Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:43, реферат
Концепции устойчивого развития начали вырабатываться около сорока лет назад. К данному моменту времени эта дисциплина уже имеет под собой чёткие теоретические обоснования и выработала свои особые методы познания. Всё это возникло в результате совместной работы виднейших умов мирового сообщества, обеспокоенных проблемами экологии. Также особый вклад в развитии идей устойчивого развития внесла Организация Объединённых Наций, благодаря которой правительства всей Земли осознали важность и необходимость незамедлительного решения глобальных проблем, таких как нехватка пресной воды, перенаселение, истощение природных ресурсов и других.
Введение…………………………………………………………………………2
Осознание проблемы и первые шаги на пути к решению ……………….…..3
Первая конференция по проблемам окружающей среды…………………….6
Утверждение концепции устойчивого развития……………………………...9
Век XXI………………………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список использованных источников………………………………………….15
Специально к Конференции была выпущена книга под символическим названием “Только одна Земля”. Барбара Уорд — известный английский экономист и публицист, одна из авторов книги, в своей статье о проблемах, обсуждавшихся участниками Конференции, писала, что общество вновь переживает переходную эпоху, что подтверждает сам факт созыва подобной конференции. Как часто случалось и прежде, наш способ мышления не может прийти в согласие с общепринятым здравым смыслом.
Во-первых, потому что у человечества появилась возможность сделать нашу планету непригодной для жизни. До сих пор люди считали, что они могут наносить природе локальный ущерб. Они беспечно вели сельское хозяйство, разрушая верхний слой почвы, сводили леса, вытаптывали пастбища, истощали рудники. Сегодня наши специалисты знают, что воздух, почва и вода образуют полностью взаимозависимую мировую систему биосферы, которая поддерживает все живое, преобразует всю энергию и, несмотря на могучую жизнеспособность, целиком состоит из исключительно хрупких и уязвимых механизмов.
Во-вторых, доктрина экономического роста, лежащая в основе послевоенной экономической политики большинства стран мира, не смогла решить проблем нищеты и отсталости. Разрыв между богатыми и бедными странами увеличился. В условиях ограниченных ресурсов планеты безудержное наращивание темпов производства грозит катастрофой. Но в таком случае, чьи растущие устремления следует сдерживать? Как нации, как планета, вынуждены решать эти фундаментальные проблемы выбора и справедливости?
В-третьих, возникает вопрос о планетарной справедливости, который также не может быть решен иначе, как совместными усилиями всех государств. Как нам обеспечить, чтобы необходимость борьбы с загрязнением не стала препятствием на пути развития, столь необходимого для двух третей человечества?
Разумеется, Конференция не ставила перед собой цель найти ответы на вопросы, ставшими центральными в ее повестке дня. Но она положила начало будущим дискуссиям, определила круг первостепенных задач, которые необходимо решать на начальном этапе процесса становления новых форм взаимодействия природы и общества.
Важнейшим
итогом Конференции было предложение
о признании в качестве основного
правового принципа права человека
на благоприятную окружающую среду.
Первый принцип Стокгольмской
Конференция приняла план действий из 109 пунктов-рекомендаций, адресованных национальным правительствам и международным организациям, и предложила создать в системе ООН новый механизм, который содействовал бы воплощению решений Конференции в конкретные действия политического и научного характера. Для осуществления решений Конференции в 1972 году была создана новая межправительственная организация системы ООН — Программа ООН по Окружающей Среде (ЮНЕП), штаб-квартира которой находится в Найроби (Кения). Она выполняет координирующую и катализирующую функции в области окружающей среды и природных ресурсов.
В рекомендации также вошли предложения проводить программы по образованию и подготовке профессионального, технического и административного персонала, с тем, чтобы дать ему возможность более эффективно использовать в своей работе экологические концепции. Важно начать подготовку специалистов в области принятия решений по проблемам окружающей среды, что должно стать обычной и постоянной функцией многих государственных учреждений. Необходимо содействовать практике участия неправительственных организаций в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды.
Стокгольмская
конференция дала толчок развитию изучения
окружающей среды на национальном и
международном уровне, способствовала
формированию правовых норм и законодательных
инициатив, содействовала процессу поиска
ресурсосберегающих технологий, ускорила
возникновение международных форм сотрудничества
по защите окружающей среды. Конференция
в Стокгольме послужила основой новых,
более широких международных действий
по защите окружающей среды и развитию.
Она стала предтечей Конференции в Рио-де-Жанейро
1992 года, на которой были выработаны основные
принципы устойчивого развития.
Утверждение
концепции устойчивого
развития
В утверждении принципов устойчивого развития международный экологический форум Рио-де-Жанейро 1992 года, несомненно, занял важное место инициатора. Рио-92 останется для человечества компетентным предупреждением, грозным предостережением, совестливым укором.
