Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 10:43, курсовая работа
Интерес к проблемам борьбы с бандитизмом в современной России очень высок в связи с тем, что в условиях рыночной экономики организованная преступность стала оказывать мощное давление на жизнь общества. Она консолидировалась и достигла чрезвычайно высокого уровня профессионализма и сплоченности.
Общественная безопасность, являющаяся одной из важнейших задач государства, находится под постоянной угрозой. Остроту проблемы усугубляют напряженные международные отношения: «бандеровщина» на Украине, радикальный ислам, нашествие беженцев в Европу – все это является благодатной почвой для роста бандитизма, ведь преступность не знает границ, тем более что эти тревожные события происходят вблизи России.
Введение………………………………………………………………………..…….3
1 Исторические особенности бандитизма на различных
этапах развития страны
1.1 Понятие банды и ее отличия от других составов преступления…………...…8
1.2 Исторические особенности бандитизма советского периода…………….....10
1.3 Специфика современного бандитизма…………………………………..……12
Выводы………………………………………………………………………..….…18
2 Эволюция законодательства в аспекте борьбы с бандитизмом
2.1 «Политический» бандитизм в СССР……………………………………...…..19
2.2 Новое в законодательстве эпохи зарождения и расцвета рыночных отношений………………………………………………………………………….23
Выводы………………………………………………………………………..….…27
3 Стратегия борьбы с бандитизмом
3.1 Специально-криминологическое предупреждение бандитизма.....................28
3.2 Общесоциальные методы борьбы и виктимологическая пропаганда………………………………………………………………………….31
3.3 Практическая работа по профилактике преступности и бандитизма………33
Выводы. Обоснование необходимости разработки комплексной
программы противодействия бандитизму………………………...……………...34
Заключение……………………………………………………………..…..……….35
Список литературы…………………………
Новые тенденции и опасности в деятельности преступных формирований, в том числе бандитских, появились в последние годы в связи с кризисом и гражданской войной на Украине и пропагандой ИГИЛа на территории России.
Уровень бандитизма на Украине достиг уже предельного значения и немалая доля заслуг в этом тех, кто заявляет о своем участии в АТО.
Объективность такой оценки подтверждается словами президента Украины Порошенко о том, что «преступления, которые совершаются людьми в масках: терроризм, убийства, захваты заложников, похищения людей – приобрели угрожающие масштабы». Поэтому он намерен даже требовать от парламента запрета на ношение балаклав. Несмотря на крайне националистическую государственную политику современной Украины тесные контакты – родственные, дружеские, деловые - не прекращаются, поэтому существует возможность расползания «заразы» о преступности и бандитизма на территории России.
Усилилась опасность более тесного скрещивания бандитизма с терроризмом на международном уровне в связи с расширением влияния так называемого Исламского государства.
В этом году их пропагандистский центр начал издавать русскоязычный журнал «Исток», где публикуются экстремистские статьи с призывами присоединиться к построению халифата. На стороне ИГИЛ уже воюют более 2000 граждан России, которые, вернувшись домой, могут стать питательной средой для распространения бандитизма в нашей стране.
Выводы:
1. Существенные характеристики
понятия «банда», на наш взгляд,
остались неизменными. Это устойчивая
вооруженная группа с
2. Наибольшую распространенность бандитизм получил:
а) в первые годы Советской власти,
б) в период борьбы за коллективизацию,
в) после окончания Великой Отечественной войны,
г) в 90-ые годы.
3. Причинами роста бандитизма в эти периоды можно отнести две группы факторов:
- негативная социально-
- неправомерная деятельность
государственных структур (если
в 20-30-ые годы это усиление
4. За последние 20-25 лет формы преступной деятельности бандитских групп претерпели существенные изменения. Преступные формирования обрели большую зрелость и квалификацию в подборе кадров, в техническом и материальном оснащении, координации и одновременной специализации деятельности. Между криминальными сообществами произошло территориальное разделение сфер влияния. Новый более высокий уровень развития оргпреступности проявлялся и проявляется до сих пор в энергичном проникновении лидеров преступного мира в доходные отрасли экономики, в политическую жизнь, в структуры власти и управления.
5. Усилилось негативное
воздействие на правосознание
российских граждан в
2 Эволюция законодательства
в аспекте борьбы с
2.1 «Политический» бандитизм в СССР.
В истории Уголовного законодательства бандитизм рассматривался как преступление государственное, т.е. одно из особо опасных преступлений, посягающих на основы государственного управления в области охраны общественной безопасности и правопорядка. Впервые о бандитизме, как о преступлении, говорилось в Декрете СНК РСФСР от 20 июля 1918г. Декретом ВЦИК от 20 июня 1919г. бандитизм определялся как участие в шайке, составившейся для убийств, разбоя и грабежей, пособничество и укрывательство такой шайки. Впоследствии уголовная ответственность за бандитизм была предусмотрена в ст. 76 УК РСФСР.
