Состав преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Однако и приведенные выше данные не отражают реальной картины совершаемых детоубийств. Подтверждением неполного статистического учета уровня убийств новорожденных могут служить факты обнаружения мертвых младенцев на улицах, в мусорных контейнерах, в лесопарках и прочих местах. В свою очередь, работники правоохранительных органов, обнаружив труп новорожденного, не всегда спешат возбудить уголовное дело и провести расследование. Трупы новорожденных достаточно часто на момент их обнаружения находятся в таком состоянии, что причину смерти установить судебно-медицинский эксперт просто не может. Латентность («темное число») детоубийств определяется как соотношение 1 : 10 . Кроме того, около 120 тыс. детоубийств официально скрывается за прерыванием беременности на поздних сроках (3% от общего числа абортов).

Содержание работы

Введение 2
1. Общая характеристика убийства матерью новорожденного
1.1 Исторический опыт регламентации ответственности за детоубийство в российском законодательстве 3
1.2 Понятие убийства 9
2. Состав преступления
2.1 Объект 12
2.2 Объективная сторона 14
2.3 Субъект 17
2.4 Субъективная сторона 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

курсовая преступления против личности- убийство матерью новорожденного.docx

— 55.34 Кб (Скачать файл)

С нашей точки зрения включение  в конструкцию диспозиции ст.106 этого  признака объективной стороны представляется не корректным и даже засоряющим смысл уголовно-правовой нормы».1 Не соглашаясь в вышеуказанным мнением я считаю, что убийство матерью новорожденного ребенка, находящейся в этом состоянии, в основном совершается во время родов и сразу же после родов (в течение одних суток). Это не говорит о продуманности и преднамеренности действий (бездействий) убийцы.

Поэтому поведение матери - убийцы, совершившей убийство своего

 

1Кривошеин П. Убийство матерью новорожденного ребенка// Уголовное право. Научно-практический журнал, №3, 2005, с.39.

новорожденного ребенка в состоянии  психического расстройства, не исключающего вменяемости или в условиях психотравмирующей  ситуации, должно быть квалифицированно по ст.106 УК РФ. А в случае же убийства матерью своего ребенка не сразу же после родов, когда она продумывает и действует преднамеренно, не в состоянии психического расстройства или в условиях психотравмирующей ситуации, то, конечно, она должна быть подвергнута справедливым мерам уголовного наказания и, следовательно, ее поведение надлежит квалифицировать по соответствующей части ст.105 УК РФ.

Обязательными признаками объективной  стороны являются время и условие  совершения деяния. Убийство матерью  своего новорожденного ребенка совершается  в короткий промежуток времени между  родами и моментом наступления смерти. К вопросу о времени и условиях совершения деяния надо подходить индивидуально, назначать экспертизу, чтобы установить наличие в момент совершения убийства отклонения от нормального состояния, так как убийство через значительный промежуток времени не может объясняться  специфическим состоянием женщины.

В анализируемой норме права  есть понятие «психотравмирующая ситуация». Этот феномен также имеет свои характеристики. Возникновение ситуаций такого рода определяют характер психической  травмы, с одной стороны, и особенности  личности, на которую воздействует эта травма, - с другой.

Длительность воздействия психотравмирующих  факторов обусловлена не только непосредственно  ситуацией родов, но в большей  степени отношением личности к этой ситуации.

Большое значение придается внешней  стороне психотравмирующей ситуации, когда выключаются ряд привычных сенсорных раздражителей и притоки внешних впечатлений.

Таким образом, можно определить анализируемый  феномен как своеобразный срыв высшей нервной деятельности».1 Возникает вопрос: можно ли отнести к такому убийству лишение жизни младенца до начала его дыхания или даже до появления на свет?

 

1Погодин О., Тайбаков А. Убийство матерью новорожденного ребенка//Законность.1997, №5, -с.16-17.

В литературе высказываются различные  точки зрения по данному вопросу. Единственным смягчающим обстоятельством при детоубийстве может быть предусмотренное в законе «особое психическое состояние женщины» в момент родов и непосредственно после них, обусловленное экстремальной ситуацией - родами. Продолжительность этого состояния женщины следует определять в каждом конкретном случае с помощью специалистов, учитывая индивидуальные особенности женщины и условия психотравмирующей ситуации. Здесь необходима судебно-психологическая экспертиза.

