Астрономия и астрология в Европе средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 12:52, реферат

Описание работы

Астрономия — наука о движении и свойствах небесных тел — является одной из древнейших естественных наук. На ранних этапах своего развития составляла единое целое с астрологией. Другие теории, исследующие внеземные объекты (астрофизика, космология и др.) также ранее рассматривались как часть астрономии, но в XX веке они выделились как отдельные науки.

Содержание работы

Введение
Понятие Астрологии и Астрономии
Византия
Западная Европа
Восточная Европа
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Астрономия и астрология В Европе средневековья 5.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Негосударственное образовательное учреждение

Тверской  институт экономики и менеджмента 
 

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 

Реферат

На  тему:«Астрология  и Астрономия в  Европе Средневековья» 
 
 

Выполнила студентка 1-ого

Заочного отделения

Специальность «Финансы и кредит»

Ельшина Анна

 

Принял: преподаватель  
 
 
 
 
 
 

Тверь-2010 
 

Содержание: 

Введение……………………………………………………3

Понятие Астрологии и Астрономии……………………...4

Византия……………………………………………………5

Западная Европа…………………………………………...8

Восточная Европа………………………………………….12

Заключение………………………………………………....14

Список литературы………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Астрономия и астрология являются одними из древнейших наук, они возникли на основе практических потребностей человека и развивались вместе с ними. Элементарные астрономические и астрологические сведения были известны уже тысячи лет назад в Вавилоне, Египте, Китае и применялись народами этих стран для измерения времени и ориентировки по сторонам горизонта.

До самого XVII века астрономия и астрология считались родными сестрами и те, кто тогда занимались астрономией, обладали и астрологическими знаниями. Например, Джордано Бруно, Николай Коперник, Тихо де Браге и многие другие известные астрономы были также и искусными астрологами. Исаак Ньютон высоко ценил астрологическое видение мира и сам успешно составлял гороскопы. Галилео Галилей, составив собственный гороскоп, предсказал себе тяжелую болезнь глаз и действительно ослеп к концу жизни. Иоганн Кеплер (1571-1630) был не только известнейшим астрономом, открывшим законы движения планет, но и опытным астрологом, составившим гороскопы многим видным людям, в том числе императору Рудольфу II, герцогу Фридландскому, полководцу Альбрехту фон Валленштейну и многим другим.

По мере развития науки в научной среде распространилось мнение о ложности астрологии, а астрономию выделили как отдельную науку.

Сейчас  понятие «астрология» стало многоплановым и неконкретным. Есть практикующие астрологи с чисто коммерческими интересами, в основном занятые весьма жестким дележом СМИ и книгоиздателей. Их знание астрологии ограничивается дежурным набором туманных фраз и умением составлять гороскоп.

Современная же астрономия переживает новую эпоху великих открытий, которые превосходят сделанные в свое время Галилеем. Они приводят к радикальным изменениям в научной картине мира.  
 

      
 

Понятие астрологии и астрономии.

  Астрология — группа систем, традиций, верований и оккультных доктрин, постулирующая воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и будущее) и, соответственно, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере.

Астрономия — наука о движении и свойствах небесных тел — является одной из древнейших естественных наук. На ранних этапах своего развития составляла единое целое с астрологией. Другие теории, исследующие внеземные объекты (астрофизика, космология и др.) также ранее рассматривались как часть астрономии, но в XX веке они выделились как отдельные науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Византия.

  В Византии в XI в. астрология по-прежнему занимала важное место в системе  естественнонаучных знаний. Но при  этом отношение к ней в византийском обществе было двойственным. Церковь  была враждебно настроена к астрологии, усматривая в признании зависимости поступков людей от положения и движения небесных светил противоречие с христианским вероучением о самоопределении души, свободе воли и воздаянии.

  Иным  было отношение к астрологии византийских монархов. При их дворах бывали астрологи, к которым императоры обращались за советом во всех важных случаях и которые должны были определять исход того или иного предприятия. Михаил V Калафат (1041 - 1042), задумав удалить из дворца усыновившую его императрицу Зою, обратился к астрологам, чтобы выяснить, благоприятствует ли время задуманному мероприятию. Глубокий пиетет к астрологам питал Константин IX Мономах (1042 - 1055). Он и сам следил за движением звёзд и пытался определять по ним свою судьбу. К астрологам в критических обстоятельствах обращался Михаил VII (1071 - 1078) для выяснения исхода событий и внимательно выслушивал их предсказания.

