Суд как субъект уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2015 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования состоит в том, что Уголовно-процессуальный закон определяет место суда в осуществлении задач уголовного судопроизводства и реализации его предназначения. Занимая центральное место в системе органов уголовного судопроизводства, суд призван реализовывать указанное в Конституции Российской федерации уголовное судопроизводство для защиты прав и свобод граждан в ходе отправления правосудия. Поэтому от содержания установленного процессуальным законом статуса суда, его обязанностей, пределов полномочий и предоставленных ему правовых средств в значительной мере зависит эффективность решения поставленных перед уголовным судопроизводством задач.

Содержание работы

Введение 3
1. Суд и его функция в состязательном уголовном процессе 4
2. Состав суда 12
3. Судебный контроль в ходе досудебного производства 17
Заключение 24
Список источников и литературы 27

Файлы: 1 файл

ф sud-kak-subekt-ugolovnogo-sudoproizvodstva_941669_1 - копия - копия.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

При осуществлении судебного контроля представляется, что преследуются другие цели судебной деятельности. Закон возлагает на суд обязанность осуществлять контроль в досудебном производстве, дабы обеспечить законность при установлении юридически значимых обстоятельств: сбора фактического материала, необходимого как для выяснения внешнего состава преступного деяния (следственные действия), так и для предполагаемой виновности подозреваемого (меры уголовно-процессуального принуждения), а также обеспечения всей требуемой законом формы процесса (процессуальные решения). Да, суд - орган правосудия, да, к нему должен быть обеспечен доступ. Санкционирующая деятельность суда сохраняется за ним в полной мере и при отсутствии какого-либо уголовно-правового конфликта. Возможно эта деятельность и чужда суду, потому что при отсутствии столкновения, суд не должен проявлять своей санкционирующей деятельности, но закон обязывает принимать судебные решения и, в частности, в досудебном производстве и при исполнении процессуальных решений

Специфичность судебной власти в досудебном производстве очень интересна: именно судебные следователи, по должности принадлежавшие к судебному ведомству осуществляли контроль за применением принуждения и сбором доказательств. Думается, что именно с позиций разрешения материально-правового конфликта по уголовному делу (одного, а не множества) и необычно для нашего времени и понимания, И. Я. Фойницкий трактовал образ богини юстиции, по преимуществу уголовной - Фемиды: в этой символичной форме меч - эмблема потребностей материального существования, женская фигура с повязкой на глазах - эмблема потребностей чувственных, весы - эмблема потребностей интеллектуальных27 .

 

Переосмысление роли суда в системе уголовной юстиции началось практически одновременно с началом судебно-правовой реформы в конце 80-х -начале 90-х гг. XX в. Отмечалось, что суды, находились в центре системы уголовной юстиции, выступали как органы борьбы с преступностью. Это неизбежно вытекало из того, что законодатель ставил перед всеми органами уголовной юстиции общую задачу борьбы с преступностью. Законодатель обращался ко всем представителям правоохранительных органов с общим требованием "О решительном усилении борьбы с преступностью" (Постановление Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 года), обязывая в равной степени следственные органы и суды "с максимальной строгостью рассматривать случаи совершения различных преступлений". Однако правовые позиции Конституционного Суда РФ постепенно освободили суд от несвойственной ему функции обвинения, закрепили принцип состязательности в уголовном судопроизводстве, что явилось важнейшим этапом в реализации судебно-правовой реформы. Решение этих вопросов обеспечили судебную защиту прав личности по уголовным делам и исключение из уголовного законодательства многих недемократических форм процессуального контроля: возбуждение уголовного дела судом по своему усмотрению; возвращение дела судом на дополнительное расследование; продолжение рассмотрения уголовного дела при отказе прокурора от государственного обвинения.

 

Рядом постановлений и определений Конституционный Суд РФ раз-двинул границы применения предписаний ст. 46 Конституции РФ при производстве по уголовным делам. Практически было признано, что суды общей юрисдикции должны принимать и рассматривать по существу жалобы на незаконность любых процессуальных действий и решений органов и должностных лиц, уполномоченных вести досудебное производство по уголовным делам.