Следует заметить, что более определенно  ответственность матери за убийство ребенка во время родов сформулирована в уголовном кодексе Швейцарии (ст.116): «Если мать убивает своего ребенка во время родов или  в период того времени, когда она  находится под влиянием процесса родов, то она наказывается тюремным заключением» (на срок не более трех лет тюрьмы). Этот закон фактически по своему правовому смыслу соответствует  закону России, но сформулирован он проще и не допускает двусмысленного толкования. В содержании этого закона на первый план выносится такой критерий, как болезненное состояние женщины  в момент убийства ребенка, связанное  именно с процессом родов, а не с любыми психотравмирующими ситуациями, что представляется вполне логичным.

Я присоединяюсь к тем, кто считает, что к рассматриваемому виду убийства следует относить не только убийство новорожденного после отделения плода от тела матери и начала самостоятельной жизни, но и убийство ребенка, не начавшего самостоятельной внеутробной жизни, например, нанесением смертельной раны в голову рождающемуся ребенку еще до момента начала дыхания. В этом случае, конечно, надо провести экспертизу для определения того, был ли плод при этом живым или мертвым.

2.3 Субъект

Субъектом преступления является женщина-мать, достигшая 16-летнего возраста. Поскольку  законодатель не раз обращает внимание на особое психическое состояние  субъекта убийства («в условиях психотравмирующей  ситуации», «в состоянии психического расстройства»), можно утверждать, что  учет именно особого психофизического состояния матери новорожденного положен  в основу выделения данного привилегированного вида убийства.

И во время, и сразу же после родов  женщина испытывает значительные психофизические перегрузки, которые сужают ее возможности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего поведения либо руководить им.

Состояние, близкое или совпадающее  с ограниченной вменяемостью (ст. 22 УК РФ), возникает также в упоминаемые  в ст. 106 УК РФ послеродовые периоды - в условиях психотравмирующей ситуации, в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости.

Психотравмирующая ситуация возникает, как правило, не одномоментно, а постепенно и связана с аккумуляцией у  матери новорожденного отрицательных  эмоций на фоне негативного воздействия  внешних факторов на ее психику. Так  же как и состояние психического расстройства, не исключающего вменяемости, наличие психотравмирующей ситуации выступает одним из обязательных условий применения ст. 106 УК РФ.

На мой взгляд, к состоянию ограниченной вменяемости, применительно к ст. 106 УК РФ, следует относить такие состояния, которые вызываются психическими аномалиями и аффектом.

Состояние вменяемости предполагает, что лицо во время совершения общественно  опасного деяния может в полной мере осознавать фактический характер и  общественную опасность своих действий и руководить своим поведение. Закон относит субъекта аффектированного преступления, предусмотренного ст.107 УК РФ к категории вменяемых лиц.

Однако согласиться с такой позицией законодателя по этому вопросу, значит согласиться и с тем, что лицо в момент совершения аффектированного убийства в полной мере отдавало отчет в своих действиях и контролировало их.

Но это положение противоречит самой природе физиологического аффекта, который накладывает неизгладимый отпечаток на все процессы психической  деятельности человека, в том числе  на сознательную и волевую сферы  деятельности.

Своеобразие действий, совершаемых лицом в состоянии аффекта заключается в том, что действия непосредственно связаны с эмоциональным состоянием.

Последнее характеризуется как  исключительно сильное, быстро возникающее  и бурно протекающее кратковременное  эмоциональное состояние, которое  существенно ограничивает течение  интеллектуальных и волевых процессов, нарушает целостное восприятие окружающего  и правильное понимание субъектом  объективного значения вещей. В состоянии  аффекта эмоциональное напряжение достигает столь высокой степени, что наступают качественные изменения  в психике и организме человека.

Среди основных признаков, характеризующих  аффект как состояние, психологи  указывают на качественное изменение  сознания, сужение его поля. Аффект «тормозит сознательную интеллектуальную деятельность, динамические моменты  преобладают над смысловым содержанием  и изобретательной направленностью действия».1 Заторможенность сознательной деятельности в состоянии аффекта вызывает сужение сознания. При этом происходит концентрация внимания субъекта на эмоционально значимых переживаниях, восприятие действительности делается неадекватным самой действительности. «Специфические изменения сознания в таком состоянии, дезорганизация поведения имеют следствием то, что человек не может полностью отдавать себе отчет в совершаемых действиях и контролировать их».2 Своеобразие аффективных действий в том, что во многом затрудняется сознательный контроль за ними.

Ученые предлагают ввести ограниченную вменяемость применительно к  случаям совершения преступлений лицами, имеющими аномалии в психике. Психические  аномалии -- это неглубокие психические расстройства, которые не исключают вменяемости лица в момент совершения им преступления

Психические аномалии предполагают, что лицо в момент совершения общественно  опасного деяния не может в полной мере осознавать значения своих действий или руководить ими вследствие болезненного психического расстройства.