Наказание за перечисленные в ст. 76 УК действия устанавливалось в виде расстрела с конфискацией всего имущества. Пособничество банде и укрывательство ее членов и банды в целом, а также сокрытие добытого и следов преступной деятельности наказывалось наравне с бандитизмом.
В понятие бандитизма включались остановка поездов, разрушение железнодорожных путей, независимо от того, сопровождались ли эти действия ограблениями и убийствами. Столь чрезмерная трактовка позволяла карающим органам применять максимальное наказание вплоть до расстрела за деяния, угрожающие существованию и нормальному функционированию нового общественного строя.
Уголовный кодекс 1926г. оставил норму о бандитизме без изменения (ст.59-3 УК). Поскольку в Уголовном законодательстве вплоть до принятия уголовного кодекса 1960г существовала аналогия, ст. 59-3 УК использовалась в судебной практике для ужесточения ответственности и наказуемости за деяния, обладающие повышенной степенью общественной опасности, хотя и не являющиеся по своей правовой природе бандитизмом [12; с. 10]. Так, например, Президиум Верховного суда РСФСР в своем постановлении от 17 января 1935 г. рекомендовал привлекать к ответственности как за бандитизм лиц, совершающих особо опасные хулиганские действия, связанные с убийством или вооруженным сопротивлением органам власти, даже если они были совершены в одиночку и носили единичный характер.
После коллективизации сельского хозяйства и подавления сопротивления со стороны крестьянства уголовная ответственность за бандитизм стала применяться реже. Это можно объяснить двумя обстоятельствами. Во-первых, всякая вооруженная организованная деятельность, особенно связанная с разрушением железных дорог и иных средств сообщения и связи, стала квалифицироваться по иным статьям о государственных преступлениях, в частности по ст. 58-9 УК (диверсия), 58-11 УК (контрреволюционная организация). Во-вторых, организованная уголовная преступность была в значительной мере подавлена. Это дало основания видному юристу Антонову-Саратовскому [12; с 11] в 1936г заявить, что «в настоящее время бандитизм находится в состоянии разложения. С одной стороны, он вырождается в воровство, с другой – в измену Родине и террористический заговор».
Однако в военные и послевоенные годы широкая трактовка бандитизма вновь возобладала в правоприменительной практике. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в системе НКВД и затем МГБ СССР было создано главное управление по борьбе с бандитизмом. Наиболее широкая практика применения этой статьи имела место в борьбе с вооруженными формированиями ОУН в Западной Украине и Прибалтике [12; с. 11].
В 50-60-х годах ученые, занимавшиеся исследованием вопросов бандитизма стали делать выводы о том, что бандитизм перестал иметь черты государственного преступления. «Бандитизм фактически изжит. В настоящее время о бандитизме чаще всего приходится говорить в связи с разбойными нападениями, совершаемыми вооруженными шайками», - писал в 50-е годы Гришанин П.Ф. В 60-е годы Пинчук В.И. отмечал, что бандитизм «сейчас превратился в групповой вооруженный разбой» [12; с. 12]. Тем не менее, бандитизм трактовался преимущественно как преступление антигосударственное, несущее определенную политическую окраску, хотя по своей сути он являлся общеуголовным деянием. Такая трактовка бандитизма содержалась и в Курсе советского уголовного права.
Уголовный кодекс 1960г. в ст. 77 УК предусмотрел уголовную ответственность за бандитизм в редакции ст. 14 «Закона об уголовной ответственности за государственные преступления».
Новая конструкция ст. 77 УК стала более четкой в плане отграничения данного вида преступной деятельности от иных организованных форм. В ней четко оговаривалась цель, с которой создается вооруженная банда для совершения нападений, т.е. для совершения тяжких преступлений, а не любого посягательства, например, хулиганства или кражи [12; с. 13].
Аналогия в новом Уголовном законодательстве была отменена, и по ст. 77 УК квалифицировались только те деяния, которые обладали всеми признаками преступления, описанного в законе. Статья 77 УК просуществовала в Уголовном законодательстве практически без изменений до принятия Уголовного кодекса 1996 г., который был введен в действие с 1 января 1997г.
Глубокое изучение проблем организованности бандитизма, проведение научных исследований после 60-х годов (хотя их было очень не много в силу закрытости данной темы), разработка научно-обоснованного правового понятийного аппарата данного состава преступления, позволили выявить и закрепить в науке Уголовного права такие существенные признаки бандитизма как устойчивость, законоспирированный характер этого вида деятельности, вовлечение в нее значительного числа лиц, в том числе использующих свое служебное положение, облегчающее совершение преступлений, тщательное планирование, наличие круга лиц, укрывающих банду и похищенное. Все это укрепляло законодателя в правильности избранной им позиции в отношении закрепления данного состава в Уголовном кодексе, хотя все более становилось очевидным, что бандитизм претерпел значительную эволюцию в своем развитии, постепенно переродившись из контрреволюционного преступления, посягающего на основы государственного устройства, советскую власть в тяжкое, корыстно-насильственное преступление.
