Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 17:15, курсовая работа
Целью данной работы является уголовно-правовое исследование института приготовления к преступлению.
Введение
Глава.1. История развития института приготовления к преступлению
Глава.2. Формы приготовления к преступлению в современном законодательстве
Глава.3. Актуальность и значение наказуемости за приготовление к преступлению
Заключение
Список литературы
Под приисканием участников понимается вербовка исполнителей и пособников для последующего криминального деяния. Лицо непосредственно подбирает соучастников для совершения преступления. В данном случае имеет смысл говорить о том, что преступление по тем или иным причинам не было доведено до конца, прерываясь на стадии разработки условий для совершения. При этом способами приискания могут быть уговор, угрозы, обещания совместного обогащения, шантаж и др. Лицо, которому по не зависящим от него обстоятельствам не удалось склонить других лиц к совершению преступления, несет уголовную ответственность за приготовление (неудавшееся подстрекательство).
Под сговором законодатель понимает организацию группы лиц, заранее договорившихся о совместном совершении конкретного преступления. Сговор касается преступления в целом, а не отдельных его деталей по сокрытию, допустим, следов преступления, транспортировке и сбыту похищенного и т. п. Признаками, позволяющими отнести сговор к приготовлению, можно назвать:
Сговор
является логическим продолжением предыдущей
формы — приискания участников.
Они образуют, два этапа одной
и той же формы. Сговор уголовно наказуем,
и если преступление по тем или
иным причинам не было доведено до конца,
то содеянное расценивается как
приготовление к
Более того, многие разновидности приготовительных действий могут образовывать самостоятельный и оконченный состав преступления. Например, вербовка наемников — ст. 359 УК, планирование и подготовка агрессивной войны — ст. 353 УК, создание устойчивой вооруженной группы (банды) — ст. 209 УК и т. д. В этих случаях, имея в виду чрезвычайно высокую общественную опасность организаторской деятельности, законодатель переносит окончание преступления на стадию приготовления и конструирует как усеченные составы.
Под иным умышленным созданием условий понимаются все остальные действия, которые не охватываются вышеописанными действиями, но которые тоже делают это преступление реально возможным. Например, установление времени прихода намеченной жертвы домой, обычного маршрута его движения и др. Установить полный перечень этих форм просто не представляется возможным19.
Специфической
разновидностью приготовления к
преступлению является направление
преступника к месту совершения
преступления, разумеется, при доказанности
цели совершения преступления. По крайней
мере, по делам о групповых
Еще
одной специфической формой приготовления
к преступлению можно считать
получение необходимой
Получение необходимой информации в ряде случаев может образовывать оконченное преступление. Так, собирание сведений о частной жизни лица, составляющих личную или семейную тайну (ст. 137 УК РФ) образовывает окончательное преступление20.
Дореволюционные правоведы, в частности Н.С. Таганцев, относили к приготовительным действиям и действия, подготавливающие возможность уклонения лица от уголовной ответственности за совершение задуманного им преступления (например, приобретение парика, накладных усов и др. Для изменения внешности).
Приготовление может совершаться как одним действием, например изготовлением отмычки для отпирания замка, так и целой системой действий. Например, приготовление к подделке денежных знаков может заключаться в изготовлении клише, подборе бумаги, красителей, вербовке соисполнителей для выпуска фальшивых купюр в обращение.
По
времени приготовительные действия
предшествуют преступлению. Временной
промежуток может быть различным: от
нескольких месяцев до нескольких минут
перед общественно опасным деянием. Место
совершения подготовительных действий
может не совпадать с местом преступления;
иногда они могут находиться на значительном
расстоянии друг от друга21.
Глава 3. Актуальность и значение наказуемости за приготовление к преступлению
Предыдущие уголовные кодексы исходили из принципа наказуемости приготовительных действий к любому преступлению. В судебной практике случаи осуждения за приготовление к преступлению встречались редко, что вполне объяснимо отдаленностью приготовительных действий от окончания преступного посягательства и в связи с этим незначительной степенью их общественной опасности. Кроме того, на практике приготовление обычно трудно доказать, так как совершение приготовительных действий само по себе не всегда еще свидетельствует о преступном намерении лица, их совершившего. По УК РФ уголовная ответственность за приготовление к преступлению ограничена кругом тяжких или особо тяжких преступлений (ч.2 ст. 30 УК РФ).
