Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2015 в 18:46, курсовая работа
Финансовый кризис-это опасное и трудно предсказуемое экономическое явление, которое появилось с зарождением финансовой системы. Первоначально он периодически охватывал отдельные страны или группы стран, ведущие между собой эффективные экономические отношения. Сегодня финансовый кризис приобрел глобальные масштабы, по причине экономической интеграции стран всего мира. В связи с этим, угроза кризиса для любой из стран возросла в разы. Ни одна страна не застрахована от кризиса. При этом, чем интенсивнее ее экономический рост, чем масштабнее ее внешние торговые отношения и сложнее финансовая система, тем наиболее вероятен для страны финансовый кризис.
Во-вторых, замедляется темп роста кредитования реального сектора и населения. Рост кредитования реального сектора происходил за счет кредитов, выдаваемых государственными банками. Прирост корпоративного портфеля у 5 госбанков может составить около 25–30%. У остальных коммерческих банков кредитный портфель юридических лиц предположительно будет снижаться (до –13% по итогам 2009 г.). А совокупный кредитный портфель в 2009 г. возможно увеличится примерно на 5–6%. Его доля в активах снизится с 72 до 67%.
Развитие розничного кредитования в условиях высоких рисков и ухудшения платежеспособности населения (рост безработицы, снижение зарплат и прочих доходов) теряет приоритетное значение. Розничный портфель
ссуд, скорее всего, по итогам 2009 г. сократится на 2–3%.
В-третьих, ухудшается качество кредитного портфеля. Совокупная просроченная задолженность за 7 месяцев кризиса выросла почти вдвое и на 01.02.09 составила 2,3%. Текущий формат отчетности не позволяет определить реальный объем «плохих» кредитов (так называемых Non-Performing Loans, NPL). Если попытаться оценить их в соответствии с международными стандартами и выделить из общей суммы задолженности кредиты, просроченные более 90 дней, то уровень «плохих» активов может уже сейчас составить 5–7% от кредитного портфеля (без учета проблемных бондов). По прогнозам различных аналитиков, доля NPL уже к середине 2009 г. достигнет 10–12%.
В-четвертых, снижается прибыльность и эффективность банков. Чистая прибыль (до налога) в IV квартале 2008 г. уменьшилась более чем в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Девальвация рубля и переоценка валютных активов привели к росту доходов от валютных операций в 15 раз (относительно IV квартала 2007 г.). Именно этот фактор и обусловил положительную прибыль по итогам IV квартала 2008 г. Без его учета убыток составил бы 136 млрд. руб. Из за ухудшения качества кредитных портфелей резервы возросли в 11 раз и нивелировали позитивную тенденцию роста операционного дохода. В 2009 г. чистый убыток по итогам года может достичь 0,8 трлн. руб. Причиной станут возросшие расходы на создание резервов. Все эти тенденции и их возможное усиление до конца 2009 г. говорят о том, что банковской системе необходим комплекс поддерживающих мер со стороны государства.
Благодаря усилиям Правительства РФ и Банка России в целом кризис ликвидности в банковской системе удалось преодолеть. На повестке дня стоит вопрос ухудшения качества кредитного портфеля банков в условиях стагнирующего, в последние несколько месяцев, рынка кредитования. Необходима и скорейшая реализация такого важного блока мер, как рекапитализация банковской системы. С формальной точки зрения, эти меры можно разделить на два класса:
Временная (на период кризиса) корректировка регуляторных требований не нуждается в отвлечении государственных средств, она даст банкам дополнительную гибкость и пространство для маневров в работе с просроченной задолженностью и пополнения капитала. Для этого нужны следующие меры:
снижение норматива достаточности капитала с 10 до 8% – может рассматриваться как промежуточный шаг к переходу российской банковской системы на нормы Базеля II. Данная мера не приведет к снижению капитализации банковской системы, но даст отдельным кредитным организациям инструмент и время для восстановления капитализации, потерянной во время кризиса;
включение в капитал банков акций и долей участия, приобретенных в процессе реструктуризации ссудной задолженности. Переход предметов залога под контроль залогодержателя в настоящее время законодательно упрощен. Но возможности, предоставленные законодательством, необходимо закрепить на уровне нормативных актов Банка России;
включение в капитал банков вложений в капиталы дочерних компаний, созданных для работы с залоговыми активами, которые перешли под контроль банка (так называемых торговых домов для реализации залогов).
