Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 13:36, реферат
Цель курсовой работы: изучить уголовную ответственность за трансплантацию органов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю развития уголовного законодательства в сфере ответственности за трансплантацию органов.
2. Охарактеризовать объективные и субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 114-115 УК КР.
3. Раскрыть квалифицирующие признаки принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации.
4. Выявить современные проблемы ответственности за трансплантацию органов.
Содержание
Трансплантация органов и тканей представляет собой высокоэффективный вид оперативного вмешательства, направленный на пересадку трансплантата от донора к реципиенту. Современная трансплантология позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были обречены на неизбежную смерть или тяжелую инвалидность. Клинические результаты свидетельствуют о реальной способности при помощи трансплантации увеличить продолжительность жизни человека и улучшить ее качество. Трансплантология является средством спасения жизни - нашего наивысшего блага. Следует отметить, что для осуществления трансплантации необходимым условием является наличие донорских органов и тканей. Отношения по донорству и трансплантации представляются едиными по своей природе: трансплантация невозможна без предварительного донорства; донорство, в свою очередь, бессмысленно без последующей трансплантации.
Прогресс в области трансплантации органов и тканей породил возможность возникновения криминальных ситуаций, связанных с поиском подходящих лиц для изъятия у них органов и тканей, в том числе и путем принуждения.
Актуальность моей темы вызвана тем, что у нас в Кыргызстане, только в прошлом году впервые сделали пересадку почки, что радует нас развитием медицины в стране в целом. Но существует либо взаимосвязь, либо это просто парадокс, то, что именно за последние 6 месяцев потеряли 17 детей без вести и 8 детей были найдены без какого-либо органа, а именно без почек.
Такие ситуации остаются открытыми в нашем обществе, но с ними борются как с «ветряными мельницами» и уголовное законодательство в Кыргызской Республике должна идти в ногу со временем, что возможно позволит нам предотвратить это преступление, ужесточит меры наказания и в какой-либо мере регулировать данную область.
Объект работы – общественно-правовые отношения, возникающие в сфере применения уголовной ответственности за трансплантацию органов.
Предмет работы – нормы уголовного законодательства, регулирующие ответственность за трансплантацию органов.
Цель курсовой работы: изучить уголовную ответственность за трансплантацию органов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю развития
уголовного законодательства в
сфере ответственности за
2. Охарактеризовать объективные
и субъективные признаки престу
3. Раскрыть квалифицирующие признаки принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации.
4. Выявить современные проблемы ответственности за трансплантацию органов.
Трансплантология - достаточно новое течение в медицине, поэтому уголовная ответственность за трансплантацию органов установлена сравнительно недавно.
Развитие трансплантологии положило начало в нашей стране в октябре месяце в НИИСТО в академии наук КР профессором Эркин Орозакуновым произвел успешную трансплантацию почки матери к 36 летнему сыну.
В 2012 в Кыргызстане году впервые в отечественном законодательстве за гражданами было закреплено право на информированное добровольное согласие, предваряющее всякое медицинское вмешательство. (Статья 32 Закона КР «Основы законодательства КР об охране здоровья граждан»1).
До этого времени в законодательстве КР существовал институт согласия на медицинское вмешательство со времен СССР. Однако это право пациентов распространялось исключительно на хирургические вмешательства. Более того, ведущие хирурги страны рассматривали институт согласия не столько как право пациента на участие в принятии решения о необходимости и возможности выполнения медицинского вмешательства, сколько как дополнительный инструмент, используемый медицинскими работниками в качестве способа психологической подготовки пациента к предстоящей операции с целью внушения пациенту уверенности в успешности предлагаемого хирургического лечения.
В настоящее время в Уголовном кодексе КР2 содержится несколько статей, посвященных преступлениям, связанным с трансплантацией. В том числе предусмотрена ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120 УК КР). Данная норма в прежнем УК КР отсутствовала. Она принята в развитие положений Закона КР от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»3.
Нормативным документом, регулирующим правоотношения в области трансплантологии, является Закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека». В законе Кыргызской Республики «О трансплантации органов и (или) тканей человека» 1992 г. устанавливается, что трансплантация органов или тканей от живого донора или от трупа может быть применена только в случае, если медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья.
Закон о трансплантации устанавливает несколько случаев, когда изъятие органов и (или) тканей у живого донора не допускается: 1) если донор не достиг 18 лет (за исключением случаев пересадки костного мозга) либо признан в установленном порядке недееспособным; 2) если установлено, что органы и (или) ткани принадлежат лицу, страдающему болезнью, представляющей опасность для жизни и здоровья реципиента; 3) если донорами выступают лица, находящиеся в служебной или иной зависимости от реципиента.
В связи с тем, что необходимо наличие генетической связи живого донора с реципиентом и что изъятие органов и тканей не должно наносить значительный вред здоровью живого донора, до 90% трансплантаций производится с применением трупных трансплантатов4.
Статья 8 Закона о трансплантации закрепляет презумпцию согласия на изъятие органов и (или) тканей у трупа. Это означает, что изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту.
Согласно ст. 9 Закона о трансплантации органы и (или) ткани могут быть изъяты у трупа для трансплантации, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей - специалистов. Заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга), установленной в соответствии с процедурой, утвержденной Министерством здравоохранения Кыргызской Республики.
Приказом Министерства здравоохранения КР и Кыргызской академии медицинских наук от 13 декабря 2001 г. № 448/1065 утверждены Перечень органов человека - объектов трансплантации и Перечень учреждений здравоохранения, которым разрешено осуществлять трансплантацию органов. Согласно этому Приказу в целях трансплантации используются: сердце, легкое, комплекс сердце - легкое, печень, почка, поджелудочная железа с 12-перстной кишкой, селезенка, эндокринные железы.
