Понятие преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 18:19, реферат

Описание работы

1. Понятие преступления как основной категории российского уголовного права, его социальная сущность. Соотношение понятий «преступление» и «преступность». Исторически изменчивый характер круга преступных деяний. Материальное и формальное определения преступления в истории российского уголовного права.

Файлы: 1 файл

Тема.docx

— 30.79 Кб (Скачать файл)

Тема «Понятие преступления»

Вопросы к семинару

1. Понятие преступления как основной категории российского уголовного права, его социальная сущность. Соотношение понятий «преступление» и «преступность». Исторически изменчивый характер круга преступных деяний. Материальное и формальное определения преступления в истории российского уголовного права.

 

Преступление представляет собой виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). В понятии преступления по действующему законодательству отражается фундаментальное положение римского права о том, что «никто не несет от¬ветственность за мысли». Поэтому юридическим фактом в уголовном праве является деяние, т.е. конкретное поведение определенного человека (лиц). Именно с уголовно значимым поведением лица связывается возникновение и развитие собственно уголовного правоотношения. При этом главным до¬стижением УК РФ стал отказ от доктрины «классовой» сущности преступно¬го посягательства.

Деянием признается осознанный волевой акт поведения человека: лицо должно понимать фактический характер своих действий (осознан-ность деяния) и свободно выбирать вариант своего поведения (добро-вольность деяния).

Отсутствие любого из этих признаков исключает преступность деяния. Так, например, добровольность деяния причинителя вреда отсутствует, если лицо подвергалось с чьей-либо стороны физическому или психическому принуждению (ст. 40 УК РФ). Осознание фактического характера своего по¬ведения может исключаться, если лицо введено в заблуждение.

Внешне деяние выражается в совершении каких-либо телодвижений (в том числе мимика, жесты). Человек не подлежит ответственности за реф-лекторные или инстинктивные действия, представляющие собой телодвиже¬ния, но лишенные произвольного характера.

В доктрине и судебной практике прочно укоренилось правило, согласно которому преступные мысли, настроения, даже замысел совершить преступ¬ление, хотя бы высказанные в той или иной форме и ставшие известными посторонним (так называемое обнаружение умысла), сами по себе не влекут уголовной ответственности.

Уголовно значимый акт поведения всегда уникален, он имеет только ему присущие временные и пространственные характеристики.

В ч. 1 ст. 14 УК РФ содержится формально-материальное определение преступления, раскрываемое через его признаки. По существу, действующее законодательное определение преступления представляет собой своеобраз¬ный компромисс между учениями о преступлении, разработанными «клас¬сической» и «социологической» школами уголовного права.

Преступление, как и любое иное поведение человека, выражается в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Внутренняя сторона поведения состоит из его осознания субъектом и воли, т. е. способности избиратель¬но реагировать на внешние факторы, стремиться к осуществлению опре-деленной цели, преодолевать внешние и внутренние препятствия. В уго-ловном законе выражение воли определяется такими понятиями, как «желание», «сознательное допущение», «безразличие».

Преступное деяние, будучи разновидностью человеческих поступков, прежде всего должно обладать всеми признаками последних в психологи-ческом смысле. В психологии поведением называется социально значи¬мая система действий человека, отдельные поведенческие действия назы¬ваются поступком, если они соответствуют общепринятым нормам поведения, и проступком, если не соответствуют этим нормам.

Психологически всякое человеческое действие или бездействие обла-дает мотивированностью, т. е. вызывается теми или иными побуждениями либо системой их (корыстью, ревностью и пр.), и целенаправленнос¬тью, предвидением результатов своего поведения. Мотивированность и целенаправленность поведения обеспечивают свободу воли лица, т. е. сво-боду выбора по крайней мере между двумя вариантами поведения. В пре-ступном поведении лицо выбирает между антисоциальным и правомер-ным, как минимум непреступным, поведением.Мысли, психические процессы, убеждения, их выражение вовне, несмо¬тря на их возможный негативный характер, преступлениями не являются.

 

2.Признаки преступления и их содержание: общественная опасность, уголовная противоправность, виновность, наказуемость, деяние. Преступление и малозначительное деяние. Криминализация и декриминализация деяний.

 

2. ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

Признаками преступления являются общественная опасность, проти-воправность, виновность и наказуемость.

1. Общественная опасность - это свойство деяния причинить  или соз¬дать реальную угрозу причинения вреда охраняемым уголовным законом отношениям и интересам. Общественная опасность - материальный при¬знак преступления, от которого во многом зависит криминализация деяния, т.е. его официальное признание преступлением. При этом советская док¬трина традиционно и однозначно исходила из того, что общественная опас¬ность - основополагающий признак преступления, а все остальные призна¬ки преступления объявлялись производными от нее.

