Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2015 в 12:21, реферат
В современный период проблема обеспечения безопасности дорожного движения является одной из первоочередных в уголовной политике России. Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий показывает ежегодное увеличение тяжести их последствий и количества пострадавших. Среди них особую опасность представляют преступные нарушения правил дорожного движения, влекущие причинение вреда здоровью и жизни граждан. Из общего количества дорожно-транспортных происшествий, каждое третье является преступлением, что подтверждается статистическими данными.
Введение
Основная часть
1. 1. Понятие и общая характеристика дорожно-транспортных преступлений
2. Преступления, связанные с использованием транспортных средств
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Понятие иных самоходных машин в уголовном законе и указанном постановлении не раскрывается. В судебной практике под иными самоходными машинами понимаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, автопогрузчик, комбайны и др.). Все эти самоходные машины рассматриваются как транспортные средства только во время их движения по улицам и дорогам. В случае же нарушения правил эксплуатации таких машин при непосредственном выполнении ими производственных работ (посевных, строительных, дорожных, погрузке или разгрузке транспорта) ответственность наступает по иным статьям УК.
Особенностью дорожно-транспортных преступлений является то, что вред личности или имуществу причиняется в основном при нарушении правил использования источников повышенной опасности и потерпевшие, как правило, случайные люди.
Диспозиции дорожно-транспортных преступлений являются бланкетными, специфика которых заключается в том, что для их правильного применения необходимо обратиться к другим нормативным актам, раскрывающим суть конкретных нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспорта. К числу таких нормативных актов относятся Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правила дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090.
В случаях, когда нарушаются другие специальные правила (правила техники безопасности или иные правила охраны труда) во время движения транспортного средства, то содеянное должно квалифицироваться не по статьям уголовного закона о дорожно-транспортных преступлениях, а по другим статьям, предусматривающим ответственность за посягательство на жизнь и здоровье людей, за нарушение правил охраны труда и т.п.
По справедливому утверждению Ю.А. Красикова транспортные преступления обладают специальной, смешанной противоправностью. Это требует от правоприменителя знаний специальных правил поведения на транспорте, умения точного описания в процессуальных документах состава их конкретного нарушения. Признавая лицо виновным в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, суд обязан указать в приговоре, какие правила были нарушены, и в чем выразилось это нарушение.
Дорожно-транспортные преступления в известном смысле можно рассматривать как административные проступки, отягощенные наступлением преступных последствий. Более высокая степень их общественной опасности по сравнению с аналогичными административными правонарушениями служит главным критерием их разграничения.
Составы дорожно-транспортных преступлений относятся к числу материальных составов, они считаются оконченными с момента наступления общественно-опасных последствий. Уголовная ответственность за их совершение в отличие от административной наступает не за сам факт нарушения действующих правил, а за такое нарушение, которое повлекло за собой причинение значительного физического вреда здоровью граждан.
Дифференциация уголовной ответственности за дорожно-транспортные преступления обусловлена тяжестью причиненного вреда здоровью потерпевшего и количеством погибших в результате этих нарушений. В качестве преступных последствий законодатель предусматривает причинение тяжкого вреда здоровью (ч.1 ст. 264, ч.1 ст. 266, ч.1 ст. 267, ч.1 ст. 268 УК), либо смерти одному человеку (ч.3 ст. 264, ч. 2 ст. 266, ч. 2 ст. 267, ч. 2 ст. 268 УК), либо смерти двум или более лицам (ч. 5 ст. 264, ч. 3 ст. 266, ч. 3 ст. 267, ч. 3 ст. 268 УК).
В современной редакции дорожно-транспортных преступлений отсутствует указание на последствие в виде крупного ущерба. Это оценочное понятие, криминализировавшее в старой редакции Уголовного кодекса нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспорта вызывало определенные трудности в уяснении его содержания и квалификации содеянного.
В современном уголовно-правовом понимании причинение материального ущерба в неосторожных преступлениях, к числу которых относятся дорожно-транспортные посягательства, не достигает той степени общественной опасности, которая свойственна преступлению. Представляется правильным признание преступными лишь тех дорожно-транспортных нарушений, которые причинили значительный физический вред интересам личности.
В то же время по справедливому утверждению Э.Ф. Побегайло, декриминализировав причинение вреда здоровью средней тяжести по неосторожности в преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, законодатель отступил от требований концепции уголовной политики о всемерной охране здоровья человека, что не согласуется с криминологическими реалиями. Такая непродуманная и социально необоснованная декриминализация серьезно ущемляет права и интересы потерпевших, снижает эффективность уголовно-правовых средств борьбы с дорожно-транспортной аварийностью.
Важным в оценке объективной стороны дорожно-транспортного преступления является вопрос о наличии причинной связи между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспорта и наступившими последствиями в виде тяжкого вреда здоровью или смерти граждан. Установление такой связи на практике может вызывать определенные трудности, обусловленные тем, что последствия могут являться следствием совместных действий нескольких участвующих в дорожном движении лиц. В таких случаях необходимы дифференциация ответственности и справедливость юридической оценки действий каждого участника дорожного движения.
Субъективная сторона дорожно-транспортных преступлений характеризуется неосторожной виной: лицо предвидит возможность наступления вредных последствий (тяжкого вреда здоровью человека или смерти), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит эти последствия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
Особенностью субъективной стороны рассматриваемых преступлений является неосторожное отношение виновного к последствиям. Если по делу установлено, что причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерти охватывалось умыслом виновного, содеянное следует рассматривать как умышленное преступление против здоровья человека.
Субъектом дорожно-транспортных преступлений может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обладающее в большинстве случаев признаками специального субъекта. Это могут быть лица, выполняющие работу на транспорте или занимающие должность в системе транспорта, обязанные обеспечить сохранность жизни, здоровья граждан.
Исключение составляют ст. 267 и ст. 268 УК, в которых субъектами могут быть пешеходы, пассажиры и другие лица. За умышленное приведение в негодность транспортных средств (ст. 267 УК) ответственность установлена с 14 лет.
На основе субъективных и объективных признаков дорожно-транспортные преступления можно условно разделить на две группы: преступления, связанные с использованием транспортных средств (ст. 264, 266 УК) и иные дорожно-транспортные преступления (ст. 267, 268 УК).
Таким образом, результаты изучения норм уголовного законодательства о дорожно-транспортных преступлениях и практики их применения позволили выявить существующие особенности их законодательного оформления, влияющие на их квалификацию, отграничение от смежных составов дорожно-транспортных правонарушений, дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести наступивших последствий. Специфика рассматриваемых преступлений, обусловившая выделение норм об ответственности за них в самостоятельную главу, заключается в том, что все они совершаются в определенной сфере деятельности как результат взаимодействия человека с транспортным средством. Они имеют много общего в признаках объективной и субъективной сторон, совершаются при непосредственном использовании или соприкосновении с источниками повышенной опасности, при обращении с которыми требуется точное и неуклонное соблюдение всех правил, обеспечивающих безопасность их функционирования
Обязательным условием безопасного функционирования транспорта является соблюдение соответствующих правил всеми участниками движения. В транспортном потоке их действия взаимосвязаны, и каждый рассчитывает на строго определенное поведение других лиц (водителей, пешеходов и пр.), в связи с чем координирует свои действия. Нарушение установленных правил любым участником движения может привести к причинению тяжкого вреда здоровью или гибели людей и как следствие этого – привлечению виновного к уголовной ответственности.
Как все нормы, регламентирующие преступления, сопряженные с нарушением конкретных правил, изучаемые нормы ст. 264, 266 УК РФ, тоже носят бланкетный характер
Законодатель унифицировал нормы о вышеуказанных дорожно-транспортных преступлениях, сконструировав их в зависимости от тяжести их последствий. Последствия выступают обязательным признаком преступлений, предусмотренных ст.ст. 264 и 266 УК РФ. Это причинение тяжкого вреда здоровью (части 1 ст.ст. 264 и 266 УК), смерть человека (ч. 3 ст. 264 и ч.2 ст. 266 УК), смерть двух или более лиц (ч.5 ст. 264 и ч. 3 ст. 266 УК). Тем самым был использован единый критерий оценки степени тяжести последствий: причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Такая позиция представляется не вполне обоснованной, поскольку «специфика подавляющей части транспортных преступлений состоит в том, что в силу множественности факторов, воздействующих на поведение преступника, вредные последствия носят, как правило, ситуативный и во многом случайный характер и, кроме того, не всегда адекватны степени тяжести нарушения соответствующих правил».