Важно
отметить, что отнесение готовящегося
преступления к тяжкому или особо
тяжкому еще не предрешает вопроса
об уголовной ответственности за
приготовление к преступлению. Так
как объективно приготовление и
к этим преступлениям вполне может
подпадать под ч. 2 ст. 14 УК РФ, устанавливающую,
что не является преступлением действие
или бездействие, хотя формально
и содержащее признаки какого-либо
деяния, предусмотренного настоящим
Кодексом, но в силу малозначительности
не представляющее общественной опасности,
то есть не причинившее вреда и
не создавшее угрозы причинения вреда
личности, обществу или государству.
Такая малозначительность применительно
к приготовлению к преступлению
может выразиться либо в малозначительности
самих приготовительных действий, либо
их значительной отдаленности во времени
от последующего покушения на преступление
или доведения преступления до конца.
Например, жена покупает утюг, в будущем
когда-нибудь предполагая что он
ей может понадобиться не только
по назначению, но и как орудие для
убийства
нерадивого
мужа-пьяницы. Формально эти действия
вполне могут быть отнесены к разновидности
умышленного создания условий для
совершения убийства в виде приобретения
орудия совершения преступления. Однако
трудности исполнения такого намерения
и отдаленность этих действий от непосредственного
исполнения задуманного преступления,
отсутствие непосредственной опасности
для потерпевшего дает основание
рассматривать эти действия как
малозначительные, не представляющие
общественной опасности. Существуют трудности
доказывания
Состав
приготовления к преступлению имеет
самостоятельную уголовно-
При приготовлении к
Любые приготовительные к
Дискуссионным является вопрос о форме совершения данной стадии преступления. По этому поводу существует 2 точки зрения. В комментарии к Уголовному кодексу РФ под редакцией А.В. Наумова говорится: «С объективной стороны приготовление к преступлению характеризуется также тем, что оно может быть совершено только путем действия. Это вытекает и из законодательного определения приготовления к преступлению (ч. 1 ст. 30 УК), так как уголовный закон перечисляет лишь активные формы данной стадии совершения преступления. Очевидно, что ни одна из этих форм преступного поведения не может быть осуществлена путем бездействия»22.
Однако профессор Б.В. Яцеленко в учебнике по уголовному праву под редакцией А. И. Рарога утверждает, что «Реже приготовление выражается в бездействии, например, кассир, уходя с работы, оставляет незапертым сейф для последующего совершения кражи его соучастниками».
Специфика объективной стороны состоит в том, что преступление при этом не было доведено до конца по независящим от лица обстоятельствам. В этом случае нужно обратить внимание на 2 момента:
С субъективной стороны приготовление к преступлению, как уже отмечалось, характеризуется умышленной виной, причем в виде прямого умысла.
Приготовление к преступлению квалифицируется по статьям Особенной части УК, предусматривающим ответственность за готовящееся преступление, и ст. 30 УК РФ. В случаях, если приготовительные действия образуют самостоятельный состав преступления, требуется их дополнительная квалификация по ст. Особенной части, предусматривающей ответственность за это преступление (например, в случае хищения ядовитых веществ для совершения убийства уголовная ответственность будет наступать за кражу (ст. 158 УК РФ) с присовокуплением срока за приготовление к убийству).
При назначении наказания за приготовление к преступлению суд исходит из общих начал назначения наказания (ст. 60 УК РФ) и учитывает особенности назначения наказания за неоконченное преступление (ст. 66 УК РФ). При этом учитываются обстоятельства, в виду которых преступление не было доведено до конца.
С учетом того, что приготовление является первым этапом к совершению преступления и считается менее опасным действием по отношению к покушению на преступление, закон предусматривает и более мягкое наказание по сравнению с наказанием за покушение на преступление или оконченное преступление.
Срок или размер наказания за приготовление к преступлению не может превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части за оконченное преступление.