Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 15:39, Не определен
Целью написания данной курсовой работы является обсуждение понятия «свобода совести и вероисповедания», взаимосвязи и разграничения данных категорий, непосредственное рассмотрение состава преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ и рассмотрение уголовно-правовых и других законодательных гарантий осуществления права на свободу совести и вероисповедания, а также предложений по совершенствованию законодательного регулирования данного вопроса
7) право совершать религиозные обряды и культы;
8) право менять религиозное
9)
право создавать новое
10) право на благотворительную и иную не запрещенную законом общественную деятельность;
11) право на равенство всех
граждан перед законом и
Что
же такое религия? Существуют самые
разнообразные трактовки
Если
снова вернуться к свободе
совести, то по мнению Ю.А. Килиса, совесть
является философско-этической
С
юридической точки зрения, как
и другие конституционные свободы,
свобода совести и
Для
реализации свободы, в том числе
свободы совести и
Анализ
приведенных позиций
3.
ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРАВА
НА СВОБОДУ СОВЕСТИ
И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ ПО
СТ. 148 УК РФ
Под
«воспрепятствованием»
Состав анализируемого преступления по своей конструкции формальный, то есть данное преступление считается оконченным с момента совершения действий (бездействия), препятствующих правомерной деятельности религиозных объединений независимо от того, удалось ли виновному достичь желаемого результата. Если же в процессе воспрепятствования деятельности религиозных объединений наступили неблагоприятные последствия, например, потерпевшему причинен вред здоровью какой-либо тяжести либо имеет место повреждение или уничтожение культовых зданий, сооружений или другого имущества религиозной организации, то содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений: по ст. 148 УК РФ и статье, предусматривающей ответственность за преступление против личности либо против собственности.
Объектом
рассматриваемого преступления являются
общественные отношения, обеспечивающих
свободу совести и
Как уже было отмечено, Конституция РФ (ст. 28) гарантирует каждому право на свободу совести и вероисповедания, а это означает, что каждый имеет право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой религии. Каждый вправе свободно иметь и распространять религиозные, равно как и иные убеждения и руководствоваться ими в своих действиях и поступках, если это не нарушает права и свободы других лиц и законы Российской Федерации.
Статья 148 УК РФ представляет собой реальную гарантию реализации в жизни каждого человека и гражданина ст. 28 Конституции РФ.
Объективная сторона преступления характеризуется альтернативно предусмотренными действиями: 1) незаконным воспрепятствованием деятельности религиозных организаций; 2) незаконным воспрепятствованием совершению религиозных обрядов.7
Незаконное
воспрепятствование может выражаться
в незаконном закрытии церкви, синагоги,
мечети, молельного дома или иного
культового здания либо сооружения, а
также мест и объектов, специально
предназначенных для
Преступным является воспрепятствование лишь такой деятельности, которая осуществляется в рамках закона, и только такому совершению религиозных обрядов, которые не сопровождаются посягательствами на законные права граждан.
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.8
К
культовым зданиям и
Субъективная сторона преступления, предусмотренного рассматриваемой статьей, характеризуется виной в форме прямого умысла. То есть лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их реализовать.
Субъектом данного преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Однако должностное лицо, препятствующее указанными способами законному осуществлению права на свободу совести и вероисповедания с использованием своих должностных полномочий, должно нести ответственность по ст. 285 УК РФ или по ст. 286 УК РФ в зависимости от конкретных обстоятельств совершенного деяния.
Стоит отметить, что в юридической литературе отсутствует единое мнение относительно субъекта данного состава преступления. Например Ю.А. Красиков считает, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ, может быть как должностное лицо, так и частное лицо. С его точки зрения, должностное лицо, препятствующее деятельности религиозных объединений или совершению религиозных обрядов с использованием своего служебного положения, должно отвечать и по статьям 285-286 УК в зависимости от конкретных обстоятельств совершения деяния. Остальные полагают, что субъект данного преступления общий. Им может являться физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.10
Квалифицирующие,
особо квалифицирующие и
Условия освобождения от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ, отсутствуют.
В качестве смежного состава преступления следует отметить диспозицию ст. 239 УК РФ, отличающуюся объектом преступления и содержанием незаконных действий, заключающихся в деятельности религиозных объединений, сопряженной с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных действий.
Таким
образом, в данной главе был непосредственно
рассмотрен состав преступления, предусмотренного
ст. 148 УК РФ, представляющей собой гарантию
защиты права на свободу совести и вероисповедания.
4.
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА
И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ
ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ
И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Уголовно-правовая охрана права на свободу совести и вероисповедания в нашей стране осуществляется при помощи ряда норм, предусмотренных Особенной частью УК. Сюда можно отнести такие составы, как «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий» (ст. 148 УК), «Нарушение равноправия граждан» (ст.136 УК), «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды» (ст. 282 УК), «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы» (ст. 238 УК). Кроме того, УК 1996 г. предусматривает ответственность и в случаях злоупотребления этим правом, поскольку деятельность отдельных религиозных объединений нередко представляет опасность для здоровья граждан (ст. 239 УК).
К сожалению, уголовно-правовые способы защиты права на свободу совести и вероисповедания используются сегодня весьма слабо. Среди причин сложившегося положения дел можно указать, например, на неверие граждан в правосудие, возможность отстоять свои права законным способом; незнание гражданами о существовании подобных норм уголовного права. Этому в немалой степени «способствует» и несовершенство законодательной конструкции некоторых составов преступлений, сложность доказывания отдельных их элементов.
Так, на несовершенство законодательной конструкции ст.148 УК РФ (Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий) уже обращалось внимание в уголовно-правовой литературе. С точки зрения Е.М. Шевкопляса, ст. 148 УК РФ необходимо привести в соответствие с Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.11 Думается, что это предложение вполне резонно. Действительно, в соответствии с вышеназванным законом религиозная группа и религиозная организация являются формами религиозного объединения (п. 2 ст. 6 Закона). Следовательно, указание в ст.148 УК РФ на воспрепятствование деятельности только религиозных организаций искусственно ограничивает сферу применения данной нормы. Поэтому в диспозиции ст. 148 слово «организаций» целесообразно заменить словом «объединений», пояснив далее в скобках (религиозных групп или организаций).
Стоит также обратить внимание и на то обстоятельство, что, предусмотрев административную и уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания, законодатель в то же время не приводит четкого различия между этими способами защиты. Согласно ч.1 ст.193 КоАП РСФСР «воспрепятствования осуществлению права на свободу совести и вероисповедания наказуемо в административно-правовом порядке, если такое воспрепятствования не содержит состава уголовного преступления». А между тем УК РФ 1996 г. не дает каких-либо пояснений на сей счет. По этому поводу ничего не говорится и в новом КоАП РФ 2001 г. (ст.5.26). Это ведет к определенным расхождениям в правоприменительной практике.
В связи с этим в научной литературе имеются предложения по уточнению редакции ст.148 УК РФ: