Сущность теории этноса Л.Н. Гумилева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 12:47, реферат

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать сущность теории этноса Л.Н. Гумилева и донести ее суть до слушателей.

В соответствии с целью исследования поставлены и решены следующие задачи:

◦Исследовать литературу по теме;
◦Изучить основные направления теории этноса Л.Н. Гумилева

Файлы: 1 файл

СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ ЭТНОСА ГУМИЛЕВА.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность. Известно, что народы возникают и исчезают. Все ныне живущие народы когда-то появились, а бывшие прежде исчезли. Нет больше половцев и печенегов, нет хазар и гуннов, нет финикийцев и этрусков, нет римлян и эллинов. Вместе с тем когда-то появились французы и испанцы, а раньше на их землях жили другие народы с другими названиями.

Кроме того, известно, что в разные периоды своего существования  народы имеют разную силу. Так, в XIII веке монголы покорили большую часть  Евразии, а теперь они – небольшой народ, живущий между Россией и Китаем. Откуда же взялась сила монголов в XIII веке и куда она девалась теперь?

Этногенез –  это процесс возникновения, становления, развития, упадка и исчезновения народов  и суперэтносов. Слово “этнос”  означает народ, а “генезис” – происхождение.

Процесс этногенеза хорошо описан в работах Л.Н.Гумилева и объяснен его “теорией пассионарности”. Других вразумительных теорий этногенеза просто нет.

      Историография. Воззрения Л.Н.Гумилева – сложная система, в которой взаимодействуют не локальные объекты, а Космос и биосфера Земли в целом.  В 1979 г. было впервые опубликовано основополагающее произведение «Этногенез и биосфера Земли», в котором автор дал целостное изложение своей теории этногенеза с ее ключевым звеном – учением о пассионарности. Создавая теорию этногенеза, Л.Н.Гумилев выступил не только как историк, но и географ, этнограф, востоковед, психолог. Он – один из тех, кто понял, что наступил век интеграции наук. Однако, в период «застоя» работа Гумилева замалчивалась, а если и были отзывы, то, в основном, негативные. Так, В.Чивилихин усмотрел в его концепции «русофобско-спекулятивную сущность», Б.Рыбаков назвал ее «самообманом» и т. д. В последующие годы также явилось немало критиков, но всех их объединяет одно: они ограничиваются критикой частных моментов. Никем не сделано попыток опровергнуть теорию в целом. Она лишь голословно называется «плодом предвзятых идей и авторской фантазии» [6;C.167]

      Цель  исследования состоит в том, чтобы проанализировать сущность теории этноса Л.Н. Гумилева и донести ее суть до слушателей.

      В соответствии с целью исследования поставлены и решены следующие  задачи:

    • Исследовать литературу по теме;
    • Изучить основные направления теории этноса Л.Н. Гумилева.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I.

Биография Л. Н. Гумилёва 

      Имя выдающегося, талантливейшего самобытного  ученого, основателя новой дисциплины в науке - этнологии - лежащей на стыке  нескольких отраслей знаний - этнографии, истории, географии, археологии, психологии - Л. Н. Гумилева хорошо известно историкам, но, тем не менее, мало известно широкому кругу читателей. Сейчас мы знаем  о трагической судьбе его и его родителей - Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. 

Лев Николаевич Гумилев родился в Царском  Селе 1 октября 1912 года. В детстве  воспитывался у бабушки в имении Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии.

       В 1917 году, после Октября, семья покинула деревенский дом и переселилась в г. Бежецк. Лев здесь учился в  средней школе до 1929 года. В 1930 году подал заявление в университет, но ему в приеме было отказано из-за социального происхождения. Гумилев встает на учет в бирже труда, которая на следующий год направляет его работать в геологоразведочный институт. В 1931 году в составе геологической поисковой экспедиции работает в Саянах коллектором. В 1932 году Л. Н. поступает научно-техническим сотрудником в экспедицию по изучению Памира. В 1933 году он уже в Крыму - научно-технический сотрудник археологической экспедиции Г. А. Бонч-Осмоловского .

       Осенью  возвращается в Ленинград и начинает работать в Геологическом институте научно-техническим сотрудником. В том же году начальник экспедиции Г. А. Бонч-Осмоловский арестован, а Л. Н. выдворен из Геологического института. Лев Николаевич готовится к вступительным экзаменам и в 1934 году он уже студент исторического факультета Ленинградского университета, где слушает курсы по истории у В. В. Струве, Е. В. Тарле, С. И. Ковалева и других светил исторической науки.

