сливается с Космическим  Разумом, Божеством, Библия учит тому, что человек может преодолеть разрыв между своей тварной природой и природой Бога не по естеству, а по благодати. Господь Бог в Библии, поэтому, одновременно и онтологический, и этический идеал, идеал досягаемый, воссоединение с которым в христианской аскетики выражается в понятии "обожение", понимаемом как восстановление образа Божьего в человеке. Библейский этический идеал именно потому выше всех остальных, что он трансцендентен миру и человеку.

     Как же тогда грех вошел в человеческую природу? Библейское Откровение дает следующий ответ на этот вопрос: грех был сознательно избран первыми людьми вследствие неповиновения воле и предостережениям Господа. Иначе говоря, грех есть результат работы человеческого сознания, человеческой души, обладающей свободной воле. Не тело, а душа может быть ориентирована либо на добро, либо на зло, либо на добродетель, либо на грех. Тело же может являться лишь инструментом греховной души и потому этически нейтрально. Поэтому в основании библейской аскетики, нравственности лежит не идея борьбы с физическим началом в человеке, а идея борьбы с грехом путем очищения души от греховных помыслов.

     Появление принципиально новой этической  категории — греха, каковой не было ни в восточных, ни в античных учениях, означало то, что человек, осознавая зло, сознательно творит его. Такая позиция была совершенно невозможна в этической системе Сократа, который учил тому, что "никто не делает зла по своей воле".

     Дойдя до категорий греха и грехопадения, мы обнаруживаем факт обратного влияния  этической сферы на антропологическую. Несмотря на то, что, как мы увидели, категории зла и греха являются не онтологическими, а этическими, то есть ни зло, ни грех как таковые не могут существовать самостоятельно, вне чьего-либо сознания, само обстоятельство избрания человеком зла, греха меняет природу этого человека. После грехопадения первых людей катастрофически упал их онтологический статус; первоначальный образ Божий был в них искажен.

     Поскольку же человек самостоятельно восстановить образ Божий в силу своей слабости и греховности не в состоянии, возникает необходимость в религии (с лат. religare — восстановление связи), возобновлении исконных отношений с Творцом, в обращении к Богу как Первообразу и эталону, как к высшему пределу всякого совершенствования. Поэтому цель библейской этики онтологична, поскольку заключается в восстановление исконного онтологического статуса, данного человеку свыше — утраченного образа Божьего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Библейский образ  идеального мужчины. 

     По  отношению к мужу, как творению Бога, имеется определенный замысел у Творца.

     После определенного творческого этапа, о котором нам повествует Библия, Бог сотворил человека. Вот как  это звучит: "И сотворил Бог  человека по образу Своему, по образу Божию  сотворил их".

     При вдумчивом чтении первой и второй главы Библии мы видим, что сотворением человека как бы замкнулась цепь творческого процесса. Завершён определенный цикл Его творения. Это видно из текстов Его слова "... Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал." Быт. 2:1-2.

     В великом созвучии с этими словами, как бы в подтверждение всей целесообразности Его творения, как радостная песнь, раздаются слова: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма..." Быт. 1:31.

     27 ст. 1 гл. Быт. содержит в себе  нечто удивительное: "... сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" - это звучит и мыслится, как нечто единое, слитое, неразрывное, составляющее полноту человека, два - одно.

     2 гл. 7 и 22 ст. описывают процесс  творения человека. Между 7. и 22 ст. мыслится огромный промежуток времени. Адам не знал, что его подобие сокрыто в нем. Но прежде, чем ее извлечь из него, Бог наперед накладывает на Адама ответственность, выраженную в заповеди: Быт. 2:16-17: "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь". Это ответственность Адама не только за свою жизнь, но и за жизнь той, которая будет приведена к нему, ответственность за будущее поколение.

     Библия  повествует об удивительном порядке  сотворения семьи: вначале Он сотворил небо и землю, сотворил и разлил свет, посредством света определил день и ночь, определился вечер и утро. Отделил воду, которая под твердью от воды, которая над твердью, твердь Бог назвал небом. Бог освобождает сушу от воды.

     Бог словом Своим произрастил зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод... Он создает светила, упорядочевает времена года, Он творит животный мир, мир рыб и птиц.

     Это похоже на устройство жилища, весьма красивого, ценного, уютного, чудного и совершенного в своем роде, в котором все предусмотрено. И, наконец, решением Бога звучат слова: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему". Для какой цели? "И да владычествуют они..." Быт. 1:26. Это, воистину, венец творения - царственная личность, обладающая разумом, любовью и волей...

     "И создал Господь Бог человека из праха земного… и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою"

     Человек – это сложное и величественное творение, носящее образ и подобие  Творца (Бога).

     Бог сотворил человека, краеугольный камень семьи, на нем и чрез него строится семья, которая является прообразом строительства Церкви на Христе. Итак, Адам сотворен, когда Евы, как отдельной личности, еще не было; Бог, облекая его ответственностью, определил его быть главою семьи...

     Господь, видя Адама в раю, сказал: "Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему." Быт. 2:18.

     Если  Адам поражает нас своим величеством, то не меньше нас поражает величество Евы, поскольку сотворена она  по замыслу Того же Художника. Прежде всего, для нас открывается то, что она сотворена из самого Адама, как бы отделена от него. Ева сотворена свободной, ибо взята от свободного мужа, а поэтому и она обладает свободной волей, чтобы соответствовать ему.

     В ней заложены те же качества, что  и в нем. Не для того она сотворена, чтобы над нею господствовали, не для скорбей и болезней, да и сам Адам не нуждался в том, чтобы ему господствовать над Евой. Он нуждался в помощнике, с которым мог бы разделить всю свою власть, которую дал ему Бог. Он нуждался в друге и искал этой дружбы с таким существом, которое соответствовало бы ему.

     И Господь дал ему помощника, воистину, соответственного ему.

     Бог предназначил эту чету не только для  управления и охраны сада, здесь  еще сокрыта великая тайна...

     "... и привел Господь ее к человеку..." При виде её Адам торжественно провозглашает: "...вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа".

     Адам  нарек имена всем животным, всей твари на земле и, в завершение всего, он нарекает ей имя, самое дорогое  имя, которое вобрало в себя саму сущность той, которую Бог привел к нему, имя, которое дает ему право на размножение и наполнение земли человеческим родом, - Жена.

     Необходимо  подчеркнуть, что "... ответственность  за почитание своих родителей, представленная в Исх. 20:12, не останавливает процесс ухода от них и соединения мужа с женою" Быт. 2:24. Несмотря на ответственность за родителей и попечение о них, он оставляет их и прилепляется к жене, перенося всю силу любви и попечения на неё, не забывая должного по отношению к отцу и матери.

     Этот  текст также говорит об активном действии мужчины: он – оставит, он –прилепится, и, после этого, они  сливаются в одну неразрывную  плоть. Это единение особым образом  отражено в их детях, именно в детях  невозможно отделить его от нее (одна плоть).

     Ответственность за соединение возложена на мужа.

     Ап. Павел в Послании к Еф. 1:21-23 раскрыл  великую тайну Церкви. Эти тексты показывают, что " Бог... поставил Христа выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем". На этой же основе создается семья. Христос возлюбил Церковь, и ради Церкви Он пошёл на крест: "... предал Себя за нее..., чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна". Бог привел Церковь ко Христу, Христос несет за Нее ответственность: "...Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание...Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною...И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них..." Ин. 17:12, 24, 26.

Информация о работе Библейский идеал человека