Вывод. Можно утверждать, что законодательство советского периода носило классовый характер, а бандитизм (за исключением 70-80-х годов 20 века) классифицировался в основном как «политический», что являлось закономерным в условиях тоталитарного государства.
Важно отметить, что бандитизм не был системной проблемой и не угрожал безопасности государства.
2.2 Новое в законодательстве эпохи зарождения и расцвета рыночных отношений.
В связи с подготовкой нового Уголовного кодекса в начале 90-х 20 века возникло мнение о необходимости ликвидировать норму о бандитизме на том основании, что большинство эпизодов, совершаемых при бандитизме, охватывается самостоятельными составами преступлений, предусмотренными уголовным кодексом: убийство, изнасилование, разбой и т.п.
С такой позицией нельзя было согласиться по следующим соображениям.
Во-первых, при исключении данной нормы из Уголовного кодекса 1996г. подверглась бы декриминализации такая опасная преступная деятельность как организация вооруженных банд.
Во-вторых, степень и характер общественной опасности действий, подпадающих под признаки бандитизма, характеризуется наибольшей ее опасностью для общества. Создание вооруженных банд и участие их членов в нападениях характеризуется одним серьезным признаком, который значительно повышает степень общественной опасности данного преступления – это готовность их членов (осознание этого обстоятельства) совершить в ходе бандитского нападения любое преступление, одержимость участников банд при выполнении поставленных задач, их сплоченность.
Бандитизм не посягает на основы государственного и общественного устройства, его устой, поэтому его нельзя назвать государственным преступлением. Следует отметить, что, по изученным уголовным делам, суды в приговоре никогда не указывали, что совершено государственное преступление. Они отмечали, что совершенного тяжкое, опасное преступление.
Одним из принципиальных положений Общей части Уголовного кодекса является требование обязательной индивидуализации Уголовного наказания лиц, совершивших преступление, особенно это касается преступлений, совершаемых в соучастии.
Если ст. 77 Уголовного кодекса 1960г. устанавливала равную ответственность как организаторов так и других участников банды, то в Уголовном кодексе 1996 г. ответственность этих лиц строго ранжирована и предусмотрена в разных частях ст. 209 УК.
Более суровому наказанию всегда повергались организаторы и руководители преступных группировок. Это положение нашло свое отражение в Уголовном кодексе при конструкции ответственности за бандитизм. Часть 1 ст. 209 УК устанавливает ответственность организаторов банды и ее руководителей. Наказание за эти действия – от десяти до пятнадцати лет лишения свободы с конфискацией имущества или без таковой [12; с. 18-19].
Рядовые члены банды, принимающие в ней участие или в совершаемых ею нападениях, несут ответственности по ч.2 ст. 209 УК. Наказание в отношении этих лиц несколько мягче – от восьми до пятнадцати лет лишения свободы [12; с. 20-21].
Весьма актуальным сегодня в связи с массовой системной коррупцией является выделение в ст. 209 УК среди лиц, имеющих отношение к банде, тех, которые действуют, используя служебное положение [ч. 3 ст. 209 УК].
В уголовном кодексе норма об ответственности за бандитизм расположена в главе 24 «Преступления против общественной безопасности».
Под общественной безопасностью следует понимать совокупность определенных отношений, регулирующих безопасное существование личности в определенной социальной системе. Эта социальная система включает в себя разнообразные стороны общественной жизни человека, и может пониматься как в широком, так и в узком смысле.
Имеются общие, обычные правила общественной безопасности, которые направлены на охрану нормальной жизни человека и обеспечивают его право на жизнь, на охрану его свободы и личной неприкосновенности, а также неприкосновенности жилища. Все эти права гарантируются Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 20, 22, 25) и обеспечиваются соблюдением общественной безопасности, которая охраняется и уголовно-правовыми средствами путем установления уголовной ответственности за деяния, нарушающие или ставящие под угрозу нарушения нормальное состояние общественной безопасности. Каждый член общества должен воздерживаться от совершения действий, которые могут привести к нарушению перечисленных прав гражданина, гарантируемых Конституцией.
Концептуальные наработки, касающиеся основных понятий общественной безопасности, нашли свое отражение в Законе Российской Федерации «О безопасности», принятом 5 марта 1992 г.
В ней применительно к анализируемой теме дается понятие безопасности прежде всего в широком смысле этого слова, под которой понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности – ее прав и свободы.
Но защищенность личности от преступных посягательств может быть гарантирована только сильным государством со всесторонне развитыми правовыми институтами.
Развитию законодательной базы в нашей стране уделяется достаточно большое внимание. Например, в ст. 209 УК за последние годы внесены изменения, уточняющие признаки и состав бандитизма.
Но уголовно-правовая борьба с бандитизмом не смотря на систематическое совершенствование законодательства до сих пор встречает серьезные трудности, а именно:
- сложность и низкая
эффективность правовой
Информация о работе Уголовно-правовая борьба с бандитизмом: история и современность