Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2009 в 13:30, Не определен
Курсовая работа
Как квалифицировать умышленное умерщвление появившегося на свет живого ребенка в результате искусственного прерывания беременности и искусственных преждевременных родов? Ведь в данном случае речь не идет о родах. Некоторые авторы (Н. И. Загородников, Е. Б. Кургузкина) считают, что, применяя те или иные средства для прерывания беременности на 8 и 9 месяце мать, а также посторонние лица, содействующие этому, еще не осознают, что воздействуют на живого человека. Поэтому, подобные действия нельзя отождествлять с убийством. Другие исследователи руководствуются ст. 36 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года, согласно которой искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до 12 недель, а по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель. По их мнению, как убийство следует рассматривать лишение жизни появившегося на свет живого ребенка при сроке беременности свыше 22 недель. Таким образом, искусственное прерывание беременности и искусственные преждевременные роды после 22 недель беременности следует рассматривать как «роды».
Как квалифицировать посягательство женщины на плод, находящийся в ее утробе? Плод в утробе матери может достичь такой степени развития, что при извлечении его из чрева матери, он, как новорожденный, может начать самостоятельное существование. Существует точка зрения, согласно которой, плод в этом случае составляет одно целое с матерью, поэтому говорить об объекте убийства еще рано. Другие полагают, что по ст. 106 УК РФ следует квалифицировать посягательство на жизнь ребенка в утробе матери при сроке беременности более 22 недель.
Термин «сразу же после родов» вызывает немало споров в юридической литературе. Высказывается мнение, что понятие «сразу же после родов» имеет четкое медицинское определение. Это краткий промежуток времени после выделения плаценты (детского места). По иному оценивает выражение «сразу же после родов» Ф. Сафуанов. Он считает, что в данном случае необходимо использовать судебно-медицинский критерий новорожденности, который равен 24 часам. А. Н. Попов обращает внимание на то, что ближайшие 2-4 часа после окончания родов в физиологическом состоянии женщины особо выделяют «ранний послеродовой период». Именно этот промежуток времени автор предлагает называть «сразу после родов». Е. Б. Кургузкина считает, что нельзя однозначно определить подобный временной интервал, который является сугубо индивидуальным у каждой женщины. Поэтому признак состава «сразу же после родов» она предлагает отнести к оценочным.
3.2. Убийство
матерью новорожденного
В данном случае смягчающим наказание обстоятельством является обстановка совершения преступления - психотравмирующая ситуация, в которой оказывается мать, убившая новорожденного ребенка.
Термин «психотравмирующая ситуация» пока не имеет однозначного и ясного толкования. Погодин и Тайбаков рассматривают такую ситуацию как своеобразный срыв высшей нервной деятельности. И. Г. Иванов и Ю. А. Ляпунов дают следующее определение психотравмирующей ситуации - это эмоциональная напряженность, которая в сочетании с беременностью и послеродовыми психическими процессами способна обусловить неадекватные реакции, образуя условия совершения детоубийства. Такая эмоциональная напряженность может быть следствием семейных конфликтов, супружеской измены, иных ситуаций социально-бытового характера, способных окать психотравмирующее воздействие. Психологическое содержание психотравмирующей ситуации разнообразно, но во многом определяется общей системой ценностей личности. Ни одна ситуация сама по себе не может выступать как оказывающая негативное воздействие на психику человека, ее можно расценивать как психотравмирующую только после тщательного анализа взаимодействия личности и ситуации. Экспертное определение состояния эмоциональной напряженности, возникшего и развившегося в условиях психотравмирующей ситуации, имеет прямое отношение к квалификации деяния по ст. 106 УК РФ.
Психотравмирующая
ситуация складывается не сразу, а в
результате повторения негативного
воздействия на психику матери, то
есть когда происходит аккумуляция отрицательных
эмоций. Психотравмирующая ситуация приобретает
хроническую форму, которая приводит к
аффективному поведению и может выразиться
в убийстве новорожденного. Характер психотравмирующей
ситуации зависит от характера психической
травмы женщины, а его длительность определяется
непосредственно ситуацией родов и, прежде
всего, отношением женщины к этой ситуации.
Чем длиннее психотравмирующая ситуация,
тем она болезненнее.
При квалификации
деяния по данному составу преступления
необходимо учитывать следующее:
· Психотравмирующая
ситуация должна реально иметь место
на момент совершения преступления.
· Психотравмирующая
ситуация должна иметь связь с
беременностью, родами, судьбой матери
и ребенка.
· Необходимо
исходить не только из того, как мать воспринимала
сложившуюся ситуацию, но и из общечеловеческих
ценностей.
· Именно психотравмирующая ситуация должна оказать воздействие на принятие решения о совершении убийства новорожденного ребенка.
В данном случае большинство авторов предлагают использовать «педиатрический критерий» новорожденности: новорожденным считается младенец в течение 28 дней с момента констатации живорожденности. Но есть и точка зрения, согласно которой в данном случае подлежит применению акушерский критерий новорожденности, равный одной неделе.
Убийство матерью ребенка хотя и в условиях психотравмирующей ситуации, но по прошествии признаков новорожденности, подлежит квалификации по ст. 105 УК РФ, а психотравмирующая ситуация может быть признана обстоятельством, смягчающим наказание (ч. 2 ст. 61 УК РФ).
