Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2010 в 11:22, Не определен
Приложение А Структурно-логическая схема «Структура понятия хулига-
нства»………………………………………………………………………………31
Приложение Б Структурно-логическая схема «Виды ответственности за
Хулиганство»……………………………………………………………………...31
2.2. Особо злостное хулиганство (квалифицирующие признаки).
Часть
3 ст. 213 УК РФ предусматривает
Под признаки этой нормы подпадает любое оружие, которое будет признано таковым экспертным заключением (само понятие "оружие" регулируется Законом об оружии).
Вместе
с тем использование во время
хулиганских действий в качестве
оружия любого предмета образует состав
преступления по ч. 3 ст. 213 УК РФ, независимо
от того, где и когда этот предмет был взят
хулиганом, улучшил ли он его поражающие
свойства или нет.
По мнению Л. Халдеева редакция диспозиции
ч. 3 ст. 213 УК РФ неудачна, т. к. «семантическое
толкование понятия "оружие" в ч.
3 ст. 213 УК РФ предполагает только предмет,
относящийся собственно к огнестрельному
или холодному оружию. В то же время под
"предметами" судебная практика понимает
любые предметы (лопату, отвертку, палку,
камень и т.п.), которые были использованы
для причинения вреда здоровью. Эти предметы
судебная практика признает орудием преступления,
но не оружием».
Основанием
для квалификации преступления по ч.
3 ст. 213 УК РФ является применение или попытка
применения при совершении хулиганства
огнестрельного оружия, любых ножей, кастетов
или иного холодного оружия, а равно других
предметов, специально приспособленных
для нанесения телесных повреждений, не
только в тех случаях, когда виновный с
их помощью наносит или пытается нанести
телесные повреждения, но и тогда, когда
использование указанных предметов в
процессе хулиганских действий создает
реальную угрозу для жизни или здоровья
граждан. Но Постановлением пленума ВС
РФ отдельно отмечалось, что специально
приспособленными для нанесения телесных
повреждений следует признавать предметы,
которые были приспособлены виновным
для указанной цели заранее или во время
совершения хулиганских действий, а равно
предметы, которые хотя и не подвергались
какой-либо предварительной обработке,
но были специально подготовлены виновным
и находились при нем с той же целью. Применение
или попытка применения предметов, подобранных
на месте преступления, которые не были
специально приспособлены для нанесения
телесных повреждений, в том числе предметов
хозяйственно - бытового назначения, не
могут рассматриваться как основание
для квалификации действий по ч. 3 ст. 213
УК РФ.
3. Особенности уголовной ответственности по делам о хулиганства
3.1. Объективная сторона хулиганства.
Объективная сторона хулиганства состоит в действиях, грубо нарушающих общественный порядок, выражающих явное неуважение обществу, сопровождающихся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Под действиями, грубо нарушающими общественный порядок понимают такое поведение преступника, которое нарушает покой и отдых граждан, дезорганизует нормальную деятельность организаций, учреждений или предприятий, в отдельных случаях приносит вред здоровью людей, ущерб имуществу, бывает сопряжено с посягательствами на общественную безопасность и порядок управления, либо создает серьезную угрозу наступления таких последствий и вызывает у граждан тревогу и опасения за неприкосновенность своих прав и интересов.
Под явным неуважением к обществу понимается пренебрежительное отношение к важнейшим правилам поведения, нравственным устоям и интересам общества, противопоставление себя другим гражданам или демонстрация своего мнимого превосходства над ними. Неуважение к обществу со стороны хулигана должно быть явным, то есть явно выраженным, бесспорно очевидным для самого виновного и для окружающих и осознаваемо ими.10 Явное неуважение к обществу воплощается в публичном характере хулиганских действий, грубо нарушающих общественный порядок, то есть в «затрагиваемости» публичных интересов при совершении данного преступления. Причем публичность не следует сводить к присутствию очевидцев при совершении преступления, отождествлять с общественным местом и многолюдностью. Хулиганство возможно не только в общественных местах в присутствии граждан, но, при определенных условиях, и там, где в момент совершения преступления никого не было, то есть где оно совершено тайно. Обязательным условиям в подобных случаях является то обстоятельство, что результаты противоправных действий хулигана, совершенных тайно, стали известны другим членам общества. При этом достаточно, чтобы преступные результаты увидел всего один человек.
Хулиганству присуща публичная направленность самих действий и заведомая публичность их преступных последствий. Таким образом можно понимать публичность хулиганства, это же обстоятельство можно учитывать при решении вопроса о наличии либо отсутствии в действиях нарушителя общественного порядка явного неуважения к обществу.
Статья 213 УК РФ не содержит указания на место совершения хулиганства. Говоря о явном неуважении к обществу, законодатель имеет в виду не место, а сам характер совершенных действий. Таким образом, место совершения преступления не является обязательным признаком хулиганства, однако оно играет важную роль в уголовно-правовой оценке совершаемых действий.
Образующие
объективную сторону
Для разграничения преступных посягательств по степени общественной опасности содеянного, законодательством РФ предусмотрено три вида уголовно наказуемого и один вид административно наказуемого хулиганства.