Качественный признак общественной опасности - ее характер, завися¬щий от важности охраняемого общественного отношения или интереса, на который посягает деяние. Так, например, преступления против жизни и здо¬ровья личности всегда более опасны по своему характеру, чем против собст¬венности, в силу того что интересы жизни и здоровья являются несоизме¬римо более ценным юридическим благом по сравнению с интересом собст¬венности.

Количественный признак общественной опасности — ее степень, зави¬сящая от характера воздействия различных преступлений на одни и те же охраняемые отношения. Степень общественной опасности преступления мо¬жет зависеть от способа совершения посягательства (формы хищений), фор¬мы вины (убийство и причинение смерти по неосторожности), тяжести пос¬ледствий (виды вреда здоровью) и т.д.

Характер и степень общественной опасности преступления имеют опре¬деляющее значение при выделении категорий самих преступлений, установ¬лении исключающих преступность деяния обстоятельств, решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности или наказания, определе¬нии вида и размеров наказания, истечения срока судимости.

Общественная опасность представляет собой важнейшую категорию преступного деяния. Исходя из этого в иерархии признаков преступления общественная опасность занимает первое место.

Общественная опасность – свойство деяния, свидетельствующее о вреде как итоге любого преступления. Общественную опасность поэтому можно определить как вредность деяния для личных или общественных интересов.

По своему характеру общественная опасность – объективное свойство преступного деяния. Разумеется, общественная опасность присуща преступлению, т. е. порицаемому акту человеческого поведения. Как разновидность человеческого поведения, преступление носит субъективный отпечаток. Отсюда можно сделать вывод, что и общественная опасность – категория объективно-субъективная. Такой вывод содержится в ряде работ по уголовному праву. В данной связи возникает вопрос, носящий в настоящее время полемический оттенок – можно ли считать личность преступника составляющей общественную опасность? Если исходить из систематического толкования современного уголовного закона, то, действительно, возможно прийти к суждению о личности преступника как одном из элементов, образующим общественную опасность.

Так, лицо может быть освобождено от уголовной ответственности вследствие изменения обстановки (ст. 77 УК РФ), если будет признано, что оно перестало быть общественно опасным. Однако, учитывая субъективный фактор преступления, надо иметь в виду, что понятие преступление, которое характеризует само явление, состоит из совокупности признаков, присутствующих в преступлении в неразрывном единстве. Некоторые эти признаки субъективны – виновность, часть объективна – общественная опасность. Исследуя самостоятельные свойства преступного деяния, мы намеренно разделяем их единство исключительно в целях более эффективного изучения предмета познания. Разрывая таким образом признаки преступления, анализируя каждый из них в отдельности, мы не должны смешивать отдельный признак преступления с самим многогранным понятием. Если лицо освобождают от уголовной ответственности, потому что оно впервые совершило небольшой или средней тяжести преступление, то данное обстоятельство свидетельствует лишь о том, что такое лицо нецелесообразно наказывать, когда по прошествии определенного времени изменилась обстановка и лицо показало себя с хорошей стороны. В этом случае наказание может превратиться в бессмысленную месть.

Общественная опасность – категория объективная и не зависит от личностных свойств преступника. Она ориентирована, прежде всего, на те ценности, которым преступлением причиняется вред.

Большая или меньшая общественная опасность деяния зависит от объекта посягательства главным образом, т. е. от тех общественных отношений, которые нарушаются в результате преступного посягательства. Значимость общественной опасности в контексте преступления дает законодатель. Следовательно, криминализация деяния – это процесс оценки его с точки зрения вредности для общества. Законодатель, признавая деяние как общественно опасное, исходит (или должен, по крайней мере, исходить) не из собственных амбиций или политических пристрастий, а из сущностной характеристики деяния как способного причинить вред личным или общественным интересам. Если деяние противоречит нормальным условиям существования общества, вступает с общественным прогрессом в антагонистическое противоречие, следовательно, оно должно считаться общественно опасным и как таковое получить законодательную оценку в виде запрещающей правовой нормы.

Объективное свойство общественной опасности означает, что она существует вне зависимости от того, каковы личностные свойства субъекта и даже вообще от существования субъекта. Так, убийство всегда останется общественно опасным деянием вне зависимости от того, совершил его человек с отличной характеристикой или патологический изверг. Характеристика личности преступника учитывается судом при назначении наказания, но общественная опасность деяния от нее ни в коей мере не зависит.