 

Эта линия получила свое дальнейшее развитие в УПК РФ 2001 г. , в первую очередь в его ст. 123 и 125, закрепивших институт судебного контроля в досудебных стадиях уголовного процесса - один из уголовно-процессуальных институтов, призванных обеспечивать законность и обоснованность действий и решений правоохранительных органов и должностных лиц, уполномоченных выявлять преступления и принимать меры к их раскрытию и изобличению виновных. Итак, судебный контроль распространяется на сравнительно ограниченный круг следственный действий и процессуальных решений, затрагивающих конституционные права граждан, обеспечивающих судебную проверку жалоб и ходатайств, заявленных в ходе досудебного производства.28 В связи с этим считаем возможным согласиться с мнением ряда авторов о том, что понятие судебного контроля применимо лишь для проверочной деятельности суда на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Понимая различия полномочий суда в досудебном производстве, законодатель по-разному регламентирует порядок их осуществления. Так, суд контролирует избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, а также продление срока содержания под стражей в порядке, установленном в УПК РФ.29 Очевидно, в таком же порядке суду надлежит разрешать вопрос об отмене меры пресечения, избранной на основании судебного решения, хотя прямого указания на это закон не содержит, а также о помещении не содержащегося подозреваемого или обвиняемого в стационар для производства экспертизы. Другие же вопросы, перечисленные в п. п. 4-9 и 11 ч. 2 ст. 29 (о производстве следственных действий), − в порядке, закрепленном ст. 165, а временное отстранение обвиняемого от должности − ст. 114 УПК РФ.

Кроме того, ст. 123 УПК РФ предоставляет практически неограниченному кругу лиц право обжаловать любые другие действия (бездействия) как должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, так и суда в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. Судебный порядок рассмотрения подобных жалоб определен ст. 125 УПК РФ.

Следовательно, сводить контрольные полномочия суда в досудебном производстве только к рассмотрению им вопросов, перечисленных в ч. 2 ст. 29 УПК РФ, неправильно, т.к. законодатель сделал судебный контроль в досудебном производстве фактически всеобъемлющим. Деятельность эта, как в принципе и любая контрольная деятельность, осуществляется эпизодически. Так же эпизодически осуществляется прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования.

Конечно же, контрольно-проверочная деятельность суда в досудебном производстве не может рассматриваться как деятельность по отправлению правосудия или разрешению уголовного дела. Дело будет рассмотрено по существу и разрешено в стадии судебного разбирательства, после чего и можно будет сказать, что правосудие свершилось.

Исходя из особой важности гарантируемых Конституцией прав и свобод личности, которые в ходе уголовного судопроизводства с неизбежностью ущемляются в той или иной мере, поскольку оно объективно осуществляется и обеспечивается силой особого рода государственного (уголовно-процессуального) принуждения, какого нет ни в одной другой сфере государственной деятельности, в том числе и судебной, осуществляемой в форме не уголовного, а иного судопроизводства (гражданского, административного или конституционного), законодатель совершенно обоснованно поставил возможность их ограничения под судебный контроль.

Но закон не наделил суд достаточными средствами для осуществления контрольных полномочий в досудебном производстве. Так, признав незаконными или необоснованными действия и решения должностных лиц, проверяемые в порядке ст. 125 УПК РФ, судья не может отменить их. Эффективный контроль за заключением под стражу невозможен без проверки доказанности совершения преступления, за которое по закону может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.

Рассмотрим судебную практику по данному вопросу. Центральный районный суд города Челябинска — Постановлением Центрального районного суда г. Челябинска от 08.12.2009 г. Мануйлова С. Н. жалоба удовлетворена частично.

 

Председатель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска Мануйлов С.Н. и его защитники обратились в суд с жалобой на постановление следователя по ОВД СУ СК при прокуратуре РФ по Челябинской области Гилева А.С. о возбуждении уголовного дела в отношении Мануйлова С.Н. и неустановленных должностных лиц Администрации г. Челябинска по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ. Просили признать постановление незаконным и необоснованным, прекратить уголовное дело и  обязать устранить допущенные нарушения.

Данная жалоба судом признана допустимой только в части возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица.

Постановлением Центрального районного суда г. Челябинска от 08.12.2009 г. жалоба удовлетворена частично. Постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Мануйлова С. Н. признано незаконным и необоснованным. В удовлетворении остальной части жалобы отказано.

К таким выводам суд пришел по следующим основаниям:

Органами следствия при возбуждении уголовного дела указано, что Мануйлов и неустановленные должностные лица во исполнение постановления Главы г. Челябинска №773-п от 26.07.2005 «О продаже двух земельных участков на торгах (аукционе)», из личной заинтересованности решили организовать проведение торгов таким образом, чтобы обеспечить на них победу ОАО «Макфа» и минимизировать ее расходы на приобретение земельных участков.

Вместе с тем, из представленных органами следствия материалов следует, что большинство из представленных действий явно совершены не Мануйловым С. Н., а другими должностными лицами до его назначения на должность.