       Первый  арест, следственная тюрьма... В 1935 году - обращение А. А. Ахматовой к Сталину спасает Л. Н. Гумилева и арестованных вместе с ним студентов университета "из-за отсутствия состава преступления". Тем не менее, он исключен из университета. В это время он постоянно посещает Ленинградское отделение Института Востоковедения АН СССР (ЛО ИВАН АН СССР), где самостоятельно изучает печатные источники по истории древних тюрков. В 1937 году восстановился в ЛГУ. Будучи студентом, выступил с докладом в ЛО ИВАН АН СССР на тему "Удельно-лествичная система тюрков в VI-VIII веках", который спустя 12 лет - в 1959 году - увидит свет на страницах журнала "Советская этнография" (N 3).

       В начале 1938 года Л. Н. Гумилев арестован, будучи студентом ЛГУ, и осужден на пять лет. Срок окончился в 1943 году, и он был оставлен в Норильлаге техником-геологом. В бараке жил по соседству с татарами и казахами и выучил татарский, казахский - тюркские языки. После окончания срока просился в Советскую Армию. Лишь спустя почти год ему удалось получить разрешение на это. Осенью 1944 года он на Первом Белорусском фронте в качестве рядового солдата на переднем крае дошел с боями до Берлина. В 1945 году по общей демобилизации вернулся в Ленинград, восстановился студентом в ЛГУ и в начале 1946 года экстерном сдал 10 экзаменов и окончил университет. За это же время сдал все кандидатские экзамены и поступил в аспирантуру ЛО ИВАН СССР. Летом 1946 года, будучи аспирантом, принимал участие в археологической экспедиции М. И. Артамонова в Подолии.

       После ждановского доклада о журналах "Звезда" и "Ленинград" и постановления  по этому поводу ЦК ВКП(б), в которых имя А. А. Ахматовой было облито черными красками, Л. Н. Гумилева исключили из аспирантуры .

В 1947 году поступает в Ленинградскую психотерапевтическую больницу библиотекарем и благодаря  положительной характеристике больницы допускается к защите диссертации кандидата исторических наук при ЛГУ, которая состоялась 28 декабря 1948 года.

       Весной 1948 года в качестве научного сотрудника участвует в археологической  экспедиции под руководством С. И. Руденко  на Алтае, на раскопе кургана "Пазырык". После защиты кандидатской диссертации был принят научным сотрудником в "Музей этнографии народов СССР".

7 ноября 1949 года снова арестован, без  всякой мотивировки, осужден Особым  совещанием на 10 лет и сослан  в лагерь "Особого назначения" в Чурбай Нура около Караганды,  откуда переведен в другой лагерь у Междуреченска под Омском, в Саянах, где в 1956 году был реабилитирован по причине "отсутствия события преступления".

       В 1956 году Л. Н. вернулся в Ленинград. Работая библиотекарем, завершил докторскую диссертацию "Древние тюрки" и защитил ее. После защиты докторской диссертации Л. Н. Гумилева приглашает ректор ЛГУ член-корреспондент А. Д. Александров на работу в Научно-исследовательский институт географии при ЛГУ, где он проработал по 1986 год, до выхода на пенсию. Кроме работы в НИИ он вел курс лекций в ЛГУ по "Народоведению". В 1974 году защитил вторую докторскую диссертацию, на этот раз по географическим наукам, которую не утвердили по причине того, что "она выше докторской, поэтому и не докторская". Эта работа, известная под названием "Этногенез и биосфера Земли", спустя 15 лет, в 1989 году вышла отдельной книгой и была раскуплена в течение одного-двух дней со склада издательства ЛГУ. Заслуги Л. Н. Гумилева, как в области научных исследований, так и в педагогической деятельности упорно игнорировались. В этом одна из причин того, что он не был удостоен даже звания профессора, тем более каких-либо правительственных наград или почетных званий.

       С 1959 года его труды начали печатать небольшими порциями. В этих условиях он окунулся в работу Ленинградского отделения Всесоюзного географического общества. Через его сборники ему удалось выпустить в свет ряд своих работ, не допущенных в официальные научные периодические издания. После защиты второй докторской диссертации, основные положения которой публиковались в серии "Ландшафт и этнос" почти в каждом номере "Вестника Ленинградского университета", "научные" власти наложили вето на публикации Л. Н. Гумилева в этом научном журнале.