Предложенные меры могут носить временный характер. Они не означают ослабления надзорных требований. Это, прежде всего, меры адекватного реагирования на кризис и стремление поддержать банки в их работе по сохранению качества активов. Также среди подобных мер можно назвать снятие ограничения на долю субординированных кредитов, учитываемых при расчете капитала, и доведение их до 100% от капитала первого уровня Такая мера (возможно, временная) позволит снизить давление на акционеров по наращиванию капитала первого уровня в условиях снижения прибыли банков.
Вторая группа мер требует дополнительных денежных вливаний в банковскую систему со стороны государства. Их реализация уже начата – через про- грамму субординированного кредитования ВЭБом на увеличение капитала второго уровня. Однако необходимо:
пересмотреть ограничения размера субординированных кредитов ВЭБа с 15% от капитала (на 01.10.08) на 60% на последнюю квартальную отчетную дату;
изменить соотношение средств акционеров и государства по программе ВЭБ с 1 : 1 на 1 : 4;
увеличить срок размещения средств Фонда национального благосостояния в ВЭБе до 2039 г., чтобы соответственно увеличить срок предоставления субординированных кредитов.
Для запуска такой программы необходимы следующие шаги.
1. Создание рабочей группы в
составе представителей ЦБ РФ,
Министерства финансов и
2. Оценка и отбор классов
3. Разработка механизма
4. Подготовка проекта изменений
законодательно-правовой базы
Очевидно, что государству будет сложно оказывать поддержку и одновременно осуществлять рекапитализацию всех банков. При таком подходе невозможен и качественный контроль за использованием финансовой помощи. Но, помимо государственных мер, есть еще одно необходимое условие для выхода из сложившейся ситуации – консолидация банковской системы. Для этого имеется ряд фундаментальных предпосылок.
Коэффициент проникновения банковских продуктов, измеряемый как объем активов на душу населения, остается у нас достаточно низким. На конец 2008 г. он составлял 4,8 тыс. евро. По этому показателю Россия в десятки раз отстает от стран Западной Европы, где на душу населения приходится 150–600 тыс. евро, и в несколько раз – от стран Восточной Европы и других развивающихся рынков (10–30 тыс. евро). При этом прибыльность российской банковской системы до кризиса была сравнительно высокой, что делало этот сектор привлекательным для инвестиций. И даже, несмотря на то, что кризис существенно ухудшит прибыльность кредитных организаций, в долгосрочной перспективе банковский сектор останется привлекательным.
По сравнению с зарубежными рынками банковская система РФ очень сильно фрагментирована. Ее основу (80% активов) составляют 50 ведущих банков, тогда как в большинстве западных стран количество лидеров почти вдвое меньше. И ни одна страна не может похвастаться таким огромным количеством малых и средних банков – у нас же их более тысячи. В России, в отличие от других стран (кроме Германии), исключительно высока доля государственных банков – до кризиса на них приходилось 47% активов банковской системы. Ни на одном из развитых рынков данный показатель не превышает 5%, среди развивающихся стран максимальное значение – 35% (в Бразилии). Такая высокая концентрация государственных банков значительно ухудшает конкурентную среду.
В сложившейся ситуации именно государство может взять на себя роль арбитра и стимулировать консолидационные процессы в банковском секторе, а также содействовать появлению необходимой инфраструктуры, изменять законодательство и предоставлять дополнительное финансирование. Программа действий по консолидации должна быть детально прописана, чтобы была цельная и ясная картина действий и ожидаемых последствий, а также понимание сроков и схем возврата выделенных государством средств финансовой поддержки. Если мы будем последовательны в своих действиях, то при выходе из кризиса можем получить принципиально иную целевую структуру российской банковской системы – сильную, концентрированную, конкурентную.
Преодоление финансового
кризиса предполагает не просто восстановление национальной финансовой
системы, но реорганизацию путём устранения
деформаций в развитии её структурных
элементов и функций. Финансовые кризисы
не являются ни обязательной ступенью
становления мировой финансовой архитектуры,
ни необходимой частью её развития. Кризисы
тормозят формирование и развитие национальных
финансовых систем, приводят к частичному
разрушению их потенциала. Позитивное
значение кризисов заключается в том,
что они позволяют вскрыть деформации,
тем самым косвенно способствуя их преодолению.
