Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания по Уголовному кодексу России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 15:39, Не определен

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является обсуждение понятия «свобода совести и вероисповедания», взаимосвязи и разграничения данных категорий, непосредственное рассмотрение состава преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ и рассмотрение уголовно-правовых и других законодательных гарантий осуществления права на свободу совести и вероисповедания, а также предложений по совершенствованию законодательного регулирования данного вопроса

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

      7) право совершать религиозные  обряды и культы;

      8) право менять религиозное вероисповедание; 

     9) право создавать новое религиозное  вероисповедание;

      10) право на благотворительную  и иную не запрещенную законом общественную деятельность;

      11) право на равенство всех  граждан перед законом и правосудием  независимо от религиозного вероисповедания.3

     Что же такое религия? Существуют самые  разнообразные трактовки происхождения  этого термина. Слово религия происходит от лат. religio – совестливое отношение, совестливость, благочестие, набожность, святость, почитание, культ; лат. religare – вязать, связывать, привязывать, сковывать. «Значит, религия – то, что связывает, заставляет возвращаться назад… – в итоге это образует благочестие, почитание…культ чего-то или кого-то».4

     Если  снова вернуться к свободе  совести, то по мнению Ю.А. Килиса, совесть  является философско-этической категорией, характеризующей способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя самого их выполнения, проводить самооценку совершаемых поступков.5

     С юридической точки зрения, как  и другие конституционные свободы, свобода совести и вероисповедания являются особыми мерами возможного поведения, близкими по смыслу к правам, но не тождественные им. Различия заключаются в следующем: для реализации прав требуется формальное подтверждение наличия права и значительно больший объем нормативного регулирования вариантов и процедур его использования. Например, для осуществления права на труд и устройства на работу необходим приказ руководителя предприятия о зачислении в штат на определенную должность. Работнику выдают пропуск или служебное удостоверение, а взаимодействие с предприятием регулируются трудовым кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка, должностной инструкцией, индивидуальным трудовым договором (контрактом) и т.д.

     Для реализации свободы, в том числе  свободы совести и вероисповедания, не нужно ни приказов, ни удостоверений, а соответствующий Федеральный закон содержит всего двадцать семь статей. Причем большинство из них посвящено регулированию деятельности религиозных объединений, а непосредственно о свободе совести и вероисповедания говорится лишь в двух.

     Анализ  приведенных позиций подтверждает взаимосвязь рассматриваемых категорий, а также необходимость смыслового разграничения свободы совести  и свободы вероисповедания, равно  как и включения в содержание последней, помимо прочих компонентов, свободы деятельности конфессиональных групп. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ ПО СТ. 148 УК РФ 

     Под «воспрепятствованием» осуществлению  права на свободу совести и  вероисповеданий понимается создание виновным такой обстановки, которая существенно затрудняет или полностью исключает возможность осуществления законной деятельности религиозных объединений либо проведения религиозного обряда. При этом термин «религиозные обряды» понимается в широком смысле, охватывая собой не только церемонии культа в собственном смысле этого слова, но и молитвенные собрания (осуществление определенного ряда коллективных символических действий, обусловленных конкретным вероучением, чтение молитв и иные ритуальные действия). Способы и средства воспрепятствования деятельности религиозных объединений и совершению религиозных обрядов могут быть самые разные. Это могут быть как активные действия вплоть до применения насилия к верующим или служителям культа, так и бездействие, когда не выполняются законные требования религиозной организации или лица, желающего совершить религиозный обряд. При этом вид религии (конфессии) значения не имеет. Также не имеет значения для квалификации содеянного и место совершения подобных противоправных действий. Это может быть молитвенное здание, дом верующих, кладбище и т.д.6

     Состав  анализируемого преступления по своей  конструкции формальный, то есть данное преступление считается оконченным с момента совершения действий (бездействия), препятствующих правомерной деятельности религиозных объединений независимо от того, удалось ли виновному достичь желаемого результата. Если же в процессе воспрепятствования деятельности религиозных объединений наступили неблагоприятные последствия, например, потерпевшему причинен вред здоровью какой-либо тяжести либо имеет место повреждение или уничтожение культовых зданий, сооружений или другого имущества религиозной организации, то содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений: по ст. 148 УК РФ и статье, предусматривающей ответственность за преступление против личности либо против собственности.

     Объектом  рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающих свободу совести и вероисповеданий.

     Как уже было отмечено, Конституция РФ (ст. 28) гарантирует каждому право на свободу совести и вероисповедания, а это означает, что каждый имеет право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой религии. Каждый вправе свободно иметь и распространять религиозные, равно как и иные убеждения и руководствоваться ими в своих действиях и поступках, если это не нарушает права и свободы других лиц и законы Российской Федерации.

     Статья 148 УК РФ представляет собой реальную гарантию реализации в жизни каждого человека и гражданина ст. 28 Конституции РФ.

     Объективная сторона преступления характеризуется  альтернативно предусмотренными действиями: 1) незаконным воспрепятствованием деятельности религиозных организаций; 2) незаконным воспрепятствованием совершению религиозных обрядов.7

     Незаконное  воспрепятствование может выражаться в незаконном закрытии церкви, синагоги, мечети, молельного дома или иного  культового здания либо сооружения, а  также мест и объектов, специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), срыве регулярной церковной службы, запрещении проведения религиозного обряда, физического воспрепятствования его проведению, незаконном отказе в регистрации религиозных организаций и т.п.