В декабре 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призывающую организовать проведение на уровне глав государств и правительств специальную конференцию, посвященную выработке стратегии устойчивого, экологически приемлемого экономического развития цивилизации. С этой резолюции началась прямая дорога в Рио. Общее руководство подготовкой конференции осуществлял в течение двух с половиной лет Генеральным секретарём Конференции по окружающей среде и развитию Морисом Стронгом из Канады. В декабре 1989 года был создан специальный подготовительный комитет, который провел первую сессию в августе 1990 года в Найроби, вторую и третью - в 1991 году в Женеве и четвертую - в марте 1992 года в Нью-Йорке. В его работе принимали участие представители более 170 стран мира, готовившие общими усилиями три основополагающих документа конференции - Декларацию Рио по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию лесов и "Повестку дня на XXI век". Параллельно шла работа специального межправительственного переговорного комитета ООН по подготовке Рамочной конвенции об изменении климата и Конвенции о биологическом разнообразии. В соответствии с резолюцией 45/211 генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1990 года и ее решением 46/468 от 13 апреля 1992 года Конференция ООН по окружающей среде и развитию начала свою работу 3 июня и продолжалась до 14 июня 1992 года. Ее участниками стали 177 стран, Европейское экономическое сообщество (по списку стран-участников). Возникла проблема с представительством Югославии при наличии на конференции Словении, Хорватии. На конференции также присутствовали представители подразделений ООН, секретариатов региональных комиссий, органов и программ ООН, некоторых специализированных учреждений и смежных организаций. В качестве наблюдателей на конференции находились делегаты ассоциированных членов региональных комиссий, национально-освободительных движений, таких как Африканский национальный конгресс (Южная Африка) и Панафриканский конгресс Азании, а также представители 35 межправительственных организаций. Конференцию открыл Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали. Он предложил участникам Конференции соблюсти две минуты молчания от имени планеты Земля. Две минуты молчания в это же время были соблюдены во всем мире. Приводя доводы в пользу того, чтобы считать Конференцию историческим событием, Бутрос Гали подчеркнул, что "историки, возможно, сочтут, что именно эта встреча на высшем уровне по проблемам Земли послужила началом глубоких гносеологических изменений". Выражая оптимизм в отношении будущего, Бутрос Гали сказал: "Так или иначе, мы в некотором роде "обречены" приблизиться, хотя бы на один шаг, к той "благодетельной планете", существование которой предсказал исламский философ аль-Фараби".
Конференция стала сложнейшим организмом, работа которого шла в комиссиях, на пленарных секционных заседаниях, где выступали главы государств, министры экологии, представители государственного аппарата, специалисты, эксперты. С трибун Конференции выступили только 118 глав государств и правительств. В этом веере событий и лиц большое внимание обращалось на тех, кто представлял мир "сильных", промышленно развитых стран.
Одними из важнейших проблем конференции были подписание Конвенции о биологическом разнообразии и вопросы сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу, связанные с подписанием Конвенции об изменении климата.
Одним из результатов работы конференции явилось принятие Декларации по окружающей среде и развитию и амбициозной программы действий под названием "Повестка дня на XXI век". Декларация представляет собой свод 27 принципов, которые во многом перекликаются с положениями Стокгольмской предшественницы. В то же время в Декларации Рио-де-Жанейро нашли отражение кардинальные изменения, произошедшие в мире в 80-е гг. Так, красной нитью через весь текст Декларации проходит идея устойчивого развития, концептуальные основы которой были заложены в 1987 г. в знаменитом докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию. Принцип 3 Декларации, раскрывающий содержание концепции, гласит: "Право на развитие должно осуществляться таким образом, чтобы адекватно удовлетворять потребностям нынешнего и будущего поколений в областях развития и окружающей среды". Важно также отметить, что в Декларации предпринята попытка наметить общие контуры новой модели международного сотрудничества — "глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли" (принцип 7).
На конференции в Рио-де-Жанейро были также открыты для подписания два важнейших глобальных соглашения: Рамочная конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии. Конвенции направлены соответственно на достижение стабилизации содержания в атмосфере парниковых газов и обеспечение устойчивого использования генетических ресурсов планеты. Оба документа, хотя и имеют огромное значение, составляют лишь фундамент для последующего развития правового регулирования в данных областях. Предполагается, что для реализации целей, определенных в конвенциях, государства должны разрабатывать национальные планы, принимать соответствующие законы и заключать международные соглашения, уточняя тем самым обязательства, взятые на себя в Рио.