Разворачивание глобальных
финансовых кризисов заставляет сосредоточить
внимание в первую очередь на государственном
вмешательстве и повышении эффективности
функционирования международных финансовых
институтов. Система мер, принятых на уровне
российской финансовой системы для предотвращения
кризиса 2008 г., включает следующие направления:
1) выполнение Центральным банком функции
кредитора последней инстанции с целью
поддержки неплатежеспособных крупных
банков в целях снижения системного риска;
2) создание уверенности в способности
подавить кризис;
3) естественный отбор наиболее платежеспособных
банков;
4) страхование депозитов и регулирование
платежеспособности;
5) банковский надзор с функциями мониторинга
деятельности банков, а также выявление
неблагополучных институтов, не выполняющих
условия регулирования.
Меры, принятые на государственном
уровне для стабилизации финансовой системы,
носят единовременный характер. Известно,
что во время финансового кризиса существует
соблазн простых и популистских решений.
Но если лечить только симптомы болезни,
то в итоге можно получить гораздо более
тяжёлые осложнения12. Для того чтобы Россия из финансового
кризиса 2008 г. вышла более сильной и влиятельной
державой, необходимо в значительной степени
изменить либо мировую финансовую систему,
либо финансовую систему России.
Проблема финансовой стабилизации
в России в относительно короткие сроки
не может быть решена без государственного
регулирования основных звеньев финансовой
системы, а также развития функций Центрального
банка РФ, восстановления его функции
прямого кредитования инновационных отраслей
экономики. Это значит, что необходимо
видеть ограниченность монетаристской
политики финансового регулирования,
которая потерпела крах в США (и в России
тоже). Поэтому именно монетаристскую
и либералистскую политику, политику дерегулирования
и вытеснения государства из экономической
и финансовой системы, в том числе с помощью
мер административной реформы, следует
рассматривать как базисный, причинный
фактор современного финансового экономического
кризиса.
Стратегическая задача, стоящая перед
Россией и её правительством сегодня,
– создание условий для коренных структурных
реформ, позволяющих ослабить зависимость
социально-экономического развития страны
от мировой конъюнктуры на топливно-сырьевые
ресурсы и продукты низкой степени переработки.
Развернувшийся мировой кризис в значительной
мере актуализировал давно назревшие
проблемы и сосредоточил на них пристальное
внимание правительства. Будем надеяться,
что Россия справится с поставленной задачей,
а финансовый кризис ускорит формирование
адекватной финансовой системы.
Заключение.
Из всего выше сказанного
можно сделать вывод, что развитие и усложнение
мировой финансовой системы требует адекватного
развития мер контроля за экономической
деятельностью и создание способов защиты
от финансового кризиса. Для этого следует
эффективно развивать такую наука как
кризисология и разрабатывать современные
модели антикризисного регулирования
со стороны государства.
Роль банковской системы в экономике любой страны чрезвычайно велика. В российской экономике на банковскую систему ложится еще большая ответственность, ее роль в стабилизации страны увеличивается, но усложняются задачи.
Уход крупных корпоративных клиентов из российского банковского сектора вынуждает отечественные банки работать преимущественно со средними и малыми фирмами и на розничном рынке, что не обеспечивает им эффективных объемов деятельности. Однако расширение представительства иностранных банков на российском рынке (в виде дочерних банков, а в отдельных случаях – филиалов) в скором времени сделает их сильными конкурентами и на розничном рынке.
Проведенный в работе анализ состояния российской банковской системы позволил сделать несколько существенных выводов:
В последние годы отечественная банковская система демонстрировала устойчивую положительную динамику. В плане количественного роста ее активы выросли. С точки зрения повышения качества работы – банковский сектор России, наконец, начал выполнять функцию финансового посредника между капиталоизбыточными и капиталонедостаточными секторами хозяйства.
Вместе с тем на фоне экономического роста в стране динамика банковского сектора представляется явно недостаточной.
Несмотря на заметный рост кредитных портфелей российских банков, потребности предприятий в получении кредитов все еще удовлетворены незначительно. В особом дефиците длинные инвестиционные кредиты, четверть рынка которых обеспечено прямыми трансграничными кредитами иностранных банков. Но эти кредиты доступны ограниченному кругу российских предприятий, в основном крупным экспортерам и естественным монополиям. Большинство средних и малых предприятий испытывают в привлечении кредитных ресурсов серьезные затруднения. Согласно данным межрегионального обследования малого бизнеса, только четверть малых предпринимателей имеет опыт и условия для использования банковских кредитов
Банковская система России продолжает нести серьезные системные риски, порождаемые неразвитой системой рефинансирования. Несмотря на недавний кризис, Центральный Банк ограничился разовым сокращением нормативов обязательных резервов.