     Преступным  является воспрепятствование лишь такой  деятельности, которая осуществляется в рамках закона, и только такому совершению религиозных обрядов, которые  не сопровождаются посягательствами на законные права граждан.

     Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.8

     К культовым зданиям и сооружениям  относятся: храмы, церкви, синагоги, мечети, часовни, монастыри, молельные дома, а также другие помещения, места  и объекты, специально предназначенные  для богослужений, молитвенных и религиозных собраний.9

     Субъективная  сторона преступления, предусмотренного рассматриваемой статьей, характеризуется  виной в форме прямого умысла. То есть лицо осознает общественную опасность  своих действий и желает их реализовать.

     Субъектом данного преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Однако должностное лицо, препятствующее указанными способами законному осуществлению права на свободу совести и вероисповедания с использованием своих должностных полномочий, должно нести ответственность по ст. 285 УК РФ или по ст. 286 УК РФ в зависимости от конкретных обстоятельств совершенного деяния.

     Стоит отметить, что в юридической литературе отсутствует единое мнение относительно субъекта данного состава преступления. Например Ю.А. Красиков считает, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ, может быть как должностное лицо, так и частное лицо. С его точки зрения, должностное лицо, препятствующее деятельности религиозных объединений или совершению религиозных обрядов с использованием своего служебного положения, должно отвечать и по статьям 285-286 УК в зависимости от конкретных обстоятельств совершения деяния. Остальные полагают, что субъект данного преступления общий. Им может являться физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.10

     Квалифицирующие, особо квалифицирующие и привилегирующие  признаки преступления данная статья не содержит.

     Условия освобождения от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ, отсутствуют.

     В качестве смежного состава преступления следует отметить диспозицию ст. 239 УК РФ, отличающуюся объектом преступления и содержанием незаконных действий, заключающихся в деятельности религиозных объединений, сопряженной с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных действий.

     Таким образом, в данной главе был непосредственно  рассмотрен состав преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ, представляющей собой гарантию защиты права на свободу совести и вероисповедания. 
 
 
 

     4. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ 

     Уголовно-правовая охрана права на свободу совести  и вероисповедания в нашей  стране осуществляется при помощи ряда норм, предусмотренных Особенной  частью УК. Сюда можно отнести такие  составы, как «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий» (ст. 148 УК), «Нарушение равноправия граждан» (ст.136 УК), «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды» (ст. 282 УК), «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы» (ст. 238 УК). Кроме того, УК 1996 г. предусматривает ответственность и в случаях злоупотребления этим правом, поскольку деятельность отдельных религиозных объединений нередко представляет опасность для здоровья граждан (ст. 239 УК).

     К сожалению, уголовно-правовые способы защиты права на свободу совести и вероисповедания используются сегодня весьма слабо. Среди причин сложившегося положения дел можно указать, например, на неверие граждан в правосудие, возможность отстоять свои права законным способом; незнание гражданами о существовании подобных норм уголовного права. Этому в немалой степени «способствует» и несовершенство законодательной конструкции некоторых составов преступлений, сложность доказывания отдельных их элементов.

     Так, на несовершенство законодательной конструкции ст.148 УК РФ (Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий) уже обращалось внимание в уголовно-правовой литературе. С точки зрения Е.М. Шевкопляса, ст. 148 УК РФ необходимо привести в соответствие с Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.11 Думается, что это предложение вполне резонно. Действительно, в соответствии с вышеназванным законом религиозная группа и религиозная организация являются формами религиозного объединения (п. 2 ст. 6 Закона). Следовательно, указание в ст.148 УК РФ на воспрепятствование деятельности только религиозных организаций искусственно ограничивает сферу применения данной нормы. Поэтому в диспозиции ст. 148 слово «организаций» целесообразно заменить словом «объединений», пояснив далее в скобках (религиозных групп или организаций).

     Стоит также обратить внимание и на то обстоятельство, что, предусмотрев административную и уголовную ответственность  за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания, законодатель в то же время не приводит четкого различия между этими способами защиты. Согласно ч.1 ст.193 КоАП РСФСР «воспрепятствования осуществлению права на свободу совести и вероисповедания наказуемо в административно-правовом порядке, если такое воспрепятствования не содержит состава уголовного преступления». А между тем УК РФ 1996 г. не дает каких-либо пояснений на сей счет. По этому поводу ничего не говорится и в новом КоАП РФ 2001 г. (ст.5.26). Это ведет к определенным расхождениям в правоприменительной практике.

     В связи с этим в научной литературе имеются предложения по уточнению  редакции ст.148 УК РФ:

    1. «Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных объединений (религиозных групп или организаций) или совершению религиозных обрядов лицом, подвергавшимся в течение года административному взысканию за подобные деяния, – наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
    2. То же деяние, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, – наказывается штрафом в размере от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до пяти месяцев, либо исправительными работами от одного до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет».12

Информация о работе Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания по Уголовному кодексу России