Как и документы, одобренные в Стокгольме, решения конференции в Рио-де-Жанейро (прежде всего, план мероприятий "Повестка дня на XXI век") имели определенные последствия, главным из которых стало создание Комиссии по устойчивому развитию. КУР является вспомогательным органом ЭКОСОС, призванным поощрять и анализировать прогресс в осуществлении "Повестки дня на XXI век" на национальном, региональном и глобальном уровнях и содействовать комплексному и рациональному регулированию развития и охраны окружающей среды. Это стало очень важным шагом, даже не смотря на то, что её полномочия носят весьма скромный характер. В компетенцию Комиссии не входит принятие каких-либо юридически обязательных решений. Более того, государства не обязаны, а лишь вправе предоставлять КУР свои доклады, что существенно ограничивает ее надзорные функции. Таким образом, Комиссия является чем-то вроде дискуссионного клуба, основная задача которого состоит в мобилизации политической воли государств.
В целом итоги конференции в Рио-де-Жанейро вызывают неоднозначную реакцию. С одной стороны, она по праву может считаться исторической вехой в развитии международного природоохранного сотрудничества. Во-первых, собрав беспрецедентное число государственных деятелей высшего ранга, форум в Рио-де-Жанейро ознаменовал переход экологических проблем из периферийной области международной политики в разряд главных приоритетов. Во-вторых, конференция, с ее акцентом на идее устойчивого развития, указала на необходимость комплексного подхода к решению экологических проблем. В-третьих, помимо официальных делегаций в Рио-де-Жанейро съехалось множество представителей неправительственных организаций и заинтересованных частных лиц, что придало межправительственной по статусу конференции достаточно демократичный характер, создав полезный прецедент на будущее.
С
другой стороны, основанием для скепсиса
может служить тот факт, что в Рио выпукло
проявились разногласия, существующие
между промышленно развитыми и развивающимися
странами. Так, из-за противодействия стран
"третьего мира" участникам форума
не удалось выработать соглашение по одной
из самых животрепещущих проблем — тотальному
уничтожению тропических лесов. Вместо
договора на свет появился туманный документ
под названием "Не имеющее обязательной
силы заявление с изложением принципов
для глобального консенсуса в отношении
рационального использования, сохранения
и освоения всех видов лесов". Более
того, определенный раскол наметился и
в рядах развитых стран: обструкции была
подвергнута позиция Соединенных Штатов,
вследствие чего в Конвенцию об изменении
климата не вошли конкретные обязательства
государств по объемам и темпам сокращения
выбросов в атмосферу парниковых газов.
США отказались подписать Конвенцию о
биологическом разнообразии, ссылаясь
на то, что в ней адекватно не отражены
права, связанные с интеллектуальной собственностью.
Век
XXI.
В
2002 году в Йоханнесбурге, в Африке –
колыбели человечества, прошёл Всемирный
саммит ООН по устойчивому развитию. В
его работе приняли участие посланцы 195
стран, в том числе 104 президента и премьер-министра.
В ходе последнего
пленарного заседания саммита 4 сентября
его участниками была принята политическая
декларация форума, призывающая все страны
к работе на благо всеобщего процветания
и мира, а также план действий по борьбе
с бедностью и охране земной экологии.
Этот документ предусматривает ряд широкомасштабных
акций, обеспечивающих доступ сотням миллионов
человек к чистой воде и электрической
энергии, а также 50-процентное снижение
уровня бедности к 2015 году. В нем были оговорены
комплексные природоохранные программы,
замедляющие вырубку лесов и истощение
рыбных ресурсов мирового океана. План
также предусматривает глобальное снижение
субсидий на добычу ископаемых энергоносителей,
переход на возобновляемые источники
энергии.
Кофи Аннан, бывший генсекретарь ООН, назвал решения саммита перспективными и дающими реальную основу для масштабных действий по защите природы и улучшению жизни землян. Одной из главных побед саммита стала ратификация Киотского договора, ограничивающего выброс парниковых газов в атмосферу.
Но, к сожалению, большинство участников форума, оценили встречу, как безрезультатную и провальную. Оценивая итоговые документы, эксперты признали, что в них практически отсутствуют четко прописанные детали осуществления заявленных задач. В первую очередь это касается финансирования проектов и обеспечения их квалифицированными специалистами. Большинство сроков, установленных для достижения тех или иных провозглашенных целей, остаются размытыми.
Президент
Венесуэлы Уго Чавес охарактеризовал
работу форума как «монологи глухих».
На саммите не было настоящих дискуссий
о судьбах планеты, сказал он. Все выглядело
так, как будто политические лидеры приехали
сюда лишь для того, чтобы, просто «отчитать»
свои выступления.
Специальный советник генсека ООН по вопросам
окружающей среды Ян Пронк заявил, что
за десять лет, прошедшие с конференции
в Рио, решение проблемы бедности потерпело
полный крах, т. к. беспрецедентный экономический
рост в девяностые годы был выгоден
лишь богатым странам.
Возмущение
участников саммита вызвало пренебрежение
Соединенных Штатов к проблемам, обсуждаемым
в Йоханнесбурге. Если большинство крупных
стран в ключевой дискуссии представляли
их лидеры, американскую делегацию возглавила
заместитель госсекретаря по глобальным
вопросам Пола Добрянски.