Фактически из всего объема указанных действий Мануйлов принимал участие лишь в конкурсно - аукционной комиссии и подписал договоры купли-продажи.

Участие Мануйлова С.Н. в деятельности конкурсно - аукционной комиссии, а так же подписание договоров купли-продажи земельных участков по результатам открытого аукциона впрямую входит в круг его служебных обязанностей и само по себе не подтверждает наличие злоупотребления служебными полномочиями. Документов достаточно подтверждающих такие утверждения не представлено.

Настоящее постановление не вступило в законную силу и может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Челябинского областного суда в течении 10 суток со дня провозглашения.

 

 

 

Заключение  

Конечно, в объёме одной курсовой работы было трудно ответить на такой обширный вопрос для уголовного процесса как суд как субъект уголовного процесса, но я постарался это сделать в своей работе. Было очень интересным рассмотреть понятие суда, как субъекта уголовного процесса и вникнуть в сущность такого понятия, а также осознать важнейшее место суда в уголовном судопроизводстве. Очень интересным фактом является то, что суд относится к иным участникам уголовного судопроизводства и не относится не к стороне обвинения, не к стороне защиты, так как по моему , так оно и есть, суд должен быть беспристрастен не к обвинению не к защите того лица, которого подозревают или обвиняют в совершении того или иного преступления, предусмотренного российским уголовно-правовым законодательством.

Важно то, что только суд правомочен признавать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание. Это немаловажно при исполнении основных принципов уголовного судопроизводства. Также в принципах уголовного судопроизводства закреплен принцип осуществления уголовного судопроизводства только судом и никто не может быть признанным виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке установленном Уголовно-процессуальном  кодексе Российской Федерации. Широко представлены мнения великих мыслителей. Особенно важным содержанием принципа состязательности сторон является положение о том, что суд не является органом уголовного преследования и не выступает ни на стороне обвинения, ни на стороне защиты. Принцип состязательности обязывает суд создавать необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.30Изучение изложенного материала курсовой работы расширит кругозор знаний и представлений об уголовном процессе и в частности суде, как субъекте, как участнике уголовного судопроизводства, даст информацию о составе суда в суде первой инстанции, в апелляционной инстанции, кассационной инстанции.

В данной курсовой работе раскрыты вопросы о судебном контроле на досудебных стадиях уголовного процесса. Ведь суд заинтересован в том, чтобы в его производство прошло уголовное дело, которое было составлено должностным лицом без каких либо правовых изъянов и противоречий с современным действующим законодательством Российской Федерации. Подводя итоги работы, следует отметить, что судебный контроль – очень молодой институт в отечественном уголовном процессе, и, как показало, в частности, проведенное исследование, существуют проблемы практики его применения.

Целями судебного контроля в досудебном производстве являются: во-первых, устранение нарушений уголовно-процессуального закона, во-вторых, обеспечение соблюдения прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства и иных лиц, в-третьих, восстановление нарушенных прав и свобод граждан в досудебном производстве. Специфика форм судебного контроля в досудебном производстве состоит в его осуществлении в условиях как открытого состязательного процесса (рассмотрение жалоб и ходатайств), так и закрытого состязательного процесса (получение решения суда о применении в качестве меры пресечения заключение под стражу и др.)- ст.ст.107-109, 125 УПК РФ.

Главное, что необходимо уяснить, это то, что расширение в УПК РФ сферы судебного контроля: принятие решений судом о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, о производстве обыска и выемки в жилище, о производстве личного обыска, о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, о наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи, о наложении ареста на имущество, включая вклады, о контроле и записи телефонных переговоров - заменяет прокурорский надзор. Одновременно возрастает степень ответственности суда за результаты расследования, поскольку увеличивается его возможность влияния на процесс формирования доказательственной базы по уголовному делу. Причем это влияние в итоге будет выражаться не только в оценке доказательств с точки зрения их допустимости, признания законности или незаконности действий и решений органов дознания и предварительного следствия, но может приводить к косвенному участию суда в уголовном преследовании, что противоречит его правовому статусу. Судебный контроль может быть более эффективным, когда его усилия сосредоточатся на решениях, соответствующих правовому статусу суда.

Важно, на наш взгляд, осознать, ясно различить существенные моменты: реальные возможности судебного контроля в обеспечении режима законности при расследовании преступлений, а также потребность в законодательном совершенствовании правил рассмотрения судом жалоб на действия (бездействие) следователя, дознавателя, прокурора. Направленность судебного контроля - обеспечить законность действий следственных органов.

Информация о работе Суд как субъект уголовного процесса