3.3. Убийство
матерью новорожденного
Третьим, смягчающим наказание обстоятельством, предусмотренным в ст. 106 УК РФ, является состояние психического расстройства, не исключающего вменяемости матери, убившей новорожденного. Основание уголовной ответственности лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости (ограниченная вменяемость) сформулировано в ст. 22 УК РФ. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности. Под таким расстройством понимается существенно уменьшенная способность лица, совершившего преступление, осознавать опасность содеянного или руководить своим поведением в силу таких психических расстройств и отклонений, которые в принципе дают возможность признать лицо вменяемым. Б. Н. Алмазов и М. И. Ковалев так характеризуют состояние ограниченной вменяемости: «В ряде случаев психическое заболевание, олигофрения или иное болезненное состояние, в частности психопатия, хотя и не свидетельствуют о полной невменяемости субъекта, но играют значительную роль в этиологии преступного поведения. Субъект преступления может не в полной мере отдавать отчет в своих действиях и не всегда в состоянии полностью конструировать свое поведение». В этой ситуации необходимо проводить судебно-психиатрическую экспертизу, которая способна дать ответ на вопрос о наличии психического расстройства, не исключающего вменяемости. Такое состояние матери может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ст. 97 УК РФ).
Сразу
после родов у женщины
Обстоятельства,
вызвавшие состояние психического
расстройства, не исключающего вменяемости,
могут быть не сопряжены с беременностью
и родами. Такие обстоятельства имеют
биологическую (медицинскую) природу,
в отличие от обстоятельств, создавших
психотравмирующую ситуацию. Последние
имеют социальную природу. С точки зрения
уголовного права безразлично, что вызвало
состояние психического расстройства,
оказавшее влияние на совершение преступления.
В рассматриваемой
ситуации возникают споры по вопросу
о том, в течение какого периода
ребенка считать новорожденным.
Большинство авторов предлагает
использовать педиатрическое понимание
новорожденности. Однако применение педиатрического
критерия новорожденности, равного одному
месяцу, является достаточно условным.
Е. Б. Кургузкина считает, что использование
этого критерия ничем не оправдано. «Если
брать мерилом период ограниченной вменяемости
женщины-детоубийцы, то тогда следует
считать младенца новорожденным до полного
выхода женщины из этого состояния». Однако
данная точка зрения представляется не
совсем оправданной. Ведь если психическое
расстройство, связанное с родами, может
возникнуть у женщины во время родов или
в течение послеродового периода, то окончание
этого болезненного состояния психики
ограничить временными периодами невозможно:
оно может длиться достаточно долго, исчисляться
даже годами.
4. СУБЪЕКТИВНАЯ
СТОРОНА И СУБЪЕКТ
Субъективная сторона преступления - это психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением преступления. Субъективная сторона отражает связь сознания и воли субъекта преступления с совершаемым им общественно опасным деянием. Признаками субъективной стороны преступления являются вина, мотив и цель. Вина является обязательным признаком субъективной стороны, а мотив и цель - факультативными.
Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ, характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. Мать осознает, что причиняет смерть новорожденному ребенку, предвидит возможность или неизбежность наступления смерти и желает ее наступления (прямой умысел). Либо, мать осознает, что причиняет смерть новорожденному, предвидит возможность наступления смерти, не желает этого, но сознательно допускает либо относится к смерти ребенка безразлично (косвенный умысел).
Неосторожное причинение смерти новорожденному не может влечь ответственности по ст. 106 УК РФ.
В связи с тем, что убийство новорожденного совершается с прямым умыслом, то возможно покушение на совершение данного преступления. Для вменения покушения на детоубийство необходимо установить, что виновная действовала с прямым конкретизированным умыслом, направленным на причинение смерти ребенку. По времени возникновения в теории уголовного права различают умысел заранее обдуманный и внезапно возникший. Уголовное законодательство многих европейских стран придает большое значение этому делению умысла, особенно при посягательствах на жизнь человека. Заранее обдуманный умысел при детоубийстве характеризуется тем, что виновная предварительно более или менее тщательно обдумывает все основные моменты предпринимаемого ею преступного действия. Намерение совершить преступление и само преступление должны быть отделены друг от друга определенным временным промежутком.
В исследуемой ситуации время возникновения умысла, по мнению ряда авторов, должно являться основанием для отграничения привилегированного состава убийства новорожденного (ст. 106 УК РФ) от убийства (ст. 105 УК РФ). Из смысла диспозиции ст. 106 УК РФ следует, что все действия женщины-детоубийцы относятся к моменту родов или к непродолжительному периоду сразу после родов, либо ко времени, в течение которого будет длиться психическое расстройство виновной, либо в течение которого она будет находиться в условиях психотравмирующей ситуации, но эти события должны относиться к моменту родов или к послеродовому периоду, когда уже существует ребенок. Исходя из этого, следует признать, что к уголовной ответственности за детоубийство виновная может быть привлечена только в том случае, если умысел возник во время родов или после них при наличии указанных в законе обстоятельств.
Для убийства новорожденного при внезапно возникшем умысле характерна деформация звена принятия решения. Принятию решения в этом случае присущи следующие черты: оно происходит на усиленном эмоциональном фоне (волнение, страх, физическая боль); решения принимаются в стрессовых условиях и обладают особой значимостью для субъекта; восприятие необходимой для решения информации является неполным, а ее анализ - искаженным; отдельные элементы принятия решения могут происходить на уровне бессознательного, поэтому решение не всегда отчетливо.