В литературе считается, что на общественную опасность влияют признаки субъекта преступления, такие, например, как должностное положение лица (гл. 30 УК РФ), отношение к воинской обязанности (гл. 3 УК РФ) и т. п. Например, взяточничество – исключительно должностное преступление. Недолжностное лицо не может быть осуждено за взятку. Из такого положения можно сделать вывод, что свойства субъекта действительно влияют на общественную опасность деяния. Однако следует иметь в виду, что любое преступление, которое совершается специальным субъектом (должностное лицо, военнослужащий и т. п.), опасно вовсе не потому, что оно совершено наделенным особыми полномочиями лицом, а потому, что посягает на соответствующие сферы общественных отношений. Общественная опасность деяния в таких ситуациях повышается в связи с тем, что субъект, наделенный определенными служебными или профессиональными возможностями, посягает на значимые социальные связи, дискредитируя соответствующие отношения и нанося им таким образом вред.

Если признать, что общественная опасность повышается в результате того, что субъект совершил преступление, будучи наделенным специальными полномочиями, тогда любой специальный субъект, например должностное лицо, становится субъектом потенциально повышенного риска. Придание свойствам субъекта преступления качеств, влияющих на общественную опасность деяния, легко может привести к нигилистическому суждению (в принципе в большей части оправданному историей России) о том, что, к примеру, должностной пост сам по себе криминогенен. Если субъект стал должностным лицом, то он уже превратился в потенциального носителя общественной опасности. В действительности это не так. Не субъект создает общественную опасность, а вред, который является объективным итогом деяния. Должностное лицо может совершать сколько угодно порицаемых поступков. Но пока они не причинили вред, сопоставимый с вредом преступления, общественная опасность преступного деяния исключена. Иллюстрацией изложенного может служить такое должностное преступление, как получение взятки (ст. 290 УК РФ). В качестве предмета взятки могут выступать любые блага, нуждающиеся в оплате (официально). Однако в том случае, если таковые блага переданы должностному лицу и при этом их стоимость не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, они не считаются взяткой, а рассматриваются как правомерное дарение (ст. 575 ГК РФ). Таким образом, общественная опасность получения взятки зависит не от свойств субъекта, а от объективных параметров деяния, которые влияют на причиненный преступлением вред .

Мера общественной опасности зависит прежде всего от тех ценностей, которым преступление причиняет вред. Так, по характеру общественной опасности превалируют преступления против жизни и здоровья граждан. Именно поэтому гл. 1 Особенной части УК РФ посвящена данным преступным деяниям. Помимо ценности общественных отношений, которым преступление причиняет вред, общественная опасность деяния определяется и другими объективными параметрами – местом, временем совершения преступления, совершением преступления в группе, обстановкой совершения преступного деяния, признаками, свидетельствующими о возможности причинения большего вреда объекту в результате повышенной интенсивности или дерзости посягательства. Например, разбойное нападение с использованием оружия или кража, совершенная с проникновением в помещение.

Все преступления различаются между собой по характеру и степени общественной опасности. Характер общественной опасности, качественная характеристика деяния, которая зависит главным образом от ценностей, которым преступлением причиняется вред. Характер общественной опасности оказывает влияние на построение глав Особенной части УК.

Характер общественной опасности деяния – некое родовое образование, которое фиксирует направленность преступного посягательства. Так, все преступления, направленные на лишение человека жизни, одинаковы по характеру общественной опасности (ст. 105 - 110 УК). Их суть заключается в том, что в результате посягательства человек (потерпевший) лишается самого основного блага – жизни.

В Постановлении № 40 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 1999 г. «О практике назначения судами уголовного наказания» сказано, что «характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины и отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории преступлений (статья 15 УК РФ)». Представляется, однако, что в части, последующей за объектом преступления, пленум допустил ошибку. Если характер общественной опасности - родовое явление, свидетельствующее о посягательстве на один объект, то форма вины здесь ни при чем. Для характера опасности противоправного лишения жизни безразлично, с умыслом или по неосторожности совершено такое деяние. В любом случае вред причиняется одному объекту - жизни человека. Что касается отнесения деяния к той или иной категории преступлений, то это зависит от санкции, которая, в свою очередь, также ориентирована на ценность объекта.

Характер общественной опасности позволяет сгруппировать преступления одной направленности в единую иерархическую систему, которая и лежит в основании построения Особенной части УК РФ по разделам и главам. В одном разделе или в одной главе Особенной части УК может быть несколько родовых образований, одинаковых по характеру общественной опасности. Так, раздел 9 УК предусматривает два рода посягательств – общественная безопасность и общественный порядок; гл. 16 также имеет в виду два родовых образования преступлений – преступления против жизни и преступления против здоровья.

Информация о работе Понятие преступления