  Алексей I Комнин (1081 - 1118), мало внимания обращавший на небесные предзнаменования и объяснявший  их естественными причинами, относился  враждебно к астрологам и даже изгнал их из столицы. Однако, когда на небе появилась огромная комета, которую в народе считали вестником каких-то новых, необычайных событий, он был вынужден обратиться за разъяснениями подобного явления к сведущим людям, а именно к эпарху города Василию, довольно хорошо разбиравшемуся в учении астрологов. С огромным доверием относились к астрологии и василевсы из династии Ангелов. По рассказу Никиты Хониата, Алексей III Ангел (1195 - 1203) при неблагоприятном положении звёзд даже отказывался от переезда из Большого дворца во Влахернский. Как подчёркивает историк, византийские императоры и шага не делали, не посоветовавшись с астрологами о положении звёзд.

  В позднее Средневековье астрология в Византии в целом не занимала такого места, как на Западе (где она в это время стала активно развиваться). Однако среди учёной части населения астрономия и астрология вновь начинают вызывать большой интерес. Своим расцветом в палеологовское время наука о небе обязана Феодору Метохиту, находившемуся в центре политической и духовной жизни в период правления Андроника II (1263 - 1267). Метохит возродил эту некогда процветавшую, но теперь почти забытую науку. В научной среде начали разгораться споры о том, какая из наук более значима - математика (бывшая до того времени наиболее популярным предметом квадривиума) или астрономия с астрологией, и эти споры решались в пользу "науки о звёздах". Занятия Метохита были продолжены его учеником Никифором Григорой (1295 - 1360).

  В эпоху Великих Комнинов (1204 - 1461) центром изучения естественных наук становится Трапезунд. Во многом это заслуга Григория Хиониада (сер. XIII в. - ок. 1330).Константинопольский врач Григорий Хиониад прибыл в Трапезунд ранее 1295 г. и добился от императора Иоанна II (1280 - 1297) большой денежной субсидии для поездки в Персию, где успешно развивалась астрономия. Пробыв в Иране несколько лет между 1295 и 1301 гг., Хиониад привёз в Трапезунд большое число книг по астрономии и астрологии, которые затем перевёл на греческий язык и снабдил комментариями, как письменными, так и устными, наставляя учеников. Хиониад создал школы в Константинополе и Трапезунде, существенно обогатил византийскую астрономию в целом. В Трапезунде его школа продолжала существовать и позднее. В 1320-х - 30-х гг. клирик Мануил вёл занятия по персидским книгам и руководствам, привезённым Хиониадом. Продолжалось и составление астрологических таблиц. Вновь отметим, что астрономией и астрологией занимались люди, практиковавшие врачевание и ради врачевания; такими были Хиониад, Андрей Ливадин, Георгий Хрисококк. Результатом деятельности этих учёных стало то, что в 1330-е - 40-е гг. интерес к гороскопной астрологии вновь возрос - как в Византии, так и в Трапезундской империи.

  В последние десятилетия XIV в. разворачивалась  деятельность астронома, астролога и врача Иоанна Абрамия. В 1370-х гг. он был астрологическим советником Андроника IV (в частности, составил сохранившийся до наших дней гороскоп вступления Андроника IV в Константинополь и свержения с престола его отца, императора Иоанна V, 12 августа 1376 г.). Абрамий стал основателем астрологической школы, которая процветала в 1370-х - 1400-х гг. В этой школе был большой интерес к теории затмений, на что указывают сохранившиеся во множестве соответствующие расчёты. Абрамий и его коллеги копировали и переводили астрологические и астрономические сочинения, и эта их деятельность имеет важное значение, поскольку благодаря ей сохранился ряд редких работ. В начале XV в. Абрамий попытался откорректировать астрономические параметры Птолемея на базе собственных наблюдений и знания исламских материалов, переведённых на греческий язык Григорием Хиониадом между 1298 и 1302 г. Среди представителей школы Абрамия следует выделить Элевтерия Элея (известного также под псевдонимом Палхус) и его ученика Дионисия. Их занятия были продолжены уже ближе к середине XV в. Иоанном Хортасменом и кардиналом Исидором Киевским. Однако дни как Византии в целом, так и византийской астрологии были сочтены: в 1453 г. Константинополь был взят штурмом, после чего все византийские территории в Малой Азии и на Балканах оказались под властью Турции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Западная  Европа Средневековья

  С VIII в. над Испанией и Сицилией обрели владычество арабы, у которых, астрология активно развивалась. Постепенно идеи исламской науки начали проникать в европейские образованные круги. Большой интерес к астрологии и астрономии, характерный для европейцев этой эпохи, стал причиной того, что когда западные эрудиты начали развивать контакты с арабами, астрологические тексты были среди первых переведённых работ. Ряд латинских сочинений X в. уже содержит арабские термины и концепции .Однако действительно активное изучение арабских работ началось лишь в XII в.