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта (ст. 264 УК РФ)
Высокая степень опасности этого преступления определяется тем, что лицо, имеющее дело с источником повышенной опасности, не выполняет должным образом правила, обеспечивающие безопасное его функционирование (движение и эксплуатацию), в результате чего причиняется вред здоровью и жизни людей.
Водитель транспортного средства – это центральное лицо дорожно-транспортного происшествия. От его водительских навыков, соблюдения предписанных правил, быстроты реакции и прочих субъективных качеств зависит наступление или ненаступление аварийной ситуации.
Объективная сторона данного преступления предполагает, прежде всего, нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством.
Нарушение правил выражается в невыполнении или ненадлежащем их выполнении посредством действия или бездействия лица, управляющего транспортным средством. По своему характеру такие нарушения могут быть самыми разнообразными: превышение установленной скорости движения, неправильный обгон других транспортных средств, проезд перекрестка при запрещающем сигнале, невыполнение требований дорожных знаков и многое другое. В целях установления факта нарушения и его правильной и законной оценки необходимо проведение автотехнической экспертизы.
Принципиального значения для констатации факта нарушения правил, форма деяния не имеет. Потому что ее в этом случае нельзя искусственно отрывать от наступивших последствий, иначе есть опасность объективного вменения либо ошибочной квалификации деяния как преступления вместо административного правонарушения
Наиболее распространенным нарушением Правил дорожного движения, совершаемым лицами, управляющими транспортными средствами являются наезды на пешеходов и велосипедистов. Они составили более 61% от общего числа дорожных происшествий.
Исследование правоприменительной практики о дорожно-транспортных преступления показало, что к числу распространенных нарушений правил, влекущих тяжкие последствия относятся нарушения скоростного режима, нарушение правил обгона и маневрирования, выезд на полосу встречного движения, управление транспортом в нетрезвом состоянии, неправильный выбор дистанции, несоблюдение очередности проезда перекрестков, эксплуатация технически неисправных транспортных средств и др.
К видам нарушения правил эксплуатации относится эксплуатация технически неисправных транспортных средств, нарушение правил перевозки пассажиров и грузов, управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также в болезненном или утомленном состоянии и т.д. Важно только учитывать, что ответственность по ст. 264 УК РФ наступает за такое нарушение правил эксплуатации, которое находится в тесной связи с обеспечением безопасности движения.
Примечательно, что в диспозиции ст. 264 УК РФ законодатель четко отделил союзом «или» правила дорожного движения от правил эксплуатации транспортных средств, но при этом подчеркнул, что вменить нарушение этих правил можно лишь лицу, «управляющему механическим транспортным средством». Это означает, что нарушение одних лишь правил эксплуатации без управления самим транспортным средством лежит за рамками данного состава преступления.
Другим обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК является преступное последствие - причинение тяжкого вреда здоровью человека.
В ч. 3 ст. 264 УК РФ предусмотрена ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а в ч. 5 ст. 264 УК – за деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
По справедливому утверждению В.В. Лукьянова вина водителя в совершении дорожно-транспортного преступления заключается в нарушении правил дорожного движения, создающем аварийную обстановку. Следовательно, обвинение в совершении преступления не может быть связано с таким нарушением правил дорожного движения, которое не создавало аварийной обстановки
Непременное условие ответственности по ст. 264 УК - причинная связь между указанными в уголовном законе нарушениями правил и наступившими общественно опасными последствиями.
В случаях, когда дорожно-транспортное происшествие повлекло наступление последствий, предусмотренных несколькими частями ст. 264 УК РФ, но составляющих одно преступление, деяние виновного следует квалифицировать по той части статьи, которая предусматривает ответственность за наиболее тяжкие из наступивших последствий. По совокупности преступлений деяния с указанными различными последствиями должны квалифицироваться лишь в тех случаях, когда они совершены в разное время и наступившие последствия явились результатом нескольких взаимно не связанных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
Информация о работе Преступления, связанные с использованием транспортных средств