Общественная опасность данного преступления возросла в последнее время в связи с имеющимися достижениями в области трансплантологии в условиях отсутствия достаточного донорского материала и ненадлежащего контроля за данным видом деятельности. Целью этого преступления является использование донорских органов и тканей для пересадки другому человеку. Использование донорского материала в иных целях влечет уголовную ответственность по другим статьям уголовного закона.
Нормативным документом, регулирующим правоотношения в области трансплантологии, является Закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека». В законе КР «О трансплантации органов и (или) тканей человека» 1992 г. устанавливается, что трансплантация органов или тканей от живого донора или от трупа может быть применена только в случае, если медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья. У живого донора изъятие органов или тканей допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей-специалистов не будет причинен значительный вред. Трансплантация органов или тканей допускается исключительно с согласия живого донора.
Закон о трансплантации устанавливает несколько случаев, когда изъятие органов и (или) тканей у живого донора не допускается:
1) если донор не достиг 18 лет (за исключением случаев пересадки костного мозга) либо признан в установленном порядке недееспособным;
2) если установлено, что органы и (или) ткани принадлежат лицу, страдающему болезнью, представляющей опасность для жизни и здоровья реципиента;
3) если донорами выступают
лица, находящиеся в служебной
или иной зависимости от
В связи с тем, что необходимо наличие генетической связи живого донора с реципиентом и что изъятие органов и тканей не должно наносить значительный вред здоровью живого донора, до 90% трансплантаций производится с применением трупных трансплантатов6.
Статья 8 Закона о трансплантации закрепляет презумпцию согласия на изъятие органов и (или) тканей у трупа. Это означает, что изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту.
Согласно ст. 9 Закона о трансплантации органы и (или) ткани могут быть изъяты у трупа для трансплантации, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей - специалистов. Заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга. В диагностике смерти в случае предполагаемого использования в качестве донора умершего запрещается участие трансплантологов и членов бригад, обеспечивающих работу донорской службы и оплачиваемых ею.
Родовой объект - общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование личности
Непосредственным объектом преступления является здоровье человека и его право на невмешательство в целостность организма.
Предметом же преступления выступают органы и ткани человека, с целью добычи которых и совершается преступление.
Объективную сторону составляют принуждение, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения.
Принуждение - это неправомерное воздействие на лицо, приневоливание его к чему-нибудь (в данном случае к донорству) с созданием опасности неблагоприятных последствий для потерпевшего в случае отказа от него.
Статья 114 УК КР ограничивает уголовно наказуемое принуждение двумя способами - насилием либо угрозой его применения. В этой связи неточными выглядят утверждения, что одной из уголовно значимых форм принуждения может выступать обман (налицо недопустимое расширение способов преступного принуждения) и что принуждение в смысле ст. 114 - это психическое давление на потерпевшего7. Давление может быть и физическим, посредством применения насилия.
Составы преступления формальные, считаются оконченными в момент принуждения, сопряженного с применением насилия или угроз насилием. Если виновному удалось принудить лицо, и орган (ткань) у потерпевшего были изъяты, следует вести речь о реальной совокупности преступлений. В зависимости от степени тяжести причиненного изъятием вреда здоровью содеянное помимо ст. 114 квалифицируется также по ст. ст. 115, 112, п. «ж» ч. 2 ст. 111 или п. «м» ч. 2 ст. 105 УК КР. В случае таких последствий, как самоубийство потерпевшего или расстройство его психики, преступление также квалифицируется по ст. 114 и по ч. 1 ст. 111 или по ст. 110 УК КР.
Проблемой квалификации на сегодняшний день выступает установление состава преступлений в действиях членов специально созданных для незаконной трансплантации органов преступных организаций.
В связи с этим нельзя не сказать о новой серьезной проблеме, появившейся в последнее десятилетие, - о «черном рынке» человеческих органов. В мире организованной преступности появилась новая «специализация». Незаконные транспортировка и пересадка органов контролируются так называемой органной мафией. Нужно сказать, что эта категория преступного сообщества совсем не похожа на организованную преступность в обычном смысле этого слова. В состав группы, как правило, входят высококлассные специалисты - медики, фармацевты, финансисты и даже юристы. У каждого члена группы свои строго определенные функции, и каждый получает относительно высокую оплату, оплату за молчание. «Крестными отцами» такого сообщества являются, как правило, лица, напрямую не имеющие контактов ни с пациентами, ни с криминальным миром. Они лишь контролируют финансовые потоки и завершающую стадию незаконной операции, решая все стратегические вопросы. Главным оперативным менеджментом этого механизма является «каста посредников», которые и поддерживают прямой контакт с криминальным миром. Как правило, информация об услугах по пересадке органов помещается в Интернете или в объявлениях типа «classifieds». Потенциальный пациент, позвонив по указанным в подобных объявлениях телефонам, попадает на «крючок» международных преступников. Операция может проводиться не только в официальном медицинском учреждении, в котором, как правило, и находится «крестный отец» сообщества, но и в полулегальной клинике. В связи с этим важно сказать о другом. Необходимо отграничивать законные операции по трансплантации органов от вышеназванных уголовно наказуемых деяний. Зачастую это сделать бывает трудно, особенно когда следователь, производящий предварительное расследование, не имеет достаточной подготовки в данной области. Могут возникнуть ситуации, когда криминальная цепь прерывается на стадии проведения самой операции, когда медицинское учреждение не имеет четкой информации о путях и способе доставки донора или реципиента либо соответствующего органа8.
Информация о работе Уголовно-правовая характеристика состава преступления