К
«мелкому» хулиганству (ст.158 КоАП РФ),
за которое установлена
К
первому виду уголовно наказуемого
хулиганства относится так
Хулиганство сконструировано в законе как формально-материальный состав и признается оконченным преступлением с момента совершения действий, грубо нарушающих общественный порядок и выражающих явное неуважение к обществу, сопровождающихся применением насилия либо угрозой его применения, а также уничтожением или повреждением чужого имущества.
Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что своими действиями, сопряженными с применением насилия или угрозой его применения, грубо нарушает общественный порядок и выражает явное неуважение к обществу, и желает совершить эти действия, либо осознает, что грубо нарушает общественный порядок и выражает явное неуважение к обществу, предвидит возможность уничтожения или повреждения чужого имущества, и желает либо сознательно допускает наступление этих последствий либо безразлично относится к их наступлению.
Важное значение для определения содержания и направленности умысла и отграничения хулиганства от других преступлений имеет установление мотива и цели преступления. Хулиганство всегда вызывается специфическим, присущим этому преступлению мотивом – хулиганскими побуждениями. Интересно высказывание профессора Б.С.Волкова, который считает, что «поскольку хулиганский мотив входит в социальную характеристику одноименных действий, он не может не рассматриваться как обязательный элемент субъективной стороны данного преступления. Без хулиганского мотива не может быть и хулиганских действий».12
В основе хулиганских побуждений лежат стремление показать нарочито-показное пренебрежение к окружающим, к обществу, к личному достоинству человека, его труду, явно противопоставить свое поведение требованиям общественного порядка, желание показать свою грубую силу, пьяную удаль, жестокость, поиздеваться над беззащитным, в вызывающей форме выразить протест против общественной дисциплины, бросить вызов общественной нравственности и другие низменные стремления. Таким образом, внутренняя побудительная сила, толкающая к хулиганским действиям, может сводиться не к одному какому-либо мотиву, а к множеству, называемых в уголовном праве хулиганскими побуждениями и выступающих в каждом случае либо раздельно, либо в определенном сочетании, в совокупности с иными, нехулиганскими побуждениями – корыстью, местью, ревностью, завистью и др.
Для хулиганских побуждений свойственные три основные характерные черты. Первая – внезапность их появления и скоротечность формирования. Вторая черта хулиганского мотива сводится к явной недостаточности повода или несоразмерности его с учиненным действием. Поэтому о хулиганских действиях можно говорить как о неадекватном ответном действии виновного.13 Третья черта состоит в относительной легковесности мотивации хулиганских действий. Хулиган вполне осознает характер совершаемых действий и их общественную опасность, но представление о них не способствует развитию чувств, которые могли бы задержать волевые процессы.14
Мотив хулиганства и его цель неразрывно связаны между собой. Цель окончательно вырисовывается и твердо избирается после обсуждения мотивов. Она неразрывно связана с сознанием субъекта, определяет наряду с мотивом вероятность его поведения в данных условиях, не может существовать вне сознательной деятельности субъекта и выступает как ее сущностная основа.
Под целью нужно понимать субъективно представляемый человеком результат его будущей деятельности, направленной на преобразование объективного мира в соответствии с его потребностями. Или, иначе, цель – это мысленно измененная в соответствии с потребностями субъекта действительность. Применительно к хулиганству это можно выразить следующим образом. Виновный, совершая действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, имеет вполне определенную конечную цель: привнести в сознание других лиц вопреки их воле и желанию представление о значимости его личности. В этом и заключается содержательная характеристика цели хулиганства.
Субъектом хулиганства является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет (ч.1 ст.213 УК РФ) и 14 лет (ч.2 и ч.3 ст.213 УК РФ).
Часть 2 ст.213 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за злостное (квалифицированное) хулиганство. Злостное хулиганство образуют те же действия, что и простое, но отличающиеся групповым характером их совершения либо связанные с сопротивлением представителю власти или иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, а равно совершенные лицом, ранее судимым за хулиганство.
П. «а» ч.2 ст.213 УК РФ предусматривает в качестве квалифицирующего признака совершения хулиганства различными видами преступных групп. Необходимость введения данного признака стала особенно насущна в последнее время. Совместность преступных действий хулиганов существенно повышает степень их опасности для общества. Под группой лиц при совершении хулиганских действий следует понимать совместное участие в выполнении объективной стороны преступления двух или более исполнителей без их предварительного сговора. Для признания наличия у группы хулиганов предварительного сговора необходимо установить, что эти лица заранее договорились о совместном совершении преступления. Применительно к организованной группе, содержание которой раскрывается в ч.3 ст.35 УК РФ, необходимо учитывать, что организатор группы, даже если он не принимал участия в хулиганских действиях, будет отвечать за преступления, на которые он направил группу. Совершение же кем-либо из членов группы действий, выходящих за пределы договоренности, является эксцессом исполнителя, другие участники группы за эти действия уголовной ответственности не подлежат.
Информация о работе Уголовная ответственность за хулиганство