       Л. Н. Гумилева лишь условно можно назвать  историком. Он автор глубоких новаторских исследований по истории кочевников Срединной и Центральной Азии за период с III в. до н.э. по XV в. н.э., автор исторической географии - изменения климата и ландшафта того же региона за тот же период, создатель теории этногенеза, автор проблем палеоэтнографии Средней Азии, истории тибетских и памирских народов в I тысячелетии н.э., он же - источниковед нарративных источников кочевых народов. В его трудах огромное внимание уделено проблеме Древней Руси и Великой Степи, освещаемое с новых позиций...

 По личным приглашениям он принял участие в Международных научных съездах, организованных по линии ЮНЕСКО по археологии, истории в Чехословакии (1966, Прага), Венгрии (Будапешт, по линии АН Венгрии) и т.д.

       Л. Н. Гумилёв умер 15 июня 1992 года в Санкт-Петербурге.

На его похоронах  кто-то вспомнил эпитафию Эйнштейну: «Он  вновь скрылся во Вселенной, как  будто вернулся в родной дом». Так  и Гумилев: завершив восьмидесятилетнюю экспедицию на Землю, он исчез, оставив  памятники своей бесстрашной мысли. 
 
 
 
 
 
 

 

ГЛАВА II.

Что такое этнос

II.1.Понятие этноса

       Человечество  как биологическая форма –  это единый вид с огромным количеством  вариаций, распространившийся в послеледниковую  эпоху по всей поверхности земного  шара. Фактически вся Земля –  обиталище человека. За период своего существования вид homo sapiens неоднократно и постоянно модифицировал свое распространение на поверхности Земли, но подобно любому другому виду, стремился освоить возможно большее пространство. В отличие от большинства млекопитающих homo sapiens нельзя назвать ни стадным, ни индивидуальным животным. Человек существует в коллективе, который, в зависимости от угла зрения, может рассматриваться то как общество, то как народность, т.е. каждый человек является и членом общества, и представителем народности (этноса).

Условимся о значении терминов. Греческое слово «этнос» имеет в словаре много значений, из которых мы выбрали одно: «вид, порода», подразумевается – людей. Для постановки темы не имеет смысла выделять такие понятия, как племя или нация, потому что нас интересует тот член, который можно вынести за скобки; иными словами – то общее, что имеется и

среди англичан и среди масаев, и у древних  греков и у современных цыган. И Гумилев находит это общее: это свойство вида Homo sapiens группироваться так, чтобы можно было противопоставить себя и «своих» (иногда близких, а часто довольно далеких) всему остальному миру. Это выделение характерно для всех эпох и стран: эллины и варвары; китайцы (люди Срединного государства) и ху (варварская периферия); арабы-мусульмане во времена первых халифов и «неверные»; европейцы католики в средние века и нечестивые (в том числе греки и русские); «православные» (в ту же эпоху) и «нехристи», включая католиков; туареги и нетуареги; цыгане и все остальные и т.д. Явление такого противопоставления универсально, что указывает на его глубокую подоснову, сущность которой нам предстоит вскрыть.

       Попробуем раскрыть природу зримого проявления наличия этносов – противопоставления себя всем остальным: «мы» и «не мы». Что рождает и питает это противопоставление?

       Не  единство языка, ибо есть много двуязычных и трехъязычных этносов и, наоборот, разных этносов, говорящих на одном  языке. Так, французы говорят на четырех  языках: французском, кельтском (бретонцы), баскском и провансальском, причем это не мешает их этническому единству. Итак, хотя в известных случаях язык может служить индикатором этнической общности, не он ее причина. То же самое можно сказать про культуру, идеологию, экономические связи и даже про общность происхождения, которая никогда не бывает монолитной. Каждый этнос когда-то возник из сочетания двух и более составляющих компонентов, которые, сливаясь, образуют целостность, но с определенной внутренней структурой.

II.2. Свойства этноса

       Каждый  этнос имеет свою собственную внутреннюю, практически неповторимую структуру и стереотип поведения. У живущих, вернее, развивающихся этносов то и другое находится в динамическом состоянии, т.е. меняется от поколения к поколению, у реликтовых - стабилизировано в том смысле, что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

       Поскольку это явление повсеместно, то, следовательно, оно отражает некую физическую или  биологическую реальность, которая  и является для нас искомой  величиной. Раскрыть эту величину можно только путем анализа возникновения и исчезновения этносов и установления принципиальных различий этносов между собою, а также характера этнической преемственности. Совокупность этих трех проблем мы называем этногенезом. 

Информация о работе Сущность теории этноса Л.Н. Гумилева