Такое состояние лица может быть учтено при назначении наказания  и может служить основанием для  применения мер медицинского характера.

 

1См. Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии.-- М.: «Учпедгиз», 1999. - С.395

2См. Сидоров В.В. Состояния ограниченной  вменяемости. - М.: «Логос», 2000. - С. 26.

Следовательно, аффект, воздействуя  на психику человека, делает невозможным  полное осознание действий, совершаемых в этом состоянии и контроль за такими действиями ограничен.

Все эти признаки сводятся к критериям  ограниченной вменяемости, поэтому  лицо, совершившее аффектированное  убийство можно отнести к категории  лиц с ограниченной вменяемостью. Оно подлежит уголовной ответственности  в силу того, что аффектированные  действия сохраняют свою сознательно-волевую  основу и их можно отнести к  разряду волевых поведенческих  актов.

При убийстве во время или сразу  же после родов определенные отклонения в психофизическом состоянии  роженицы, влияющие на возможности  осознания своего поведения и  принятия решения, презюмируются законодателем, и эта презумпция объявляется неопровержимой.

Следует также обратить внимание на вопрос, который сегодня обсуждается  в уголовно-правовой литературе. Это  вопрос о признании субъектом  убийства матерью новорожденного ребенка  суррогатной матери. Одни авторы допускают  возможность привлечения ее к  уголовной ответственности по ст. 106 УК РФ, другие же придерживаются противоположных взглядов.

Любая женщина, будь то биологическая  мать или суррогатная, если она умышленно  лишает жизни рожденного ею ребенка, является убийцей, а стало быть, и  субъектом преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ. И та и другая в этом случае справедливо заслуживают  снисхождения со стороны законодателя, так как во время родов испытывают моральные и физические страдания, что, собственно, и является обстоятельством, смягчающим наказание.

Следовательно, субъектом преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ может  быть только женщина, выносившая и родившая ребенка вне зависимости от своего правового статуса, то есть как суррогатная, так и биологическая мать.

2.4. Субъективная сторона

Субъективная сторона убийства матерью новорожденного ребенка  представлена чаще всего прямым умыслом. Возможен и косвенный умысел. Психическое  отношение матери-убийцы к своим  действиям (бездействию) и последствиям видно из желания наступления смерти новорожденного ребенка или сознательно допускает наступление этой смерти. Умысел при этом не обязательно должен быть внезапно возникшим.

Вина, как определенная форма психического отношения лица к совершаемому им общественно опасному деянию, составляет ядро субъективной стороны преступления, хотя и не исчерпывает полностью  ее содержания. Вина, как обязательный признак любого преступления, здесь  выступает в форме умысла.

При этом эмоции (переживания лица в связи с совершаемым преступлением) в данном деянии тесно связаны  с мотивами. Как видно, они могут  входить и в объективную сторону  преступления.

Так как определение субъективной стороны данного преступления имеет  важное значение для обоснования уголовной ответственности, для квалификации преступления и для назначения наказания, конечно, нужно установить виновно ли совершено убийство матерью новорожденного ребенка, каковы были мотивы, каковы цели.

Вину матери-убийцы в причинении смерти своему новорожденному ребенку  можно определить ее психическим  отношением в форме умысла. Умысел, как считают большинство авторов учебной литературы, возникает от накопления отрицательных эмоций в условиях психотравмирующей ситуации, т.е. жизненными обстоятельствами: осуждение со стороны близких и знакомых в случае незаконнорожденности, отсутствие материальных средств на содержание ребенка, отказ отца зарегистрировать брачные отношения, отсутствие жилья и т.п. А неосторожное причинение смерти не влечет ответственности по ст.106 УК.

Детоубийство, как правило, совершается  с прямым умыслом на лишение жизни  новорожденного. А вот по поводу возможности совершения данного  преступления с косвенным умыслом  ведутся теоретические споры. В  принципе, такое преступление возможно совершить как с прямым, так  и с косвенным умыслом, и, даже по неосторожности, но разбирать данный вопрос не имеет смысла, т.к. уголовное  законодательство не предусмотрело  квалификацию содеянного согласно указанным  критериям. Может возникнуть вопрос о моменте появления у роженицы умысла на совершение убийства. Чтобы  раскрыть данный вопрос необходимо уточнить, является ли наличие умысла следствием выше оговоренных «особых» состояний женщины из-за физиологических родов.

Законодательство ничего не разъясняет по данному поводу и не учитывает  момент возникновения умысла в качестве квалифицирующего критерия.

Информация о работе Состав преступления