  Характерно, что период, когда арабские научные  тексты переводились на греческий язык, длился с IX по XIV в., а на латинский язык арабские сочинения переводились в основном с XII по XIII в. Однако за эти два века было сделано гораздо больше латинских переводов, чем греческих - за шесть веков. Во многом это объясняется тем, что греки имели в своём распоряжении обширные научные источники (прежде всего, античные), не уступающие арабским, тогда как на латинском Западе научные знания были гораздо скуднее. Поэтому, когда появилась возможность научных контактов с исламским миром, европейские переводчики воспользовались ею весьма активно. Выдающимися переводчиками, познакомившими латинский Запад со многими работами греческих, арабских и еврейских астрологов были Аделярд из Бата (ок. 1080 - 1152) , Платон Тиволийский (1-я пол. XII в.), Хуго Санталийский (сер. XII в.), Роджер из Херефорда (2-я пол. XII в.), Михаэль Скот (ум. ок. 1235). При этом они и сами были прекрасными астрологами.

Особо важную роль в распространении астрологический  и астрономических знаний сыграл Альфонс X Мудрый (1221 - 1284), король Кастилии и Леона с 1252 г., а с 1257 г. также король Германии. Он покровительствовал наукам и литературе, сам занимался астрологией и астрономией (за что и был прозван Мудрым), заботился о переводе всех доступных ему исламских астрологических трактатов на латинский язык. Кроме того, по инициативе Альфонса Мудрого в 1248 г. в Толедо испанскими, арабскими и еврейскими учёными были разработаны новые таблицы движения планет. Они были изданы в 1252 г. и получили название "Альфонсинских таблиц" . Астрологи Европы использовали их для составления гороскопов на протяжении нескольких веков, вплоть до Кеплера. 

 Начиная с  XV в. происходит коренное изменение мироощущения человека и его отношения к бытию. Образ человека приобретает новые очертания под влиянием воззрений Гермеса Трисмегиста. Отныне человек рассматривается как великое чудо, достойное прославления и поклонения, как подвижный огонь, всепоглощающий и сжигающий, всеразрушающий и возрождающий; не имеющий ни очертаний, ни формы, все формы растворяющий и во всех возрождающийся, всеми обладающий и во все воплощающийся. Человек эпохи Возрождения — ничто, способное стать всем, обращенное в будущее, представляющее собой не данную ему природу, но ее выбор, в процессе которого преодолеваются пределы реального. 
  

 И, действительно,  вся эпоха Возрождения пронизана  этим учением Трижды великого, облеченным Кампанеллой в выразительную  поэтическую форму, согласно которому все одушевлено, подвижно, гибко в бесконечном мире, не имеющем ни внешних, ни внутренних границ, учением, проповедующим отказ от неподвижного содержания завершенных сущностей, учением, в центре которого находится человек, действующий в соответствии с миром в мире, где нет силы, которую, поступая мудро, нельзя было бы подчинить, и судьбы, которую нельзя было бы победить, где в бесконечном единстве живого стираются все границы. Астрологическая традиция Возрождения опровергла теологическое видение мира, противопоставляющее тело — душе, разум — страсти, дух — природе, знание — действию, и провозгласила единство всего сущего и гармонию потока всеобщей жизни. Двигаясь по пути очеловечивания мира, астрология, по словам Ристоро д'Ареццо, рассматривала живую, населенную духами, небесную сферу не в качестве природы, господствующей над человеком, но в качестве возможности совершенствования самого человека, находящегося в непосредственной связи с бессмертными сущностями, одушевляющими звезды и небесные дома, а человеческую судьбу — не как некое застывшее предопределение, а как зависимость от влияния космических сил (звезд и планет), оказываемого на человека в определенные периоды его жизни. 
  

Информация о работе Астрономия и астрология в Европе средневековья